Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
В мировой этнологии принято выделять два основных вида этнических процессов: этноэволюционные и этнотрансформационные. Процесс называется этнотрансформационным в том случае, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его группа тем не менее остаются самими собой, то есть их этническое самосознание изменяется; при этнотрансформационном процессе самосознание изменяется, и этническая принадлежность человека становится иной. В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этническое разделение. При характеристике конкретных типов этнических процессов в каждой из этих групп процессы могут быть по своей этнической сути и этноэволюционными, и этнотрансформационными, а также смешанными – эволюционно-трансформационными. Процессы этнического объединения весьма различны по характеру, однако у них есть некоторые общие черты. Прежде всего, любому процессу этнического объединения свойственно культурное и языковое сближение вовлеченных в процесс лиц; постепенно нивелируются, а иногда и полностью уничтожаются имеющиеся между людьми различия. Формы этого объединения различны. Этнологи выделяют пять основных форм этого процесса: этническая фузия, этническая консолидация, этническая ассимиляция, межэтническая интеграция. Этногенетическая миксация. Этнической фузией называется слияние нескольких ранее самостоятельных этносов, родственных по языку и культуре. в единый новый, более крупный этнос. Процесс этнической фузии протекает с различной скоростью, зависящей от комплекса влияющих на этот процесс факторов, и в частности – от уровня социального и этнического развития страны, в которой идет этот процесс, от интенсивности хозяйственных и иных связей между отдельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и чем теснее связи между ее частями, тем быстрее происходит этническая фузия.
Весьма существенна для интенсивности протекания этнической фузии также степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе. Как указывалось выше, в процессе этнической фузии обычно участвуют родственные между собой этносы, однако степень родства может быть различной, и чем она выше, тем быстрее протекает процесс. Вторая форма этнического объединения – этническая консолидация – характеризуется внутренним сплочением более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей. Из локальных этнических групп формируются новые народы и нации. Например, в Африке из недавних племенных объединений складываются такие значительные народы или даже нации, как хауса, йоруба, ибо. Быстро идет консолидации многих народов Индии, Филиппин и других стран Азии. Этническая фузия и этническая консолидация – два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Поэтому при исследовании конкретного этнического процесса порой бывает довольно трудно дать его типологическую характеристику: является ли он конечной стадией этнической фузии или начальной стадией этнической консолидации. Третья форма этнического объединения – этническая ассимиляция – особенно широко распространена в экономически развитых странах, и прежде всего в тех из них, где много иммигрантов. Она характеризуется растворением ранее самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Таким образом, ассимиляция будет для одной стороны – ассимилируемых – этнотрансформационным процессом, поскольку у них изменится этническое самосознание. Для другой стороны – ассимилирующих – этническая ассимиляция будет процессом этноэволюционным, так как самосознание этого этноса остается прежним.
Этническая ассимиляция захватывает разнообразные группы населения: как национальные меньшинства, иногда даже имеющие свою этническую территорию, так и иммигрантов. В последнем случае темпы ассимиляции зависят от многих факторов: близости языка и культуры иммигрантов и коренных жителей, степени национальной сплоченности иммигрантов, сохранения ими политических и культурных связей со своей родиной, характера расселения в принявшей их стране, расовых различий, отношения правящих кругов страны к тем или иным группам иммигрантов и т.д. Различают естественную и насильственную этническую ассимиляцию. Первая происходит в процессе контакта этносов и обусловлена самим ходом социально-экономического развития той или иной страны. Насильственная ассимиляция имеет место в тех странах, где этносы неравноправны. Ассимиляционный процесс имеет неодинаковую скорость, которая зависит от сочетания таких факторов, как численность ассимилирующей группы, характер ее расселения время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением территории, социально-правовое состояние и семейное положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки, наличие или отсутствие контактов с родиной (если речь идет об эмигрантских группах), отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды, близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства, уровень развития этнического самосознания и т.д. Характер влияния большинства из перечисленных факторов очевиден. На этническую ассимиляцию влияет и соотношение уровня культуры контактирующих народов.Быстрее всего этот процесс идет, при прочих равных условиях, у групп, поселяющихся среди этноса с приблизительно одинаковым уровнем культуры. Довольно быстро протекает ассимиляция и в том случае, когда иммигранты попадают в среду, несколько превышающие их по уровню культуры. А вот при резких различиях в уровне культуры, особенно когда приезжие превосходят местное население в культурном отношении, процесс ассимиляции очень затруднен.
Еще одной формой этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся по языку и культуре этносов; взаимодействии, которое приводит к возникновению у них ряда общих черт. В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ. Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, которая обладает элементами общего самосознания. Хотя межэтническая интеграция – это в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосознания у межэтнических общностей позволяет все же говорить о самой начальной стадии этнической трансформации. Пятая форма этнообъединительных процессов – этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством, встречается довольно редко. Иногда этот процесс как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако, в отличие от нее, имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер. После завершения в основных чертах формирования нового этноса этногенетическая миксация может перейти в этническую консолидацию. Процессы этнической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах. Хотя процессы этнического разделения были особенно ярко выражены на ранних этапах человеческой истории, они идут в ряде районов мира и сейчас. Существуют две формы этноразделительных процессов: этническая парциация и этническая сепарация.
При этнической парциации происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так, в результате разделения территории некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы. При этнической сепарации от того или иного этноса отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этническая сепарация вызывается разными причинами: переселением какой-то группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы.
Блок самопроверки 1. Чем обусловлено возрастание роли и значения этнопсихологических знаний и исследований в современных условиях? 2. Дайте определение этнопсихологии как науки. 3. Дайте характеристику основных взглядов на предмет этнопсихологии. 4. Каковы задачи этнопсихологии как науки. 5. Покажите взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.
Список литературы 1. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало / Л.Н.Гумилев. – М.: Рольф, 2001. – 384 с. 2. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии: учебное пособие / Ю.П.Платонов. – СПб.: Речь, 2003. – 452 с. 3. Платонов Ю.П. Этнопсихология / Ю.П.Платонов. – М.: Academia, 2012. – 240 с. 4. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011. – 512 с. 5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник / Т.Г.Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 368 с. 6. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю.Хотинец. – СПб., 2000. 7. Шихирев П.И. Введение в российскую деловую культуру / П.И.Шихирев. - М., 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|