Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обследование психомоторного развития детей




По вопросам приобретения

Книг издательства «КАРО»

обращайтесь в наши представительства:

Оптовая торговля:

в Санкт-Петербурге: у л. Бронницкая, 44
тел./факс: (812) 317-94-60,

(812) 320-84-79 e-mail: karo@peterstar.ru

в Москве: ул. Краснобогатырская, 31
тел./факс: (095) 964-02-10,

(095) 964-08-46 e-mail: moscow@karo.net.ru www.karo.spb.ru

Розничная и мелкооптовая торговля в Санкт- Петербурге:

Магазин «Открытая книга». Полюстровский пр., 47

тел./факс: (812) 540-86-27

тел.: (812)540-41-91

Магазин в помещении ЛОИРО, Чкаловский пр., 25А

© О.В. Баранова, Н.Ф. Бережная, Л.Г. Богданова,
А.Е. Иванова. О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина,
Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха, 2005
© «КАРО», 2005
ISBN 5-89815-573-2 Все права защищены


СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................................................... 4

Обследование психомоторного развитиядетей от 1 года до4 лет.................................................. 6

Карта обследования психомоторного развития ребенка (5мес.-1 год 10 мес.)............................. 10

Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес.-3 года)............................ 14

Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года -4 года)..................................... 16

Перечень стимульного материала для диагностического обследования...................................... 18

Описание стимульного материала для диагностического обследования..................................... 19

Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет). 27

Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет). 34

Приложение

Таблица 1. Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни

до трех лет (Н.М.Аксарина, К.Л. Печора).................................................................... 42

Таблица2. Нормы развития детей до трех лет (Институт раннего вмешательства)............... 44

Таблица 3. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального

вербального развития детей (Е.М. Мастюкова)......................................................... 46

Таблица4. Шкала оценки понимания речи (Е.М. Мастюкова)...................................................... 47

Таблица 5. Схема системного развития нормальной детской речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,

Т.Е. Филичева).............................................................................................................. 48

Нормы для развития детей раннего возраста (М. Питерси. Р. Трилор)...................................... 52

Уровни формирования общения (М.И.Лисина)............................................................................ 52

Таблица 6. Этапы развития детей в раннем возрасте (Ж. Пиаже)................................................ 53

•* Развитие познавательной деятельности - когнитивное развитие детей (Ж. Пиаже)... 54

Таблица 7. Этапы развития общения и речи детей от рождения до трех лет (С. Баркли)............ 56

Таблица 8. Развитие у детей навыков крупной моторики (П.Л. Жиянова).................................... 57

Таблица 9. Последовательность формирования у детей навыков мелкой моторики (П.Л. Жиянова) 57 Таблица 10.Факторы, указывающие на готовность ребенка к успешному овладению

навыками мелкой моторики (П.Л. Жиянова)............................................................. 58

Образцы захватов (Лаборатория Виндзор)............................................................... 60

Таблица 11. Показатели норм развития у детей доизобразительной и изобразительной

деятельности (В. Манов-Томов)................................................................................ 61

Таблица 12. Этапы формирования у детей навыков самообслуживания (М. Питерси, Р. Трилор).. 62

Таблица 13. Основные показатели психического развития детей раннего возраста (А.Н. Корнев)... 63

Литература...................................................................................................................................... 64


ВВЕДЕНИЕ

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к уве­личению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со сто­роны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физи­ческого, речевого и эмоционального развития ребенка.

Ранний возраст - это период становления функциональных систем, формирования выс­ших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимо­действия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы вос­приятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования мно­гих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.

Отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые про­являются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, являются причиной появле­ния вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.

Дефицит воспитания в раннем возрасте сопровождается невосполнимыми потерями. В этот период важен не только год, но даже месяц, неделя и день. Если в период с 7-го по 21-й день жизни (наиболее благоприятный для развития зрительного внимания) эмоцио­нально не общаться с ребенком, вызывая его зрительное сосредоточение на лице взрос­лого или игрушке, то в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности с концентрацией и устойчивостью внимания на уроке, что повлияет на его успеваемость в школе. Если взрос­лые не позаботились о том, чтобы ребенок с 2-х месяцев начал захватывать и ощупывать игрушки, действовать с предметами, то в полной мере не разовьются движения кисти руки, и это скажется на успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности. Раннее и своевременное развитие тонкой ручной моторики на первом и втором году жизни существенно влияет на развитие речи и мышления. Таким образом, отставание в развитии детей раннего возраста не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.

Родители часто жалуются на беспричинные капризы, непослушание, чрезмерную двига­тельную активность детей раннего возраста. При этом психологи все чаще отмечают слу­чаи нарушения стиля семейного воспитания. Родители либо жестко контролируют поведе­ние ребенка, ограничивают его двигательную и познавательную активность, требуют безо­говорочного послушания либо наоборот, все позволяют, что приводит к неумению ребенка сдерживать свои желания, к трудностям взаимодействия со сверстниками и взрослыми.


Нарушения в психомоторном, речевом, эмоциональном развитии оказывают отрицатель­ное влияние на дальнейшее школьное обучение ребенка и являются причиной школьной дезадаптации.

Ранее вмешательство специалистов и активное участие родителей может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и дает воз­можность более широкого выбора типа школьного обучения. На всех этапах коррекционно-развивающих занятий родители принимают активное участие в играх и заданиях, специа­листы знакомят родителей с проблемами и успехами ребенка, демонстрируя положитель­ный опыт общения и образец поведения взрослого.

Коррекционно-развивающая работа в раннем возрасте является предупреждением ин­теллектуальных, речевых и социальных проблем адаптации личности в современном бы­стро меняющемся обществе.

Несмотря на острую актуальность проблемы диагностики и коррекции отклонений в раз­витии детей раннего и младшего дошкольного возраста, в настоящее время недостаточно разработаны и систематизированы программы, методы и дидактический материал, рас­считанный на работу с детьми этого возраста, что и послужило стимулом к созданию дан­ного пособия.

Предлагаемый методический материал ориентирован как на детей с проблемами в раз­витии, так и на детей с нормальным психическим и речевым развитием.

Мы надеемся, что наше методическое пособие поможет специалистам в проведении диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и младшего дош­кольного возраста, а родителям растить своих детей здоровыми, любознательными и жиз­нерадостными.

Директор Центра

психолого-медико-социального сопровождения Калининского района С.-Петербурга

О.В. Баранова

 


ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ОТ 1 ГОДА ДО 4 ЛЕТ

Пояснительная записка

Целью диагностического обследования психомоторного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является:

1) определение уровня развития ребенка;

2) планирование работы:

а) по дальнейшему развитию ребенка (для детей с уровнем развития, соответствую­
щим возрастной норме).

б) по коррекции развития ребенка (для детей с нарушением в развитии).

В настоящее время нет единых норм развития, касающихся возрастного этапа с 1 года до 4 лет. В детских дошкольных учреждениях, как правило, пользуются нормативами, из­ложенными в «Программе воспитания и обучения в детском саду»1, разработанной специа­листами НИИ дошкольного воспитания. С 1995 года в дошкольных учреждениях активно реализуется программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»2, разрабо­танная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. В помощь родителям и специалистам, работающим с детьми (воспитателям, лого­педам, педагогам, психологам), в 2001 г. был издан «Дневник развития ребенка» A.M. Казь­мина, Л.В. Казьминой с нормативными таблицами. Представленные нормативы во многом совпадают с нормами развития, составленными Н.М. Аксариной, СМ. Кривиной, К.Л. Печо­рой, Г.В. Пантюхиной, ориентированными в результате апробации на выполнение норм при­мерно 50-80% всех детей одной возрастной группы.

На базе отдела реабилитации и коррекции детей раннего и младшего возраста Цент­ра психолого-медико-социального сопровождения диагностические исследования прово­дятся в основном с учетом указанных выше норм. Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам:

1. Познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи).

2. Крупная моторика.

3. Мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика).

4. Социально-эмоциональная сфера.

5. Самообслуживание (еда, одевание, туалет).

Такое выделение сфер является довольно условным, так как между сферами про­слеживается определенная связь, обусловленная взаимозависимостью направлений раз­вития ребенка (психического, сенсорного, умственного и физического). В то же время каж­дая сфера основана на конкретных знаниях, умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень его развития в этой сфере на определенном возрастном этапе.

Описываемая методика исследования предполагает выделение нескольких возрас­тных этапов. В этой работе рассматривается три этапа, включающие в себя возраст от 1 года до 4 лет:

• от 12 до 22 месяцев (с 1 года до 1 года 10 месяцев).

• от 22 до 36 месяцев (с 1 года 10 месяцев до 3 лет).

• от 36 до 48 месяцев (с 3 лет до 4 лет).

1 Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв.ред. М.А. Васильева. — М.: Просвещение, 1987.

2 Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И.Бабаевой, ЗА. Михайловой,
Л.М. Гурович. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.


Для диагностирования детей на указанных возрастных этапах подбираются опреде­ленные виды стимульного материала. Так как ведущим видом деятельности для дошколь­ников раннего и младшего возраста является игровая деятельность, обследование прово­дится в форме игры, основанной на наглядно-действенном и наглядно-образном мышле­нии детей. Игровые задания конкретны, привлекают внимание ребенка, небольшие по объе­му, что диктуется особенностями психических процессов детей данного возраста.

В ходе обследования отмечаются:

1, Уровень развития по следующим сферам:

а) речевое развитие:

б) когнитивное развитие;

в) мелкая моторика;

г) крупная моторика;

д) самообслуживание;

е) социализация.

2. Особенности психических процессов, таких как:

а) контакт (вхождение ребенка в контакт со взрослым сразу или по истечении опре­
деленного времени). Как правило, это не должно занимать более 15-20 минут для
детей с 1 года до 1 года 10 месяцев: 5-10 минут для детей с 1 года 10 месяцев до
3 лет; 5 минут для детей после 3 лет;

б) интерес (проявление интереса к играм (игрушкам), исследование окружающих пред­
метов);

в) аффективный компонент продуктивности (отсутствие либо проявление ребенком
каких-либо эмоций в процессе игры и по ее окончании; какие эмоции у ребенка
преобладают: положительные, отрицательные, адекватность проявления эмоций
и степень их выраженности: низкая, средняя, высокая);

г) активность (интенсивность психической и двигательной деятельности, которая про­
является в процессе игры, и уровень активности: низкий, средний, высокий);

д) внимание:

• устойчивость - способность ребенка сосредоточиваться на чем-либо (в данном случае, на игрушке или игровой деятельности). В возрасте с 1 года до 1 года 10 месяцев дети могут сосредоточивать внимание на одном виде деятельности (иг­рушке) от 2 до 5 минут, с 1 года 10 месяцев до 3 лет до 10-15 минут, с 3 лет до 15-20 минут;

• переключаемость - способность ребенка переходить от одной деятельности к другой по требованию;

• объем и поле внимания - способность действовать двумя и более предметами в игре, выполнять одно- и двухступенчатые инструкции, для детей старше 3 лет дополнительно: учитывать два и более признаков предмета в игре;

е) характер игровой деятельности:

• манипулирование с предметами (адекватность использования предметов);

• конструктивные игры;

• игры с воображаемыми предметами:

• сюжетные игры;

• сюжетно-ролевые игры.

Все данные в краткой форме заносятся в карту обследования, соответствующую воз­расту ребенка. Такая карта позволяет составить объективную характеристику уровня пси­хомоторного развития ребенка и отразить динамику развития при повторных обследовани­ях. Контрольные обследования детей в возрасте с 1 года до 2 лет целесообразно прово­дить два раза в год, а обследование детей в возрасте с 2 до 4 лет - один раз в год. Однако, если ребенок имеет риск отставания или отстает в развитии, то повторные обследования проводятся 3-4 раза в год.

Обследование детей проводится в присутствии родителей в форме индивидуально­го консультирования. Такая форма обследования обусловлена следующими причинами:


• ребенок раннего и младшего дошкольного возраста психологически не отделен от матери (лица, воспитывающего его), поэтому присутствие родных позволяет ребенку чув­ствовать себя в безопасности и поддерживает в нем уверенность;

• присутствие родителей выявляет характер взаимодействия «родитель-ребенок»:

• родители, присутствуя на консультации, знакомятся с возрастными нормами разви­тия, с организацией игровой деятельности ребенка, с приемами, позволяющими привлечь и удерживать внимание ребенка на выполняемой деятельности.

Консультирование включает в себя несколько этапов:

1. Налаживание положительного эмоционального контакта между специалистом (пе­дагогом, психологом, логопедом), проводящим консультацию, ребенком и его роди­телями. Создание доверительной обстановки.

2. Обследование ребенка и сбор данных.

3. Консультирование родителей.

На втором этапе проводится собственно диагностическое обследование, в процессе которого определяются возрастные, личностные и психологические особенности ребенка, выявляются его умения и навыки, устанавливается уровень развития по сферам, указан­ным в карте. Во время беседы с родителями фиксируется история развития ребенка, вы­являются проблемы, которые волнуют родителей.

На третьем этапе (консультирование родителей) по результатам полученных данных даются рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка. Родители получа­ют ответы на интересующие их вопросы.

При необходимости проводится дополнительное консультирование - обследование у других специалистов (логопеда, психолога, педиатра, невропатолога, психиатра и дефек-толога). Первичную и дополнительную консультации могут проводить одновременно два или несколько специалистов.

Все полученные данные, заключения, рекомендации, дополнительные сведения за­носятся в карту обследования.

Продолжительность одной консультации составляет от одного до полутора часов (20-30 минут занимает обследование ребенка, остальное время - беседа с родителями и сво­бодная игра ребенка).

Увеличение длительности времени обследования ребенка достигается за счет сме­ны видов его деятельности, подбора ярких, привлекающих внимание игрушек, использова­ния методических приемов, позволяющих сохранить интерес малыша в процессе диагнос­тирования.

Во время консультирования используются различные методы обследования: бесе­да наблюдение за игровой деятельностью ребенка, тестирование с помощью определен­ного набора диагностического материала. Выбор тех или иных методов и последователь­ность их применения зависят от возраста, уровня развития и индивидуальных особеннос­тей обследуемого ребенка. Кроме того, обследование включает в себя обучение ребенка помощь ему, а дополнительные задания, аналогичные первоначальным, позволяют более точно определить уровень развития.

Обследование, как правило, начинается с заданий средней степени сложности В зависимости от успешности выполнения заданий, в дальнейшем предлагаются либо более трудные, либо более легкие задания. В ряде случаев диагностирование начинается с заве­домо легких заданий, чтобы их успешное выполнение сразу же создало у ребенка положи­тельный настрой и вызвало интерес к дальнейшему обследованию, сняло беспокойство Это особенно важно, если ребенок плохо входит в контакт со взрослым. В процессе об­следования специалист должен создать ситуацию эмоционального комфорта, которая по­зволит более полно раскрыться как ребенку, так и его родителям, влияя на точность и достоверность полученных данных.

В зависимости от возраста обследуемого ребенка игровое пространство организовы­вается по-разному. Так, для детей до 1 года 10 месяцев на виду выставляются 5-7 игр


одновременно, специалист, ведущий консультацию, сопровождает малыша от игры к игре, ориентируясь на проявляемый им интерес. В некоторых случаях ребенку требуется перед началом игры пройти мимо всех выставленных игрушек, и только после этого он начинает играть с ними. С детьми более старшего возраста игровое пространство организовывает­ся несколько по-другому: игры предлагаются в определенной последовательности и веду­щим в таком случае является взрослый. Процесс обследования может перестраиваться при грубом несоответствии уровня развития возрасту ребенка или наличии психологичес­ких проблем (при проявлении негативизма, страхов, истериках и т.п.).

Уровень развития речи проверяется в процессе всей консультации. В карте отмеча­ется, понимает ли ребенок обращенную речь, выполняет ли простые и двухступенчатые инструкции, различает ли единственное и множественное число, а также значения суще­ствительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ориентируется ли в простран­ственном расположении предметов, понимает ли предложно-падежные конструкции.

В графе «активная речь» записываются слова (звукоподражания, фрагменты слов, слова из 2, 3, 4 слогов), которые употребляет ребенок, отмечается наличие в активном словаре различных частей речи, а также наличие фразы (простой, развернутой; количе­ство слов в предложении).

Нормативные данные, используемые при обследовании речи ребенка, представле­ны на основе схемы системного развития нормальной детской речи составленной НС. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961 г.

Уровень развития навыков самообслуживания выясняется со слов родителей.

Помимо этого, в графе «Дополнительные сведения» отмечаются особенности взаи­модействия между ребенком и родителями (завышение, занижение возрастных норм роди­телями, гиперопека, попустительство, жесткость требований по отношению к ребенку, ма­теринская депривация, внутрисемейные проблемы и т.д.), родительские проблемы (тре­вожная мама, проблемы взаимоотношений матери ребенка со своими родителями, соци­альное положение родителей и т.п.).

Игровой материал, используемый специалистом при проведении обследования, пред­ставлен в «Перечне стимульного материала для диагностического обследования».

*

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...