Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 8 глава




«Обыкновенно в диалектике видят лишь внешнее и
отрицательное действие, не принадлежащее самой вещи,
вызываемое только тщеславием, как некоторой субъек-
тивной страстью колебать и разлагать прочное и истин-
ное, или видят в ней действие, приводящее к ничто,
как к тщете диалектически рассматриваемого пред-
мета» (43) [35].

NB: неясно, вернуться!!

(44) [35] — Большая заслуга Канта, что он у диалек-
тики отнял „den Schein von Willkiir" *.
Две важные вещи:

(1) Die Objektivitat des Scheins **

(2) die Notwendigkeit des Widerspruchs ***
selbstbewegende Seele ****,... („внутренняя негатив-
ность")... «принцип всякой природной и духовной
жизненности» (44) [36].

 

Не та ли в ней есть о Не только мысль, что объективна и кажимость, ибо дна из сторон объективного мира? Wesen *****, но и Schein объективны.

* — «кажимость произвольности». Ред.
**
— объективность кажимости. Ред
* * * — необходимость противоречия. Ред.
**** — самодвижущаяся душа. Ред.
***** — сущность. Ред,



 

Различие субъективного от объективного ОНО ИМЕЕТ СВОИ ГРАНИЦЫ. есть, НО И

Диалектическое =

= „охватить противоположности в их единстве"...

 

тонко и глубоко!

45 [37] Логика похожа на грамматику тем,
что для начинающего это — одно, для знаю-
щего язык (и языки) и дух языка, — другое.
«Она есть одно для того, кто только присту-
пает к ней и вообще к наукам, и нечто дру-
гое для того, кто возвращается к ней от
них».


Тогда логика дает «сущность этого богатства» (des Reichtums der Weltvorstellung *), «внутреннюю природу духа и мира»... (46) [38].

ср. Капи- тал"

«Не только абстрактно всеобщее, но всеоб-
щее, охватывающее собой также и богатство
особенного» (47) [38].

 

Прекрасная формула „Не только абстрактно
всеобщее, но всеобщее такое, которое вопло-
щает в себе богатство особенного, индивидуаль-
ного, отдельного" (все богатство особого и от-
дельного!)!! Très bien! **  


«— Подобно тому как одно и то же нравственное изречение в устах юноши, хотя бы он понимал его совершенно правильно, лишено того значения и объема, которое оно имеет для ума умудренного жизнью зрелого мужа, выражающего в нем всю силу при- сущего ему содержания.

хорошее
сравнение
(материали-
стическое)



„итог опыта

наук"

NB


Так и логическое лишь тогда получает
свою истинную оценку, когда оно яв-
ляется итогом опыта наук; оно пред-


* — богатства представления о мире. Ред,
** — Очень хорошо! Ред,



(„Суть") „существенное содержание всех иных знаний"

ставляется тогда духу общей истиной,
стоящей не наряду с прочими предме-
тами и реальностями как отдельное
знание, но как существенное содержа-
ние всех иных знаний»... (47) [38—39].


Характерно! Дух и суть диалек-

«Система логики есть царство теней» (47) [39], сво-
бодное от „всех чувственных конкретностей"...
(50) [41] —... «не абстрактное, мертвое, неподвижное,

тики!

а конкретное»...


(52) [43] Примечание... результаты фи-
лософии Канта...: «что разум не мо-
жет познать истинного содержания
и что в отношении абсолютной
истины следует отсылать к вере»...


 

Кант: огра-
ничить „ра-
зум" и укре-
пить веру 69

 

(53) [44] Еще раз, что Ding an sich = продукт абстрагирующего мышления. = абстракция,


УЧЕНИЕ О БЫТИИ

С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ НАУКУ?




Тема логики. Сравнить с „гносеоло- гией" ныне.

59)* [49]**... (en passant***)
«природа познания» (id.
стр. 61 [51])



(60) [50]... «Нет» (курсив Гегеля) «ничего ни на
небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то
ни было, что не содержало бы вместе и непо-
средственности и опосредствования»...


 

1) Небо — природа — ДУХ. Небо долой: материа-
лизм.          
2) Все vermittelt = = опосредствовано, связано в
едино, связано переходами. Долой небо - — законо-
мерная связь всего (п р о ц е с с а) мира.  

(62) [52] «Логика есть чистая наука, т. е. чистое
знание во ВСЕМ объеме его РАЗВИТИЯ»...

 

1- 2- ая ая строка ахинея. гениальна.

С чего начать? „Чистое бытие" (Sein) (63) [53] — «ни-
чего не предполагать», начало. «Не заключать в себе

* - Hegel. Werke, Bd. III, Berlin, 1833. Ред.
** - Гегель.
Сочинения, т. V, М., 1937. Ред,
*** — между прочим. Ред,


никакого содержания»... «не быть ничем опосредство-
ванным»...


(66) [55]... «Развитие» (des Erkennens *)... «дол- жно определяться природой вещей и самого содержания»...

NB



(68) [58] Начало содержит в себе и „Nichts" и
„Sein" **, оно есть их единство:... «на-
чинающегося еще нет; оно лишь напра-
вляется к бытию»... (от небытия к
бытию:
«небытие, которое есть вместе
с тем бытие»).


 

Чушь об абсолюте (68—69) [58-59]. Я вообще
стараюсь читать Ге геля материалистически: Гегель
есть поставленный на голову материализм (по
Энгельсу 70) — т. е. я выкидываю большей частью
боженьку, абсолют, чистую идею etc.  

(70—71) [60—61] Начать философию с «Я» нельзя.
Нет «объективного движения».

— познания. Ред.

— «ничто» и «бытие». Ред.



первый отдел:
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО)

(77) [66] Чистое бытие — «без всякого дальнейшего
определения».

(Bestimmung есть уже Qualitat *.)

Переход Sein — в Dasein
 

наличное бытие
конечное»
а это в Fursichsein (для себя бытие?)

Sein — Nichts — Werden **

«Чистое бытие и чистое ничто есть... одно и то же»

(78) [67].

(81 [70]: Это кажется „парадоксом"). Их соединение
есть Werden.

«Движение непосредственного исчезания одного в дру-
гом»...

Nichts противополагают dem Etwas***. Но Etwas
есть уже определенное бытие, отличное от другого
Etwas, а здесь идет о простом Nichts (79) [68].

(Элеаты и Парменид особенно первые пришли к этой
абстракции бытия 71.) У Гераклита «все течет» (80)
[69]... т. е. «все есть становление».

Ex nihilo nihil fit? **** Из Nichts выходит Sein (Wer-
den)...

(81) [70]: «Было бы нетрудно обнаружить это един-
ство бытия и ничто... в каждой (курсив Гегеля) дей-

* — Определение есть уже качество. Ред.
**
— бытие — ничто — становление. Ред.
*
** — нечто. Ред.
**** — Из ничего не происходит ничего? Ред.



ствительной вещи или мысли»... «нигде ни на небе, ни на
земле нет ничего, что не содержало бы в себе того и
другого, бытия и небытия».
Возражения подсовывают
bestimmtes Sein * (есть у меня 100 талеров или
нет) 82 i. f. [71], — но не об этом речь...

„Необходи- мая связь всего мира"... „взаимо- определяю- щая связь всего"
NB
Звучит весьма ма-

«Определенное, конечное бытие есть
такое, которое относится к чему-либо
другому; это есть содержание, которое
находится в отношении необходимости
к другому содержанию, ко всему миру.
Принимая во внимание взаимоопреде-
ляющую связь целого, метафизика
вправе сделать утверждение — в сущ-
ности тавтологическое, — что, если бы
была разрушена одна пылинка, то разру-
шилась бы вся Вселенная» (83) [72].
(86) [75]: «То, что есть первое в науке,
должно было оказаться и исторически первым».

 

 

териалистично!


 

91 [80]: «Становление есть данность бытия так же, как
и небытия».... «Переход есть то же, что становле-
ние»... (92 i. f.) [81].

94 [83] «У Парменида, как и у Спинозы, не может
быть перехода от бытия или абсолютной субстан-
ции к отрицательному, конечному».
У Гегеля же единство или нераздельность (стр. 9 0
[79] это выражение иногда лучше, чем единство)
„бытия" и „ничто" дают переход, Werden.

 

Абсолютное нечное = части So etwa? ** и относительное, ступени одного конечное и того и же беско- мира.

(92 [81]: Для «опосредствованного бытия мы сохраним
выражение: существование».)

*определенное бытие, Ред,
** — Не так ли? Ред.



L02 [90—91]: У Платона в „Пармениде" переход от бы-
тия
и одного — „auBere Reflexion" *.
104 [93]: Говорят, тьма есть отсутствие света. Но «в чи-
стом свете столь же мало видно, как и в чистой тьме»...
107 [96] — Ссылка на бесконечно малые величины, кои
берутся в процессе исчезновения их...

NB

«Нет совершенно ничего, что не было бы
средним состоянием между бытием и ничто».
«Непонятность начала» — если ничто и бытие ис-
ключают друг друга, но это не диалектика, a Sophis-
terei **.

Софи- стика и диалек- тика

«Ибо софистика есть рассуждение из необ-
основанной предпосылки, принимаемой без
критики и необдуманно; диалектикой же мы
называем высшее разумное движение, в ко-
тором такие кажущиеся совершенно раздель-
ными определения переходят друг в друга
через самих себя, через то, что они есть, и
предпосылка снимается» (108) [96].
Werden. Его моменты: Entstehen und Vergehen ***
(109) [97].

Das Aufheben des Werdens **** — dasDasein | кон-

 

кретное, определенное бытие (?)




aufbe- wahren zugleich

110 198—99]: aufheben = ein Ende ma-

chen
= erhalten



 


 



112[100]: Dasein ist bestimmtes Sein ****** (N В 114 [102] „ein Konkretes" *******), —качество, отдельное от Anderes, — veränderlich und e n d l i с h ********.

NB

 


* — «внешняя рефлексия». Ред.

** — софистика. Ред.

*** — возникновение и уничтожение. Ред.

**** — Снятие становления. Ред.

***** — снять = покончить = удержать (одновременно сохранить). Ред.

****** — наличное бытие есть определенное бытие. Ped.

****** — «нечто конкретное». Ред.

******** — другого, — изменчивое и конечное. Ред.



114 [103] «Определенность, изолированная так для себя,
как сущая определенность, есть качество»... «Ка-
чество, отличенное как сущее, есть реальность»
(115) [103].

117 [106]... «Определенность есть отрицание»...

(Spinoza) Omnis dеterminatio est negatio *, «это по-
ложение имеет бесконечную важность»...

Здесь изложение какое-то отрывочное и сугубо туман- ное.

120 [108]: «Нечто есть первое отрицание отрицания»...

 

abstrakte und
abstruse Hege-
lei — Энгельс 72.

125 [113—114] —... Две пары определений: 1) «Нечто
и другое»; 2) «бытие для другого и в себе бытие».

NB

127 [115] — Ding an sich** — «весьма простая
абстракция». Кажется мудростью изречение,
что мы не знаем, что такое вещи в себе. Вещь
в себе есть абстракция от всякого определе-
ния [Sein-fur-Anderes * * *] [от всякого от-
ношения к другому], т. е. ничто. Следова-
тельно, вещь в себе «не что иное, как ли-
шенная истинности, пустая абстракция».


Это очень глубоко: вещь в се-
бе и ее превращение в вещь для других (ср. Энгельс 73). Вещь в себе вообще есть пустая, безжиз- ненная абстракция. В жизни в
движении все и вся бывает как
„в себе", так и „для других" в
отношении к другому, превра-
щаясь из одного состояния в
другое.

 

Sehr gut!! ****
если мы спра-
шиваем, что
такое вещи
в себе, so
ist in die Frage gedankenloser Weise die Un-
moglichkeit der Beantwortung gelegt... ***** (127) [116].

* — (Спиноза) Всякое определение есть отрицание. Ред.
* * — Вещь в себе. Ред.
*** — бытие для другого. Ред.
**** — Очень хорошо!! Ред.
***** — то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность
ответить на него... Ред.



 
 

Кантиан-
ство = мета-
физика


129 [117] — en passant: диалектическое
философствование, коего не знает
«метафизическое философствование,
к которому принадлежит также и
критическое».


 

Диалектика есть учение о том, как могут
быть и как бывают (как становятся) т о ж д е -
с т в е н н ы м и п р отивоположно c m и,
при каких условиях они бывают тождественны, пре-
вращаясь друг в друга, — почему ум человека
не должен брать эти противоположности за мертвые,
застывшие а за живые, условные, подвижные, пре-
вращающиеся одна в другую. En lisant Hegel... *

134 [122—123]: «Граница (есть) простое отрицание
или первое отрицание» (des Etwas. Всякое нечто
имеет свою границу) «другое же есть вместе
с тем отрицание отрицания»...
137 [125]: „Etwas mit seiner immanenten Grenze gesetzt
als der Widerspruch seiner selbst, durch den es fiber
sich hinausgewiesen und getrieben wird, ist das
Endliche".

(Нечто, взятое с точки зрения его имма-
нентной границы, — с точки зрения его про-
тиворечия с самим собой, каковое противоре-
чие толкает его [это нечто] и выводит его дальше
своих пределов, есть конечное).

Когда о вещах говорят, что они — конечны, то этим
признают, что их небытие есть их натура („небытие
есть их бытие").

«Они» (вещи) «суть, но истина этого бытия есть
их конец.

 

Остроумно и умно! Понятия , обыч-
но кажущиеся мертвыми, Гегель ана-
лизирует и показывает, что в них
есть движение. Конечный? значит,

* — Читая Гегеля... Ред,



двигающийся к концу! Нечто? — значит,
не то, что другое. Бытие вообще? —
значит, такая неопределенность, что
бытие = небытию. Всесторонняя, уни-
версальная гибкость понятий, гибкость,
доходящая до тождества противополож-
ностей, — вот в чем суть. Эта гибкость,
примененная субъективно, = эклектике
и софистике. Гибкость, примененная
объективно, т. е. отражающая всесто-
ронность материального процесса и
единство его, есть диалектика, есть
правильное отражение вечного разви-
тия мира.


N В

мысли о

диалектике

en lisant

Hegel


139 [127] — Бесконечное и конечное, говорят, проти-
воположны? (см. стр. 148 [136—137]) (ср. стр. 151
[139]).

141 [129] — Sollen und Schranke — моменты des Endli-
chen *.

143 [132] — «В долженствовании начинается выход за
пределы конечности, бесконечность».

sehr gut!

143 [132] — Говорят, разум имеет свои границы.
«В этом утверждении отсутствует сознание
того, что определение чего-либо как предела
уже означает выход за этот предел».

144 [132—133]: Камень не мыслит, и потому его огра-
ниченность (Beschranktheit) не есть граница
(Schranke) для него. Но и камень имеет свои гра-
ницы, например, окисляемость, если он «есть спо-
собное к окислению основание».

 

Эволюция ** камня

144—145 [133]: — Все (человеческое) выходит за гра-
ницы (Trieb, Schmerz etc. ***), а разум, изволите
видеть, «не может выходить за предел»!

* — Долженствование и предел — моменты конечного. Ред.
** В рукописи над последней буквой слова «эволюция» стоит
буква «и». Ред.

*** — влечение, боль и т. д. Ред,



„Но, конечно, не всякий выход за пределы есть
истинное освобождение от них"!

Магнит, если б имел сознание, считал бы сво-
бодным свой уклон на север (Лейбниц). — Нет,
тогда он знал бы все направления пространства, и
одно только направление считал бы границей своей
свободы, ограничением ее.

Диалектика
самих вещей,
самой приро-
ды, самого
хода событий
Применить к атомам versus электроны. Вообще бесконеч- ность материи вглубь... 74  

148 [137]... «Природа самого конечного
состоит в том, чтобы выходить за
свои пределы, отрицать свое отрица-
ние и становиться бесконечным»...
Не внешняя (fremde) сила (Gewalt)
(149) [137] превращает конечное
в бесконечное, а его (конечного)
природа (seine Natur).
151 [139]: „Schlechte Unendlichkeit" * —бесконечность,
качественно противоположная конечности, не свя-
занная с ней, отгороженная от нее, как будто ко-
нечное было diesseits, а бесконечное jenseits**, как
будто бесконечное стоит над конечным, вне его...
153 [142]: На деле же sind sie (конечное и бесконечное)
untrennbar***. Они— едино суть (155) [143—144].
158—159 [147]:... «Единство конечного
и бесконечного не есть их внешнее
сопоставление, или же несоответ-
ственное, противоположное их оп-
ределению соединение, в котором
были бы связаны раздельные и
противоположные, самостоятель-
ные одно относительно другого и,
стало быть, несовместимые сущие,
но каждое есть в себе самом это
единство, и каждое есть лишь сня-
тие
себя самого, причем ни одно
не имеет перед другим преимуще-
ства в себе бытия и утвердительного

 

* — «Дурная бесконечность». Ред.
**
по ею сторону, а бесконечное по ту сторону. Ред,
*** — они суть... нераздельны. Ред.



Связь (всех частей) бес- конечного прогресса

наличного бытия. Как было пока-
зано ранее, конечность есть лишь
выход за себя; поэтому в ней со-
держится бесконечность, другое ее
самой»...
... «Но бесконечный прогресс выра-
жает нечто большее» (чем простое
сравнение конечного с бесконечным),
«в нем положена и связь (курсив Гегеля)
также и различаемых»... (160) [148].

167 [155] «Природа спекулятивного мышления... состоит
единственно в схватывании противоположных мо-
ментов в их единстве».

Вопрос, как приходит бесконечное к конечному,
считают иногда сущностью философии. Но этот
вопрос сводится к выяснению их связи...

Bien dit!

168 [156]... «И относительно других предметов
также требуется известное развитие для
того, чтобы уметь задавать вопросы, тем
более относительно философских предметов,
так как иначе может получиться ответ, что
вопрос никуда не годится».

173—174 [161—162]: Fursichsein — для себя бытие = беско-
нечное бытие, законченное качественное бытие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...