Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность стратегии предприятия




 

Слово «стратегия» очень древнее и заимствовано из воен­ной науки, происходит оно от греческого strategia, искусство или наука быть полководцем, т.е. достигать победы. Основ­ная проблема полководческого мастерства состоит а умении находить правильные пути к достижению победы. Эта проблема созвучна с современными проблемами управления бизнесом в условиях сложной и высоко динамичной окружающей среды.

Из множества разнообразных подходов к определению стратегии выделяют два противоположных взгляда на понимание стратегии:

1) стратегия как план долгосрочных действий по достиже­нию конкретных долгосрочных целей. Первое понимание стратегии базируется на том, что все изменения во внешней среде пред­приятия предсказуемы, детерминированы и поддаются практически полному контролю и управлению. Процесс оп­ределения стратегии состоит в следующем. Достаточно точ­но определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы до­стичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по интервалам (месяцам, кварта­лам, годам и т.д.), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели.

Примером стратегии первого типа может служить долго­срочный план производства определенной продукции, в ко­тором четко зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке.

Подход широко использовался в условиях плановой эконо­мики. Однако допущение относительно неизменности внеш­ней среды приводило и тогда к серьезным погрешностям. Что же касается сегодняшнего дня, то подобное допущение не соответствует современным реалиям развития бизнес-среды. Исходя из этого первое понимание стратегии можно считать слабо применимым в современных условиях развития рыночной экономики;

2) стратегия — это долгосрочное качественно определен­ное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы вза­имоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее органи­зацию к ее целям. Второе понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации. Стра­тегия определяет направление в сторону конечного состояния предприятия, оставляя при этом свободу выбора с учетом из­меняющейся ситуации во внешней среде. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбран­ное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функ­ционирование, в рамках которого организация должна прий­ти к достижению стоящих перед ней целей.

Примерами стратегий второго типа являются: увеличить долю объема продаж на рынке до определен­ного процента, не понижая при этом цены; начать производство определенного продукта при одно­временном сокращении производства другого продукта; проникнуть в сети распределения, контролируемые кон­курентом; осуществить переход на групповую форму организации труда

Таким образом, стратегия определяет основные пути до­стижения целей так, что организация получает единое направ­ление действий. Стратегия определяет границы возможных действий предприятия и принимаемых управленческих реше­ний.

Главная задача стратегии состоит в том, чтобы переве­сти организацию из ее настоящего состояния в желаемое ру­ководством будущее состояние.

Разработать стратегию предприятия — значит определить общие направления развития предприятия для достижения долговременных корпоративных целей. Стратегия вырабаты­вается на длительный период времени и ориентируется на бу­дущее с поэтапным процессом реализации. Именно страте­гия определяет направление деятельности предприятия. Это может быть рост, стабилизация, сокращение; выбор конкрет­ных рынков и товаров для направления финансовых и трудо­вых ресурсов, ориентация на определенный тип конкурент­ных преимуществ и т.п.

Разработка стратегии предприятия состоит не только в вы­работке запланированных действий в рамках обозначенных направлений движения к достижению целей предприятия, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства, возника­ющие как во внешней, так и во внутренней средах предприя­тия. Таким образом, стратегия рассматривается как симбиоз запланированных действий (проактивная стратегия) и адап­тивной реакции на возникшую ситуацию (реактивном стра­тегия):

 

Стратегия предприятия = проактивная стратегия + реактивная стратегия.

 

Выделяют четыре определяю­щих элемента стратегии предприятия (рисунок 2.1).

 

 

Размещение ресурсов

 

 


Адаптация к внешней среде

 

 


Внутренняя координация

 


Создание устойчивого

конкурентного преимущества

 

Рисунок 2.1 - Определяющие элементы стратегии предприятия

 

1. Решения о размещении ресурсов — это процесс распределе­ния ограниченных организационных ресурсов (таких как фон­ды, технологический и управленческий опыт), а также выбор товаров и рынков, предлагающих наилучшие возможности для инвестирования.

2. Адаптация к внешней среде охватывает все действия страте­гического характера, которые должны обеспечить эффективное приспособление стратегии предприятия к окружающим условиям с учетом как возможностей, так и опасностей. Залог успеха связан с разработкой такой стратегии менеджмента, при которой действия и внутренняя структура предприя­тия оптимально соответствуют внешним условиям.

3. Внутренняя координация включает координацию стратеги­ческой деятельности предприятия с целью обеспечения эф­фективности внутренних операций.

4. Создание устойчивого конкурентного преимущества опреде­ляется способностью предприятия предложить товар или услугу, превосходящие по воспринимаемой потребителями ценности товар или услугу конкурентов.

Критерии эффективной стратегии:

- ментальная правильность стратегии, к которой относится не только простое понимание, но и определенное по­стижение того, что все связанное со стратегией и стра­тегическим управлением есть некоторый органичный синтез менеджмент-науки, менеджмент-искусства и феноменов успешной бизнес-практики. Причем состав­ляющая менеджмент-искусства (т.е. управления, осно­ванного на интуиции, креативности и т.д.) во всех случаях является существенно значимой, а в некоторых ситуациях — доминирующей;

- ситуационностъ, определяемая тем, что эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности конкретной ситуации в ключевые факторы будущего, т.е. стратегического успеха данного конкретного пред­приятия;

- уникальность стратегии. Стратегическая уникальность означает целевой поиск возможностей будущего успеха там, где его еще не увидели конкуренты;

- будущая неопределенность как стратегическая возможность. В будущих изменениях внешней среды могут быть не только угрозы, но и дополнительные возможности достижения будущего успеха. Стратегия предприятия должна строиться таким образом, чтобы превращать изменения внешней среды в уникальные стратегиче­ские конкурентные преимущества:

- гибкая адекватность, проявляющаяся в том, что собственные стратегические изменения предприятия долж­ны быть адекватны изменениям внешней среды.

Следует помнить, что отмеченные критерии эффективной стратегии не являются альтернативными, они взаимно дополняют друг друга и усиливают действие друг друга.

Разработанная стратегия еще не гарантирует успешного развития предприятия, необходим комплекс действенных мер по стратегии, претворению ее в жизнь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...