Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
Вариант 1. Этнические особенности индивидуальных психологических характеристик Задание 1. Провести психодиагностику представителей различных этнических групп с использованием методики исследования самоотношения (МИС) В.В.Столина (выбор испытуемых – на усмотрение студента). Сравнить указанную отечественную методику с методикой диагностики этнического самосознания (для белорусов), методикой исследования эмоционально-ценностного компонента этнической идентичности (для казахов) и Пермским опросником диагностики этнического Я (для удмуртов и русских), сделать выводы о сходствах и различиях в подходе к диагностике элементов Я-концепции в условиях различных этнических групп. Задание 2. Составить сравнительную таблицу-схему национально-психологических особенностей представителей различных демографических групп (мужчин и женщин, детей, трудоспособного населения и стариков) у народов Северного Кавказа, Поволжья, Крайнего севера и «Золотого кольца» России. Задание 3. Подготовить эссе на тему: «Национально-психологические особенности славянских народов – индивидуально-мировоззренческий аспект». Вариант 2. Этнические особенности групповых психологических характеристик Задание 1. Провести анализ публикаций по этно-демографической проблеме с целью выявления наиболее популярных (скандально известных) этнических групп, характеризующихся наиболее высоким и, наоборот, наиболее низким уровнем естественного прироста населения. Сравнить в регионах с выбранными по признаку популярности титульными этносами характеристики естественного прироста с данными по механическому приросту населения. Определить взаимосвязь интенсивности и направленности миграционных процессов и соотношения рождаемости/смертности титульной нации и наиболее крупных диаспор. Сделать выводы о возможных причинах выявленных взаимосвязей (выбор титульных этнических групп и диаспор – на усмотрение студента).
Задание 2. Составить сравнительную таблицу-схему национально-психологических особенностей народов Северного Кавказа, Поволжья, Крайнего севера и «Золотого кольца» России, как целостных этнических групп. Задание 3. Подготовить эссе на тему: «Национально-психологические особенности славянских народов – коллективно-миссианский аспект».
Литература: 1. Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология – М.: Грааль, 2002; 2. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий: Учебное пособие – М.: Per Se, 2002; 3. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009; 4. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология: Для студентов вузов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000; 5. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011; 6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000.
Тема 5. Межэтническое взаимодействие Вариант 1. Конструктивное межэтническое общение и взаимодействие Задание 1.Составить ориентировочную программу-схему конструктивного общения и взаимодействия представителей двух этнических групп, одна из которых является для студента родной, а другая – конкурирующей (выбор конкурирующей этнической группы – на усмотрение студента). Задание 2. Провести психодиагностику с использованием методики «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова). При проведении психодиагностики в тетради фиксировать пол, возраст и этническую принадлежность испытуемого (не менее 3 этнических групп и не менее 5 человек из каждой этнической группы). Отметить этническую группу, представители которой продемонстрировали наиболее высокую позитивную этническую идентичность. Если в результате исследования были получены интересные результаты по другим шкалам – «Этнонигилизм», «Этническая индифферентность», «Этноэгоизм», «Этноизоляционизм» и «Этнофанатизм», следует также указать этническую группу, для представителей которой один из перечисленных типов этнической идентичности оказался наиболее характерным (выбор этнических групп для проведения психодиагностики – на усмотрение студента).
Задание 3. Провести психодиагностику с использованием методики измерения выраженности этнической идентичности (Дж.Финни) в соответствии с требованиями предыдущего пункта на той же выборке испытуемых. Отметить этническую группу, представители которой продемонстрировали наиболее высокие показатели этнической идентичности в целом, а также отдельно показатели когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности. Задание 4. Определить наличие или отсутствие взаимосвязи между результатами диагностики пунктов 2 и 3, если взаимосвязь обнаружена – дать ее объяснение. Вариант 2. Деструктивное межэтническое общение и взаимодействие Задание 1. Описать основные факторы дестабилизации межэтнического взаимодействия, вызывающих отклонение от принципов конструктивного общения на примере разрыва отношений (конфронтации) родной для студента этнической группы и любой конкурирующей этнической группы (выбор конкурирующей этнической группы – на усмотрение студента). Задание 2. Провести психодиагностику с использованием методики оценки этнической аффилиации. При проведении психодиагностики в тетради фиксировать пол, возраст и этническую принадлежность испытуемого. Отметить этническую группу или несколько групп, представители которой/которых продемонстрировали наиболее высокую склонность к обособлению (выбор этнических групп для проведения психодиагностики – на усмотрение студента). Задание 3. Провести психодиагностику с использованием методики измерения толерантных установок в сфере межнациональных отношений (В.С.Собкин, Д.В.Адамчук) и экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) в соответствии с требованиями предыдущего пункта на той же выборке испытуемых. Отметить этническую группу, представители которой продемонстрировали слабые толерантные установки в сфере межнациональных отношений по первой методике и наиболее низкие показатели толерантности в целом, а также отдельно наиболее низкие показатели этнической, социальной толерантности и толерантности как черты личности по второй методике.
Задание 4. Определить наличие или отсутствие взаимосвязи между результатами диагностики пунктов 2 и 3, если взаимосвязь обнаружена – дать ее объяснение.
Литература: 1. Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология – М.: Грааль, 2002; 2. Зиньковская И.В. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Истоки, 2005; 3. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009; 4. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики. СПб., 2000. 5. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011; 6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|