Э. Кассирер. Введение в философию человеческой культуры
Э. Кассирер
Ученый не может достичь цели, не следуя строго фактам природы. Но это следование — не просто пассивное подчинение. Работа всех великих естествоиспытателей — Галилея и Ньютона, Максвелла и Гельмгольца, Планка и Эйнштейна — была не только накоплением фактов: это была теоретическая, а значит и конструктивная работа. Эта спонтанность и продуктивность — подлинный центр всей человеческой деятельности. В этом — высшая человеческая сила и одновременно естественная граница нашего человеческого мира. Все, что только и может сделать человек, — это создать — в языке, в религии, в искусстве, в науке — свой собственный универсум — символическую вселенную, которая дает ему возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, синтезировать и обобщать свой человеческий опыт.
Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. – М.: Гардарика, 1998. – С. 508-509, 700-701.
Вопросы для самоконтроля: 1. Отличается ли интерпретация задач познания в философских построениях эмпириков и позитивистов? 2. Что такое теория, не основанная на фактах? 3. Что такое «научный факт»? 4. Какова роль «научного факта» в познании?
Э. Кассирер Не существует физических понятий и физических фактов, отделенных так полно друг от друга, что мы можем взять какой-нибудь член в одной области и рассмотреть, имеет ли он свое отображение в другой области. Мы имеем «факты» лишь в силу совокупности понятий, но, с другой стороны, мы имеем понятия лишь в связи с совокупностью возможных опытов. Основной недостаток бэконовского эмпиризма заключается в том, что он не понял этого соотношения и мыслит «факты» как некоторые отдельные, свободные сущности, которые нашему мышлению остается лишь воспроизвести возможно точнее. Функция понятия сводится здесь лишь к последующему соединению и изложению эмпирического материала, а не к проверке и испытанию самого этого материала. Как сильно ни укрепилось это воззрение в теории познания естественных наук, но обнаруживается уже немало признаков, показывающих, что сама физика, в ее новейшем виде, окончательно преодолела его. Даже те мыслители, которые с особенной силой подчеркивают то, что высшей и последней инстанцией для всякой физической теории является опыт в его совокупности, и они откидывают наивную мысль Бэкона об «experimentum crucis». «Чистый» опыт, в смысле простого индуктивного собирания отдельных наблюдений, никогда не может дать нам основных контуров физики, ибо он лишен силы математической формировки. Лишь тогда, когда сырой факт изображен и заменен математическим символом, лишь тогда начинается умственная работа понимания, связывающая его систематически со всей совокупностью явлений.
Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие субстанции и понятие функции. - М.: Гнозис, 2006. – С. 172.
Вопросы для самоконтроля: 1. Проинтерпретируйте тезис: «Мы имеем факты лишь в силу связанности понятий». 2. Почему чистый опыт никогда не даёт основных контуров той или иной теории? 3. В чём главный недостаток бэконовского эмпиризма?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|