Организация санитарно-гигиенического воспитания населения в системе охраны материнства и детства. Методы санитарно-просветительной работы, особенности их применения среди детей.
Организация санитарно-. гигиенического воспитания в системе охраны материнства и детства. Общественное здоровье – состояние здоровья определённых групп, оцениваемое 4 группами интегративных показателей: 1) медико-демографические заболеваемости; 2) заболеваемости; 3) инвалидности; 4) физического развития. Теория факторов риска здоровью первичное (поведенческие) - норкатизм (курение, алкоголизм, наркомания), стрессы не сбалансированное питание гиподинамия. Вторичные «нормальные болезни» (атеросклероз, гипертония) – результат инвалюции организма, заболевания приводящие к другим заболеваниям (гипертензия СД). В реду воздействий, обуславливающих состояния здоровья и не здоровья, все факторы можно разделить на 4 гр.: 1) образ жизни; 2) окружающая среда; 3) биологические (пол, возраст, наследственность, конституция); 4) здравоохранения (качество, своевременность, полнота). Существует 2 теории обусловленность общественного здоровья: воздействие факторов образа жизни воздействие факторов риска здоровья. На первом месте стоит образ жизни – это определённый характерный для данного социума вид жизнедеятельности. Выделяют основные формы деятельности: трудовая, общественно-политическая, познавательная, культурная, бытовая. Составные части образа жизни: 1) медицинская активность; 2) физическая активность; 3) производственно-трудовая активность; 4) социально-культурная активность; 5) общественно-политическая; 6) активность в быту. Классификация видов активности образа жизни может быть по разным критериям в зависимости от цели и задач исследования, в том числе: характеру активности (физическая интеллектуальная), в сфере активности (трудовая не трудовая), форме активности (медицинская, деятельность в быту). Образ жизни формируется под влиянием условий жизни, в их числе материальные, социальные, духовные, культурные и др. условия, определяющий образ жизни. Условия жизни – материальные и не материальные факторы, воздействующие на образ жизни. Таким образом образ жизни – это деятельность, активность людей, а условия жизни – это то что, окружает человека, взаимодействует с ним изменяя его образ жизни. Изменения относительно стабильного динамического состояния представляемой модели м.б. обеспечена 3 видоизменениями составляющих системы: 1) изменение самой среды, что ведет к обрыву связей и физической ограниченности, либо невозможности существования объекта. 2) «обрыву» определенного количества связей, что при незначительной степени потери таких связей выводит объект из динамического равновесия, а при переходе в запредельное число (обрывов) уничтожает объект как качество. 3) изменение сути самого объекта, условно переводя его на другой своеобразный уровень «атрибутов» здоровья, что, в частности, м.б. связано с его закономерной эволюции. Установлена корреляция м-ду социальными условиями и образа жизни с показателями здоровья населения. В числе первых работ в этом направлении - исследование сотрудников кафедры РГМУ. Изучение социально-гигиенических аспектов образа жизни взрослого и детского населения позволило выделить основные критерии, оказывающие наибольшее влияние на здоровье человека. Исследования показали, что наибольшее влияние на формирование здоровья и нездоровья оказывают такие критерии образа жизни, как медицинская активность (26.6-21.8%), медико-социальная активность (24.8-19.8%), деятельность в быту (13.1- 11.6%), социально-культурная активность (12.4-6.2%), производственно-трудовая активность (11.2-8.2%). Наибольшее значение на формирование здоровья оказывает медицинская активность. Медицинская активность м.б. разделена на различные ее аспекты: санитарная грамотность, гигиенические и антигигиенические привычки, обращаемость в мед учреждения за советами, выполнение мед рекомендаций. Кроме того, мед активность можно охарактеризовать с учетом регулярности питания, занятий физ-рой, отношению к употреблению алкоголя, курению. Женщины с более высоким уровнем образования и санитарной культуры чаще обращаются в ЖК в ранние сроки бер-ти (до 3 нед), чаще обращаются в п-ки, выполняют рекомендации врачей, что сказывается на состоянии их здоровья и здоровья их детей. Это в свою очередь позитивно сказывается на состоянии здоровья целого населения. Раннее обращение в ЖК в 6 раз снижает перинатальную смертность, это связано с своевременным обследованием женщины и выявлением патологии, рано начатом лечении, добиваются рано хороших рез-в от лечения. Среди б-х, обратившихся в 12 нед уже в течении 2 нед все 100% женщин проходят все необходимые обследования. С возрастанием срока б-ти при первом обращении снижается число женщин, осмотренных терапевтом и прошедших полное клинико-лабораторное обследование, это не дает врачу ЖК своевременно принять меры по устранению тех или иных отклонений в здоровье женщины. Т.о. здоровый образ жизни - это наиболее характерная, типичная деятельность в конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условиях, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.
25. Профилактика алкоголизма, наркоманий, токсикомании, курения, ее значение для улучшения здоровья и снижения заболеваемости детей. Наркологическая служба. Медико-социальная реабилитация больных. Фонды, движения, общества, деятельность которых направлена на профилактику перечисленных проблем. Организация наркологической помощи. В России существует наркологическая служба- это сеть специальных учреждений, оказывающих медико-профилактическую и медико-социальную помощь больным алкоголизмом и наркоманией. Звенья: 1) стационарные; 2) полустационарные (дневного пребывания); 3) амбулаторные (внебольничные) - кабинеты в пол-х + анонимные кабинеты. Алкоголизм - один из наиболее грозных факторов риска развития различных заболеваний. Алклголизм рассматривается как медико-социальная проблема, влияющая на показатели состояния здоровья, заболеваемости и смертности. Уровень общей заболеваемости среди злоупотребляющих алкоголем в 1,5 раза выше, преимущественна за счет болезней органов кровообращения, орг-в пищевар-я, отравлений и травм. В структуре общей заболеваемости после болезней органов дыхания у пьющих занимают травмы. В стране уровень алкогольных психозов составляет 10,5 случая на 100000, а частота распространенности алкоголизма -115,3 случая на 100000 жителей. Уровень смертности среди систематически пьющих в 3 раза выше, чем среди непьющих. В структуре смертности первое место занимают травмы и отравления, второе- болезни системы кровообращения, третье- онкологические заболевания. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни на 20 лет. Курение - один из факторов риска развития тяжелых заболеваний. Медико-социальная значимость курения проявляется в показателях общественного здоровья. Оно явл-ся причиной возникновения злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легких, гортани, пищевода, полости рта. С курением связано 90% заболеваний легких. У курящих чаще развиваются СС заболевания, обструктивный бронхит и эмфизема легких. Так, инфаркт миокарда, у курящих возникает в 3 раза чаще, чем у некурящих. Эта вредная привычка служит причиной многих функциональных нарушений- расстройство памяти, внимания, задержки роста и полового развития у подростков, бесплодия, снижение работоспособности. Среди курящих уровень смертности на 70% выше, чем среди некурящих. Курение приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни на 8-15 лет. Наркомания и токсикомания являются медико-социальной проблемой, они оказывают влияние на уровень заболеваемости и смертности. Высок риск заражения ВИЧ- инфекцией у этой группы населения. Движения: «Родители против наркоманий» (Тверь), некоммерческая организация - «Фонд чайка», Фонд «город без наркотиков». Алкоголизм занимает первое место в психических заболеваниях, 1\3 случаев смерти в РФ, снижает СППЖ на 15- 20 лет, явл причиной разводов, неблагополучных семей, правонарушений, нарушения генофонда нации. Среди полового разделения М\Ж= 6\1, наблюдается рост подросткового алкоголизма. Против алкоголизма выступают фонд «движение», межрегиональное общественное объединение «движение против курения»
Система охраны материнства и детства, ее роль в решении медико-социальных проблем профилактики. Роль З.П. Соловьева, Г.А. Баткиса, Г.Б. Гецова в становлении системы ОМД в России. Принципы организации лечебно-профилактической помощи женщинам и детям. Охрана материнства и детства (ОМД) - система мер государственного, муниципального, общественного, частного хар-ра, направленные на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создания оптимальных условий для выполнения женщиной функции рождения и воспитания здорового ребенка. На создание необходимых условий влияют: кризис экономики, снижение уровня жизни семей, снижение внимания к социальным проблемам и санитарной культуре, повышение санитарного и медико-экологического риска на детей и подростков, снижение структуры питания, повышение числа дезадаптированных детей, проблемы ранней трудовой занятости подростков и детей. Правовая основа: Конституция РФ (ст. 38), основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (права семьи, беременных и матерей, несовершеннолетних), трудовое законодательство. Различают 7 этапов помощи: 1) оказание помощи женщинам вне беременности и формирование здоровья девочек как будущих матерей («брак и семья», центры, кабинеты по планированию семьи, генетическая консультация, ЖК); 2) мероприятия по антенатальной охране плода (ЖК, акушерские стационары, перинатальные центры); 3) интранатальная охрана плода, рациональное ведение родов (акушерское отд-е р\д и многопрофильных больниц); 4) охрана здоровья н\р и матери в послеродовый период (отд н\р и патологии, отд недоношенных, перинатальные центры); 5) охрана дошкольников (амбулаторная и стационарная помощь, дошкольные учреждения); 6) охрана школьников (амбулаторная и стационарная помощь, амбулаторная помощь в образовательных учреждениях); 7) охрана здоровья подростков. Организация помощи детям - стационарная помощь практически не отличается от таковой у взрослых (нормативы занятости койкив од 320). Амбулаторная помощь наиболее объемная. Детская пол-ка - ЛПУ, являющееся структурным подразделением детской больницы или самостоятельным учреждением, которое обеспечивает в районе своей д-ти внебольничную помощь детям от 0 до 18 лет. Принципы работы: участковость (на 1 педиатра 800 детей); непрерывность наблюдения за ребенком с антенатального пер-да; преемственность в работе врачей; этапность лечения детей. Структура пол-ки - управление, хоз-ая часть, мед-ая часть (регистратура, фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами, отделения педиатрической и узкоспециализированной помощи - прививочный кабинет, кабинет здорового ребенка, отдел организации помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, отделение восстановительного лечения, вспомогательные службы) Задачи: оказание мед помощи в пол-ке и на дому, диспансерное наблюдение, орг-ия мед помощи в образовательных учреждениях, сотрудничество с военкоматами по постановки подростков на первичный воинский учет, работа по врачебно-профилактическому консультированию и профориентации подростков, в отделении медико-социальной помощи выявляют факторы индивидуального и семейного риска, осуществляют медико-психологическую помощь, правовую помощь, гигиеническое воспитание. Роль системы ОМД возрастает в пер-д, когда в стане социально-демографическая ситуация неблагоприятная и она сопровождается снижением рождаемости, ростом смертности и появлением отрицательного естественного прироста населения. Одной из задач ОМД является сглаживание или устранение противоречия м-ду участием женщины в профессиональной деят-ти и ее социальной ролью женщины и матери. Внедрение в 30-е годы системы ОМД обеспечило гарантии социальных и экономических прав женщине-матери и ребенка, создание материально-технической базы здравоохранения для оказания мед помощи женщинам и детям и подготовку кадров для этой системы. Для сочетания интересов производства с заботой о здоровье женщин и благополучии ее детей, были изданы ряд правительственных постановлений: «кодекс законов о труде» (1918г), ряд декретов «о введении 8-ми часового рабочего дня», «об усилении детского питания», «о фонде детского питания», «о бесплатном детском питании», «о бесплатном питании всех детей до 16 лет». (1919г). В целях спасения детей от голода были введены спец карточки для детей до 1 года, дополнительные пайки для детей от 1 до 5 лет и т.д. В 1917 г был организован отдел охраны материнства и детства, в 1921 г – специальная комиссия по улучшению жизни детей и борьбе с детской беспризорностью, 1922 г – центральный научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества (сейчас институт НИИ педиатрии РАМН), 1939г при Наркомздраве СССР создано единое Управление леч-проф-ой помощи детям. 1941г созданы специальные детские дома для детей воинов, партизан и сирот, содержание этих домов было полностью отнесено на госуд-ы счет. Многие дет сады и ясли были переведены на круглосуточную работу. Работа врача детской пол-ки стала осуществляться по системе «единого педиатра». Основные законодательства по охране материнства, младенчества и детства: «Об отмене запрещения абортов» (1955), «Об увеличении продолжительности отпуска по беременности и родам до 112 календарных дней» (1956), 1959 г был создан новый тип детского дошкольного учреждения - ясли-сад. 1973г- постановление «об улучшении обеспечения пособиями по беременности и родам и по уходу за больным ребенком», согласно этому документу пособие по беременности и родам должно выплачиваться женщинам в размере полного заработка независимо от продолжительности стажа работы. 1981г- был увеличен размер единовременного пособия при рождении первого и третьего ребенка, введено единовременное пособие при рождении второго ребенка, предоставлено право работающим женщинам оформлять отпуск без сохранения содержания, но с сохранением стажа и места работы до 1г и 6мес, в настоящее время до 3 лет. 1986 г – постановление «о дополнительных мерах помощи малообеспеченным семьям, имеющим 3 и более детей, воспитываемых одним родителем». 1987 г – предоставление оплачиваемого листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком с 7 по 14 календарных дней. Правовая охрана здоровья матери и ребенка в России обеспечивается 3-мя основными законами: «конституцией РФ», принятой 12 декабря 1993 г; «основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» от22 июля 1993 г; «кодекс законов о труде РФ». Для работы в системе охраны материнства и детства, начиная с 1930г, в стране стали готовить специальные медицинские кадры – врачей-педиатров и акушеров-гинекологов. С этой целью были организованы педиатрические факультеты. В качестве президентской программы 18 августа 1994 г разработана целевая программа «Дети России», включающая в себя 7 программ: «дети чернобыля, индустрия детского питания, дети севера, планирование семьи дети-инвалиды, дети-сироты, вакцинопроф-ка». Учреждения, оказывающие мед помощь женщинам и детям, условно подразделяют на 3 группы: лечебно-поф-ие, оздоровительные, и воспитательные. Важное звено в общей системе ОМД акушерско-гинекологическая служба, предназначенная для обеспечения здоровья женщин, а также детей в анте, - интра, постнатальных периодах. Ведущим звеном в системе акушерско-гинекологической службы явл-ся ЖК - лечебно-проф-ое учреждение диспансерного типа, выполняющее амбулаторно - поликлиническое наблюдение за женщинами во все пер-ды их жизни. Чаще ЖК размещаются в составе крупных поликлиник, при мед-сан-х частях, в составе РД. В сельских местностях сущ-т выездные ЖК. В целях выявления гинекол-х заболеваний на различных стадиях развернута сеть смотровых кабинетов в пол-х. Работа ЖК построена по участковому принципу и в основе ее деятельности лежит диспансерный метод работы., у 1 участкового ак-гинеколога под наблюдением находится примерно 2-2.5 тыс женщин. В задачи ЖК входит первичная проф-ка, вторичная проф-ка, наблюдение за женщинами в п-д беременности и в теч-ии 1.5-2 лет после родов, проф-ка абортов, проф-ие осмотры. В ЖК оказываются различные виды лечебно-диагностической помощи, осущ-я социально-правовая консультация. Стационарная помощь женщинам оказывается в ак-гинекологических отд-х объединенного РД либо многопрофильной б-цы. В структуре РД предусмотрены: приемное отделение, 1 физиологическое, 2 обсервационных, которые в свою очередь включают дородовые палаты, родблок, послеродовые палаты, отделения для н\р, отделение патологии Бер-ти и гинекологические (консервативное и оперативное). Ведущим учреждением, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению явл-ся детская пол-ка, которая находится либо сам-но, либо входит в состав детской б-цы. ДП оказывает помощь детям от0 до 14 лет включительно в пол-ке, на дому, в дошкольных учреждениях, школах. С 2000 г в п-ке наблюдаются подростки с 15 до 18 лет. Особенностью орг-ии амбулаторно-поликлинической помощи детям явл-ся работа врача по системе единого педиатра, она состоит в том, что ребенка от рождения до 14 лет наблюдает участковый педиатр в ДП. Эта система позволила вести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей на протяжении всей жизни. В то же время введение этой системы увеличено число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что естественно способствовало росту заболеваемости. С целью контакта детей первых лет жизни целесообразно принимать этих детей в отдельные дни недели.
Соловьёв Зиновий Петрович [10(22).11.1876, Гродно, — 6.11.1928, Москва], один из организаторов советского здравоохранения и военно-санитарной службы Красной Армии. Член Коммунистической партии с 1898. В 1897 поступил на медицинский факультет Казанского университета, за революционную деятельность в 1899 арестован и выслан; университет окончил в 1904. Работал санитарным врачом в Симбирском и Саратовском земствах, вел партийную работу. В 1909 арестован и сослан в Усть-Сысольск. По окончании ссылки переехал в Москву (1912), вошёл в состав правления Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова; один из редакторов журнала «Общественный врач» и редактор журнала «Врачебная жизнь». Секретарь Всероссийской лиги по борьбе с туберкулёзом. Накануне Октябрьской революции 1917 в качестве члена ВРК Хамовнического района Москвы участвовал в организации вооруженного восстания. В 1918 заведующий медицинской частью Наркомата внутренних дел и член Совета врачебных коллегий; автор проекта организации Наркомздрава РСФСР; после его создания заместитель Наркома здравоохранения РСФСР. Одновременно (с 1920) начальник Главного военно-санитарного управления РККА и председатель исполкома Российского общества красного креста. По инициативе С. организован (1925) всесоюзный пионерский лагерь «Артек», С 1923 профессор кафедры социальной гигиены медицинского факультета 2-го МГУ. Труды по разработке теоретических основ сов. здравоохранения, профилактического направления в сов. медицине, организации военно-санитарной службы. С 1 марта 1931г. деканом факультета назначается ГЕРАСИМ БОРИСОВИЧ ГЕЦОВ, возглавлявший факультет до 1941г. Замечательный организатор, стоявший у истоков формирования системы охраны материнства и детства в стране, “душа деканата”, человек достойный высокого звания врач-педиатр. Г.Б.Гецов в 1918г. окончил медицинский факультет Киевского университета, с 1921г. по 1928г. Г.Б. Гецов работал на кафедре гигиены Киевского государственного медицинского института. С 1928г. он был назначен приват-доцентом курса охраны материнства и детства в том же институте. В 1929г. Г.Б. Гецов был переведен в Государственный научно-исследовательский институт Охраны материнства и младенчества НКЗ РСФСР на кафедру социальной гигиены. С 1931г. Г.Б. Гецов перешел на аналогичную кафедру во 2-ой медицинский институт. Одновременно с работой на кафедре Гецов Г.Б. с 1931г. по 1941г. исполнял обязанности декана педиатрического факультета. Г.Б.Гецов был инициатором и организатором ряда мероприятий, сыгравших значительную роль в деле становления и развития системы Охраны Материнства и Детства. Им впервые в нашей стране были организованы обязательные посещения больных детей на дому врачами детской консультации, обоснованы и разработаны темы патронажа грудных детей, организованы «сезонные ясли» для грудных детей, проживающих в сельской местности. За заслуги перед Отечеством Герасим Борисович был награжден Орденом Ленина (1933), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета (1967), знаком Отличник здравоохранения, Юбилейной медалью к 100-летию В.И. Ленина (1970) и другими медалями. 27. Система первичной медико-санитарной помощи детскому населению ПМСП и ее роль в организации профилактики. Состояние и пути развития амбулаторно-поликлинической помощи: врач общей практики, семейный врач, акушерско-терапевтическо-педиатрический участок, единый педиатр, стационар на дому, дневной стационар и др., их значение для совершенствования первичной и вторичной профилактики. ПМСП - персонал и учреждения, работающие в системе первичной медико-санитарной помощи. Сюда относятся: городская пол-ка, поликлиническое отделение городской больницы, поликлиническое отделение диспансера, стоматологическая пол-ка, ЖК, амбулатории участковых больниц. Задачи: 1) оказание квалифицированной специализированной мед помощи; 2) проведение комплекса проф-х мероприятий; 3) осуществление ежегодной диспансеризации населения - формирование контингентов (здоровые, с повышенным риском, больные), оценка состояния здоровья и динамическое наблюдение, проведение комплекса оздоровительных мероприятий, обеспечение эф-ти диспансеризации; 4) СГ воспитание. Показатели оценки работы: 1) заболеваемость на участке; 2) динамика посещений (за текущий и прошедший год); 3) удельный вес сельских жителей; 4) распределение посещений по заболеваемости; 5) активность посещений на дому; 6) нагрузка врача; 7) участковость; 8) охватка мед осмотрами населения, с целью выявления того или иного заболевания; 9) частота выявленных заболеваний; 10) полнота охвата и эффективность диспансеризации; 11) своевременность взятия на диспансерный учет; 12) удельный вес вновь взятых; 13) среднее число больных, состоящих на диспансеризации на участке = 100; 14) процент совпадения диагнозов. Дневной стационар - это стационарнозамещающая форма организации помощи в структуре подразделения поликлиник или больницы, предназначенные для проведения лечения, реабилитации, диагностики и проф-х мероприятий пациентам, не требующих круглосуточного наблюдения. Показания: медицинские (определяются тяжестью, развитием болезни, осложнениями), социальные (возможность ухода, самообслуживания, жилищных условий). Функции: курсовое лечение, диагностическое исследование, послеоперационное наблюдение, подбор адекватной терапии впервые заболевшим или с изменившийся тяжестью заболевания, профессиональное обследование, апробация новой методики лечения и обследования. В дневной стационар направляет лечащий врач, отбор больных проводит заведующий отделение дневного стационара, ответственность за отбор больных несет главврач ЛПУ. Работа дневных стационаров происходит за счет ДМС, ОМС, платных мед услуг. Стационар на дому: организуется на базе любой пол-ки, диспансера. Для больных с острыми/хроническими заболеваниями, не требующих круглосуточного наблюдения. Направление дает лечащий врач, во главе руководства главврач. Больные ежедневно посещаются врачом, 1-2 раза осуществляется посещение зав отделением, проводится лаб. диагностика (на переносной аппаратуре). Питание и лек средства обеспечивает себе сам пациент. Эффективность работы оценивается по медицинской активности: исходы лечения у выписанных больных, снижения сроков лечения, проведение лечения, для которых требовалась госпитализация, снижение частоты обострения, повышение оздоровленных диспансерных больных. Социальная эффективность: активный образ жизни, нет сложностей госпитальных условий, привычный режим питания и обстановки, быстрый возврат к трудовой д-ти во время болезни. Экономическая эффективность: прямая (меньше средств затрачивается на лек. средства, питание, з\п персоналу, оплаты по соц. страхованию), опосредованная. Врач общей практики. Лицензированный выпускник ВУЗа, обеспечивающий индивидуальное первичное и непрерывное медицинское обслуживание отдельных лиц, семей, независимо от возраста, пола и вида болезни. Врачи руководствуются приказам 237 МЗРФ от 26 августа 92 года «О поэтапном переходе к организации первичной мед помощи по принципу врача общей практики» Кол-во пациентов для врачей общей практики 1500. Для семейного врача 1200. В задачи врача входит оказание первичной врачебной помощи, терапевтической квалифицированной помощью, помощью по неотложным состояниям и по смежным специальностям. В практике такого врача можно выделить 4 вида деятельности: 1) меры по проф-ке, диагностики и лечению наиболее распространенных заб-ий, реабилитация пациентов; 2) меры по оказанию неотложной мед помощи; 3) мед манипуляции; 4) организационная работа. Модели работы врача: соло-практика - (один врач с образованием юридического лица, печатью, счетом в банке), групповая (3-4 человек, развита взаимозаменяемость, дежурство, повышение доходов, как правило объединяются на крупных поликлиник, офисах, сельских амбулаториях), центры здоровья (несколько групп врачей на 30-35 тыс в селе, на 35-40 тыс в городе. Как правило в таких орг-х находятся: центры по охране матери и ребенка, работающих, учащихся, престарелых, первичная мед помощь, реабилитация, гигиена окр среды, транспортировка). Врач работает в пол-ке и подчиняется глав врачу. Ф-ции врача: прием на дому, в пол-ке, своевременно поставить диагноз, анализ социальных, физических, психических факторов здоровья, постоянное наблюдение за больными в терминальном состоянии и хр заболеваниями,, сохранять доверительные отношения с пациентами, назначать и проводить лечение, осознание ответственности. Обязанности врача: обеспечение прав пациента, оценка факторов здоровья, осуществление проф-ки, оказание помощи всем членам семьи, раннее выявление заболевания и оказание помощи, участие в планировании семьи, учет заболеваемости, осознавать ответственность перед аепциентом и гос-м, повышение своей квалификации. Новые формы организации внебольничной помощи населению. В структуре учреждений первичной медицинской помощи (ТМО, поликлиник, женских консультаций) в последние годы появились новые подразделения: дневной стационар, хирургический стационар одного дня, стационар на дому и др. Дневной стационар предназначен для проведения комплекса диагностических и лечебных мероприятий больным, находящимся в отделении. В течение дня больные получают питание, им проводятся лабораторно-инструментальные диагностические исследования, различные процедуры, врачебные осмотры (обходы) и консультации. Хорошо зарекомендовали себя дневные стационары гематологического профиля, патологии беременности, ангиологические, гастроэнтерологические, отделения диспансеров для лечения неврозов и психических заболеваний. Хирургический стационар одного дня предназначен для проведения оперативных вмешательств с последующим наблюдением больного. В послеоперационном периоде больной посещает отделение для перевязок, проведения лечебных процедур и пр. Стационар на дому предназначен для лечения и динамического наблюдения за больными, которые не могут быть госпитализированы по разным причинам (например, женщины, имеющие грудных детей). Врач и медсестра ежедневно посещают больных на дому, проводят лечебные процедуры, диагностические исследования. При лечении в «домашних стационарах» получены хорошие результаты у больных острой пневмонией, язвенной болезнью желудка. Однако данная организационная форма не получила широкого распространения, так как она требует увеличения числа медицинских работников, дополнительного оснащения портативной лечебно-диагностической аппаратурой, автотранспортом. В настоящее время расширяется сеть больниц (отделений) сестринского ухода, длительного лечения, реабилитации, хосписов и др. Появление различных подразделений догоспитальной медико-социальной помощи вызвано увеличением доли населения старших возрастных групп, больных с хроническими формами заболеваний, одиноких и др., а также значительным удорожанием лечения в стационарах. Организация специализированной медицинской помощи. Роль консультативно-диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний. Деятельность консультативно-диагностических центров (КДЦ) в крупных городах расширяет перечень медицинских услуг, оказываемых на догоспитальном уровне, повышает медико-социальную и экономическую эффективность здравоохранения. Организация районного (межрайонного) КДЦ делает амбулаторно-поликлиническую помощь многоэтапной: первый этап — участковый (семейный) врач и врачи других специальностей территориальных поликлиник; второй этап — врачи районного КДЦ (гастроэнтеролог, пульмонолог, кардиолог, эндокринолог, нефролог, хирург-проктолог, хирург-ангиолог и др.); третий этап — врачи-специалисты консультативно-поликлинических отделений вузов и НИИ, городские дифференциально-диагностические комиссии, городские центры специализированной помощи. На базе консультативно-диагностических центров и поликлиник концентрируются наиболее квалифицированные кадры, современное оборудование с максимально эффективным его использованием. Специализированные поликлиники, в отличие от КДЦ, осуществляют динамическое наблюдение за больными с хроническими формами заболеваний. Восстановительно-реабилитационные центры и их структура. Медико-социальное значение восстановительного лечения. По определению ВОЗ, реабилитационно-восстановительное лечение — это процесс, с помощью которого стремятся предотвратить инвалидность в период лечения заболевания и помочь инвалидам достичь максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, возможной в рамках существующего заболевания или телесного недуга. Среди больных, нуждающихся в восстановительном лечении и реабилитации, следует выделить лиц с травматическими повреждениями конечностей, травматическими и нетравматическими повреждениями центральной и периферической нервной системы, воспалительными и дегенеративными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, хроническими заболеваниями органов дыхания, органов кровообращения и др. Медицинскую и социально-психологическую помощь таким больным оказывают специальные бригады (лечащий врач соответствующего профиля, специалист по физиотерапии, методист по лечебной физкультуре, психолог и др.). Для проведения восстановительно-реабилитационных мероприятий создаются специализированные отделения в поликлиниках, диспансерах, стационарах, медицинских центрах. Существуют многопрофильные больницы и центры восстановительного лечения. Реабилитационные учреждения принимают больных, выписанных из больниц общей сети или направленных непосредственно лечащим врачом. Некоторые больные получают в них стационарное, другие — амбулаторное лечение, в зависимости от состояния, возможностей транспорта и т. п. В основе функционального восстановления лежат физиотерапия, трудотерапия, лечебная физкультура, но реабилитационные учреждения проводят и все виды лекарственной и поддерживающей терапии, ортопедические и корригирующие вмешательства. Медицинская реабилитация основывается на нескольких главных принципах: 1) проведение реабилитационных мероприятий следует начинать как можно раньше; 2) реабилитационные мероприятия должны проводиться только после всестороннего изучения состояния больного (диагноз, прогноз заболевания, состояние психики, социальный и профессиональный статус и др.); 3) комплексное воздействие должно иметь определенную и реальную цель; 4) программа восстановления должна выполняться с активным участием больного и его родственников; 5) реабилитационный процесс не заканчивается с восстановлением функций и трудоустройством больного. Обязательным является динамическое диспансерное наблюдение. Мероприятия по реабилитации больных должны быть отражены в планах учреждений здравоохранения. Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Функциональные обязанности и показатели работы педиатра. Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий. К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля. Детская городская поликлиника в районе деятельности обеспечивает: организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за здоровыми детьми, профилактические осмотры, диспансеризация, профилактические прививки); лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике, в том числе специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары; лечебно-профилактическую работу в дошкольных учреждениях и школах; проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН. Детская поликлиника (поликлиническое отделение) оказывает медицинскую помощь детям до 14 лет включительно. Оказание лечебно-профилактической помощи детям предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях, школах. В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены следующие помещения: фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами; кабинеты педиатров и других врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка); отделение восстановительного лечения; лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, процедурный, прививочный и др.); регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания; административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках). Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе. Основными задачами кабинета здорового ребенка являются пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии. Основной фигурой, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, является участковый педиатр. На участке по нормативам должно быть 750—800 детей до 14 лет включительно, в том числе 40—60 детей первого года жизни. Нагрузка участкового педиатра составляет: 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 — при профилактических осмотрах и 2 — при обслуживании на дому. Основные задачи участкового педиатра: снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей. Функциональные обязанности педиатра складываются из следующих разделов: 1) профилактическая патронажная работа (дородовой патронаж, осмотр новорожденного в первые 3 дня после выписки из роддома, ежемесячное наблюдение детей первого года жизни и т.п.),
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|