Типы стратегий предприятия
В зависимости от уровня принятия стратегических решений выделяют три основных типа стратегий предприятия: корпоративные стратегии, конкурентные стратегии и функциональные стратегии (рисунок 2.2).
Уровень планирования стратегии Типы стратегий
Рисунок 2.2 – Типы стратегий предприятия в зависимости от уровня принятия стратегических решений
Иерархия построения стратегий базируется на том, что для достижения успеха все стратегии предприятия должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каждый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т.е. на стратегический план нижнего уровня накладываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии. Корпоративная стратегия — это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, формирование корпоративного портфеля. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Корпоративная стратегия включает два вида стратегий: 1) базовые стратегии развития предприятия включают: - стратегию роста. Предусматривает рост продаж, доли рынка, прибыли, размера предприятия. В настоящее время практикой стратегического анализа выработано большое разнообразие стратегий роста, которые объединяются в три направления: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост; - стратегию стабильности - предполагает сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержке. Используется, как правило, доминирующими на рынке предприятиями;
- стратегию сокращения - предусматривает установление уровня экономических целей предприятия ниже достигнутых в прошлом, сворачивание бизнеса, его переориентацию; - комбинированную стратегию - предусматривает сочетание перечисленных выше стратегий, когда по одним направлениям планируется рост, по другим стабильное положение, третьим — сокращение. Также комбинированная стратегия может включать сочетание разных стратегий во времени, когда одна стратегия последовательно сменяет другую. 2) портфельные стратегии включают: - распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа; - решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; - изменение структуры корпорации; - решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры; - единую стратегическую ориентацию подразделений. На уровне портфельной стратегии принимается решение о финансировании продуктов или стратегических единиц бизнеса. На уровне стратегических единиц бизнеса разрабатывается конкурентная стратегия (деловая стратегия или ее еще называют бизнес-стратегия) — это стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ стратегической единицы бизнеса. Данная стратегия показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, какие методы конкурентной борьбы будет использовать, на какие типы конкурентных преимуществ будет опираться. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с конкурентной. Функциональные стратегии — это стратегии, разрабатываемые функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и конкурентной стратегий. Состав функциональных стратегий предприятия показан на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Состав функциональных стратегий предприятия
Разработка функциональной стратегии ориентирована на оптимальное использование экономических ресурсов предприятия в рамках данной функциональной зоны предприятия, а также на поиск эффективного поведения рассматриваемого функционального подразделения в рамках корпоративной и конкурентной стратегий предприятия. Примерами функциональных стратегий могут служить: - маркетинговая стратегия: увеличение объема продаж продукции предприятия по сравнению с предыдущим годом, выход на новые рынки, освоение нового канала сбыта продукции; - стратегии научных исследований и опытно-конструкторских разработок: технологическое лидерство в отрасли, следование за технологическим лидером отрасли, освоение новой технологии; - производственная стратегии: создание нового производства, реконструкция существующего производства, рассмотрение возможности использования материалов-заменителей, роботизация производства; - стратегия управления персоналом: организовать участие ключевых менеджеров высшего звена в прибылях предприятия, переход на японскую систему управления персоналом, повышение демократичности управления; - финансовая стратегия: обеспечение ускорения денежных средств, снижение уровня дебиторской задолженности, построение оптимальной структуры капитала и имущества предприятия. Три уровня стратегий образуют их иерархическую структуру: корпоративная стратегия состоит из ряда деловых и функциональных стратегий. Иногда дополнительно выделяют еще один уровень стратегических решений — уровень операционных стратегий. Операционная стратегия относится к еще более конкретной деятельности определенного функционального направления. Операционную стратегию разрабатывают и воплощают в жизнь ключевые организационные звенья (заводы, региональные подразделения, отделы и службы внутри функциональных зон предприятия), которые решают ежедневные оперативные задачи, имеющие стратегическое значение (реклама, управление запасами, набор персонала, организация транспортного хозяйства). В то же время в теории стратегического менеджмента считается, что деление стратегий до операционного уровня является излишней детализацией, которая может оправдывать себя в рамках крупных корпораций.
Процесс формирования стратегий представляет собой взаимоувязанную систему стратегий различных уровней стратегической иерархии. При этом очень важно обеспечить согласование стратегий не только по вертикали (т.е. по уровням иерархии стратегий), но и по горизонтали управления на функциональном уровне. Системный подход к разработке стратегии предприятия обеспечивает действие всех частей стратегии предприятия как единого целого. Процесс разработки стратегии предприятия чаще всего идет по направлению «сверху вниз». Он инициируется высшим менеджментом, который ориентирует стратегические единицы бизнеса и функциональные подразделения на формирование собственных стратегий как средства реализации корпоративной стратегии. Однако эффективность процесса разработки стратегии повышается при вовлечении менеджерского состава среднего и низшего звена в формирование стратегии более высокого уровня. Определяется это уровнем демократизации процесса разработки стратегии и сложившейся на предприятии организационной культурой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|