Промежуточная аттестация
Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса компетентностно-ориентированного учебного плана. По дисциплине «Этнопсихология» предусмотрен зачет в 4 семестре. Примерные вопросы к экзамену: 1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук. Понятие, признаки и виды этносов 2. Этногенез, пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева. Этнические процессы объединения и разделения 3. История этнопсихологии с древних времен до XIX века 4. Становление этнической психологии в контексте европейской культуры. 5. Современная западная этническая психология. 6. Становление этнической психологии в России. 7. Географическое и антропологическое описание этносферы 8. Хозяйственно – культурное описание этносферы. 9. Конфессиональное и лингвистическое описание этносферы. 10. Понятие национального характера, феномен этноцентризма 11. Основные детерминанты этнического поведения 12. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характер 13. Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде 14. Элементы структуры социальной психологии этнической группы. Понятие диаспоры 15. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп 16. Уровни межэтнического взаимодействия. Основные межэтнические процессы. Особенности межэтнического общения 17. Конструктивные и деструктивные пути развития межэтнического общения и взаимодействия. 18. Использование проблем межэтнического общения и взаимодействия в идеологии и политике 19. Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов
20. Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма 21. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии. 22. Экспансия как форма этнического развития. 23. Основные цели, задачи и направления практико-ориентированных и прикладных исследований в этнопсихологии 24. Основные группы методов исследования в этнопсихологии, их соотнесение с общепсихологическими и социологическими методами исследования 25. Обсервационный метод исследования в этнопсихологии 26. Методы диагностики в этнопсихологии 27. Опросные методы исследования в этнопсихологии 28. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнопсихологии 29. Биографический метод исследования в этнопсихологии 30. Праксиметрический метод исследования в этнопсихологии 31. Взгляд на природу антисемитизма в психоанализе (З. Фрейд, Т. Адорно). 32. Отечественная этническая и кросс-культурная психология и психоанализ. 33. Взаимодействие этносов: аккультурация, ассимиляция, геноцид. 34. Проблема межэтнической толерантности. 35. Этапы адаптации мигранта к новой стране по Г. Триандису и М. Коксинену. 36. Маскулинные – феминные этнические культуры. 37. Межэтнические конфликты: их предпосылки на пространстве бывшего СССР. 38. Этапы нарастания напряжённости в межэтническом конфликте. 39. Вклад классической немецкой философии в развитие этнической психологии. 40. Психологические различия между представителями коллективистских и индивидуалистических культур. 41. Этнические стереотипы, их формирование, структура, функции. 42. Формы реагирования на утрату высокого статуса собственного этноса. 43. Виды взаимодействия этносов. 44. Проблема культурного шока у переселенцев. 45. Сущность этноцентризма и его механизмы 46. Психологические различия между «Я – сознанием» и
47. Психологические предпосылки этнического терроризма. 48. Этническая маргинальность и этнопсихологическая двойственность. 49. Психологические особенности беженцев и вынужденных переселенцев.
50. Проблемы толерантности и национальной нетерпимости.
51. 1.7. Учебно-тематический план дисциплины Распределение часов курса по темам и видам работ (в соответствии с ФГОС)*** Всего 108 часов. Аудиторные занятия 40 часов, в том числе интерактивных занятий 8 часов. Самостоятельная работа 68 часа.
1.8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий Темы лекционного курса: Тема 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы. Этногенез, пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
Литература: 1. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало / Л.Н.Гумилев. – М.: Рольф, 2001. – 384 с. 2. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии: учебное пособие / Ю.П.Платонов. – СПб.: Речь, 2003. – 452 с. 3. Платонов Ю.П. Этнопсихология / Ю.П.Платонов. – М.: Academia, 2012. – 240 с. 4. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011. – 512 с. 5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник / Т.Г.Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 368 с. 6. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю.Хотинец. – СПб., 2000. 7. Шихирев П.И. Введение в российскую деловую культуру / П.И.Шихирев. - М., 2000.
Тема 2. История этнической психологии Античные представления о странах и народах, средневековье и давление католицизма, географический натурализм эпохи возрождения, становление социологического и психологического подхода к исследованию этническим проблем. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России. Литература: 1. Вундт В. Проблемы психологии народов / В.Вундт. – СПб., Питер, 2001. – 160 с. 2. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий: учебное пособие / В.В.Кочетков. – М.: Per Se, 2002. 3. Крысько В.Г. Этническая психология: учебное пособие / В.Г.Крысько. – М.: Academia, 2009. 4. Платонов Ю.П. Этническая психология: учебное пособие / Ю.П.Платонов. – СПб.: Речь, 2001. – 320 с. 5. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011. 6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник / Т.Г.Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 368 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|