Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М. Хайдеггер




 

Под производством прежде всего понимают то явление, что наука, будь то естественная или гуманитарная, сегодня только тогда почитается насто­ящей наукой, когда становится способна институировать себя. Однако ис­следование не потому производство, что исследовательская работа прово­дится в институтах, а, наоборот, институты необходимы потому, что сама по себе наука как исследование носит характер производства. Метод, посред­ством которого она овладевает отдельными предметными сферами, не просто нагромождает полученные результаты. С помощью полученных им результатов он всякий раз перестраивает себя для того или иного нового подхода. В ускорителе, который нужен физике для расщепления атома, спрессована вся прежняя физика. Соответственно в историографическом исследовании имеющиеся источники применимы для интерпретации лишь тогда, когда сами эти источники удостоверены на основе историографичес­кого выяснения. В таком поступательном движении научная работа очер­чивается кругом своих результатов. Она все более ориентируется на воз­можности, ею же открываемые для научного предприятия. Эта необходи­мость ориентироваться на собственные результаты как на пути и средства поступательного методического развертывания составляет суть производ­ственного характера исследования. Он, однако, является внутренним основанием неизбежности его учрежденческого характера.

Через научное производство проект предметной сферы впервые встра­ивается в сущее. Все учреждения, облегчающие планомерную смычку различных методик, способствующие взаимной перепроверке и информи­рованию о результатах, регулирующие обмен рабочей силой, в качестве ме­роприятий никоим образом не являются лишь внешним следствием расши­рения и разветвления исследовательской работы. Это, скорее, издалека идущее и далеко еще не понятое знамение того, что новоевропейская нау­ка начинает входить в решающий отрезок своей истории. Только теперь она входит в обладание полнотой своего собственного существа.

Что происходит при расширении и упрочении институтского характера науки? Не менее как обеспечение первенства метода над сущим (природой и историей), опредмеченным в исследовании. На основе своего производ­ственного характера науки достигают необходимой взаимосвязи и един­ства. Поэтому историческое или археологическое исследование, организо­ванное производственным образом, стоит по существу ближе к аналогично налаженному естественно-научному исследованию, чем к какой-нибудь дисциплине своего же гуманитарного факультета, которая все еще увязает в простой учености. Решительное развитие новоевропейского производ­ственного характера науки создает соответственно и новую породу людей. Ученый-эрудит исчезает. Его сменяет исследователь, состоящий в штате исследовательского предприятия. Это, а не культивирование учености при­дает его работе острую злободневность. Исследователю уже не нужна дома библиотека. Кроме того, он везде проездом. Он проводит обсуждения на конференциях и получает информацию на конгрессах. Он связан заказами издателей. Они теперь заодно определяют, какие должны быть написаны книги.

Исследователь сам собой неотвратимо вторгается в сферу, принадлежа­щую характерной фигуре техника в прямом смысле этого слова. Только так его деятельность еще действенна и тем самым, по понятиям его времени, ак­туальна. Параллельно некоторое время и в некоторых местах еще может держаться, все более скудея и выхолащиваясь, романтика гелертерства (книжной учености (нем. ). — Ред. ) и старого университета. Характер действенного единства, а тем самым новая актуальность университета, ко­ренятся, однако, не в исходящей от него, ибо им питаемой и им хранимой, духовной мощи исходного единения. Университет теперь актуален как уч­реждение, которое еще в одной, своеобразной, ибо административно закры­той форме делает возможными и обозримыми как тяготение наук к разгра­ничению и обособлению, так и специфическое единство разделившихся производств. Так как истинные сущностные силы современной науки дос­тигают действенности непосредственно и недвусмысленно в производстве, то лишь стоящие на своих ногах исследовательские производства могут, ру­ководствуясь собственными интересами, планировать и организовывать приемлемое для них внутреннее единение с другими.

Действенная система науки опирается на планомерно и конкретно на­лаживаемое взаимное соответствие своей методики и своей установки на опредмечивание сущего. Искомое преимущество этой системы не в каком-то надуманном и окостенелом единении предметных областей по их содер­жательной связи, а в максимально свободной, но вместе и управляемой ма­невренности, позволяющей переключать и подключать исследование к ве­дущим на данный момент задачам. Чем исключительнее обособляющаяся наука сосредоточивается на полном развертывании своего исследовательс­кого потенциала и на овладении им, тем трезвее практицизм, с каким науч­ное производство перебазируется в специальные исследовательские учреж­дения и институты, тем неудержимее науки движутся к полноте своего от­вечающего Новому времени существа. И чем безоговорочнее наука и исследователи начнут считаться с новым образом ее существа, тем однозначнее, тем непосредственнее они смогут предоставлять сами себя для об­щей пользы и вместе тем безусловнее они должны будут отступать в соци­альную неприметность всякого общеполезного труда.

Наука Нового времени коренится и вместе специализируется в проек­тах определенных предметных сфер. Эти проекты развертываются в соот­ветствующую методику, обеспечиваемую научной строгостью. Та или иная методика учреждает себя как производство. Проект и строгость, методика и производство, взаимно нуждаясь друг в друге, составляют существо но­воевропейской науки, делают ее исследованием.

Хайдеггер М. Время и бытие. –

М.: Республика, 1993. – С. 41-47.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как можно проинтерпретировать выражение «производственный характер исследования»?

2. Что происходит при расширении и упрочении институтского характера науки?

3. Почему неизбежна замена ученого-эрудита деятельностью исследователя?

4. Покажите актуальность университета в аспекте обособления и интеграции науки?

5. Какие характеристики составляют существо новоевропейской науки?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...