Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Службы стандартизации организации (предприятия)




Федеральным законом «О техническом регулировании» уста­новлены общие правовые основы деятельности по стандартиза­ции в Российской Федерации, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности (СХД): организаций, предприятий, объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, альянсов, трестов, холдингов, финансово-промышленных групп, коммерческих банков, трастовых компаний и других коммерче­ских структур), акционерных обществ (АО) закрытого и откры­того типов, кооперативов, колхозов, обществ с ограниченной ответственностью (ООО), межотраслевых, отраслевых, регио­нальных и других хозяйственных объединений и организаций, а также для индивидуальных предпринимателей (далее — органи­зации). Организации должны организовывать и проводить рабо­ты по стандартизации в соответствии с данным Федеральным законом, руководствуясь в первую очередь положениями и кон­кретными правилами проведения работ по стандартизации, ус­тановленными в следующих документах:

(1) основополагающие национальные стандарты национальной системы стандартизации РФ (ГОСТ Р 1.0, ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.4, ГОСТ Р 1.5 и др.);

(2) другие основополагающие организационно-технические и общетехнические национальные стандарты РФ, сформи­рованные в комплексы стандартов (в том числе 2.ЕСКД, З.ЕСТД, 15.СРПП и др.);

(3) правила (ПР) и рекомендации (Р) по стандартиза­ции, принятые Ростехрегулированием (ПР 50.1... — XX, Р50.1... — XX) и рекомендации по стандартизации (Р), принятые всероссийскими НИИ — ВНИИНМАШ,

ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ (в том числе Р 50-605-79-93 «Рекомендации по стандартизации. Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предпри­ятия» (ВНИИстандарт. М., 1993));

(4) ГОСТ Р, межгосударственные стандарты (ГОСТ) и другие действующие на территории РФ нормативные документы по стандартизации на продукцию, услуги и процессы по профилю деятельности данной организации;

(5) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭ и СИ, в том числе ОКП, ТН ВЭД, ОКБУН, ОКПО и др.);

(6) международные стандарты (МС ИСО, МС ИСО/МЭК, публикации МЭК), региональное международные стан­дарты (CEN, CENELEC и др.), руководства (GAID), ре­комендации (RECOMENDATIONS), регулирующие дея­тельность по стандартизации на международном уровне и региональном международном уровне, к которым при­соединилась Российская Федерация;

(7) приказы, решения, указания, руководства (директивы) организации, а также Положение о службе стандартиза­ции данной организации, которое рекомендуется разра­ботать и утвердить у руководителя (генерального дирек­тора, директора) организации с учетом Р 50-605-79—93.

В Положении о службе стандартизации конкретной органи­зации, создаваемой в виде конструкторского, технологического, научно-исследовательского, проектного или другого инженерно­го отдела, лаборатории, бюро, сектора, группы, должностного лица (в зависимости от производственно-хозяйственного про­филя, специфики и масштаба организации), рекомендуется рег­ламентировать следующие вопросы:

(1) подчиненность службы (непосредственно руководителю организации, главному конструктору, главному технологу, заместителю директора по технической работе или др.);

(2) организационную структуру службы (начальник, замести­тель начальника, сектора, группы, должности), ее количе­ственный состав (численность) и уровень оплаты труда (штатное расписание);

(3) основные квалификационные требования к сотрудникам службы (дифференцированно по должностям излагаются в должностных инструкциях, утверждаемых руководством организации);

(4) основные профессионально-служебные функции (обя­занности) службы;

(5) права службы.

При разработке и утверждении (приказом по организации) По­ложения о службе стандартизации конкретной организации реко­мендуется учитывать два основных организационно-правовых ва­рианта создания и условий функционирования данной службы:

(1) основные профессионально-служебные функции (обя­занности) и права службы в случае, когда на нее не воз­лагаются функции (обязанности) ведения секретариата российского (или международного) технического комите­та (ТК) или подкомитета (ПК) по стандартизации. Круг основных функций (обязанностей) у службы стандартизации в этом случае уже, оплата труда может быть на 15—

20% ниже оплаты труда службы, сформированной по второму варианту;

(2) на службу стандартизации организации возлагаются допол­нительные профессионально-служебные функции (обя­занности) по ведению секретариата ТК (ПК) по стандар­тизации (см. ПР 50-688—92 «Временное типовое положе­ние о техническом комитете по стандартизации» и Пере­чень «ТК по стандартизации»). В этом случае службыстандартизации наделяются соответствующими ее более высокому правовому статусу правами. Оплата труда может быть на 15—20% выше, чем оплата труда службы,

сформированной по первому варианту.

Современные руководящие документы служб стандартиза­ции, как правило, содержат:

• общие правовые положения по созданию и организации функционирования службы стандартизации организаций (предприятий) в современных условиях хозяйствования;

• типовые функции (обязанности) и права службы стандар­тизации организации (предприятия) в случае, когда на эту службу не возлагаются функции (обязанности) ведения секретариата ТК (ПК) по стандартизации;

• типовые дополнительные функции (обязанности) и права службы стандартизации организации (предприятия) в случае, когда на эту службу возлагаются обязанности по веде­нию секретариата ТК (ПК) по стандартизации.

В обоснованных случаях служба стандартизации организа­ции (предприятия) может быть сформирована как служба (подразделение) организации (предприятия), на которую с уче­том задач перехода к экономике рыночного типа и формиро­вания наиболее эффективных организационных структур кон­кретных организаций одновременно возлагаются также функ­ции (обязанности) по следующим смежным с собственно стан­дартизацией вопросам:

• маркетинг, научно-техническая (НТИ) и технико-эконо­мическая (ТЭИ) информация;

• унификация деталей, узлов, агрегатов;

• типизация технологических процессов;

• разработка и обеспечение функционирования системы ка­чества;

• участие в испытаниях или испытания продукции;

• подготовка документов для проведения работ по обяза­тельной и (или) добровольной сертификации продукции и добровольной сертификации систем качества;

• подготовка документов для получения лицензий на маркиро­вание выпускаемой продукции (оказываемых услуг) знаком соответствия национальным стандартам (ГОСТ Р и ГОСТ), распространяющимся на данную продукцию (услуги).

В некоторых организациях (предприятиях), отличающихся малым масштабом и относительно узким профилем деятельно­сти, служба стандартизации организации (предприятия) может быть сформирована как подразделение, на которое одновре­менно возлагаются сразу три генеральных направления дея­тельности:

• стандартизация;

• метрологическое обеспечение производства;

• подготовка документов к сертификации продукции (услуг) и систем менеджмента качества.

При отсутствии интегрированной службы стандартизации ор­ганизации (предприятия) эта служба должна осуществлять тесное взаимодействие с другими подразделениями предприятия, кото­рые указанные выше функции (обязанности) выполняют.

Положение и деятельность служб стандартизации на фирмах в странах дальнего зарубежья (по опыту фирм ФРГ, Японии, Франции и других развитых стран) характеризуется следующими особенностями:

• службы подчиняются или непосредственно высшему руко­водителю фирмы (президенту, директору, т.е. руководите­лю «первой руки»), или наиболее высокому по должности техническому специалисту — руководителю фирмы (тех­ническому директору, главному конструктору, главному технологу и т.п.);

• службы комплектуются в основном за счет наиболее ква­лифицированного и авторитетного инженерно-техническо­го персонала, других инженерно-технических служб фир­мы, которые перед этим проработали в них по 10—15 лет, досконально знакомы с конструированием и технологией производства соответствующей продукции и свободно вла­деют одним-двумя иностранными языками;

• уровень оплаты труда сотрудников службы стандартизации фирмы обычно на 10—20% выше, чем уровень оплаты тру­да аналогичных по должности сотрудников других инже­нерных подразделений фирмы;

• службы хорошо оснащены новейшей организационной техникой (компьютерами, средствами связи, размножения документации и др.);

• в службе стандартизации фирмы «сходятся нити» практи­чески всей научно-технической (НТИ), нормативно-тех­нической (НТД) и технико-экономической (ТЭИ) инфор­мации, используемой на фирме. Во всей производствен­ной документации, применяемой на фирме (в том числе в контрактах на поставляемую продукцию), всей техниче­ской и другой документации разрешается делать ссылки только на собственные стандарты фирмы;

• стандарты фирмы (СТО) являются основной и, по сути, единственной категорией стандартов, непосредственно применяемых фирмами в их производственно-хозяйствен­ной деятельности. Это наиболее массовая и наиболее «ра­ботающая» в реальных производственно-хозяйственных процессах категория стандартов;

• стандарты фирмы (СТО) часто содержат требования более высокие и более «жесткие», чем аналогичные требования СТО у фирм-конкурентов, аналогичные требования местных и зарубежных национальных стандартов, а также меж­дународных и региональных международных стандартов;

• руководящий персонал служб стандартизации фирм ак­тивно участвует от имени и по поручению своих фирм од­новременно в соответствующих профилю фирмы нацио­нальных, региональных международных и международных ТК (ПК) по стандартизации, проводя и отстаивая в них техническую политику фирмы;

• стандарты фирмы (СТО) часто предлагаются непосредст­венно в качестве проектов международных, региональных международных или местных национальных стандартов;

• опосредованное (посредством введения непосредственно через СТО) применение международных и международных региональных стандартов часто осуществляется в странах дальнего зарубежья ранее их введения через местные на­циональные стандарты (DIN, JIS и др.).

Аналогичная ситуация по опережающему применению меж­дународных и региональных международных стандартов путем их адаптированного введения в стандарты организации (СТО) стала возможной теперь и в России.

Глава 8

Развитие стандартизации

Общие положения направлений и перспектив развития стандартизации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...