Сущность стратегии предприятия
Слово «стратегия» очень древнее и заимствовано из военной науки, происходит оно от греческого strategia, искусство или наука быть полководцем, т.е. достигать победы. Основная проблема полководческого мастерства состоит а умении находить правильные пути к достижению победы. Эта проблема созвучна с современными проблемами управления бизнесом в условиях сложной и высоко динамичной окружающей среды. Из множества разнообразных подходов к определению стратегии выделяют два противоположных взгляда на понимание стратегии: 1) стратегия как план долгосрочных действий по достижению конкретных долгосрочных целей. Первое понимание стратегии базируется на том, что все изменения во внешней среде предприятия предсказуемы, детерминированы и поддаются практически полному контролю и управлению. Процесс определения стратегии состоит в следующем. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по интервалам (месяцам, кварталам, годам и т.д.), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором четко зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке. Подход широко использовался в условиях плановой экономики. Однако допущение относительно неизменности внешней среды приводило и тогда к серьезным погрешностям. Что же касается сегодняшнего дня, то подобное допущение не соответствует современным реалиям развития бизнес-среды. Исходя из этого первое понимание стратегии можно считать слабо применимым в современных условиях развития рыночной экономики;
2) стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Второе понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации. Стратегия определяет направление в сторону конечного состояния предприятия, оставляя при этом свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации во внешней среде. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование, в рамках которого организация должна прийти к достижению стоящих перед ней целей. Примерами стратегий второго типа являются: увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены; начать производство определенного продукта при одновременном сокращении производства другого продукта; проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентом; осуществить переход на групповую форму организации труда Таким образом, стратегия определяет основные пути достижения целей так, что организация получает единое направление действий. Стратегия определяет границы возможных действий предприятия и принимаемых управленческих решений. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. Разработать стратегию предприятия — значит определить общие направления развития предприятия для достижения долговременных корпоративных целей. Стратегия вырабатывается на длительный период времени и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Именно стратегия определяет направление деятельности предприятия. Это может быть рост, стабилизация, сокращение; выбор конкретных рынков и товаров для направления финансовых и трудовых ресурсов, ориентация на определенный тип конкурентных преимуществ и т.п.
Разработка стратегии предприятия состоит не только в выработке запланированных действий в рамках обозначенных направлений движения к достижению целей предприятия, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства, возникающие как во внешней, так и во внутренней средах предприятия. Таким образом, стратегия рассматривается как симбиоз запланированных действий (проактивная стратегия) и адаптивной реакции на возникшую ситуацию (реактивном стратегия):
Стратегия предприятия = проактивная стратегия + реактивная стратегия.
Выделяют четыре определяющих элемента стратегии предприятия (рисунок 2.1).
Размещение ресурсов
Адаптация к внешней среде
Внутренняя координация
Создание устойчивого конкурентного преимущества
Рисунок 2.1 - Определяющие элементы стратегии предприятия
1. Решения о размещении ресурсов — это процесс распределения ограниченных организационных ресурсов (таких как фонды, технологический и управленческий опыт), а также выбор товаров и рынков, предлагающих наилучшие возможности для инвестирования. 2. Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые должны обеспечить эффективное приспособление стратегии предприятия к окружающим условиям с учетом как возможностей, так и опасностей. Залог успеха связан с разработкой такой стратегии менеджмента, при которой действия и внутренняя структура предприятия оптимально соответствуют внешним условиям. 3. Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности предприятия с целью обеспечения эффективности внутренних операций. 4. Создание устойчивого конкурентного преимущества определяется способностью предприятия предложить товар или услугу, превосходящие по воспринимаемой потребителями ценности товар или услугу конкурентов.
Критерии эффективной стратегии: - ментальная правильность стратегии, к которой относится не только простое понимание, но и определенное постижение того, что все связанное со стратегией и стратегическим управлением есть некоторый органичный синтез менеджмент-науки, менеджмент-искусства и феноменов успешной бизнес-практики. Причем составляющая менеджмент-искусства (т.е. управления, основанного на интуиции, креативности и т.д.) во всех случаях является существенно значимой, а в некоторых ситуациях — доминирующей; - ситуационностъ, определяемая тем, что эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности конкретной ситуации в ключевые факторы будущего, т.е. стратегического успеха данного конкретного предприятия; - уникальность стратегии. Стратегическая уникальность означает целевой поиск возможностей будущего успеха там, где его еще не увидели конкуренты; - будущая неопределенность как стратегическая возможность. В будущих изменениях внешней среды могут быть не только угрозы, но и дополнительные возможности достижения будущего успеха. Стратегия предприятия должна строиться таким образом, чтобы превращать изменения внешней среды в уникальные стратегические конкурентные преимущества: - гибкая адекватность, проявляющаяся в том, что собственные стратегические изменения предприятия должны быть адекватны изменениям внешней среды. Следует помнить, что отмеченные критерии эффективной стратегии не являются альтернативными, они взаимно дополняют друг друга и усиливают действие друг друга. Разработанная стратегия еще не гарантирует успешного развития предприятия, необходим комплекс действенных мер по стратегии, претворению ее в жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|