Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое пособие по дисциплине




«ЭТНО ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

по направлению подготовки 030300 «Психология»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.


Оглавление

Раздел I. Аннотация. 79

Раздел II. Методические указания для студентов. 81

Раздел III. Темы лекционного курса «Этническая психология». 83

Глава 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии 83

1.1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук. 83

1.2. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы. 85

1.3. Этногенез, пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева. 86

1.4. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация). 87

Блок самопроверки. 90

Список литературы.. 91

Глава 2. История этнической психологии. 91

2.1. Античные представления о странах и народах, средневековье и давление католицизма, географический натурализм эпохи возрождения, становление социологического и психологического подхода к исследованию этническим проблем. 91

2.2. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России. 97

Блок самопроверки. 104

Список литературы.. 104

Глава 3. Признаки и факторы этнических особенностей. 104

3.1. Понятие национального характера, феномен этноцентризма. 104

3.2. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития. 109

3.3. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России. 118

Блок самопроверки. 124

Список литературы.. 124

Глава 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп 125

4.1. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера. 125

4.2.Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов. 128

4.3Утрата этнической идентичности в условиях глобализма. 130

4.4.Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.д.). 137

4.5.Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп. 143

Блок самопроверки. 144

Список литературы.. 144

Глава 5. Межэтническое взаимодействие. 145

5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный. 145

5.2.Основные межэтнические процессы (миграция, изоляция). Особенности межэтнического общения. Конструктивные и деструктивные пути развития межэтнического общения и взаимодействия. Использование проблем межэтнического общения и взаимодействия в идеологии и политике. 150

Блок самопроверки. 154

Список литературы.. 154

Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия. 155

6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов. 155

6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма. 158

6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии. 161

6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни. 162

Блок самопроверки. 163

Список литературы.. 163

Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии. 165

7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии. 165

7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии. 166

7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии. 169

Блок самопроверки. 172

Список литературы.. 172

Глава 8. Обсервационные и диагностические методы.. 172

8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии. 172

8.2. Метод тестирования в этнопсихологии. 175

Блок самопроверки. 177

Список литературы.. 177

Глава 9. Социологические и экспериментальные методы.. 178

9.1. Опросные методы в этнической психологии. 178

9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии 179

Блок самопроверки. 182

Список литературы.. 182

Глава 10. Биографические и праксиметрические методы.. 183

10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии. 183

10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии. 183

Блок самопроверки. 184

Список литературы.. 184

Раздел IV. Глоссарий. 186

Раздел I. Аннотация

В учебно-методическом пособии по этнопсихологии в виде обзора наиболее популярных и доступных для самостоятельного изучения студентами источников представлены материалы по теоретическим и практическим проблемам этнопсихологических исследований.

Так в разделе, посвященном теории этнической психологии, описываются объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы. Этногенез, пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).

Далее представлен обзор истории становления и развития этнической психологии. Античные представления о странах и народах, средневековье и давление католицизма, географический натурализм эпохи возрождения, становление социологического и психологического подхода к исследованию этническим проблем. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.

Понятие национального характера, феномен этноцентризма. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.

Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера. Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов. Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.

Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.д.). Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.

Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный. Основные межэтнические процессы (миграция, изоляция). Особенности межэтнического общения. Конструктивные и деструктивные пути развития межэтнического общения и взаимодействия. Использование проблем межэтнического общения и взаимодействия в идеологии и политике.

Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов. Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.

Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии. Экспансия как форма этнического развития. Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.

В разделе, посвященном прикладным аспектам, описываются практические методы исследования в этнической психологии. Основные цели, задачи и направления практико-ориентированных и прикладных исследований в этнопсихологии. Основные группы методов исследования в этнопсихологии, их соотнесение с общепсихологическими и социологическими методами исследования. В том числе достаточно подробно рассматриваются методы наблюдения, тестирования, опросные методы (анкетирование, интервью), констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии, а также биографический (анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных) и праксиметрический (анализ материальной составляющей культуры и искусства – продуктов деятельности, артефактов, предметов народного творчества, быта, военных и технологических разработок) методы.

Таким образом, учебно-методическое пособие позволяет охватить основной материал курса этнической психологии в качестве базового уровня овладения необходимыми знаниями, которые далее можно углублять путем изучения первоисточников.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...