Понятие и особенности стратегических проблем
Проблема — есть ситуация несоответствия желаемого и существующего. Стратегическая проблема предприятия — несоответствие текущего состояния управляемой подсистемы предприятия поставленным управляющей подсистемой стратегическим целям. Следовательно, определение стратегических проблем базируется на достоверной оценке текущего состояния предприятия и выборе стратегических ориентиров деятельности. Примерами стратегических проблем предприятия являются проблема выбора сферы деятельности, поиск новых направлений развития бизнеса, отсутствие роста предприятия, ухудшение показателей эффективности деятельности предприятия, уменьшение доли рынка, недостаточная инновационность развития и т.д. Среди руководителей предприятий довольно широко распространено ошибочное использование понятия «проблема» как синонима трудности, препятствия, нехватки чего-либо. Следует также отличать понятие «проблема» от термина «слабая сторона» в деятельности предприятия. Отличие стратегических проблем от слабых сторон предприятия состоит в том, что слабые стороны определяются на основе сравнения предприятия с конкурентами по основным сферам деятельности и товарам. В то время как проблема возникает тогда, когда наблюдается несоответствие (разрыв) хозяйственной цели, поставленной относительно какой-либо сферы деятельности, и текущего состояния объекта управления. При этом стратегическая проблема может быть направлена как на преодоление выявленных слабых сторон, так и на развитие возможностей предприятия. Стратегические проблемы не так просто выявить, они далеко не всегда привлекают внимание высшего менеджмента предприятия. Более того, стратегические проблемы необходимо специально выявлять, иначе они так и останутся незамеченными на фоне более очевидных оперативных проблем.
На практике часто источники проблем пытаются искать внутри предприятия, а не во внешней среде. Обычно предприятия очень медленно реагируют на изменение ситуации во внешней среде, на необходимость отвлечься от текущих проблем и заглянуть в стратегическую область проблемного поля. В то же время, современные условия внешней экономической среды требуют своевременного и адекватного решения, в первую очередь, именно стратегических проблем, а потом уже оперативных. Обусловлено это высокой степенью неопределенности и непредсказуемости внешней среды, усилением ее влияния на предприятие. Несмотря на то, что большинство стратегических проблем так или иначе связано с внешней средой, внутренняя среда предприятия также может порождать стратегические проблемы. Проблемы могут возникать не только в отношениях с изменившейся внешней средой, но и внутри организации: недостаточная мотивация работников предприятия, отсутствие эффективной системы управленческого учета и тд. Классификация стратегических проблем показана в таблице 3.2. Таблица 3.2 - Классификация стратегических проблем
Обычно стратегические проблемы предприятия взаимосвязаны. Среди них есть проблемы-причины и проблемы-следствия, все вместе они образуют сложное «дерево проблем» и попытки решать их как изолированные редко бывают эффективными. Практика показывает, что около 20% проблем предприятия дают 80% всех сбоев и потерь в производстве. Умение выделить эти 20% ключевых проблем чрезвычайно важно при диагностировании предприятия. Построение «дерева проблем» является эффективным средством анализа и разрешения проблем. Бессмысленно браться за решение проблемы-следствия, если не устранена проблема-причина. По окончании построения «дерева проблем» проводится совещание или серия совещаний (по тематическим частям «дерева проблем»), на которых осуществляется тщательный разбор проблем и окончательно уточняются формулировки, взаимосвязи и приоритеты. На этом диагностический этап работы заканчивается и осуществляется переход к организации процессов разрешения проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|