Концепция и основные положения системного менеджмента качества
Высокое качество продукции, услуг, работ, процессов — наиболее значимые и весомые составные части их конкурентоспособности. Они служат основой увеличения объемов продаж и прибыли, позволяют в большей мере удовлетворять потребности каждого человека и общества в целом, а также во многом определяют престиж каждого предприятия и всей страны. В СССР при централизованной плановой экономике, использующей административно-командные методы, официальной была концепция управления качеством, направленная на достижение качества лучших мировых образцов. Применительно к рыночным условиям развития экономики менеджмента качества должен быть не только приоритетным среди всех других видов управления и менеджмента, но обязан стать жизненной установкой каждого предпринимателя, управленца и всех работающих при новом стиле мышления. Наиболее целесообразен при этом системный подход к менеджменту качества. В индустриально развитых странах, где фирмы находятся в жестких условиях конкуренции, успешно действуют системы менеджмента качества (СМК). В некоторой мере такие системы аналогичны известным ранее отечественным комплексным системам управления качеством. В настоящее время состав и сущность СМК регламентируются рядом международных стандартов (например, ГОСТ Р ИСО серии 9000). Соответствие системы менеджмента качества требованиям этих стандартов признается гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные (контрактные) условия. За рубежом стало непреложным правилом обязательное наличие у каждого поставщика продукции систем менеджмента качества. Отечественным предприятиям, естественно, без подобного рода СМК, удовлетворяющих требованиям международных стандартов, не обойтись. Следовательно, в первую очередь на предприятиях необходимо больше внимания уделять системному менеджменту качества как важнейшему условию создания высококачественной продукции, удовлетворяющей требованиям отечественных и зарубежных потребителей.
В управлении всегда выделялось главное направление, где необходимо было обеспечивать успех и которое определяло бы в конечном итоге достижение всех целей управления. Таким направлением для условий рыночной экономики является системный менеджмент качества, но чтобы ускоренно в этом направлении развиваться, необходимо создавать современные СМК. Более того, вот уже многие годы в развитых странах с рыночным типом экономики четко прослеживается усиленное внимание к так называемому всеобщему менеджменту качества (ВМК — TQM). Таким управлением охватываются не только крупные промышленные фирмы, но также средние и малые производственные предприятия, особенно те, которые экспортируют продукцию. При этом работы по менеджменту качества должны, как минимум, удовлетворять двум взаимосвязанным требованиям: (1) потребностям потребителя; (2) интересам и потребностям предприятия-изготовителя. Для современного менеджмента, наряду с фундаментальными для него вопросами «что», «сколько», «как», «кто» и «какого качества необходимо производить продукцию», кардинальным стал вопрос с помощью «какого подхода» это можно сделать. Наиболее реальным подходом к менеджменту качества, который в условиях рынка позволяет обеспечить систематическое удовлетворение требований потребителей в области качества и конкурентоспособности продукции как на отдельном предприятии, так и в масштабе национального хозяйства в целом, является системный. По своей сути это интегративный подход, включающий целевой, процессный и другие подходы.
С течением времени постоянно и систематически развивалась концепция системного МК, трансформировавшись в результате в современную концепцию ВМК — TQM, включающую следующие системные принципы: • целенаправленную вовлеченность всех работников и потребителей в улучшение качества; • ориентацию всех проводимых работ по МК, осуществляемых всеми участниками в виде процессов; • соблюдение интересов всего персонала, собственников и инвесторов; • систематическое совершенствование всех процессов МК. Применительно к рыночным отношениям это относительно новое управленческое мировоззрение, в основу которого положена философия всеобщего качества. В данной философии основополагающее место отведено сертификации. Необходимо отметить, что этап развития всеобщего менеджмента качества требует усиленного внимания высшего звена управления к удовлетворению возрастающих потребностей персонала как главного ресурса любого предприятия. В связи с этим должна широко развиваться самомотивация персонала к высокому качеству результатов труда, что требует использования различных методов самооценки (в том числе на основе международных, национальных и других моделей премий, например Европейской премии по качеству, премии М. Болдриджа и др.). Все это обусловило широкое внедрение стандартов ИСО серии 9000, 14000, QS-9000 и других систем стандартов. Данный период развития МК характеризуется переходом к новым системам взаимоотношений с поставщиками, где роль входного и приемочного контроля сведена к минимуму. Кроме того, повсеместно внедряются системы поставок продукции «точно в срок» и комплексные инновационные программы, направленные на максимальное удовлетворение потребностей потребителей. В общем случае в методологии современного ВМК — TQM можно отметить следующие особенности: • формирование существенных изменений при трансформации МК в ВМК как менеджмента нового поколения, позволяющего решать проблемы экономики на базе ее инновационного развития; • широкое использование процедур МК; • применение широкого спектра инструментальных методов решения проблем качества (например, инструментария контроля и МК в целом, методов планирования качества, статистического МК, стратегического менеджмента и др.).
Менеджмент качества следует осуществлять на базе совокупности научно обоснованных принципов, которые можно подразделить на общие, общесистемные и специальные. При рассмотрении общесистемных принципов МК необходимо отметить, что главным, общим (базовым, основополагающим) исходным принципом является представление МК в виде системы. Отсюда следует, что система МК — органичная составная часть системного менеджмента всего предприятия (соответственно всей системы менеджмента предприятия). Естественно, что система МК не может функционировать сама по себе, вне взаимосвязи и взаимодействия со всеми другими системами менеджмента. Поэтому при МК прежде всего могут быть использованы объективные общие принципы менеджмента — (сбалансированного демократического централизма, сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, материального и морального стимулирования, делегирования полномочий, заинтересованного и активного участия работников в менеджменте, преемственности и др.). Наряду с этим применительно к МК целесообразно руководствоваться основными общественными принципами управления, к которым следует отнести: (1) целенаправленность, реализуемую посредством формирования соответствующих подсистем для достижения поставленных целей; (2) делимость, достигаемую декомпозицией формируемой системы на подсистемы и элементы; (3) иерархичность, реализуемую через формирование многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.); (4) комплексность, достигаемую взаимной увязкой всех формируемых подсистем, элементов, стадий жизненного цикла продукции, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых при управлении качеством;
(5) взаимосвязанность, реализуемую посредством осуществления взаимосвязей формируемых систем МК со всеми другими системами менеджмента (установление приоритетности одних целей по отношению к другим или принятием взаимосвязанных целей нескольких систем, осуществление взаимосвязанных процессов их достижения); (6) замкнутость общих функций МК (замкнутость управленческого процесса), реализуемую выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование и планирование, организацию, координацию работы и т.д.; (7) систематичность, определяющую постоянное выполнение всех работ по МК, их долговременность и длительность действия; (8) преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании и может выражаться в использовании ос передового отечественного и зарубежного опыта системного МК; (9) простота и доходчивость, которые достигаются через понимание каждым работающим всего, что касается МК и обеспечения конкурентоспособности не только продукции, но и предприятия в целом. Наряду с общими и общесистемными принципами следует рассматривать специальные принципы МК: (1) ориентация на потребителя. Процветание организации зависит от потребителей, поэтому необходимо понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания; (2) лидерство руководителя. Менеджеры обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, которая способствует полному вовлечению работников в решение задач организации; (3) вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и полное вовлечение предоставляет организации возможность с выгодой использовать их способности; (4) системный подход к менеджменту. Представление менеджмента в виде системы взаимосвязанных процессов обеспечивает больший вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей; (5) процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом (процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, могут являться преобразующей входы и выходы). При этом входами того или иного процесса могут являться выходы других процессов; (6) постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации на основе всеобщего менеджмента качества следует рассматривать как ее неизменную цель;
(7) принятие решений на основе фактов. Эффективные решения основываются на анализе объективных фактических данных и информации; (8) взаимовыгодные отношения с поставщиками (интегративное взаимодействие с партнерами). Организация, ее поставщики и партнеры взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды и заинтересованности существенно повышают эффективность достижения целей всех сторон. В числе других наиболее важных принципов системного менеджмента качества следует назвать «продуктовый» подход, т.е. система МК на предприятии должна включать подсистемы, обеспечивающие качество конкретного (однородного) вида, и осуществление менеджмента качества на всех стадиях жизненного цикла продукции, т.е. менеджмент должен быть «сквозным». Необходимо отметить, что МК должен относиться не только к продукции, его следует осуществлять повсеместно, во всех структурах национального хозяйства и общества в целом, в том числе исполнительных структурах власти. При этом органы управления исполнительных структур власти должны стремиться не управлять, а исполнять, предоставляя управляемой системе соответствующие требуемые услуги (информационные, образовательные, распределительные, правовые, здравоохранительные и т.п.). Принципиальным моментом в системном МК является необходимость в заинтересованном, активном, осознанном и, что самое главное, новаторском участии каждого работающего в повышении и обеспечении требуемого качества продукции, услуг и работ. При этом всем, особенно первым лицам различных звеньев менеджмента, следует воспринимать качество продукции и ее конкурентоспособность как стратегический императив. Выполнение данного принципа — важнейшая задача МК. Для этого следует использовать все возможные методы материального и морального стимулирования. Реализация любого из перечисленных принципов невозможна без достаточных знаний и профессиональных умений по повышению и обеспечению качества и управлению им. Это требует массовой, непрерывной и систематической подготовки, обучения и повышения квалификации как изготовителей, так и потребителей. Реализация принципов системного МК на предприятии создает предпосылки к усилению активности в области качества и обеспечивает более высокую конкурентоспособность продукции, которая логически предполагает тесное взаимодействие и взаимосвязь с деловой активностью в производстве. Активность в области качества при системном МК безусловно приводит к систематическому, состоятельному повышению качества, которое, как и деловая активность в производстве, имеет подобные циклы. Причем цикл активности в повышении качества закономерно предопределяет и упреждает деловую активность в производстве. Циклы активности повышения качества следует целенаправленно регулировать на всех уровнях управления. В связи с этим объективно возникает необходимость многоуровневого МК не только на уровне отдельного предприятия, но и на всех иерархических уровнях структуры управления. При реализации перечисленных выше принципов следует соблюдать деловую этику, так как МК в условиях рыночных отношений — это прежде всего работа с людьми (как с работающими на предприятии, так и с потребителями). Иллюстрацией может служить весь прогрессивный опыт функционирования преуспевающих зарубежных фирм. МК продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и иерархических уровнях управления обусловливает необходимость взаимодействия соответствующего уровня системы со всеми структурами, в первую очередь с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий, сбытовыми, торговыми, транспортными, сервисными и другими организациями. При этом взаимодействие, особенно с организациями, обеспечивающими жизненный цикл конкретной продукции, целесообразно осуществлять на основе взаимосвязанных систем управления качеством предприятий, т.е. управление качеством должно быть интегративным. Менеджмент качества предполагает сочетание всеобщей, коллективной и индивидуальной ответственности за качество, однако наибольшую ответственность при этом должно нести высшее звено управления. Это один из основополагающих принципов современного МК. Эффективное достижение целей в области менеджмента качества возможно лишь при опережающем, предупредительном характере и превентивности всех управляющих воздействий по отношению к возникающим отклонениям от установленных требований (что самое главное и принципиальное). Конечно, это не исключает, а, наоборот, требует в случае неэффективности таких воздействий (т.е. при %сбое» превентивных воздействий при управлении качеством) максимально быстро и оперативно устранять возникшие отклонения. При этом оперативность предполагает не только и не столько скорейшее устранение отклонения фактического качества от требуемого, сколько выработку опережающего превентивного управляющего воздействия, направленного на предотвращение возможного отрицательного отклонения. Очевидно, что оперативность и последующая позитивная результативность воздействий возможны только при функционирующей, надежной, мобильной и превентивно-перманентной обратной связи во всех подсистемах и элементах системы МК. Без всего этого предприятия практически не смогут достойно конкурировать на мировом рынке. Построение и функционирование системы МК, ее элементы, требования, положения, распределение функций, ответственности, прав и обязанностей, взаимодействие подразделений и т.п. в области качества следует документально оформлять, т.е. МК в значительной мере должен базироваться на организационной, методической, правовой и нормативной документации. Данный комплекс документов представляет собой нормативно-методическое обеспечение системы МК, что определяет возможность и необходимость использования при управлении метрологии, стандартизации и регламентации. Таким образом, рыночные отношения объективно обусловливают необходимость ВМК — TQM при «диктатуре» качества на всех этапах реализации производственных и управленческих процессов. При этом государство, потребители, независимые организации и общества должны уделять постоянное внимание общей организации МК и надзору за качеством. Системный и процессный подходы как принципы МК являются важнейшими и приоритетными. Применительно к МК системный подход предусматривает: • рассмотрение управления качеством в рамках организации как некоторой целостности системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами; • рассмотрение системы МК как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» взаимодействующих управляющей и управляемой подсистем, внутренней и внешней среды, внешних и внутренних целей, подцелей каждой из подсистем, стратегий достижения целей и т.п. При этом изменение в одном из элементов любой подсистемы в соответствии с диалектическим подходом к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе вызывает изменения в других элементах и подсистемах; • всестороннее изучение не только отдельных свойств, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и новых синергетических свойств, генерируемых системой; • изучение совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п. Методология МК помимо системного предполагает использование и других подходов, в частности процессного, целевого, ситуационного, параметрического, нормативного, оптимизационного и др. Общеизвестно, что применение какого-либо одного подхода в его классическом виде для целей системного управления практически невозможно и существенного эффекта дать не может. Отсюда объективно вытекает необходимость интегративного сбалансированного использования различных методологических подходов. Данный подход правомерно следует трактовать именно как системный т.е. в этом случае его следует понимать как интегративно-конвергенциальный, включающий другие подходы, в первую очередь процессный (рис. 9.1). Рис. 9.1. Основные составляющие процесса менеджмента качества Нередко в процессах «выход» одного процесса является «входом» для другого. В свою очередь, процесс МК в целом определяется суммой всех связанно выполняемых действий. Ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем процессам МК с их идентификацией и взаимосвязанным общим менеджерским функциям, преобразующих «входы» в «выходы», и представляет собой процессный подход в системе МК. Способом реализации процесса МК служит процедура, а результатом выполнения этого процесса является продукция (услуги, технические и программные средства, переработанные материалы и сырье и т.п.). При этом процедуры должны быть, как правило, документированными. В настоящее время в ныне действующих ГОСТ Р ИСО серии 9000 реализована модель системы МК, основанная на реализации четырех блоков процессов (рис. 9.2). Рис. 9.2. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе (по ГОСТ Р ИСО серии 9000) При этом предприятие в рамках данной системы: • определяет процессы, используемые в системе МК; • определяет последовательность выполнения и взаимодействия процессов МК; • разрабатывает критерии оценки и методы, управления в целях обеспечения результативности процессов МК; • формирует состав и обеспечивает материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами для выполнения и мониторинга процессов; • устанавливает порядок и выполнение мониторинга, измерений и анализа процессов МК; • определяет перечень мер, необходимых для достижения поставленных целей в области качества и осуществляет систематическое улучшение процессов МК. • добивается запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. Кроме того, предприятие должно при необходимости постоянно пересматривать как состав процессов МК, так и их содержание с учетом требований потребителей, направлений деятельности и выбранной стратегии. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности и взаимосвязанном проведении менеджерских работ. Это обеспечивает: • получение синергетического эффекта результата в области качества; • более полное выполнение требований в области качества; • постоянное улучшение процессов МК. Для настоящего и перспективного периодов времени применительно к МК можно сделать следующие выводы: • высокое качество — главный фактор успеха; • для обеспечения высокого качества крайне необходимы высококачественные сырье, материалы и т.п.; • игнорирование проблемы обеспечения, сохранения и улучшения качества может привести к исключительно тяжелым последствиям; • высокое качество обеспечивается, сохраняется и совершенствуется через «культуру личности и «культуру духа», которые могут проявиться только там, где к человеку относятся с подлинным вниманием и глубоким уважением; • качество во многом является гарантией конкурентоспособности, без которой невозможно стать эффективным участником рыночных отношений; • для обеспечения требуемого качества и конкурентоспособности необходимо на любом уровне создавать СМК, интегрированные с другими системами. Требования к менеджерам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|