Описание лабораторной установки
Лабораторная установка (рис. 16) состоит из асинхронного коллекторного электродвигателя, навалу которого закреплен 4-х лопастной ротор 4. Ротор 4 находится в цилиндрической корпусе, нижняя часть которого представляет собой направляющий аппарат 6, определяющий направление вылета дроби. Дробь направляется в камеру очистки 2, где находится образец 1. С помощью устройства 5 осуществляется изменение потока дроби из воронки 3 па ротор и далее на образец. Время обработки образца определяется количеством дроби, поступившей в воронку загрузочного устройства (одна мерка соответствует однократной обработке на реальной установке). Для снижения шума при проведении обработки установка закрыта толстостенным деревянным корпусом 7. В камере имеется отверстие 8, закрытое пробкой для удаления продуктов коррозии и отработанной дроби. Порядок выполнения работы 5.1. Ознакомиться со стандартом НСО 8501-1ю1988, регламентирующим очистку стали па ССП. Получить у преподавателя образец для очистки и по стандарту оцепить его состояние. Установить образец в камеру очистки и закрыть кожух. Включить электродвигатель, дать набрать ему рабочие обороты и засыпать в загрузочное устройство порцию дроби. 5.5. После окончания обработки отключить установку, вынуть образец и оценить качество очистки. При необходимости обработку повторить. Удалить из камеры отработанную дробь и продукты очистки. Защитить работу. 6. Контрольные вопросы Что представляет собой дробеметпая установка? Чем определяется минимальная толщина очищаемого металла? Как оценивается состояние поверхности металла до и после очистки?
Оборудование и материалы Установка для проведения дробеметпой очистки металла Образцы толстолистовою металла. Справочные материал Стандарт НСО 8501-1.1988. регламентирующий состояние поверхности стали. 49 Рис. 16. Схема дробеметаой очистки металла
^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Гидропрессовое сопряжение гребного винта и вала
Общие сведения Гидропрессовое конусное сопряжение гребного винта и гребного вала относится к неподвижному разъемному соединению (рис. 4.1). Рис.4.1. Гидропрессовое сопряжение гребного винта и вала: 1 - гайка крепления винта; 2 - ступица гребного винта; 3 -гребной вал; 4 - лопасть винта; dр ~ dм. малый диаметр конуса; dв ~ d6. большой диаметр конуса Данное сопряжение осуществляется путем напрессовки ступицы гребного винта (охватывающей детали) на конус гребного вала (охватываемой детали). Приложенный к гребному винту крутящий момент М кр 0 т главного двигателя обусловливает упор винта, действующий на корпус судна (при заднем ходе эта сила меняет знак и стремится сдвинуть винт с гребного вала). В результате напрессовки гребного винта на вал на сопрягаемых конусных поверхностях ступицы и вала возникают удельные контактные давления, которые приводят к появлению сил трения в данном сопряжении, а последние обеспечивают передачу крутящего момента. 32 При совместном действии упора Р и крутящего момента М кр величина удельных контактных давлений определяется по формуле: '1 -М. л2 v d CP 32 .2 (41) где dCp - средний диаметр конусного сопряжения, равный полусумме большого и малого диаметров конуса ступицы (вала), м; I - длина ступицы; / - коэффициент трения: сталь по стали - 0,15... 0,2; бронза по стали - 0,17. Значения упора Р и крутящего момента М кр определяются по следующим формулам: P = Kl -р-п1 - D4 rB, Н, (4.2) МКР=Кг-р-п ■ DrB,Нм, (4.3)
где Kj и К2 - соответственно коэффициенты упора и крутящего момента, значения которых приведены в табл. 4.1; р =1,04 т/м 3 - плотность морской воды; п - число оборотов гребного винта, с1; DrB - диаметр гребного винта, принимаемый в пределах от 1,5 до 3,0 м. Таблица 4.1 Значения коэффициентов Ki и К2 при скорости судна равной 12 узл
Значение контактных удельных давлений определяется по формуле: Величина натяга 5 складывается за счет увеличения внутреннего диаметра ступицы и уменьшения наружного диаметра вала при силовом перемещении ступицы по конусу вала и определяется как : Р К ' ^СР С/т С п -^ + -4, мкм, \Е СТ Е/ где Ест и Ев - модуль упругости материала соответственно ступицы гребного винта и гребного вала: для стали значение Ест =20-104 МПа, для бронзы Ев=П-104 МПа. Значения Сет и Св определяются соответственно по формулам: _ D2 CT+ d2 CP с _ d2 CP + dp Lcr - П2 _,2 +^2, т 2 J2 ист аСР аср а0 где DCT - наружный диаметр ступицы, м; d-о - диаметр сверления гребного вала (в нашем случае d0 =о); и ц2 - коэффициенты Пуассона соответственно для стали - 0,3, для бронзы - 0,25. Предварительно производится притирка сопрягаемых конусных поверхностей с контролем на краску - не менее I...2 пятен на Т см2. Затем гребной винт плотно насаживают на конус вала, при этом происходит смятие микронеровностей сопрягаемых поверхностей, вследствие этого происходит увеличение полученного ранее натяга 8 на величину Дь определяемую по формуле: Д, ~ 1,2 • (hcr + hB) ; мкм, (4.5) где Ьст - высота микронеровностей внутренней поверхности ступицы, принимаемая в пределах - 10.... 6,3 мкм; Ьв - высота микронеровностей конуса гребного вала в пределах 3,2...1,бмкм. Расчетное значение гарантированного натяга равно ArAp=A+8i мкм. Помимо этого происходит деформация сопрягаемых поверхностей, которая проявляется в расширении диаметра ступицы и сжатии диаметра конуса вала и учитывается коэффициентом (3; величина последнего выбирается из табл. 4.2. 34 Таблица 4.2 Зависимость коэффициента (3 от соотношения DCT/ d0
Для нового значения натяга ArAp с учетом коэффициента р определяются удельные контактные давления в сопряжении гребного винта и вала
D' _ ^гле + Р к ~ ^ ^ \ МПа. dcp Сет Св_ V Ест Е в) Для перемещения гребного винта по конусу вала на хвостовик последнего навинчивается гайка-пресс, к которой подводится масло под давлением. Перемещение ступицы контролируется с помощью индикатора и его значение определяется по формуле: о _ ^ГАР _ АГАР К 2 ■ tga ’ (4'6) где К - значение конусности в сопряжении ступица - вал, принимаемое равным 1:10, 1:15, 1:20, 1:30, 1:50 и связанное с tga в соотношении К=1:10 - tga=0,05; К= 1:15 - tga=0,033 и т.д. Для того, чтобы облегчить процесс напрессовки винта на вал, через отверстие в — р ступице гребного винта под нее подается масло под расчетным давлением s, которое за счет деформаций сопрягаемых поверхностей обеспечивает масленый зазор между ними. Гребной винт обладает определенной массой и поэтому для его горизонтального перемещения необходимо приложить усилие, равное Q = MrB- q- f- sma, где f - коэффициент трения для гидропрессовых сопряжений, равный 0,12; d к — d,, tga = -£ — & 2-е ’ I где ^ - длина ступицы; ^Б - большой диаметр конуса; - малый диаметр конуса. 35 Цель занятия Определить давление масла, подаваемое под ступицу гребного винта, и усилие для перемещения последнего по конусу гребного вала. Пример выполнения задания 4.3.1. Исходные данные Бронзовый гребной винт диаметром £>га=1,5 м, имеющий ступицу диаметром DCT= 0,14 м, напрессовывается на стальной гребной вал диаметром rfg=0,12 м. Малый диаметр конуса гребного вала du =0,09 м, длина ступицы составляет 0,3м. Модуль упругости стали ЕСт=20-104 МПа, а бронзы - ЕБр=8-104 МПа, коэффициенты Пуассона: для стали - |ii=0,3, для бронзы - ц2=0,33. Конусность сопряжения составляет - К= 1:10. Число оборотов гребного винта - п=4,16 с4. 4.3.2. Решение Значение упора Р и крутящего момента Мкр определяются как Р = К х ■ р ■ п2 ■ D* n = 0,165 • 1,04 ■ (4,16) 2 • (1,5)4 = 14805, Н, М = К2.р ■ п1 ■ Dsn = 0,018 ■ 1,04 • (4,16)2 ■ (1,5)5 = 2426, Нм. Контактные давления на конусных поверхностях ступицы и вала соответственно Р 14805
- от упора q р f- n- dCP- t 0,2-3,14-ОД 05-0,3 от крутящего момента 2- Mgp _ 2-2426 = 0,75МПа = 0,75 • 106 Н/мг; <7„ =---------- — =--------- = 0,25МПа = 0,25 • 106 Н/м2. № f -я• dCP ■ (0,2-3,14-0,105-0,3 Суммарные контактные давления - Чсуи = = V(0,75)2 +(0,25)2 = 0,79М7а = 0,79 • 106 Н/м 2. Значения 72, т2 _ d2 CP + dzB (0,105) +0, С, = -у-------- j ~~ М\ = 2 ’ = ’ ’ где в " Диаметр сверления вала равен 0; dlP- dl 1 (0,105)2-0 - D2 t - d2 p (0,14) -(0,105) 36 Увеличение натяга за счет смятия неровностей конусных поверхностей ступицы и вала определяется по вышеприведенной формуле (4.6), при этом принимаем h)=10 мкм, h2=3,2 мкм: Д, =1,2-(A,+ AJ = 1,2-(10+ 3,2) = 15,84, мкм Гарантированный натяг - а ГАГ = А, + Яст ■ dcr ' (f + f) = °-0000158 + °>79' О.105' ) = °>000°2, М. Осевое перемещение ступицы по конусу вала - S = = 0,00002 -10 = 0,0002, м. К •Давление масла для подачи в сопряжение ступица - вал определяется по формуле: _ A +/?-A _ 0,00002 + 0,24 0,00002 = = f <мо5. 4 ср ^ Е 2) ’ U0-1O4 В-104 Усилие, создаваемое маслом в сопряжении ступица - вал и компенсирующее контактные давления, определяется как Р = рм я ■ dcr •£, = р и ■ я ■ da, —— = 35,7 • 3,14 • 0,105 • = 3.7ШШ = 3,71 ■ 106Я. cosa cos3 Для перемещения ступицы винта, обладающего определенной массой (весом), на расчетную величину необходимо приложить усилие, равное значению Q = - f- sina, где f=0,12 - коэффициент трения для гидропрессовых сопряжений; Мгв - масса гребного винта; sin а = —— ; где -1 Х - длина конусной поверхности ступицы. Вес гребного винта соответственно равен приблизительно GrB = GCT + GjjQfj — GCT + (0,6... 0,8) • Gf-: T, кГ. Бес ступицы находится по формуле: D2cT-y{dl+d2M+dE-dM) г где у - плотность материала гребного винта (для бронзы у = 7,5—-). СМ' 37 Тогда 1 Г _ 3’14 7 С 0>3 СТ ' ' W ’ А 4 cos3 (ОД 4) 2 - i • ((0,1 If + (0,09) 2 + ОД 2 ■ 0,09) = 235Я; Gj,0п = 0,6 ■ GCT = 0,6 • 235 = 141Я; GrB = 235 + 141 = 376Я. Усилие для перемещения гребного винта - Q = 376-0,12-sin3° = 2,26Я. Вывод При напрессовки гребного винта на вал необходимо создать усилие 3,71 МПа в сопряжении ступица - вал и приложить осевое усилие 2,26 Н для перемещения гребного винта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|