Глава 1. Концептосфера политического продвигающего дискурса в условиях цифровой трансформации общества
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТОСФЕРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОДВИГАЮЩЕГО ДИСКУРСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА 1. 1 Теоретико-методологические подходы к изучению политического PR-дискурса в современной России Развитие общества в демократическом режиме предполагает наличие обратной связи, которая определяет характер взаимоотношений общества и власти [Гостенина В. И. 2015. С. 128. ]. Поэтому мир политики и политических отношений должен быть открытым, прозрачным и понятным для тех, кто делегирует свои полномочия как политического субъекта представителям власти, то есть общественности. гражданское общество. Основой такой организации отношений, при которой диалог между обществом и властью становится платформой для конструктивных и социально ориентированных политических решений, является знание политических процессов и их основных направлений, целей и задач, чему может способствовать PR (связи с общественностью) как технология, предназначенная для установления связей с общественностью. Собственно, в этом и заключается суть данной концепции, несмотря на то, что в российской и западной научной литературе существуют разные подходы к изучению PR, в которых PR трактуется и как механизм, и как инструмент, и как функция управления [Пащенко Ю. Ю. 2014. 166. ].
Не имеет значения, в каком смысле используется PR. Важно, что его использование становится непременным атрибутом организации политического пространства общества и его взаимодействия с властью, поэтому проблема PR-дискурса в политическом пространстве России становится актуальной, поскольку отражение сформировавшихся в процессе социального взаимодействия установок и установок о политической реальности под влиянием такого понимания PR-дискурса основывается на социологической интерпретации дискурса как организации социального взаимодействия, связанной с определением реальности [Ильин В. и 2007. Стр. 3].
Выбор такого подхода к пониманию дискурса, определяемый социологической точкой зрения данного исследования, позволяет нам представить политическую реальность как осознанную, значимую с точки зрения существующих взглядов на значение и функциональную эффективность PR, который используется в политической сфере общества.
В то же время необходимо выделить несколько исследовательских точек зрения на определение дискурса, анализ которых позволит более четко определить природу этого явления и продемонстрировать особенности социологического подхода в его изучении. Е. В. Сидоров, изучая онтологию дискурса, с акцентом на речевую коммуникацию, определяет феномен управления как ключевой дискурс, поскольку речевая коммуникация основана на процессе организации социального взаимодействия, в котором решающим моментом является управление людьми и регулирование их деятельности. В связи с этим передача информации, которая осуществляется во время коммуникационной деятельности, мотивируется руководством этой деятельностью.
Природа дискурса с точки зрения его координации и содержания деятельности заключается в его интерактивности, которая в речевой коммуникации отражается в аспектах языкового сознания, когнитивного пространства и культуры [Сидоров Е. В. 2009. 133. ].
А. В. Олианич, автор презентационной концепции дискурса, выделил несколько типов дискурса по типу потребностей, поэтому в его классификации деловой дискурс как общение на работе отвечает потребностям материальных благ; религиозный дискурс отвечает потребностям веры; педагогический и научный дискурс отвечает потребностям передачи знаний и информации и т. д., а политический дискурс отвечает потребностям власти как коммуникации, направленной на управление обществом. Его репрезентативный подход к дискурсу основан на идее, что каждый дискурс, независимо от его типа, обладает свойством театральности, то есть театральности. Дж. презентация, демонстративность и единица дискурса в этом отношении презентация как наименьшая информационная единица воздействия, представляющая собой символический комплекс, включающий понятия и образы окружающего мира, который когнитивно осваивается субъектом и передается другому субъекту для воздействия на него [ОляничA. In 2007. 182].
Коллективная монография психологов, социологов, философов, филологов, журналистов анализирует медийный дискурс с точки зрения стремительного развития информационных технологий и процессов в современном мире, влияющих на людей и структурные формы общения, а сам дискурс рассматривается как вербально передаваемая человеческая деятельность в определенной социальной сфере и определяет ряд ограничений, как:
В связи с этим в политическом дискурсе СМИ, как пишут исследователи, основным способом речевого взаимодействия является использование лексики, которой идеологи перегружают, чтобы различать " чужих" и " своих" и навешивать словесные ярлыки [Вододина. М. 2011. стр. 36].
Д. В. Нежданов и О. Ф. Русакова справедливо утверждают, что политический дискурс перенасыщен различного рода метафорами, такими как милитаристские, театральные, криминальные, спортивные, etc. it выполняет различные функции в области концептуализации, моделирования, интерпретации, ценностной ориентации в политической реальности. В современной реальности, по их мнению, в сознании граждан преобладает ориентация на рыночную стоимость, а ее дискурсивным и концептуальным ядром является метафора политического рынка, распространению и институционализации которого в политическом пространстве способствовало развитие коммуникационных технологий и систем, направленных на идеологию потребительства [Нежданов Д., 2011, с. 159. ]. К ним относятся, среди прочего (рекламные, консалтинговые, медийные, ориентированные на рынок) PR-структуры.
В целом, если обобщить существующие определения PR, то его сущность как политического инструмента можно представить как ключевую функцию, связанную с установлением взаимовыгодных коммуникационных связей между политическими институтами, организациями, органами и обществом, его отдельными социальными группами. С помощью PR создается имидж, сохраняется репутация организации - в нашем случае политической организации, в роли которой может выступать любое политическое образование (партия, ассоциация, союз), а также совокупность политических институтов, составляющих политическую систему общества.
Вообще, в политической сфере понятие PR впервые было использовано в речи президента США Т. Джефферсона, который утверждал, что демократия возможна только через целенаправленное построение связей с общественностью. В настоящее время PR-технологии активно используются не только в политической сфере. Услугами специалистов в области PR пользуются представители бизнес-сферы, экономических структур и т. д., хотя ученые пока не смогли разобраться, что такое PR как понятие.
В. П. Шейнов отмечает, что в литературе существует около пятисот трактовок этого понятия, причем зачастую совершенно разных, относящихся к области искусства, науки или социальной практики, но задачи PR достаточно ясны и универсальны: создание благоприятного имиджа организации, личности, учреждения; предотвращение негативных ситуаций и негативных явлений посредством профилактической работы и нейтрализации негативных влияний в 2007 году. стр. 56. ].
В современном мире конкуренции невозможно обойтись без PR-технологий, поскольку они являются основным инструментом в конкурентной борьбе и выстраивании позитивных отношений с целевой аудиторией. Если рассматривать политическую сферу с точки зрения рыночной концепции, то формирование конкурентных преимуществ определенных политических акторов становится необходимым условием победы на политическом рынке, который ученые трактуют как политическое пространство с системой условий и отношений, обеспечивающих коммуникативный процесс обмена выгодами внутри В., 2011. 162. ].
В то же время степень вежливости и развитости политического рынка определяется наличием ряда условий, включая свободу участия, свободу обмена, реальную конкуренцию и высокую политическую культуру. По этим критериям российский политический рынок, по мнению ученых, можно отнести к категории " условно развитых", поскольку он обладает ограниченным потенциалом для согласования интересов крупных социальных групп, которые не имеют возможности стать реальными субъектами политических отношений в лице политических образований, представляющих эти интересы (политические партии, организации, союзы и т. д. ). ) [Нежданов Д., 2011, с. 164]. Таким образом, в пространстве политического рынка происходит конкурентная борьба между различными политическими субъектами, которые используют PR-технологии для создания и поддержания определенного политического имиджа, рассчитанного на определенную социальную аудиторию. Иными словами, PR-деятельность связана с формированием определенного политического имиджа, который по определенным причинам, связанным с конкретными политическими, социокультурными, экономическими условиями, будет более привлекательным для общества или отдельных его социальных групп. На самом деле вся человеческая деятельность - это дизайн, то есть дизайн. дизайн, позволивший ученым говорить о дизайне как ключевом понятии pr-дискурса в рамках изучения процесса конструирования политических брендов и мифов [Ульянов А. в 2005 г. 544 с. ].
Таким образом, политический дизайн становится результатом проективной и дискурсивной деятельности политических акторов в пространстве политического рынка в области создания политического бренда, который становится основой положительного респектабельного имиджа. Символами политического бренда, в свою очередь, являются такие характеристики политического актора, как источники власти, респектабельный капитал, выраженный в обещаниях благ, идеалах, ценностях и мечтах, ожиданиях и потребностях целевой аудитории. Политический бренд характеризуется узнаваемостью по внешним признакам (название политической организации, имя политика и т. д. ), а также чувством доверия, возникающим у носителя политического бренда.
Здесь нельзя не привести пример с высочайшим рейтингом главы российского государства, который не только не снижается в условиях нового социально-экономического кризиса, вызванного осложнением внешнеполитических отношений из-за крымских и украинских событий, но, наоборот, постоянно растет. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов, согласно которым летом 2015 года рейтинг президента России приблизился к цифре в 90%. Никогда еще рейтинг политического лидера страны не был так высок, что свидетельствует о высокой политической отметке В. В. Путин, в доверии которого граждане России не сомневаются, несмотря на то, что россияне гораздо меньше доверяют другим политическим субъектам и институтам, а такие важные субъекты политических отношений, символизирующие наличие политической конкуренции, гражданского общества и демократического режима в стране, как политические партии, можно сказать, вообще не пользуются доверием граждан России.
По большей части (72%) россияне уверены, что стране нужен сильный лидер, который наведет порядок в стране, и готовы ради этого пожертвовать своими политическими и гражданскими свободами и правами, которые явно не так важны для граждан, которые в ужасе от всего политического и политики в целом.
В России растет раздражение по отношению к властям, их бездеятельности, незаинтересованности в решении социальных вопросов, но в то же время граждане страны совершенно пассивно реагируют на все решения властей, демонстрируя постоянный конформизм, что соответствует политической культуре россиян государственного типа, которая складывалась веками [Красин Ю. А. 2015. С. 49. ]. Политическая ложь стала нормой российской действительности, в которой чисто частные интересы решаются политическими субъектами [Черни А. В. 2014. С. 106. ], и слаборазвитое российское общество теряет веру в демократию, в то, что государство может регулироваться демократическими мерами.
Сегодня явно наблюдается крах демократического проекта, и демократический режим в стране имеет вполне очевидные имитационные формы, о чем свидетельствует отсутствие политической конкуренции в партийной системе страны с преобладанием " партии власти" и неспособностью других политических партий противостоять ей, и в этой ситуации PR-дискурс становится источником воспроизводства имитационной составляющей политического рынка с его имитированными формами демократии и политическими акторами, не имеющими реального веса на политическом рынке.
Если рассматривать PR как часть связей с общественностью в контексте всего многообразия взаимозависимостей гражданского сообщества [Ковалев Д. в 2010 г. С. 35. ], то становится очевидным, что PR-деятельность вовлечена в процесс формирования массового сознания через формирование общественного мнения, оценок и установок населения. Влияние PR, направленное на создание определенного политического имиджа, имиджа, бренда, придерживающегося политической повестки дня и одновременно формирующего ее, становится манипулятивным с точки зрения содержания своей деятельности, поскольку целенаправленное формирование необходимого для определенных политических сил и акторов общественного мнения предполагает интеграцию манипулятивных технологий, а по результатам - имитационных, так как способствует консолидации симулякров и мифов, заполняющих политическое пространство современной России. Ученые справедливо отмечают: " социальная стабильность общества и его национальная безопасность сегодня во многом определяются содержанием информационного пространства, в котором осуществляют свою деятельность отдельные лица, социальные группы, организации и государства, политические группы и силы" [Верещагина А. В., 2015. С. 178. ].
Таким образом, PR-технологии и, в целом, PR-индустрия развиваются быстрее, дополняя друг друга специалистами, которые плодотворно используют инновационные коммуникационные технологии, высокотехнологичное оборудование, позволяющее им работать в кризисных ситуациях [Стриганкова, 2011. С. 10. ], тем больше возможностей у политических акторов использовать их в своих целях, и в зависимости от того, какими будут эти цели, будет определяться содержание и результат PR-деятельности и, следовательно, характер pr-дискурса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|