Системного менеджмента качества
Современный менеджер системы менеджмента качества при выполнении своих обязанностей и функций часто вынужден принимать управленческие решения в условиях неопределенности, в связи с чем нередко требуется проводить исследования и уже на основе новых полученных знаний формировать необходимое решение. В первую очередь это относится к решению проблем и задач стратегического и тактического характера. При этом участие менеджеров в создании и функционировании системы МК является исключительно эффективной формой не только повышения их профессиональной квалификации, но и существенно способствует научности, динамичности, перспективности и в конечном итоге более конструктивному выполнению ими функций управления с более высоким качеством. Очевидно, что от деятельности менеджеров системного менеджмента качества зависит результативность работы предприятия, доверие потребителей и его авторитет. По оценкам PR-компании Burson-Marsteller, проводившей социологическое исследование о роли высших менеджеров в бизнесе, престиж компании с каждым годом все больше зависит от репутации ее руководителей (ранее более высокий приоритет отдавался заботе о клиентах, теперь же это качество оказывается лишь на шестом месте). При этом главными свойствами успешного менеджера высшего звена управления определены такие, как способность обосновать стратегию, ясное видение будущего компании, что можно формировать только на базе проводимых ими исследований и определения тенденций развития фирмы с учетом изменяющейся внутренней и внешней среды. Соответственно на основе этого у потребителей может быть вызвано доверие к таким предприятиям. Очевидно, что в деятельности управленцев следует использовать исследовательский подход.
Считается, что для проведения исследовательских работ каждый менеджер должен использовать примерно 30% рабочего времени. Данная оценка корреспондируется с подходами к МК, который в настоящих условиях по определению должен быть инновационным и ему следует, по общеизвестным оценкам, уделять около 50—60% всего рабочего времени и усилий управленцев. Тенденции в отношении этого с течением времени будут только усиливаться, так как общество движется в направлении его инновационного развития. В связи с тем, что менеджер должен в своей деятельности широко использовать исследовательский подход, ему соответственно необходимо знать и уметь применять принципы, методы и инструментарий исследования СУ в целом и МК в частности, а также организовывать и проводить эти работы и использовать их результаты. Применение исследовательского подхода в деятельности менеджера соответствует тенденциям мышления современного управленца и является потребностью современного периода развития экономики в условиях рыночных отношений и конкуренции. Менеджерам-исследователям и профессиональным исследователям при проведении исследовательских работ в области МК следует руководствоваться своеобразным кодексом. Это связано с тем, что исследовательская деятельность по вопросам МК является специфической. Она требует от индивидуумов определенного мировоззрения, особых свойств порядочности и соблюдения соответствующих принципов, как минимум включающих: • честность и справедливость, требующих: взаимовыгодного и взаимоприемлемого формирования цены и условий для объективного проведения исследовательских работ; прозрачности проводимых исследований для заказчика; наличия и реализации приемлемого механизма разрешения появляющихся разногласий между исполнителями-исследователями и заказчиком;
• ответственность, обеспечивающую все виды реальной индивидуальной и коллективной ответственности как заказчиков за соблюдение и предоставление необходимых условий, так и исследователей за исследовательскую деятельность в области управления; • добросовестность, требующую от исследователей выполнения исследовательских работ оперативно, в срок и необходимого уровня качества; • полноту информации о заказчиках, обеспечивающую наличие у исследователей информации о заказчике в требуемом объеме, который позволял бы делать объективные выводы и разрабатывать эффективные рекомендации по практическому использованию результатов исследований; • достаточность информации для заказчиков и контролирующих органов, позволяющую подтвердить точность, достоверность, объективность, величину рисков и рациональность проведенных затрат на исследовательские и внедренческие работы; • соответствие и следование исследователей принципам исследовательского кодекса и изучаемому объекту (соответствовать требованиям нацеленности на перспективу, иметь высокий уровень интеллекта, знаний, профессиональный и жизненный опыт, независимость суждений и т.д.). Соблюдая приведенные выше принципы, необходимо пропагандировать и использовать диалектический подход к исследованию и другие подходы, в первую очередь системный. При проведении исследований системы менеджмента качества довольно часто применяются анкетирование, беседы, опросы и т.п. Все это может осуществляться с использованием телефона; с помощью переписки (по почте, телеграфу, телетайпу и т.п.); при личных встречах; в сочетании с различными методами. Применение современных технических средств передачи информации позволяет более оперативно проводить исследования. При этом повышается их экономичность, в том числе Уменьшаются расходы. Тем не менее нельзя недооценивать проведение личных встреч с опрашиваемыми. Необходимость в этом возникает тогда, когда другие методы исследования не позволяют получить объективную и достоверную информацию. При ведении бесед, опросов и т.п. целесообразно соблюдать общеизвестные в менеджменте правила:
• проявлять уважение к собеседнику и себе; • быть точным и пунктуальным; • проявлять общую культуру и здравый смысл; • видеть в собеседнике — участнике исследования равноправного коллегу; • дорожить доверием собеседника; • быть интересным собеседнику и стараться понравиться ему. Например, для того чтобы понравиться людям, Дейл Карнеги рекомендует использовать следующие (в определенной мере интерпретированные к проведению исследований) правила: — искренне интересоваться другими людьми; — улыбаться; — помнить, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; — быть хорошим слушателем, поощрять других говорить о себе; — говорить о том, что интересует вашего собеседника; — внушать вашему собеседнику сознание его значительности и делать это искренне; • всегда учитывать то, что о каждом из нас судят в основном по четырем факторам: что мы делаем, как выглядим, что и как говорим; • уделять внимание своей одежде и внешнему виду; • не быть многословным, так как известно, что «время — деньги»; • уметь ставить цель и анализировать ход ее достижения; • уметь довести поставленную цель до собеседника; • уметь показать реалистичность и обоснованность своих вопросов и предложений; • владеть искусством компромисса при достижении цели; • выбирать наиболее выгодное место для бесед; • уметь выслушать и понять собеседника; • знать и внимательно относиться к национальным особенностям, привычкам, увлечениям, вкусам и характеру собеседника; • знать правила исследования, протокол и этикет; • во время работы с иностранцами уметь работать с переводчиком; • знать достаточно хорошо хотя бы один из наиболее распространенных иностранных языков; • уметь воздействовать на собеседника и склонить его к откровенности и объективности. При этом, например, можно использовать ряд правил, рекомендуемых Дейлом Карнеги: — уклоняться от спора — это единственный способ одержать верх в нем;
— проявлять уважение к мнению собеседника, не говорить ему, что он не прав; — признавать свою неправоту быстро и решительно; — придерживаться дружелюбного тона; — давать возможность большую часть времени говорить собеседнику; — пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему; — с точки зрения собеседника стараться искренне смотреть на вещи; — драматизировать свои идеи, подавать их эффектно; — указывать на ошибки других не прямо, а косвенно; — говорить сначала о своих ошибках, а затем об ошибках других; — давать возможность другим спасти свой престиж; — быть «чистосердечным в своей оценке и щедрым на похвалу»; — создавать другим хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать; — делать так, чтобы то, на что вы побуждаете других, казалось бы нетрудным; — стараться, чтобы другие были рады сделать то, что вы предлагаете. • уметь ставить себя на место партнера; • проявлять особое уважение и внимание к женщине. Все эти правила следует использовать в зависимости от ситуации, но они должны реализовываться всегда сердечно, искренне, с соблюдением нравственных ценностей, правил приличия, чувства меры и такта. В любом случае менеджеру необходимо быть лидером среди своих сотрудников при выполнении функций управления в совокупности с исследовательскими подходами. Менеджеру исследовательского типа как лидеру следует обладать соответствующими свойствами. Наличие и использование их должно обеспечивать выполнение требований и ожиданий потребителей, достижение целей и эффективность управления. При этом менеджер выполняет различные функции, включая: • информационную; • управленческую, куда входит и исследовательская, обеспечивающая постоянное совершенствование всех элементов управляемой и управляющей подсистем; • согласующую; • представительскую. Для выполнения приведенных выше принципов поведения менеджеров при проведении исследований в системе МК должен осуществляться их отбор, учитывающий наличие знаний и умений в данной области знаний. Отбор конкретных менеджеров исследовательского типа может проводиться на основе анализа качества каждого из возможных кандидатов. Для этой цели используются разнообразные способы, такие, как: • оценка кандидатов на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности в качестве исследователей системы МК; • коллективная оценка кандидата как специалиста в данной области; • самооценка кандидата; • аналитическое определение компетентности кандидатов; • анкетная оценка специалиста в области менеджмента и др.
Очень часто применяют одновременно несколько способов, например способы самооценки и коллективной оценки качеств предлагаемого в кандидаты исследователя. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать исследователей с необходимыми качествами. Однако следует признать, что способ оценок прошлой деятельности представляется более объективным, чем способы самооценок и коллективной оценки. При этом всех потенциальных менеджеров-исследователей в зависимости от их качеств и компетенции можно сгруппировать в семь классов (табл. 9.1). Таблица 9.1. Классификация менеджеров-исследователей в зависимости о т их качесива компетентности Выбор числа классов качества менеджеров-исследователей в данном случае обусловлен «правилом семерки», которым традиционно пользуются при решении проблем управления качеством. Для получения достаточно объективных результатов исследования МК отбор желательно осуществлять из числа менеджеров-исследователей, относящихся к 1—4-м классам качества. Кандидатов в менеджеры исследовательского типа более низких классов качества привлекать к работе, как правило, нецелесообразно. Можно также использовать градацию специалистов, применяемую в государственных структурах для установления им тарифных ставок (окладов) в соответствии с «Единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы». Следует отметить, что можно использовать при отборе менеджеров-исследователей для включения в исследовательские группы такое техническое средство, как полиграф (больше известное как «детектор лжи»). Как зарубежная, так и отечественная промышленность освоила их производство. С их помощью при соответствующей настройке можно оценить свойства менеджеров. Применение полиграфов обеспечивает: • устранение радикальных конфликтов в группе; • определение и изучение свойств сотрудников (в том числе выявление склонности к вредным привычкам, определение психических заболеваний); • изучение социально-психологического климата; • составление психологических портретов партнеров; • составление психологических портретов конкурентов; • безопасность бизнеса. Все это в итоге будет способствовать повышению эффективности работы исследовательских групп. Таким образом, обобщая сказанное, можно отметить, что менеджеры исследовательского типа в МК должны удовлетворять в большинстве случаев следующим требованиям: • профессиональной компетентности; • креативности (умению решать творческие задачи); • научной интуиции; • заинтересованности в объективных результатах исследовательской работы; • деловитости (оперативности, собранности, умению переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативности, независимости суждений, мотивированности действий); • психологической устойчивости; • объективности; • нонконформизму. В соответствии с этими требованиями менеджер исследовательского типа должен обладать необходимыми свойствами (табл. 9.2). Таблица 9.2. Свойства, необходимые менеджерам исследовательского типа в области МК, и их краткая характеристика К другим свойствам менеджера исследовательского типа в области МК можно отнести: • авторитетность (соответствие ожидаемым результатам); • аналитичность; • антиномичность (умение воспринимать, принимать, понимать и использовать другие точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им); • безынерционность мышления; • доброжелательность; • здавомыслие; • имитационность (умение имитировать); • инициативность (внутреннее стремление к новому); • инновационность мышления; • интеллектуальный потенциал; • исповедывание общечеловеческих ценностей; • латентность руководства; • научная корректность; • научный кругозор; • общий кругозор и эрудиция; • общий культурный уровень; • организованность; • оригинальность мышления и логичность; • ответственность; • открытость; • порядочность; • превентивность мышления; • проблемность и системность мышления; • проблемность; • пунктуальность и точность; • самокритичность; • саморегуляция; • сбалансированная компромиссность; • системное и панорамное восприятие реальности; • справедливость; • терпимое и конструктивное отношение к критике; • трудолюбие и работоспособность; • уважительность к окружающим; • уверенность в коллегах и своих людях; • чувство долга • чуткость к людям; • экспрезентность (умение делать правильные выводы при дефиците времени); • этичнось. Помимо этого менеджер-исследователь должен иметь хорошее здоровье, которое необходимо для поддержания работоспособности и интеллекта на должном уровне. Все это достигается соответствующим образом жизни (отсутствием вредных привычек, энергичностью, способностью преодолевать стрессы и кризисные ситуации, эффективным использованием своего и чужого времени, умеренностью и т.п.). В зависимости от целей исследования СУ отбор менеджеров для их активного участия в исследовательских работах следует проводить с учетом тех или иных свойств. Несмотря на то, что индивидуальная научная работа нередко дает большой эффект, современные исследования сложных систем, к каким следует отнести систему *МК социально-экономических систем предприятий, требуют коллективных усилий, формирования и использования коллективного научного интеллекта и профессионализма. Это связано с тем, что в рамках СУ не всегда можно индивидуально решить все проблемы из-за их высокой трудоемкости, необходимости соединения в работе разнообразных научных потенциалов, знаний, образования и других составляющих интеллекта исследователей. Поэтому, естественно, что во многом более высокая результативность исследований достигается коллективной научной деятельностью. При этом в коллектив могут входить различные индивидуумы, объединение которых для достижения общей цели позволит дать больший синергетический результат исследования. В таком коллективе каждый дополняет друг друга. Коллективная деятельность проведения исследований во многом может усиливать их эффективность, но при подборе членов коллектива спонтанно, без учета их способностей и индивидуальных особенностей целенаправленный результат исследовательских работ будет существенно менее значим. В общем случае при формировании коллективного интеллекта (т.е., по существу, при формировании исследовательской группы) необходимо использовать определенные правила, среди которых следует отметить: • гетерогенность, обеспечивающую подбор членов коллектива с разными характерами и неоднородными по направлениям творческого потенциала, но объединяемых общими мотивами и интересами. Это связано с тем, что включение в группу творческих людей одного уровня, потенциала и направления деятельности, как показывает опыт, не обеспечивает высокую эффективность исследований. С учетом выполнения этого правила рекомендуется в исследовательские группы включать такие типологические виды личностей, как: пионер- проблемщик (умеющий мыслить проблемно, выявляя раньше других противоречия и формулируя соответствующую проблему); прогнозист (умеющий предвидеть более точно и достоверно ход поведения объекта изучения и проведения исследовательских действий, тенденций развития СУ, результаты исследования и их последствия); концептолог-генератор (способный сформировать концепцию, основанную на объединении выработанных им идей); энциклопедист (способный быстро найти аналоги решения выявленной ранее проблемы на основе знанийиз других отраслей); индивидуалист (предпочитающий работать самостоятельно и относительно независимо, но способный внести существенный вклад в конструктивную работу исследовательского коллектива); информатор (обеспечивающий сбор, обработку, «чистоту» и направление использования информации, предназначенной для исследования, что позволяет получать новые знания и принимать объективные решения); энтузиаст-оптимист (являющийся оптимистом и фанатиком той или иной идеи и передающий уверенность успешного решения проблемы всем другим членам коллектива); скептик (постоянно сомневающийся в принимаемых и принятых решениях и в конечном итоге в успехе исследования, призывающий к более продуманным действиям, что нередко ограждает от авантюризма в исследовательской работе); эстет (способный найти и выработать красивые и гармоничные идеи по проведению исследования и решению проблемы, что, как правило, обеспечивает высокую эффективность и практичность); психолог (обеспечивающий не только решение психологических задач, но и создающий психологически нормальный климат творчества, сотрудничества и энтузиазма в исследовательском коллективе); переводчик (потенциально и реально способный просто, доходчиво, обоснованно, достоверно и убедительно преподнести и объяснить ту или иную идею и решение проблемы); разработчик (умеющий детализировать идею и решения проблемы до практического воплощения); реализатор (обеспечивающий воплощение выработанных и детально проработанных идей и решений до прикладной реализации результатов исследовательской работы всего коллектива непосредственно в практику). Каждый из приведенных исследовательских типов скорее присущ не каждому человеку в отдельности, а практически любой из них может интегрировать в себе одновременно несколько типов. Поэтому важно, чтобы в коллективе все эти типы были совмещены в комплексе; • конструктивную совместимость, в соответствии с которой творческий коллектив формируется на основе привлечения исследователей, способных совместно продуктивно работать для достижения общей для всех цели. Такая совместимость определяется культурой, воспитанием, терпимостью к другим людям, опытом работы в коллективах, организованностью, организацией работы, мотивацией и т.п.; • сбалансированность формальной и неформальной организации исследовательской работы, что обеспечивает атмосферу взаимного доверия, доброжелательности и раскрепощения и более эффективного раскрытия и реализации способностей каждого члена коллектива; • жизнеспособность, обеспечиваемую сбалансированной стабильностью и ротацией исследовательского коллектива на основе непрерывности и ритмичности проведения исследовательской деятельности; • рациональную продолжительность функционирования, способствующую развитию взаимопонимания, повышению потенциала членов исследовательской группы; • дополнительность деятельности, обеспечивающую реализацию творческой потребности членов коллектива в расширении или сужении интересов и направлений исследовательской деятельности. Сформированная по научным принципам исследовательская группа по МК представляет собой не только единый коллектив, обеспечивающий решение определенных исследовательских целей и задач, но это и взаимодействующий комплекс интеллектуальных и человеческих отношений по организации и реализации творческой деятельности в области менеджмента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|