ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 8 глава
«Обыкновенно в диалектике видят лишь внешнее и
отрицательное действие, не принадлежащее самой вещи,
вызываемое только тщеславием, как некоторой субъек-
тивной страстью колебать и разлагать прочное и истин-
ное, или видят в ней действие, приводящее к ничто,
как к тщете диалектически рассматриваемого пред-
мета» (43) [35].
(44) [35] — Большая заслуга Канта, что он у диалек-
тики отнял „den Schein von Willkiir" *.
Две важные вещи:
(1) Die Objektivitat des Scheins **
(2) die Notwendigkeit des Widerspruchs ***
selbstbewegende Seele ****,... („внутренняя негатив-
ность")... «принцип всякой природной и духовной
жизненности» (44) [36].
Не та ли в ней есть о Не только
| мысль, что объективна и кажимость, ибо
дна из сторон объективного мира?
Wesen *****, но и Schein объективны.
|
* — «кажимость произвольности». Ред.
** — объективность кажимости. Ред
* * * — необходимость противоречия. Ред.
**** — самодвижущаяся душа. Ред.
***** — сущность. Ред,
Различие субъективного от объективного ОНО ИМЕЕТ СВОИ ГРАНИЦЫ.
| есть,
| НО
| И
|
Диалектическое =
= „охватить противоположности в их единстве"...
45 [37] Логика похожа на грамматику тем,
что для начинающего это — одно, для знаю-
щего язык (и языки) и дух языка, — другое.
«Она есть одно для того, кто только присту-
пает к ней и вообще к наукам, и нечто дру-
гое для того, кто возвращается к ней от
них».
Тогда логика дает «сущность этого богатства» (des Reichtums der Weltvorstellung *), «внутреннюю природу духа и мира»... (46) [38].
«Не только абстрактно всеобщее, но всеоб-
щее, охватывающее собой также и богатство
особенного» (47) [38].
Прекрасная формула
| „Не только абстрактно
|
всеобщее, но всеобщее
| такое, которое вопло-
|
щает в себе богатство особенного,
| индивидуаль-
|
ного, отдельного" (все
| богатство
| особого и от-
|
дельного!)!! Très bien!
| **
|
|
«— Подобно тому как одно и то же нравственное изречение в устах юноши, хотя бы он понимал его совершенно правильно, лишено того значения и объема, которое оно имеет для ума умудренного жизнью зрелого мужа, выражающего в нем всю силу при- сущего ему содержания.
|
хорошее
сравнение
(материали-
стическое)
„итог опыта
наук"
NB
Так и логическое лишь тогда получает
свою истинную оценку, когда оно яв-
ляется итогом опыта наук; оно пред-
* — богатства представления о мире. Ред,
** — Очень хорошо! Ред,
(„Суть")
„существенное
содержание
всех иных
знаний"
|
ставляется тогда духу общей истиной,
стоящей не наряду с прочими предме-
тами и реальностями как отдельное
знание, но как существенное содержа-
ние всех иных знаний»... (47) [38—39].
Характерно! Дух и суть диалек-
|
«Система логики есть царство теней» (47) [39], сво-
бодное от „всех чувственных конкретностей"...
(50) [41] —... «не абстрактное, мертвое, неподвижное,
а конкретное»...
(52) [43] Примечание... результаты фи-
лософии Канта...: «что разум не мо-
жет познать истинного содержания
и что в отношении абсолютной
истины следует отсылать к вере»...
Кант:
| огра-
|
ничить „ра-
|
зум" и
| укре-
|
пить
| веру 69
|
(53) [44] Еще раз, что Ding an sich = продукт абстрагирующего мышления.
| = абстракция,
|
УЧЕНИЕ О БЫТИИ
С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ НАУКУ?
Тема логики. Сравнить с „гносеоло- гией" ныне.
|
59)* [49]**... (en passant***)
«природа познания» (id.
стр. 61 [51])
(60) [50]... «Нет» (курсив Гегеля) «ничего ни на
небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то
ни было, что не содержало бы вместе и непо-
средственности и опосредствования»...
1) Небо
| — природа
| — ДУХ.
| Небо
| долой:
| материа-
|
лизм.
|
|
|
|
|
|
2) Все
| vermittelt =
| = опосредствовано, связано в
|
едино, связано переходами.
| Долой
| небо -
| — законо-
|
мерная связь всего (п
| р о ц е с с а)
| мира.
|
|
(62) [52] «Логика есть чистая наука, т. е. чистое
знание во ВСЕМ объеме его РАЗВИТИЯ»...
1-
2-
| ая ая
| строка ахинея. гениальна.
|
С чего начать? „Чистое бытие" (Sein) (63) [53] — «ни-
чего не предполагать», начало. «Не заключать в себе
* - Hegel. Werke, Bd. III, Berlin, 1833. Ред.
** - Гегель. Сочинения, т. V, М., 1937. Ред,
*** — между прочим. Ред,
никакого содержания»... «не быть ничем опосредство-
ванным»...
(66) [55]... «Развитие» (des Erkennens *)... «дол- жно определяться природой вещей и самого содержания»...
|
NB
(68) [58] Начало содержит в себе и „Nichts" и
„Sein" **, оно есть их единство:... «на-
чинающегося еще нет; оно лишь напра-
вляется к бытию»... (от небытия к
бытию: «небытие, которое есть вместе
с тем бытие»).
Чушь об абсолюте (68—69) [58-59]. Я
| вообще
|
стараюсь читать Ге
| геля материалистически:
| Гегель
|
есть поставленный
| на голову материализм (по
|
Энгельсу 70) — т. е.
| я выкидываю большей
| частью
|
боженьку, абсолют,
| чистую идею etc.
|
|
(70—71) [60—61] Начать философию с «Я» нельзя.
Нет «объективного движения».
— познания. Ред.
— «ничто» и «бытие». Ред.
первый отдел:
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО)
(77) [66] Чистое бытие — «без всякого дальнейшего
определения».
(Bestimmung есть уже Qualitat *.)
наличное бытие
конечное»
а это в Fursichsein (для себя бытие?)
Sein — Nichts — Werden **
«Чистое бытие и чистое ничто есть... одно и то же»
(78) [67].
(81 [70]: Это кажется „парадоксом"). Их соединение
есть Werden.
«Движение непосредственного исчезания одного в дру-
гом»...
Nichts противополагают dem Etwas***. Но Etwas
есть уже определенное бытие, отличное от другого
Etwas, а здесь идет о простом Nichts (79) [68].
(Элеаты и Парменид особенно первые пришли к этой
абстракции бытия 71.) У Гераклита «все течет» (80)
[69]... т. е. «все есть становление».
Ex nihilo nihil fit? **** Из Nichts выходит Sein (Wer-
den)...
(81) [70]: «Было бы нетрудно обнаружить это един-
ство бытия и ничто... в каждой (курсив Гегеля) дей-
* — Определение есть уже качество. Ред.
** — бытие — ничто — становление. Ред.
* ** — нечто. Ред.
**** — Из ничего не происходит ничего? Ред.
ствительной вещи или мысли»... «нигде ни на небе, ни на
земле нет ничего, что не содержало бы в себе того и
другого, бытия и небытия». Возражения подсовывают
bestimmtes Sein * (есть у меня 100 талеров или
нет) 82 i. f. [71], — но не об этом речь...
„Необходи- мая связь всего мира"... „взаимо- определяю- щая связь всего"
|
«Определенное, конечное бытие есть
такое, которое относится к чему-либо
другому; это есть содержание, которое
находится в отношении необходимости
к другому содержанию, ко всему миру.
Принимая во внимание взаимоопреде-
ляющую связь целого, метафизика
вправе сделать утверждение — в сущ-
ности тавтологическое, — что, если бы
была разрушена одна пылинка, то разру-
шилась бы вся Вселенная» (83) [72].
(86) [75]: «То, что есть первое в науке,
должно было оказаться и исторически первым».
91 [80]: «Становление есть данность бытия так же, как
и небытия».... «Переход есть то же, что становле-
ние»... (92 i. f.) [81].
94 [83] «У Парменида, как и у Спинозы, не может
быть перехода от бытия или абсолютной субстан-
ции к отрицательному, конечному».
У Гегеля же единство или нераздельность (стр. 9 0
[79] это выражение иногда лучше, чем единство)
„бытия" и „ничто" дают переход, Werden.
Абсолютное нечное = части So etwa? **
| и относительное, ступени одного
| конечное и того
| и
же
| беско- мира.
|
(92 [81]: Для «опосредствованного бытия мы сохраним
выражение: существование».)
* — определенное бытие, Ред,
** — Не так ли? Ред.
L02 [90—91]: У Платона в „Пармениде" переход от бы-
тия и одного — „auBere Reflexion" *.
104 [93]: Говорят, тьма есть отсутствие света. Но «в чи-
стом свете столь же мало видно, как и в чистой тьме»...
107 [96] — Ссылка на бесконечно малые величины, кои
берутся в процессе исчезновения их...
«Нет совершенно ничего, что не было бы
средним состоянием между бытием и ничто».
«Непонятность начала» — если ничто и бытие ис-
ключают друг друга, но это не диалектика, a Sophis-
terei **.
Софи- стика и диалек- тика
|
«Ибо софистика есть рассуждение из необ-
основанной предпосылки, принимаемой без
критики и необдуманно; диалектикой же мы
называем высшее разумное движение, в ко-
тором такие кажущиеся совершенно раздель-
ными определения переходят друг в друга
через самих себя, через то, что они есть, и
предпосылка снимается» (108) [96].
Werden. Его моменты: Entstehen und Vergehen ***
(109) [97].
Das Aufheben des Werdens **** — dasDasein | кон-
кретное,
| определенное
| бытие
| (?)
|
110 198—99]: aufheben = ein Ende ma-
chen
= erhalten
112[100]: Dasein ist bestimmtes Sein ****** (N В 114 [102] „ein Konkretes" *******), —качество, отдельное от Anderes, — veränderlich und e n d l i с h ********.
|
* — «внешняя рефлексия». Ред.
** — софистика. Ред.
*** — возникновение и уничтожение. Ред.
**** — Снятие становления. Ред.
***** — снять = покончить = удержать (одновременно сохранить). Ред.
****** — наличное бытие есть определенное бытие. Ped.
****** — «нечто конкретное». Ред.
******** — другого, — изменчивое и конечное. Ред.
114 [103] «Определенность, изолированная так для себя,
как сущая определенность, есть качество»... «Ка-
чество, отличенное как сущее, есть реальность»
(115) [103].
117 [106]... «Определенность есть отрицание»...
(Spinoza) Omnis dеterminatio est negatio *, «это по-
ложение имеет бесконечную важность»...
Здесь изложение какое-то отрывочное и сугубо туман- ное.
|
120 [108]: «Нечто есть первое отрицание отрицания»...
abstrakte und
|
abstruse Hege-
|
lei — Энгельс 72.
|
125 [113—114] —... Две пары определений: 1) «Нечто
и другое»; 2) «бытие для другого и в себе бытие».
127 [115] — Ding an sich** — «весьма простая
абстракция». Кажется мудростью изречение,
что мы не знаем, что такое вещи в себе. Вещь
в себе есть абстракция от всякого определе-
ния [Sein-fur-Anderes * * *] [от всякого от-
ношения к другому], т. е. ничто. Следова-
тельно, вещь в себе «не что иное, как ли-
шенная истинности, пустая абстракция».
Это очень глубоко: вещь в се-
|
бе и ее превращение в вещь для других (ср. Энгельс 73). Вещь в себе вообще есть пустая, безжиз- ненная абстракция. В жизни в
|
движении все и вся бывает как
|
„в себе", так и „для других" в
|
отношении к другому, превра-
|
щаясь из одного состояния в
|
другое.
|
Sehr gut!! ****
|
если мы спра-
|
шиваем, что
|
такое вещи
|
в себе, so
|
ist in die Frage gedankenloser Weise die Un-
|
moglichkeit der
Beantwortung
gelegt... *****
(127) [116].
|
* — (Спиноза) Всякое определение есть отрицание. Ред.
* * — Вещь в себе. Ред.
*** — бытие для другого. Ред.
**** — Очень хорошо!! Ред.
***** — то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность
ответить на него... Ред.
Кантиан-
ство = мета-
физика
129 [117] — en passant: диалектическое
философствование, коего не знает
«метафизическое философствование,
к которому принадлежит также и
критическое».
Диалектика
| есть учение о том,
| как могут
|
быть и как бывают
| (как становятся) т о ж д е -
|
с т в е н н
| ы м и п р
| отивоположно
| c m и, —
|
при каких
| условиях
| они бывают тождественны, пре-
|
вращаясь
| друг в
| друга, — почему ум
| человека
|
не должен
| брать эти
| противоположности за
| мертвые,
|
застывшие
| а за живые, условные, подвижные, пре-
|
вращающиеся одна
| в другую. En lisant
| Hegel... *
|
134 [122—123]: «Граница (есть) простое отрицание
или первое отрицание» (des Etwas. Всякое нечто
имеет свою границу) «другое же есть вместе
с тем отрицание отрицания»...
137 [125]: „Etwas mit seiner immanenten Grenze gesetzt
als der Widerspruch seiner selbst, durch den es fiber
sich hinausgewiesen und getrieben wird, ist das
Endliche".
(Нечто, взятое с точки зрения его имма-
нентной границы, — с точки зрения его про-
тиворечия с самим собой, каковое противоре-
чие толкает его [это нечто] и выводит его дальше
своих пределов, есть конечное).
Когда о вещах говорят, что они — конечны, то этим
признают, что их небытие есть их натура („небытие
есть их бытие").
«Они» (вещи) «суть, но истина этого бытия есть
их конец.
Остроумно
| и умно! Понятия
| , обыч-
|
но кажущиеся мертвыми,
| Гегель ана-
|
лизирует и
| показывает,
| что
| в них
|
есть движение. Конечный?
| значит,
|
* — Читая Гегеля... Ред,
двигающийся к концу! Нечто? — значит,
не то, что другое. Бытие вообще? —
значит, такая неопределенность, что
бытие = небытию. Всесторонняя, уни-
версальная гибкость понятий, гибкость,
доходящая до тождества противополож-
ностей, — вот в чем суть. Эта гибкость,
примененная субъективно, = эклектике
и софистике. Гибкость, примененная
объективно, т. е. отражающая всесто-
ронность материального процесса и
единство его, есть диалектика, есть
правильное отражение вечного разви-
тия мира.
N В
мысли о
диалектике
en lisant
Hegel
139 [127] — Бесконечное и конечное, говорят, проти-
воположны? (см. стр. 148 [136—137]) (ср. стр. 151
[139]).
141 [129] — Sollen und Schranke — моменты des Endli-
chen *.
143 [132] — «В долженствовании начинается выход за
пределы конечности, бесконечность».
143 [132] — Говорят, разум имеет свои границы.
«В этом утверждении отсутствует сознание
того, что определение чего-либо как предела
уже означает выход за этот предел».
144 [132—133]: Камень не мыслит, и потому его огра-
ниченность (Beschranktheit) не есть граница
(Schranke) для него. Но и камень имеет свои гра-
ницы, например, окисляемость, если он «есть спо-
собное к окислению основание».
144—145 [133]: — Все (человеческое) выходит за гра-
ницы (Trieb, Schmerz etc. ***), а разум, изволите
видеть, «не может выходить за предел»!
* — Долженствование и предел — моменты конечного. Ред.
** В рукописи над последней буквой слова «эволюция» стоит
буква «и». Ред.
*** — влечение, боль и т. д. Ред,
„Но, конечно, не всякий выход за пределы есть
истинное освобождение от них"!
Магнит, если б имел сознание, считал бы сво-
бодным свой уклон на север (Лейбниц). — Нет,
тогда он знал бы все направления пространства, и
одно только направление считал бы границей своей
свободы, ограничением ее.
Диалектика
|
самих вещей,
|
самой приро-
|
ды,
| самого
|
хода
| событий
|
Применить к
атомам versus
электроны.
Вообще бесконеч- ность материи вглубь... 74
|
|
148 [137]... «Природа самого конечного
состоит в том, чтобы выходить за
свои пределы, отрицать свое отрица-
ние и становиться бесконечным»...
Не внешняя (fremde) сила (Gewalt)
(149) [137] превращает конечное
в бесконечное, а его (конечного)
природа (seine Natur).
151 [139]: „Schlechte Unendlichkeit" * —бесконечность,
качественно противоположная конечности, не свя-
занная с ней, отгороженная от нее, как будто ко-
нечное было diesseits, а бесконечное jenseits**, как
будто бесконечное стоит над конечным, вне его...
153 [142]: На деле же sind sie (конечное и бесконечное)
untrennbar***. Они— едино суть (155) [143—144].
158—159 [147]:... «Единство конечного
и бесконечного не есть их внешнее
сопоставление, или же несоответ-
ственное, противоположное их оп-
ределению соединение, в котором
были бы связаны раздельные и
противоположные, самостоятель-
ные одно относительно другого и,
стало быть, несовместимые сущие,
но каждое есть в себе самом это
единство, и каждое есть лишь сня-
тие себя самого, причем ни одно
не имеет перед другим преимуще-
ства в себе бытия и утвердительного
* — «Дурная бесконечность». Ред.
** — по ею сторону, а бесконечное по ту сторону. Ред,
*** — они суть... нераздельны. Ред.
Связь (всех частей) бес- конечного прогресса
|
наличного бытия. Как было пока-
зано ранее, конечность есть лишь
выход за себя; поэтому в ней со-
держится бесконечность, другое ее
самой»...
... «Но бесконечный прогресс выра-
жает нечто большее» (чем простое
сравнение конечного с бесконечным),
«в нем положена и связь (курсив Гегеля)
также и различаемых»... (160) [148].
167 [155] «Природа спекулятивного мышления... состоит
единственно в схватывании противоположных мо-
ментов в их единстве».
Вопрос, как приходит бесконечное к конечному,
считают иногда сущностью философии. Но этот
вопрос сводится к выяснению их связи...
168 [156]... «И относительно других предметов
также требуется известное развитие для
того, чтобы уметь задавать вопросы, тем
более относительно философских предметов,
так как иначе может получиться ответ, что
вопрос никуда не годится».
173—174 [161—162]: Fursichsein — для себя бытие = беско-
нечное бытие, законченное качественное бытие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: