Раздел II. Материалы для самостоятельной работы
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ (ЗАНЯТИЮ) Тема 1. Основные категории, определения этнической психологии Вариант 1. Функции и задачи этнической психологии Задание 1. Провести анализ литературных источников и сформулировать наиболее востребованные (актуальные и перспективные) направления этнопсихологических исследований. Задание 2. Составить диаграмму-схему развития отечественной этнической психологии. Задание 3. Предположить и описать альтернативные (реалистические, апокалиптические и/или утопические) варианты истории развития человечества с этнической точки зрения. Вариант 2. Междисциплинарные связи этнической психологии, ее место и роль в системе наук Задание 1. Выполнить аналитический обзор (составить систематический перечень) методологических категорий и специальной терминологии заимствованных этнопсихологией из смежных наук. Задание 2. Выполнить аналитический обзор (составить систематический перечень) методологических категорий и специальной терминологии заимствованных смежными науками из этнопсихологии. Задание 3. Предложить и описать возможные отрасли научного знания в рамках долговременной перспективы развития этнической психологии как самостоятельной сферы познания действительности (следует обратить внимание на биологические, информационные, культурологические, экологические, социальные, политические, экономические и некоторые экзотические, например, космо-географические и парапсихические аспекты этнопсихологических исследований). Литература: 1. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало – М., 2001; 2. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие – СПб.: Речь, 2003;
3. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология – СПб.: Речь, 2002; 4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000; 5. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание – СПб., 2000; 6. Шихирев П.И. Введение в российскую деловую культуру – М., 2000.
Тема 2. История этнической психологии Вариант 1. Становление этнической психологии как самостоятельной отрасли научного знания Задание 1. Сравнить взгляды отечественных и зарубежных исследователей на специфику формирования и функционирования психологических особенностей этнических групп сложившиеся до середины ХХ века (выбор отечественных и зарубежных исследователей – на усмотрение студента). Задание 2. Описать общие и особенные черты развития психологии нескольких этнических групп в период с начала ХIХ века до середины ХХ века (выбор этнических групп – на усмотрение студента). Описание представить в виде таблицы.
Задание 3. На примере одного из известных ученых, занимавшихся исследованиями в области этнической психологии в период с начала ХIХ до середины ХХ века, показать влияние социальных, культурных, политических и экономических условий, в которых формируются научные интересы и установки исследователей, влияющие на общий характер и направленность исследования, обуславливающие специфику исследовательского подхода, особенности интерпретации фактов и т.д. (выбор ученого – на усмотрение студента). Вариант 2. Развитие и дифференциация этнической психологии на современном этапе Задание 1. Сравнить взгляды отечественных и зарубежных исследователей на специфику формирования и функционирования психологических особенностей этнических групп сложившиеся во второй половине ХХ века (выбор отечественных и зарубежных исследователей – на усмотрение студента).
Задание 2. Описать общие и особенные черты развития психологии нескольких этнических групп во второй половине ХХ века (выбор этнических групп – на усмотрение студента). Описание представить в виде таблицы.
Задание 3. На примере одного из известных ученых, занимавшихся исследованиями в области этнической психологии во второй половине ХХ века, показать влияние социальных, культурных, политических и экономических условий, в которых формируются научные интересы и установки исследователей, влияющие на общий характер и направленность исследования, обуславливающие специфику исследовательского подхода, особенности интерпретации фактов и т.д. (выбор ученого – на усмотрение студента).
Литература: 1. Бандурка А.М., Друзь В.А. Этнопсихология: Учебное пособие – Харьков: Изд-во Ун-та внутр. дел, 2000; 2. Вундт В. Проблемы психологии народов – М., 2000; 3. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий: Учебное пособие – М.: Per Se, 2002; 4. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009; 5. Платонов Ю.П. Этническая психология – СПб.: Речь, 2001; 6. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011; 7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000. Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей Вариант 1. Составляющие элементы понятия «национальный характер» Задание 1. Описать комплекс наиболее характерных (отличительных) для какой-либо этнической группы бессознательных процессов в рамках эссе на тему «Доминирующие механизмы психологической защиты этнической группы» (выбор этнической группы – на усмотрение студента). Задание 2. Описать систему признаков эмоционального и поведенческого самоконтроля (саморегуляции), наиболее характерную для представителей какой-либо этнической группы и определяющую формирование стереотипного отношения к этой этнической группе в мировом сообществе (выбор этнической группы – на усмотрение студента).
Задание 3. Составить программу тренинга повышения адаптивности мигрантов (этническая принадлежность мигрантов – на усмотрение студента). Вариант 2. Составляющие элементы понятия «этническая идентичность» Задание 1. Описать комплекс наиболее характерных (отличительных) для какой-либо этнической группы осознанных процессов в рамках эссе на тему «Роль и место самосознания в процессе интеграции личности в систему отношений родной этнической группы» (выбор этнической группы – на усмотрение студента). Задание 2. Описать систему доминирующих мотивов личности, определяющих отношение к родной этнической группе, а также нескольким дружественным и конкурирующим этническим группам (выбор дружественных и конкурирующих этнических групп – на усмотрение студента). Задание 3. Составить модель личной адаптации студента к семейным отношениям с представителем другой этнической группы (выбор семейных ролей и этнической группы – на усмотрение студента).
Литература: 1. Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология – М.: Грааль, 2002; 2. Зиньковская И.В. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Истоки, 2005; 3. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики – СПб.: Речь, 2000; 4. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология – М.: Academia, 2002; 5. Платонов Ю.П. Этнопсихология 6. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011; 7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000; 8. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание – СПб., 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|