Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия




Вариант 1. Профилактика и преодоление межэтнических конфликтов

Задание 1. Разработать и предложить стратегию разрешения конфликта в Чечне.

Задание 2. Осмыслить и описать проявления механизмов психологической защиты в отношениях студента с представителями других этнических групп.

Задание 3. Написать эссе «Мои представления о женщинах и мужчинах родной и конкурирующей этнических групп» (выбор конкурирующей этнической группы – на усмотрение студента).

Задание 4. Определить параметры психологической совместимости работников разной этнической принадлежности в многонациональных (интернациональных) трудовых коллективах.

Вариант 2. Процессы и проблемы этнической экспансии

Задание 1. Описать существенные психологические особенности этнических групп, демонстрирующих выраженную склонность к экспансии, проиллюстрировать примерами из истории и/или современности (выбор примеров – на усмотрение студента).

Задание 2. Описать существенные психологические особенности этнических групп, в отношении которых экспансия рассматривается как наиболее беспрепятственная, проиллюстрировать примерами из истории и/или современности (выбор примеров – на усмотрение студента).

Задание 3. Описать сходства и различия психологических аспектов притязаний этнических групп, осуществляющих экспансию на территориальном, идеологическом и этнодемографическом уровнях, проиллюстрировать примерами из истории и/или современности (выбор примеров – на усмотрение студента).

Задание 4. Описать возможные позитивные и негативные проявления и последствия, сопровождающие экспансивные процессы и выражающиеся в изменении психологических характеристик этнических групп осуществляющих экспансию и подвергающихся экспансии, проиллюстрировать примерами из истории и/или современности (выбор примеров – на усмотрение студента).

 

Литература:

1. Королев С.И. Этническая психология: Методика изучения и методология использования – М., 2007;

2. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий: Учебное пособие – М.: Per Se, 2002;

3. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009;

4. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие – СПб.: Речь, 2003;

5. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011;

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000.

Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии

Вариант 1. Общая характеристика методов исследования в этнической психологии

Задание 1. Описать и охарактеризовать виды этнопсихологических исследований.

Задание 2. Составить программу стандартного этнопсихологического исследования (тематика – на усмотрение студента).

Задание 3. Составить программу кросскультурного этнопсихологического исследования (тематика – на усмотрение студента).

Задание 4. Сформулировать критерии для сравнения и сопоставления следующих национально-психологических особенностей: национального самосознания, национальных чувств.

Задание 5. Описать показатели надежности для исследования проявлений эмоционально-волевой сферы национальной психики.

Вариант 2. Специфика методов исследования в этнической психологии

Задание 1. Описать основные этические нормы и ограничения при планировании, организации, проведении, анализе и интерпретации результатов этнопсихологических исследований.

Задание 2. Показать на примере особенностей планирования (разработки программы) исследования различия между etic и emic подходами в практической этнопсихологии.

Задание 3. Выбрать ряд этнопсихологических исследований, выполненных в различные исторические периоды и/или в различных социальных условиях, и на их основе показать, с одной стороны, преемственность и единство области этнопсихологического знания, выражающиеся в постоянстве и воспроизводстве базовой научной терминологии и методологических категорий, а, с другой стороны, его разрывность и противоречивость, выражающиеся в качественных изменениях в ходе научного прогресса и развития общества, становлении новой и вытеснении устаревшей и/или неприемлемой научной методологии в условиях определенного политического режима, национальной культуры или исторического периода, в рамках которых выполнялись те или иные исследования.

Задание 4. Составить долгосрочный прогноз развития специальных отраслей прикладной этнопсихологии (следует обратить внимание на биологические, информационные, культурологические, экологические, социальные, политические, экономические и некоторые экзотические, например, космо-географические и парапсихические аспекты этнопсихологических исследований) и показать перспективы углубления дифференциации принципов и методов исследования психологических характеристик этнических групп.

 

Литература:

1. Зиньковская И.В. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Истоки, 2005;

2. Королев С.И. Этническая психология: Методика изучения и методология использования – М., 2007;

3. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009;

4. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие – СПб.: Речь, 2003;

5. Платонов Ю.П. Этническая психология – СПб.: Речь, 2001;

6. Платонов Ю.П. Этнопсихология / Ю.П.Платонов. – М.: Academia, 2012;

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум – М.: Аспект-Пресс, 2013;

8. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологиического исследования: Спецпрактикум по социальной психологии – М.: Изд-во МГУ, 1993;

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000.

Тема 8. Обсервационные и диагностические методы

Вариант 1. Обсервационные методы исследования в этнопсихологии

Задание 1. Разработать программу наблюдения этнических характеристик (особенностей) на базе какой-либо выборки испытуемых и дать ее методологическое обоснование (объект и предмет, гипотеза, цель и задачи, а также методы и методики исследования – в рамках этнопсихологии – на усмотрение студента).

Задание 2. Провести наблюдение этнических характеристик (особенностей) на базе какой-либо выборки испытуемых по разработанной программе, обработать результаты и сделать предварительные выводы.

Задание 3. Определить возможные преимущества и недостатки разработанной и реализованной программы наблюдения (для уже выбранных объекта, предмета и гипотезы) в сравнении с другими возможными методами и методиками исследования.

Задание 4. Сравнить результаты собственного наблюдения с опубликованными ранее результатами наблюдений, выполненных по аналогичной проблематике (с указанием библиографических ссылок на источники информации, т.е. использованные в сравнительном анализе публикации).

Задание 5. Подготовить презентацию, доклад, статью по материалам проведенного наблюдения этнических характеристик (особенностей) выборки испытуемых.

Вариант 2. Диагностические методы исследования в этнопсихологии

Задание 1. Разработать программу психологической диагностики этнических характеристик (особенностей) на базе какой-либо выборки испытуемых и дать ее методологическое обоснование (объект и предмет, гипотеза, цель и задачи, а также методы и методики исследования – в рамках этнопсихологии – на усмотрение студента).

Задание 2. Провести психологическую диагностику этнических характеристик (особенностей) какой-либо выборки испытуемых на основании разработанной программы, обработать результаты и сделать предварительные выводы.

Задание 3. Определить возможные преимущества и недостатки разработанной и реализованной программы психологической диагностики (для уже выбранных объекта, предмета и гипотезы) в сравнении с другими возможными методами и методиками исследования.

Задание 4. Сравнить результаты собственного психодиагностического исследования с опубликованными ранее результатами исследований, проведенных по аналогичной проблематике (с указанием библиографических ссылок на источники информации, т.е. использованные в сравнительном анализе публикации).

Задание 5. Подготовить презентацию, доклад, статью по материалам проведенного психодиагностического исследования этнических характеристик (особенностей) выборки испытуемых.

 

Литература:

1. Зиньковская И.В. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Истоки, 2005;

2. Королев С.И. Этническая психология: Методика изучения и методология использования – М., 2007;

3. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009;

4. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие – СПб.: Речь, 2003;

5. Платонов Ю.П. Этническая психология – СПб.: Речь, 2001;

6. Платонов Ю.П. Этнопсихология / Ю.П.Платонов. – М.: Academia, 2012;

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум – М.: Аспект-Пресс, 2013;

8. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологиического исследования: Спецпрактикум по социальной психологии – М.: Изд-во МГУ, 1993;

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...