Понятие и назначение миссии
В условиях конкуренции предприятию не выжить без четких целевых ориентиров деятельности, которые определяют то, к чему оно стремится, чего хочет добиться. Роль миссии предприятия состоит в том, что она ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают предприятие изнутри, и тех, кто воспринимает его извне. Определяя то, для чего создано и существует предприятие, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Более того, миссия позволяет сориентировать или даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к предприятию людей интересам «внешних» людей. Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком понимании миссия (в широком понимании имеет свое название — видение) — это философия предприятия, его предназначение, смысл существования. Философия предприятия связана с определением ценностей, убеждений и принципов, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет идеальную картину того, что предприятие собирается делать, какой имидж намерено формировать, в чем будет смысл его деятельности. Философия предприятия остается практически неизменной в течение всего времени его существования, редко меняется. Предназначение же может меняться как в зависимости от глубины возможных изменений на самом предприятии, так и под воздействием изменений, происходящих во внешней среде функционирования. Примеры видения (здесь приведены примеры формулировок видения реальных предприятий).
1. Видение архитектурной мастерской: «Обеспечить человеку гармонию и комфорт, создавая неповторимый облик городам». 2. Видение производителя персональных компьютеров: «Осуществлять вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество». 3. Очень просто сформулированное видение компании Диснея: «Делать людей счастливыми». В узком понимании под миссией понимается комплекс параметров, которые определяют отличие данной фирмы от аналогичных фирм. В этом смысле миссия придает хозяйствующему субъекту оригинальность и неповторимость. Значение миссии: - субъектам внешней среды миссия дает общее представление о том, какова философия предприятия, к чему оно стремится, какие средства готово использовать в своей деятельности и т.д.; - она способствует единению внутри предприятия и созданию корпоративного духа, формированию или закреплению определенного имиджа предприятия в представлении субъектов внешней среды; - миссия помогает выработке стратегии предприятия, устанавливая направленность и допустимые границы его функционирования; - создает возможность для более действенного управления предприятием; - является базой для установления целей предприятия, так как она обеспечивает непротиворечивость набора целей; - миссия расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования, дает общий подход к распределению ресурсов предприятия и создает базу для оценки их использования. Содержание миссии определяется исходя из следующих требований: 1. В основе корпоративной миссии должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей. 2. В миссии должны быть учтены интересы субъектов, оказывающих влияние на деятельность предприятия. К ним относятся собственники предприятия; персонал; поставщики; клиенты; партнеры; органы власти и т.д. Степень отражения в миссии интересов каждого из них зависит от того, в какой сфере бизнеса работает фирма, какие размеры имеет, где расположена и т.д. Наиболее устойчивое и значительное влияние оказывают собственники, сотрудники и покупатели. Поэтому миссия предприятия должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней нашло отражение сочетание интересов этих трех групп людей.
3. Корпоративная миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и в удобной для восприятия форме. Сложные термины с трудом поддаются разъяснению и плохо усваиваются. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: - истории фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее портфель, место на рынке и стиль работы; - существующего стиля поведения собственников и менеджеров; - состояния среды обитания фирмы; - располагаемых ресурсов; - отличительных особенностей фирмы. Миссия предприятия должна включать следующие элементы: 1. Целевые ориентиры, указывающие направление деятельности предприятия, то, к чему оно должно стремиться. 2. Сферу деятельности предприятия, показывающую, какие товары оно предлагает потребителям и на каких типах рынков. 3. Моральный кодекс фирмы, определяющий традиции, обычаи, особенности корпоративной культуры. В общем смысле отражается желаемый имидж предприятия. 4. Способы осуществления деятельности предприятия: уникальность технологии производства, организации бизнес-процессов, менеджмента, компетентность персонала и прочее. Миссия обычно вырабатывается высшим руководством предприятия. По объему миссия может быть различной: от одной фразы до многостраничного программного заявления высшего руководства предприятия. Предпочтительным является формулирование двух вариантов миссии — сокращенный и расширенный. Для того чтобы миссия не осталась только на бумаге, она должна быть доведена до понимания если не всеми, то большинством сотрудников предприятия. Персонал предприятия должен не только понимать, но и разделять положения миссии. Примеры миссии предприятия:
1. Миссия банка: «Наш банк должен стать надежным международным банком, предлагающим высококачественные услуги организациям и частным лицам России и Европы». 2. Миссия консультационной фирмы: «Миссией нашей компании является оказание помощи руководителям и сотрудникам российских предприятий в принятии и реализации решений, направленных на совершенствование систем управления предприятиями и создании условий для их долгосрочного успешного развития». 3. Миссия инжиниринговой компании: «Стать ведущей региональной компанией в сфере разработки и производства наукоемкой продукции в области приборостроения, машиностроения и легкой промышленности. Мы стремимся системно продвигать наш товар на различные рынки. Наша цель — дать возможность каждому сотруднику и подразделению реализовать свой потенциал».
Понятие и значение целей
Цель — это желаемое состояние предприятия (либо его отдельных подсистем) или результат его деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени. Таким образом, цели представляют собой обязательство менеджмента предприятия добиться заданных результатов в определенное время. В целях должна быть отражена перспектива развития предприятия, а также учет условий внешней окружающей среды как существующих в настоящее время, так и прогнозируемых на будущее. Трудно переоценить значимость целей для организации. Значение целей для организации: - цели являются исходной точкой планирования деятельности, - цели лежат в основе построения организационных отношений, - на целях базируется система мотивирования, используемая на предприятии, - цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и предприятия в целом. Обычно перед менеджерами предприятия стоит проблема выбора целей из нескольких альтернативных вариантов. При этом учитывают ожидания основных заинтересованных групп, определяющих постановку целей. К их числу относятся:
- собственники предприятия: их ожидания определенного уровня дивидендов (уровень доходности паев), рост капитала, надежность инвестиций; - менеджмент предприятия: высокая заработная плата, возможность участия в прибылях», престиж; - потребители: качество и уровень цен товара, сервисное обслуживание, легкость и удобство приобретения; - персонал: заработная плата, стабильная занятость, удовлетворенность работой; - кредиторы: финансовая устойчивость предприятия, гарантии выплаты долга и процентов; - поставщики: стабильность договорных отношений, гарантии выполнения заключенных сделок. Выбор конкретных целей также определяется спецификой объекта управления, будь то коммерческая или некоммерческая организация, производственная, торговая, финансовая, консультационная или другая фирма. Цели предприятия в значительной степени определяются стадией его жизненного цикла. Области определения целей предприятия. Известный в области менеджмента специалист Питер Друкер выделяет восемь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет свои цели: 1. Положение на рынке. Предприятие определяет позицию по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателях конкурентоспособности. 2. Инновации. Определение новых способов ведения бизнеса: производство новых товаров; внедрение на новые рынки; применение новых технологий; использование новых методов организации производства. 3. Производительность. Предприятие определяет цели на уровне взаимосвязи результатов хозяйствования с ресурсами, необходимыми для достижения этих результатов. Более продуктивной является та фирма, которая для производства данного количества продуктов затрачивает меньше экономических ресурсов. 4. Ресурсы. Предприятие проводит оценку всех видов имеющихся у него экономических ресурсов материально-производственных запасов, оборудования, наличности. Определяется будущая потребность в них. 5. Доходность (прибыльность). Способность предприятия зарабатывать доходы сверх затрат, необходимых для генерирования доходов. Цели, связанные с доходностью, обычно указывают ее необходимый количественный уровень. 6. Управленческие аспекты. Выражены в качестве менеджмента, шкалы персональных достижений менеджеров, работающих на предприятии. 7. Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе. Бизнес должен признать свою ответственность перед работниками, добиться того, чтобы цели эффективно отражали способы мотивации людей, занятых на предприятии: определяют в качестве целей более высокую зарплату, более интересное и насыщенное содержание работы, лучшие условия труда и профессионального общения, возможности быстрого развития работников.
8. Социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества. Классификация целей представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Классификация целей
Оценка качества целей. Когда цели определены, их нужно исследовать на предмет качества. При этом можно воспользоваться системой правил «SMART», в соответствии с которой выдвигаемые цели должны быть: 1.Specific - конкретные, т.е. обладающими необходимыми характеристиками для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен ее достигать. 2.Measurable - поддающиеся оценке (измеримые), т.е. возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты. 3.Agreed upon - актуальные. 4.Realistic — реалистичные ( достижимые). Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников, они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельные возможности исполнителей. Нереальная цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности предприятия. 5.Trackable — отслеживаемые (контролируемые), т.е. определенными во времени. ПРИМЕР SMART-анализа цели «Увеличение доли рынка до 10% к 2015 году»: «Конкретная — увеличение доли рынка к определенному году. Измеримая — достаточно трудно измеримая, поскольку добыть сведения о рынке очень сложно. Достижимая — общий план достижения цели состоит из вполне реальных мероприятий, однако необходимо взвесить временные возможности предприятия. Относящаяся к делу — цель совпадает с намеченными долгосрочными целевыми ориентирами предприятия, соответствует его миссии. Определенная во времени — план достижения цели рассчитан к началу 2015 года». Анализ качества целей может включать и другие критерии: 1) цели должны быть гибкими, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении; 2) цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным. Но иерархическая совместимость — не единственное направление установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Всегда важно помнить, что цели роста и цели поддержания стабильности также требуют совместимости; 3) цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность предприятия, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на предприятие и заинтересованных в получении прибыли, менеджер тем не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые обеспечивали бы большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Так как покупатели (еще один субъект влияния на предприятие) играют в настоящее время ключевую роль для выживания предприятия, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта. При установлении целей также необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие среды проживания в местном масштабе и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|