Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технические комитеты (ТК) по стандартизации




Россия Государственной системой стандартизации техниче­ские комитеты определены в качестве одного из важнейших органов по стандартизации. Легитимность создания и функ­ционирования российских технических комитетов по стандар­тизации в качестве организационных звеньев национальной системы стандартизации РФ обеспечивается Федеральным за­коном «О техническом регулировании» (п. 1 ст. 14), в котором, в частности, установлено, что национальный орган Российской Федерации по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность.

Госстандарт России утвердил и с 1 января 1993 г. ввел в действие на территории России ПР 50-688—92 «Временное ти­повое положение о техническом комитете по стандартизации», в котором установлен статус российских ТК по стандартиза­ции, подробно изложен порядок их создания и направления деятельности.

На основе данного Типового положения при создании кон­кретных ТК разрабатываются и по согласованию с Ростехрегулированием утверждаются конкретные Положения о них.

Технический комитет по стандартизации представляет со­бой объединение специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий (организа­ций) — членов ТК, которое создается на добровольной основе для экспертизы и разработки национальных стандартов Рос­сийской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственных стандар­тов (ГОСТ), а также для проведения работ в области между­народной и региональной международной стандартизации по закрепленным за ТК объектам стандартизации и областям деятельности.

К работе в ТК привлекаются ученые и ведущие специалисты всех заинтересованных сторон: заказчики (потребители), разра­ботчики (проектанты), изготовители, специализированные орга­ны и организации по стандартизации, метрологии и сертифика­ции, государственные контрольно-надзорные органы, общест­венные организации потребителей, научно-технические и инже­нерные общества, коммерческие структуры, вузы.

Российские ТК по стандартизации по своему статусу явля­ются межведомственными общественными объединениями, которые в пределах своей компетенции интегрируют интересы всех сторон — членов ТК, прямо или косвенно заинтересован­ных в разработке, принятии и применении национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) и межгосударст­венных стандартов (ГОСТ) по конкретным направлениям раз­вития науки, техники, производства или специализированным сферам деятельности.

Организационные структуры российских ТК по стандартиза­ции строятся по следующей типовой схеме:

• председатель российского ТК (авторитетный ученый или специалист по объектам стандартизации, закрепленным за данным ТК);

• заместитель председателя российского ТК (представитель Ростехрегулирования или потребителя (заказчика), при необходимости);

• ответственный секретарь российского ТК и секретариат российского ТК (менеджеры в области стандартизации, организующие межведомственное взаимодействие в рабо­тах по стандартизации всех заинтересованных членов ТК);

• подкомитеты (ПК), формируемые по признаку закрепле­ния за ними части объектов стандартизации, закрепленных за ТК в целом, и ответственные секретари ПК;

• постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК, в том числе образуемые с участием представителей других (смежных) ТК по стандартизации.

ВНИИНМАШ Ростехрегулирования осуществляет государст­венную регистрацию вновь образуемых российских ТК по стан­дартизации и ведет их реестр, подготавливает Перечень ТК по стандартизации (с соответствующими дополнениями и измене­ниями) для опубликования, ведет справочно-информационное и консультационное обслуживание заинтересованных предпри­ятий и организаций народного хозяйства по вопросам россий­ских ТК по стандартизации.

СНГ Образование на территории бывшего СССР независи­мых государств привело к необходимости разработки нацио­нальных политик в области стандартизации, сертификации и метрологии, поскольку для устранения технических барьеров в торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничест­ве, обеспечения совместимости и взаимозаменяемости постав­ляемой друг другу продукции, обеспечения ее безопасности необходима согласованная политика в области стандартизации, сертификации и метрологии всех стран — членов СНГ. В связи с этим на заседании глав правительств стран — членов СНГ в Москве было подписано Соглашение о проведении согласо­ванной политики в области стандартизации, метрологии и сер­тификации от 13 марта 1992 г.

Подписавшие соглашение страны согласились с тем, что они:

• обладают полной самостоятельностью в вопросах формирования систем стандартизации, метрологии, сертифика­ции и организации работ в этой области;

• используют основные положения действующих систем стандартизации и метрологии и развивают их примени­тельно к рыночной экономике, гармонизируя с междуна­родными нормами и правилами;

• признают действующие ГОСТ в качестве региональных межгосударственных (международных) стандартов;

• охраняют аббревиатуру ГОСТ за вновь вводимыми межго­сударственными стандартами, предусматривая гармониза­цию их требований с международными, региональными (международными) и передовыми национальными стан­дартами зарубежных стран;

• осуществляют работы по сертификации на основе общих ор­ганизационно-методических положений через создаваемые правительствами национальные органы по сертификации;

• признают существующие государственные эталоны единиц физических величин в качестве государственных;

• согласованно решают правовые, экономические и орга­низационные вопросы стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе на основе двусторонних и многосторонних договоров, программ и технических проектов.

Для выработки согласованной политики, определения ос­новных направлений деятельности на межправительственном уровне в области стандартизации, метрологии, сертификации и согласования вопросов финансирования работ в этой сфере был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в состав которого вошли руко­водители соответствующих органов управления участников Соглашения.

Участники Соглашения приняли решение проводить согла­сованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации по следующим направлениям:

• принятие общих правил проведения работ по стандартиза­ции, метрологии и сертификации, представляющих межго­сударственный интерес;

• установление единых обязательных требований к продук­ции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жиз­ни и здоровья человека, охрану окружающей среды, со­вместимость и взаимозаменяемость, а также единых мето­дов испытаний; • стандартизация общетехнических требований, представ­ляющих межгосударственный интерес;

• организация ведения и развитие классификаторов техни­ко-экономической информации и систем кодирования;

• установление единиц физических величин, допускаемых к применению в государствах — участниках Соглашения;

• ведение межгосударственной службы времени и частот, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных;

• ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

• формирование, хранение и ведение фонда межгосударст­венных стандартов, международных, региональных и на­циональных стандартов других стран и обеспечение участ­ников Соглашения этими стандартами;

• ведение и хранение представляющих межгосударственный интерес действующих отраслевых стандартов на важней­шие группы продукции;

• взаимное признание результатов государственных испыта­ний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;

• взаимное признание аккредитованных испытательных, по­верочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов сертификации, сертификатов на про­дукцию и систем обеспечения качества;

• издание, переиздание, тиражирование и распространение межгосударственных стандартов, международных и регио­нальных стандартов, других нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, представ­ляющих межгосударственный интерес;

• координация программ подготовки и повышения квали­фикации кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации;

• международное сотрудничество в области стандартизации,

метрологии, сертификации и качества.

В развитие и дополнение к основному Соглашению о прове­дении согласованной политики в области стандартизации, мет­рологии и сертификации на межправительственном уровне были приняты:

(1) Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частот;

(2) Соглашение о сотрудничестве по межгосударственной стандартизации вооружения и военной техники;

(3) Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в вооруженных силах государств — участников Соглашения о проведении согласованной политики в об­ласти стандартизации, метрологии и сертификации;

(4) Соглашение об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачи специальных разрешений на провоз нормативных документов, эталонов, средств измерений и стандартных образцов, провозимых с целью по­верки и метрологической аттестации.

Практическую деятельность по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет Межгосударственный совет на основе Положения о Межгосударственном совете по стандарти­зации, метрологии и сертификации. В данном Положении опре­делено, что Совет осуществляет координацию и вырабатывает решения по проведению согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Совет состоит из полномочных представителей государств — участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Рабочим органом Совета является постоянно действующий Технический секретариат. Местопребыванием Технического секретариата был выбран город Минск.

Официальным языком Совета и его рабочего органа являет­ся русский язык.

Совет выполняет следующие основные функции:

• выработка и согласование приоритетных направлений и форм совместной деятельности межгосударственного со­трудничества в области стандартизации, метрологии и сер­тификации;

• рассмотрение и принятие основных направлений научных исследований научно-технических программ, планов и проектов;

• представление на утверждение правительствам государств-участников, а при наличии полномочий — утверждение документов, предусмотренных Соглашением;

• принятие решений о межгосударственных стандартах;

• выработка и принятие правил и процедур проведения со­вместных работ по стандартизации, метрологии и серти­фикации;

• рассмотрение и согласование смет затрат для выполнения целевых программ и технических проектов по стандарти­зации, метрологии и сертификации с выработкой предло­жений по источникам их финансирования;

• принятие решений о формировании Технического секре­тариата Совета и временных научно-технических комис­сий, утверждение планов их работ и сметы расходов.

Совет может осуществлять и другие функции, определяемые Соглашением или дополнительными полномочиями, согласо­ванными с правительствами.

Представителями в Совете являются руководители нацио­нальных органов по стандартизации, метрологии и сертифика­ции государств — участников Соглашения, которые от имени государств наделены правом быть членами Совета и полномо­чиями, необходимыми для выполнения функций, возложенных на Совет.

Принятые Советом решения по принципиальным вопросам являются обязательными для национальных органов по стан­дартизации, метрологии и сертификации, которые издают По­становления об их введении на территориях соответствующих государств.

Функции председательствующего на заседаниях Совета осу­ществляются поочередно каждым членом Совета. Повестки ра­боты заседаний утверждаются большинством голосов членов Совета. По процедурным вопросам решения принимаются так­же простым большинством голосов.

Решения по конкретным межгосударственным программам, техническим проектам и формам сотрудничества принимаются членами Совета на основе принципа консенсуса (согласия). Ре­шения, затрагивающие интересы любого из государств-участников, не могут приниматься в отсутствие представляюще­го его члена Совета.

В промежутках между заседаниями члены Совета организуют в своих государствах работу по реализации принятых Советом решений, поддерживают контакты с Техническим секретариатом и между собой.

Технический секретариат Совета состоит из пяти постоян­но работающих высококвалифицированных консультантов-организаторов (менеджеров) по главным направлениям дея­тельности Совета, определенным Соглашением, и техническо­го персонала.

Финансирование расходов Технического секретариата, свя­занных с организацией работы Совета и содержанием техниче­ского аппарата, осуществляется за счет ежегодных взносов госу­дарств — участников Соглашения в соответствии со сметой рас­ходов, утверждаемой Советом.

Функции Технического секретариата определяются поло­жением, которое утверждается Советом. Предложения по под­бору специалистов в Технический секретариат готовит нацио­нальный орган по стандартизации, метрологии и сертификации Белоруссии, на территории которой находится Технический секретариат Совета.

Межгосударственный Совет принимает соглашения, прави­ла, рекомендации, межгосударственные стандарты (ГОСТ). Так, например, им приняты соглашения:

• о сотрудничестве по созданию и использованию данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

• о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

• о принципах проведения и взаимном признании работ по сертификации;

• о взаимном признании результатов государственных испы­таний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также резуль­татов аккредитации лабораторий, осуществляющих испы­тания, поверку или калибровку средств измерений.

Ряд документов применяется Советом совместно с други­ми органами, созданными в рамках СНГ. Так, например, Межгосударственным Советом и Советом по туризму госу­дарств — участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма принята «Концепция по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в об­ласти туризма в государствах — участниках Содружества Не­зависимых Государств». Основными целями и задачами Кон­цепции являются:

• сближение (гармонизация) законодательных и норматив­но-правовых документов по туризму государств — участ­ников СНГ, в том числе обеспечивающих упрощение про­цедур таможенного и пограничного регулирования;

• создание необходимых условий для осуществления органи­зационных, технических и экономических мероприятий, обеспечивающих соответствие предоставляемых услуг ос­новным принципам и правилам международных и нацио­нальных систем сертификации в государствах — участни­ках Соглашения о сотрудничестве в области туризма;

• установление единых (согласованных, гармонизирован­ных) требований к объектам и услугам в области туризма.

Координация деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляется в соответствии с правилами и рекомендациями Межгосударственного совета. Он же утвержда­ет программы и планы стандартизации, устанавливает приори­тетные направления этих работ.

Для разработки межгосударственных стандартов и проведе­ния конкретных работ в области межгосударственной стандарти­зации и метрологии были созданы Межгосударственные техни­ческие комитеты по стандартизации (МТК) по закрепляемым за ними объектам стандартизации и областям деятельности.

Таким образом, МТК являются организационными звеньями межгосударственной (стран — членов СНГ) системы стандарти­зации и учреждаются Межгосударственным советом по стандар­тизации, метрологии и сертификации. Вопросы о придании функций (обязанностей) МТК ранее созданным в рамках быв­шего СССР техническим комитетам (ТК) по стандартизации практически решаются Межгосударственным советом по стан­дартизации, метрологии и сертификации по представлению со­ответствующих национальных органов по стандартизации, мет­рологии и сертификации стран, на территории которых нахо­дятся соответствующие ранее созданные ТК по стандартизации бывшего СССР. Основной критерий при создании МТК — меж­государственный характер проводимых ими работ по стандарти­зации и метрологии. Данные комитеты, как правило, создава­лись в соответствии с номенклатурой технических комитетов международных организаций ИСО и МЭК.

В государствах — участниках Соглашения могут быть созда­ны национальные ТК, аналогичные созданным МТК, для про­ведения работ по стандартизации на национальном уровне. При этом государство — член МТК может делегировать националь­ному ТК право на осуществление непосредственного взаимодей­ствия с МТК на стадии подготовки рабочих документов. В та­ком случае ТК выступает в качестве постоянно действующего национального рабочего органа МТК.

Информация о создании национального ТК направляется национальным органом в Технический секретариат Совета и в секретариат МТК. Членами МТК являются государства — участ­ники Соглашения.

Межгосударственный совет практически играет роль регио­нальной международной организации по стандартизации, мет­рологии и сертификации, что было признано Советом ИСО.

Межгосударственные технические комитеты по стандартиза­ции по своему статусу являются общественными объединениями межгосударственного уровня, интегрирующими в своих рамках интересы всех государств — членов МТК, непосредственно за­интересованных в разработке, принятии и применении межго­сударственных стандартов (ГОСТ) по конкретным направлениям развития науки, техники, технологий или специализированным сферам деятельности.

Организационные структуры МТК по стандартизации стро­ятся по следующей типовой схеме:

• председатель МТК по стандартизации;

• заместитель председателя МТК по стандартизации (при необходимости);

• ответственный секретарь МТК и секретариат МТК;

• подкомитеты (МТК) и ответственные секретари МТК;

• постоянные и временные рабочие группы (РГ), в том чис­ле формируемые из представителей заинтересованных (смежных) МГТК по стандартизации.

Технический секретариат Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, расположенный в Республике Беларусь, осуществляет регистрацию МТК и ведет их реестр.

ИСО и МЭК Международные технические комитеты по стандартизации ICO и МЭК (в том числе и их совместные технические комитеты, например СТК 1 «Информатика») по сво­ему статусу являются неправительственными международными объединениями ученых и специалистов стран — членов ТК, ин­тегрирующими в своих рамках интересы гражданских обществ стран, наиболее заинтересованных в разработке, принятии именно на международном (общемировом) уровне и примене­нии соответствующих международных стандартов (МС ИСО, публикации МЭК), совместные МС ИСО/МЗК) по конкретным направлениям развития науки, техники, технологии или специа­лизированным сферам деятельности.

Организационные структуры международных ТК по стандар­тизации строятся по следующей типовой схеме:

• общее собрание членов международного ТК ИСО (ТК МЭК);

• Председатель ТК ИСО (ТК МЭК);

• ответственный секретарь ТК ИСО (ТК МЭК) и секретари­ат ТК ИСО (ТК МЭК);

• подкомитеты (ПК) и ответственные секретари ПК;

• постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК.

ВНИИНМАШ Ростехрегулирования является головной ор­ганизацией по международному сотрудничеству в области стан­дартизации, ведет национальные российские секретариаты ИСО и МЭК, осуществляет справочно-информационное и консульта­ционное обслуживание по этой тематике предприятий и органи­заций народного хозяйства.

ЕС и страны дальнего зарубежья Региональные ТК по стан­дартизации CEN и CENELEC по своему статусу являются меж­правительственными региональными объединениями ученых и специалистов государств — членов ЕС, интегрирующими в своих рамках интересы этих государств, непосредственно заинтере­сованных в разработке, принятии именно на региональном ев­ропейском уровне и применении соответствующих Евростандартов по конкретным направлениям развития науки, техники, тех­нологии специализированным сферам деятельности.

Организационные структуры общеевропейских ТК по стан­дартизации строятся по следующей типовой схеме:

• общее собрание членов ТК CEN (TK CENELEC);

• председатель ТК CEN (TK CENELEC);

• ответственный секретарь ТК CEN (TK CENELEC), секре­тариат ТК CEN (TK CENELEC);

• подкомитеты (ПК) и ответственные секретари ПК;

• постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК. ТК CEN и ТК CENELEC обычно образуются на базе соот­ветствующих национальных ТК по стандартизации государств —членов ЕС.

Российская Федерация и другие страны СНГ в западно­европейской стандартизации имеют в настоящее время возмож­ность участвовать лишь косвенно — на основе Соглашений о взаимодействии заключенных ИСО с CEN и МЭК с CENELEC, а также на базе двухсторонних соглашений между Российской Федерацией, другими странами СНГ с отдельными странами ЕС (ФРГ, Великобритания, Франция и др.).

Национальные ТК по стандартизации в странах дальнего за­рубежья (ФРГ, Япония и другие капиталистические страны) по своему статусу являются неправительственными межотраслевыми объединениями ученых и специалистов, основными организаци­онными исполнительными звеньями в национальных системах стандартизации этих государств, возглавляемых, как правило, не­правительственными национальными учреждениями по про­блемам стандартизации (DIN — в ФРГ, JIS — в Японии, BSI — в Великобритании и т.д.).

Организационные структуры национальных ТК по стандар­тизации стран дальнего зарубежья строятся по следующей типо­вой схеме:

• общее собрание членов национального ТК;

• председатель национального ТК;

• ответственный секретарь национального ТК (обязательно служащий национального органа по стандартизации) и секретариат национального ТК;

• подкомитеты (ПК) и ответственные секретари ПК;

• постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК.

Национальные ТК по стандартизации в странах дальнего за­рубежья учреждаются заинтересованными в их создании сторо­нами (фирмами, правительственными учреждениями, страховы­ми компаниями и др.) под эгидой национальных органов по стандартизации. При этом предприятия и организации-учреди­тели вносят учредительские взносы на образование ТК, а потом ежегодные членские взносы для финансирования содержания ответственных секретарей и секретариатов национальных ТК по стандартизации.

Ответственными секретарями национальных ТК по стандар­тизации обязательно являются служащие национального органа по стандартизации, а также находящиеся в их непосредственном подчинении сотрудники немногочисленных секретариатов ТК.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...