Этапы стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент, как и любой процесс управления, включает следующие укрупненные этапы: анализ, собственно планирование (выбор) и реализацию принятого решения (рисунок 1).
Рисунок 1 - Укрупненные этапы процесса стратегического менеджмента
1. Ситуационный анализ включает анализ внешней среды и анализ внутренней среды предприятия. Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: - макроокружения - предусматривает рассмотрение влияния на предприятие экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющей общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры; - непосредственного окружения (микроокружения) - анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели предприятия, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: - кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.д.; - организация управления; - производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; - финансы фирмы;
- маркетинг; - организационная культура. 2. Планирование (выбор) стратегии включает определение миссии и целей предприятия, формирование стратегических альтернатив развития предприятия и выбор лучшей стратегической альтернативы. Определение миссии и целей предприятия, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы: - первый подпроцесс состоит в формировании миссии предприятия, которая в концентрированной форме выражает смысл его существования, предназначения. Миссия придает предприятию оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом; - далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей; - и завершается эта часть стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей предприятия приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует предприятие и к чему оно стремится. После того как определены миссия и цели, наступает этап разработки и анализа стратегических альтернатив, выбора стратегии предприятия. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами предприятие будет добиваться достижения целей. Выработка стратегии считается сердцевиной стратегического менеджмента. Следует понимать, что формирование стратегии — это не составление плана действий. Разработка стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельными стратегическими единицами бизнеса или продуктами, как и в каком направление развиваться предприятию, какое место занимать на рынке и т.д. 3. Реализация выбранной стратегии включает процесс выполнения стратегии предприятия, стратегический контроль. Стратегия воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовать выбранную стратегию.
Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия, сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей предприятия. Процесс стратегического менеджмента в реальной жизни предусматривает параллельно-последовательное выполнение основных его этапов. Вначале осуществляется предварительная оценка состояния предприятия и влияния на него внешней среды. Параллельно с ней, опираясь на ее промежуточные и окончательные этапы, производится формулирование целей предприятия и, при необходимости, корректировка миссии. Затем выполняется углубленный анализ внешней и внутренней сред предприятия, который позволяет проверить цели на предмет их качества, реалистичности. Далее производится выбор стратегии из некоторого множества разработанных стратегических альтернатив. Затем осуществляется процесс реализации стратегии, в ходе которого параллельно выполняется стратегический контроль. Процесс разработки стратегии также является итеративным (циклическим). На этапе анализа внешней среды может происходить определение и отбор стратегии. Вместе с тем, процесс оценки стратегии может потребовать дополнительного анализа внешней среды. Кроме того, со временем стратегия может меняться, поэтому необходим мониторинг и ежегодная корректировка стратегических решений и планов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|