Основные показатели довербального и вербального развития
Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
Улыбка при общении
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
Дифференцированность комплекса оживления, смех
Дифференциация направления звука, певучее гуление
Лепет
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба. да-да. па-па. ма-ма и т.п.
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
' 12
Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
Показывает 3 части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас - 20 слов
Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты. мне; предложения строит из 2 слов
Адекватно использует местоимения я ты, мне, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»
Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов: выполняет задания типа «Положи кубик под чашку». «Положи кубик в коробку»
При определении возрастных границ появления того или иного феномена указывается тот крайний рубеж. ко*да он должен быть сформирован у всех нормальных детей
Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам, должен быть обязательно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом.
Таблица 4
Шкала оценки понимания речи
(Е.М. Мастюкова, 1990)
Уровни
Возраст
Основные показатели понимания речи
3-6 месяцев
Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса
6-10 месяцев
Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму», «Найди папу», «Дай ручку», «Нельзя») и т. д
10-12 месяцев
Ребенок понимает названия отдельных предметов
12-14 месяцев
Ребенок узнает изображения отдельных предметов
15-18 месяцев
Ребенок узнает изображения отдельных предметов на сюжетных картинках
2 года 6 месяцев
Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной ситуации («На чем ты сидишь?»)
2 года 6 месяцев - 3 года
Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее
к 4 годам
Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации