Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы стратегий предприятия




 

В зависимости от уровня принятия стратегических реше­ний выделяют три основных типа стратегий предприятия: кор­поративные стратегии, конкурентные стратегии и функцио­нальные стратегии (рисунок 2.2).

Предприятие Стратегические единицы бизнеса Функциональные зоны предприятия    
Корпоративные стратегии Конкурентные стратегии Функциональные стратегии    


 

 

 


Уровень планирования стратегии Типы стратегий

 

Рисунок 2.2 – Типы стратегий предприятия в зависимости от уровня принятия стратегических решений

 

Иерархия построения стратегий базируется на том, что для достижения успеха все стратегии предприятия должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каж­дый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т.е. на стратегический план нижнего уровня накла­дываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии.

Корпоративная стратегия — это стратегия, которая опи­сывает общее направление роста предприятия, формирова­ние корпоративного портфеля. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом.

Корпоративная стратегия включает два вида стратегий:

1) базовые стратегии развития предприятия включают:

- стратегию роста. Предусматривает рост продаж, доли рын­ка, прибыли, размера предприятия. В настоящее время прак­тикой стратегического анализа выработано большое разнооб­разие стратегий роста, которые объединяются в три направ­ления: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост;

- стратегию стабильности - предполагает сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержке. Ис­пользуется, как правило, доминирующими на рынке предприятиями;

- стратегию сокращения - предусматривает установление уровня экономических целей предприятия ниже достигнутых в про­шлом, сворачивание бизнеса, его переориентацию;

- комбинированную стратегию - предусматривает сочетание пе­речисленных выше стратегий, когда по одним направлениям планируется рост, по другим стабильное положение, третьим — сокращение. Также комбинированная стратегия может включать сочетание разных стратегий во времени, когда одна стратегия последовательно сменяет другую.

2) портфельные стратегии включают:

- распределение ресурсов между хозяйственными подраз­делениями на основе портфельного анализа;

- решения о диверсификации производства с целью сни­жения хозяйственного риска и получения эффекта си­нергии;

- изменение структуры корпорации;

- решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры;

- единую стратегическую ориентацию подразделений.

На уровне портфельной стратегии принимается решение о финансировании продуктов или стратегических единиц биз­неса.

На уровне стратегических единиц бизнеса разрабатывается конкурентная стратегия (деловая стратегия или ее еще назы­вают бизнес-стратегия) — это стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ стратегической единицы бизнеса. Данная стратегия показывает, как предприятие бу­дет конкурировать на конкретном товарном рынке, какие ме­тоды конкурентной борьбы будет использовать, на какие типы конкурентных преимуществ будет опираться. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции. Для пред­приятий с одним видом деятельности корпоративная страте­гия совпадает с конкурентной.

Функциональные стратегии — это стратегии, разрабаты­ваемые функциональными отделами и службами предприя­тия на основе корпоративной и конкурентной стратегий. Состав функциональных стратегий предприятия показан на рисунке 2.3.

 

 

Функциональные стратегии предприятия

 

 


Рисунок 2.3 - Состав функциональных стратегий предприятия

 

Разработка функциональной стратегии ориентирована на оптимальное использование экономических ресурсов предпри­ятия в рамках данной функциональной зоны предприятия, а также на поиск эффективного поведения рассматриваемого функционального подразделения в рамках корпоративной и конкурентной стратегий предприятия.

Примерами функциональных стратегий могут служить:

- маркетинговая стратегия: увеличение объема продаж продукции предприятия по сравнению с предыдущим годом, выход на новые рынки, освоение нового канала сбыта продукции;

- стратегии научных исследований и опытно-конструктор­ских разработок: технологическое лидерство в отрасли, следование за технологическим лидером отрасли, освоение новой технологии;

- производственная стратегии: создание нового производ­ства, реконструкция существующего производства, рас­смотрение возможности использования материалов-за­менителей, роботизация производства;

- стратегия управления персоналом: организовать участие ключевых менеджеров высшего звена в прибылях предприятия, переход на японскую систему управления пер­соналом, повышение демократичности управления;

- финансовая стратегия: обеспечение ускорения денежных средств, снижение уровня дебиторской задолженности, построение оптимальной структуры капитала и имуще­ства предприятия.

Три уровня стратегий образуют их иерархическую структу­ру: корпоративная стратегия состоит из ряда деловых и функ­циональных стратегий.

Иногда дополнительно выделяют еще один уровень стратегических решений — уровень операцион­ных стратегий. Операционная стратегия относится к еще бо­лее конкретной деятельности определенного функционально­го направления. Операционную стратегию разрабатывают и воплощают в жизнь ключевые организационные звенья (заво­ды, региональные подразделения, отделы и службы внутри функциональных зон предприятия), которые решают еже­дневные оперативные задачи, имеющие стратегическое значение (реклама, управление запасами, набор персонала, организация транспортного хозяйства). В то же время в теории стратегического менеджмента считается, что деление страте­гий до операционного уровня является излишней детализа­цией, которая может оправдывать себя в рамках крупных кор­пораций.

Процесс формирования стратегий представляет собой вза­имоувязанную систему стратегий различных уровней страте­гической иерархии. При этом очень важно обеспечить согла­сование стратегий не только по вертикали (т.е. по уровням иерархии стратегий), но и по горизонтали управления на функциональном уровне. Системный подход к разработке страте­гии предприятия обеспечивает действие всех частей стратегии предприятия как единого целого.

Процесс разработки стратегии предприятия чаще всего идет по направлению «сверху вниз». Он инициируется высшим менеджментом, который ориентирует стратегические едини­цы бизнеса и функциональные подразделения на формирова­ние собственных стратегий как средства реализации корпора­тивной стратегии. Однако эффективность процесса разработ­ки стратегии повышается при вовлечении менеджерского со­става среднего и низшего звена в формирование стратегии более высокого уровня. Определяется это уровнем демокра­тизации процесса разработки стратегии и сложившейся на предприятии организационной культурой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...