Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии индивидуальной характеристики заболеваемости. Использование показателей заболеваемости в оценке эффективности профилактической деятельности медицинских учреждений




 

Заболеваемость- это совокупность новых, нигде ранее не учтённых и впервые в данном году выявленных среди населения заб-ний.По терминологии МЗ - это общая впервые выявленная заб-сть (по статистическим талонам уточнённых диагнозов со знаком "+").

Источники информации: Основные: обращаемость и мед. осмотры.Дополнительные: по причинам смерти и по данным комплексных социально-гигиенических исслед-ний.

Виды заб-сти: Накопленная-это все случаи зарегестрированных заб-ний за ряд лет.Истинная - это обращаемость плюс заб-сть по мед.осмотрам минус не подтвердившиеся диагнозы на мед.осмотрах.Заб-сть по обращаемости отдельными заб-ниями; Заб-сть по данным мед.осмотров; По данным о причинах смертности; По рез-там комплексных социально-гигиенических исслед-ний.

Методика изучения: сплошной метод (основан на сводке отчётных данных текущего учёта по всем л/у).Выборочный метод (пзволяет получить важнейшие соц-гиг. хар-ки: изучается заб-сть различн. соц. групп нас- я по полу, возрасту, в зависимости от различн. ф-ров, условий и образа жизни.

Возрастно-половые особенности заб-сти: Возрастные: взрослые(1.б-ни органов дыхания;2.с-мы кр-щения;3.н/с-мы;4.органов пищеварения;5.травмы и отравления;6.б-ни костно-мышечнойс-мы)подростки(1.б-ни органов дыхания;2.н/с-мы;3.б-ни органов пищеварения;4.травмы,отравления;5.б-ни кожи и подкожной клетчатки;6.инф. и паразитарные б-ни). дети(б-ни органов дыхания;2.б-ни н/с-мы;3.инф. и паразитар.;4.б-ни органов пищ-ния:5.б-ни кожи и подкожной клетчатки;6.травмы,отравления).Половые: у рабочих М и Ж регистрируются более высокие ур-ни травм и отравлений;У служащих М и Ж выше ур-нь новообр-ний и б-ней МПС;у служащих М выше ур-ни патологии с-мы кр/щения,у Ж - ур-нь психич.расстр-в и б-ней органов дыхания;у Ж-рабочих чаще регистрируются осложнения беременности и родов.

Роль врачей: перед медиками стоит задача разработки и совершенствования надёжных, комплексных методов изучения распростр-сти заб-ний.В перспективе - создание "банка" данных на лицо на основе компьютеризации учреждений здравоохранения.

Виды: 1.общая- все случаи первичных посещений в амбулаторно-поликлинич. учреждения,учётная форма(УФ)-статистический талон уточнённых диагнозов.2. остр. инф. заб-сть,УФ- экстренное извещение об инф. заб-нии.3. заб-сть важнейшими неэпедимич.заб-ниями,УФ- спец. извещение,кот. заполняется в случае постановки д-за ТВС,онкологич.,венерич. заб-ния.4. госпитализированная заб-сть,УФ- карта выбывшего из стационара.5. заб-сть с временной утратой трудосп-сти,УФ- больничный лист.При изучении заб-сти по обращаемости пок-ли рассчитывают на 1000 человек.Заб-сть с ВУТ принято рассчитывать на 100 работающих человек в год.

Общая заб-сть в разные годы колеблется в пределах 1000-1400 случаев на 1000 город. нас-я,причем для жителей сельской местности этот пок-ль несколько ниже- 800-1000.В среднем у каждого чел-ка в настоящее время имеетяс 3 заб-ния в год.Закономерности:

-в городах по сравнению с сёлами более высокие пок-ли обращаемости у детей;

-наиб. различия в обращаемости в городе и на селе - при несложных заб-ниях;

-при тяжёл. заб-ях частота обращаемости у городских и сельских жителей в одинаковых возрастных группах одинакова;

-ниже обращаемость сельских жителей при заболеваниях,требующих помощи узких специалистов.

Заключение: снижение пок-лей заб-сти по обращаемости в 90-е годы в сравнении с 60-ми;самые высокие пок-ли заб-сти по обращаемости у детей,ниже-у подростков и самые низкие - у взрослых.

 

 

Заболеваемость детского населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, уровни, структура и индивидуальная характеристика по возрасту и полу. Медико-экономические аспекты профилактики снижения заболеваемости детей в России.

 

Здоровье каждого поколения закладываются в детском возрасте. Показатели здоровья детей определяют многие медицинские, социальные и экономические проблемы общества. Состояния здоровья детей оценивают по тем же показателям, что и взрослого поколения. Изучения всех показателей здоровья детей осуществляется с учетом возраста ребенка. Выделяют следующие возрастные группы: н\р (0-29 дней), грудной возраст (1-11 мес), ранний (1-3 года), дошкольный (4-6 лет), школьный (7-14 лет). Первостепенное значение приобретает показатель заболеваемости. Зная структуру заболеваемости можно определить преоритеты в решении задач по снижению заболеваемости, раскрыть роль отдельных факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на распространенность тех или иных заболеваний, ухудшающих в целом здоровье детского населения. Количественной хар-ой заболеваемости явл-ся оценка ее уровня, которая показывает число выявленных заболеваний на 1000 детей соот-го возраста. Т.о проведенные исследования показывают, что 67,9% всей заболеваемости приходится на возраст от 0 до 7 лет, причем большая часть (35% на дошкольный возраст. В связи с этим основные усилия педиатров дБ направлены на проф-ку наиболее чпсто встречающихся заб-ий именно в указанном возрасте. Уровень заболеваемости зависит не только от возраста, но и от пола, так до 7 лет отмечается высокий показатель среди мальчиков, после 7 лет - у девочек. С 1991 по 2000 г заболеваемость детей по всем классам болезней имеет тенденцию к росту., наибольший класс отмечен в болезнях костно-мышечной системы, эндокринной, системы кровообращения. Особое внимание заслуживает анализ динамики инфекционных заболеваний, проф-ка которых включает в себя проведение вакцинирования детей Особое значение в индивидуальной оценке заб-ти имеет определение кратности перенесенных за год заболеваний и длительности заболеваний в течении года.

 

В зав-ти от числа перенесенных ребенком заболеваний выделяют:

1) группу мало болеющих детей (МБД) - дети, которые не имели заболеваний в течении года, или перенесших одно заболевание;

2) эпизодически болеющие дети (ЭБД) - переболели в течении года от 1 до 3 раз;

3) ЧБД - болели 4 и более раз.

 

Именно последняя группа явл-ся неблагоприятной, т.к. из этого контингента чаще формируется хроническая патология, приводящая к инвалидности у взрослых. В России каждый 4-5 ребенок относится к группе ЧБД. Немаловажную роль в оценке здоровья детей играют показатели физического развития, которые служат одним из критериев оценки работоспособности и в этом отношении используются в школьной, спортивной и профессиональной антропометрии. Обязательному осведетельствованию подлежат н\р, дети 1-го года (ежемесячно), раннего и дошкольного возраста (ежегодно), перед поступлением в школу, в декретированных классах (3, 6, 8), что соот-т приказу МЗСССР № 387. В настоящее время применяется центильный метод, его преимущество по сравнению с методами сигмальных отклонений и регрессионного анализа состоит в том, что центильные шкалы составлены по 10 признакам, которые позволяют детально охарактеризовать морфологические показатели, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние орг-иа. Для использования этого метода необходимо прежде всего точно установить возраст ребенка с точностью до 1 дня, применяют также соматоскопические (рост, масса) и функциональные исследования (АД, ОАК). Этот метод позволяет определить детей с различными отклонениями и своевременно направить их на консультацию к специалистам. Существенную роль в хар-ке здоровья детей имеют демографические показатели, из которых наиболее значимы явл-ся показатели смертности. Принято выделять младенческую смертность (на 1-м году жизни), которая в свою очередь включает раннюю неонатальную (в первые 168 час), неонатальную (в первые 28 дней жизни), постнеонатальную (с 29 дня по 1 год) и перинатальную (вокруг родов) смертности, а также смертность детей до 5 лет и от 1 года до 15 лет.

Показатель младенческой смертности = число детей, умерших в определенном регионе на 1 году жизни на 1000 детей, родившихся живыми за год.

 

Общий показатель младенческой смертности = (Число детей, умерших в течении года на первом году жизни / Число родившихся живыми в данном календарном году) х 1000.

 

Среди детей, умерших в течении года в возрасте 1 года, есть родившиеся как в прошлом календарном году, так и в текущем, поэтому соотносить число умерших с числом родившихся в данном году теоретически не верно. Но целесообразно использовать расчёт показателя младенческой смертности по формуле Ратса.

 

Общий показатель младенческой смертности = (Число детей, умерших в течении года на первом году жизни / 2/3 родившихся в данном календарном году + 1/3 родившихся живыми в предыдущем году) х 1000.

 

Для оценки состояния здоровья детского населения используют показатель смертности детей старше года (от 1 до 15 лет):

Общий показатель смертности детей от 1 до 15 лет = (Общее число детей от1 до 15 лет, умерших за год / Среднегодовая численность детей в возрасте от 1 до 15 лет) х 1000.

 

Наиболее высокий риск смерти ребенка отмечается в первую минуту, час, день, неделю, месяц жизни. Это дало основание отдельно выделить:

Показатель ранней неонатальной смертности = (Число детей, умерших в течении первых 168 часов / Число родившихся живыми за год) х 1000.

 

Показатель неонатальной смертности = (Число детей, умерших в первые 28 дней жизни / Число родившихся живыми за год) х 1000.

 

Перинатальный период начинается с 22 полной нед (с 154 го дня) в\у жизни плода (масса тела = 500 г) и заканчивается спустя 168 час после рождения.

 

Показатель перинатальной смертности = (Число детей, родившихся мертвыми + умерших в первые 168 ч жизни / Число родившихся живыми и мертвыми за год) х 1000.

 

Мертворожденный = смерть продукта зачатия до момента изгнания или извлечения из орг-ма женщины, независимо от срока б-ти.

Показатель мертворожденности = (число детей, родившихся мертвыми / Число родившихся живыми и мертвыми за год) х 1000.

 

В статистику перинатальной смертности включают все случаи смерти плода и н\р с массой 500 г и более (или если масса при рождении неизвестна, то длиной тела 25 см или сроком б-ти 22 нед и более). В случае смерти ребенка в первые 168 часов после рождения или рождения мёртвого плода в учреждении здравоохранения, где находилась мать во время родов или где умер новорожденный, или где установили смерть новорожденного, врачи заполняют «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти», который не позднее трёх суток после смерти направляется в загс. При многоплодной беременности свидетельство заполняют на каждого ребёнка отдельно. Ребёнок, умерший на первой недели жизни, д/б зарегистрирован в загсе как родившийся на основании «Медицинского свидетельства о рождении», а затем как умерший на основании «Медицинского свидетельства о перинатальной смерти». Захоронение трупов детей, умерших на первой недели жизни, производят учреждения здравоохранения, а пре настоятельном желании родственников после регистрации его смерти в загсе они могут захоронить ребенка сами в нашей стране младенческая смертность была наиболее высока в начале 20 ого века (269 промили). В 1992 г. (ВОС) живорождение полное изгнание или извлечение продукта зачатия, в независимости от срока беременности который проявляет признаки жизни (наличие дыхания, с-б, пульсация пуповины, сокращения гладких мм, не зависимо перерезана пуповина или нет). Увеличение младенческой смертности обусловлено смертью детей, родившихся с массой тела до 1000 грамм, а также детей с массой 1000 – 1400 гр. Уровень младенческой смертности в городах России ниже, чем в сельской местности. К первым 5 ти причинам такой смерти относят: состояние, возникающее в перинатальном периоде (44,1 %), врожденные аномалии (23,2%) болезни ор-в дыхания (16%) несчастные случаи, отравления травмы (9,3%), инф-е и паразитарные болезни (8,9%). Состояние здоровья детского населения оценивают по уровню инвалидности в настоящее время уровень инвалидности составляет 102,7 на 10 000 детей, показатели её увеличиваются ежегодно, среди мальчиков он в 1,3 раза выше повышение инвалидности связано с имеющимся у ребёнка «грузом» заболевания, эффективностью медицинской помощи, успешностью проведения реабилитационных мероприятий. Инвалидностью детей представлено заболеваниями НС, психическими расстройствами, врожденными аномалиями, болезнями глаза, уха, сочетанными аномалиями. Более 50% матерей воспитывающих детей инвалидов имели ОАГА. Особая роль в улучшении состояния здоровья детей принадлежит правильному учету всех показателей здоровия и распределение детей на группы здоровья. В основе определения здоровья лежат 4 критерия: отсутствие или наличие хронического заболевания, степень его выраженности (компенсированное, субкомпенсированное, декомпенсированное); кратность перенесенных за год острых заболеваний, функциональное состояние органов и систем, уровень физического и нервно-психического различия выделяют 5 гр. Детей по состоянию здоровья: 1 гр. здоровья – дети не имеющие хронических заболеваний и отклонений в функциональном состоянии организма, уровень их психического и физического развития соответствуют возрасту, число перенесённых заболеваний не более 3 в течении года (11-37%). 2 группа здоровья – дети не имеющие хронические заболевания, уровень физического и нервно психического развития соответствует возрасту, число перенесённых заболеваний более 3 х. Дети этой группы имеют факторы риска, если их невозможно устранить, то развиваются хронические заболевания (17-59%) 3 гр. здоровья - дети имеющие хронические заболевания, которая в зависимости от выраженности хронического процесса подразделяются на: хронический процесс в стадии компенсации, в стадии субкомпенсации в стадии декомпенсации, или на 3, 4, 5 гр. здоровья (19,4 – 40%). Это самая неблагоприятная группа детей, требующая к себе более внимательного отношения.

 

Профилактика инвалидности у взрослого и детского населения. Методика изучения, уровни и структура по возрасту. Организация работы учреждений первичного звена здравоохранения по профилактике инвалидности.

инвалидности.Реабилитация инвалидов.Инвалидность с детства.

Инвалидность,или стойкая нетрудосп-сть-это длит. или постоянная потеря трудосп-сти вследствие значит. нарушения ф-ций орг-зма,вызванного хр. заб-нием или травмой.

Инвалидность хар-ют:

-абсолют.число инвалидов,состоящих на учёте в органах соц.защиты;

-абсолют. число детей-инвалидов(до 16 лет),получающих соц. пенсии;

-распр-сть инвалидности среди населения-число И. на 10000 населения;

-распр-сть И. среди детей-число детей-И. на 10000 детей;

-стр-ра И. по возрасту,по причинам И.,по группам И.,по классам заб-ний.

-первичный выход на И.,или численность лиц,впервые признанных И.,на 10000 нас-я.

Стр-ра причин общей И. взрослых: б-ни ССС(34,8%),травмы(15,0%),б-ни н/с-мы и органов чувств(13,3%),психич.расстр-ва(9,4%),злокач. новобр-ния(7,3),б-ни костно-мышечной с-мы(6,5),б-ни органов дыхания(5,4),ТВС(2,5),б-ни орг.пищ-ния(2,1),б-ни эндокрин.с-мы(1,6),б-ни мочевой с-мы(1,1),проф. б-ни(0,4).

Стр-ра причин И. детей: 1. психич. заб-ния,включая умственную отсталость-50%;2.заб-ния н/с-мы и органов чувств,включая ДЦП,3.врождённые аномалии;4.последствия травм и отравлений.

Наиболее часто определяют 2 группу И.-около 60 % случаев,затем 3 группу - более 25 % случаев и 1 группу - примерно 15 % случаев.Мужчины составляют большую часть контингента лиц,признанных И. впервые - 55 %,Ж-45%,почти 80 % -город. жители,20 % - жители села.

Основную роль в соц. помощи И. играют органы Министерства соц.защиты населения: это прикрепление сотрудников для оказания помощи одиноким И. на дому.,создание центров соц. реабилитации,кот,работают по типу клуб.организаций,где И. и пенсионеры,живущие дома,могут общаться,обедать,получать доврачеб.помощь.

1. Ч-к не работает и не нуждается в уходе; 2. Ч-к не работает, но обслуживает себя сам; 3. Ограниченно годные к работе.

Роль социально-гигиенических факторов в формировании показателей здоровья населения. Основные группы факторов риска. Профилактика факторов риска ведущее направление в сохранении и укреплении здоровья населения.

Первичные большие факторы риска: курение,злоупотребление алкоголем,нерациональное питание,гиподинамия,психоэмоциональный стресс.

Вторичные большие ф-ры риска: диабет, АГ, липидемия, холестеринемия, ревматизм,аллергия,иммунодефициты.

Группы риска:

1.Группа демографич. ф-ров риска: дети,старики, одинокие, вдовы,вдовцы, мигранты,беженцы,перемещённые лица.

2.Г. производственного,профессионального риска: работающие в условиях вредных для здоровья производств(тяжелое машиностроение, химич.,металлургич.,транспорт.)

3.Г.риска функционального,патологического состояния: беременные,недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела, лица с генетич. риском,с врождён. аномалиями, дефектами, инвалиды детства.

4.Г. риска низкого материального ур-ня: бедные,необеспеченные, безработные, работающие неполный раб. день,"бонзы","бомжи".

5.Г. риска лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением,наличием психопатических,социально-психологич. коллизий: алкоголики,нркоманы токсикоманы,проститутки,с сексуальными отклонениями,с еформациями психич. здоровья и поведения,религиозные и др. сектанты с психич. и физич. отклонениями.

Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах,семьях,отношения к больным и инвалидам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...