Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей
(Е.М. Мастюкова, 1981)
При определении возрастных границ появления того или иного феномена указывается тот крайний рубеж. ко*да он должен быть сформирован у всех нормальных детей
Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам, должен быть обязательно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом.
Шкала оценки понимания речи (Е.М. Мастюкова, 1990)
Схема системного развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, I---------------------------------------------------------------------------- 1------------------------------------- Г------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1
| ные предложе- | значения: «лоском» | -у, -е, -а, -ом, реже | ваются настоящее и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
fi «I I О | ния, затем | (ложкой), «вилком» | -ой. Во множествен- | прошедшее времена. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
года года | предложения с союзами | (вилкой), «сипут» (сы-пят). Суффиксы -ok-, | ном числе -ы (фонетически -и) | В прошедшем времени смешивается род | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О О со о > | CM <N | -чик- и др. |
нормальной детской речи
Т.Б. Филичева, 1990)
Усвоение частей речи | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюде- | ||||
• | ния ре- | |||||
Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Слоговая структура | Звуки | Стечения согласных | бенка над явлениями языка |
9 | ||||||
Нет | Нет | Нет | Часто воспроизводят один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога «га-га», «туту» | Ударные гласные: а, о, у, и; м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, с | Нет | Нет |
Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двухсложные | Согласные звуки х, п, й. | Появляются в середине | Нет |
слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов «мако» (молоко), | Часто в слове опускается начальный или конечный согласный | некоторых слов: -льк-, -СЬК-, -ПК-, -цьк- | ||||
«иська» (яичко) | звук | |||||
Прилагатель- | Вот, там, где | Нет предло- | В трехсложных | К двум годам | Большинство | Нет |
ные появля- | («де»), ещё, хоро- | гов и союзов. | словах все еще | сложные | стечений со- | |
ются с двух | шо, («ласо»), не на- | Частицы ка, | опускается ино- | твердые н, т, | гласных за- | |
лет без согла- | до, надо, и др. | да, то, не | гда слог, чаще | д | мещаются | |
сования с су- | Большинство лич- | предударный: | одним звуком | |||
ществитель- | ных местоименных | «кусу» (укушу), | ||||
ными, чаще в | форм употребляют- | может сохра- | ||||
именительном | ся правильно с мо- | няться количе- | ||||
падеже един- | мента своего появ- | ство слогов в | ||||
ственном чис- | ления. Иногда сме- | четырехсложных | ||||
ле мужского и | шиваются личные | словах | ||||
женского ро- | местоимения (о се- | |||||
дов | бе говорит в треть- | |||||
м | ем лице) | |||||
(23 слова). | Личные местоиме- | Предлоги: в, | В многосложных | Согласные | Все еще не | Нет |
Отсутствует | ния усвоены. Наре- | на, у, с. Сою- | словах чаще | твердые с, л, | усвоены, хо- | |
согласование | чия больше, мень- | зы: и, то, а, | опускаются | затем глас- | тя некоторые | |
с существи- | ше, короче, скорее | потому что, | предударные | ный ы, со- | группы со- | |
тельными; | тогда, когда | слоги, иногда, | гласные в, р, | гласных про- | ||
употребляют- | приставки: «ци- | з. Смешение | износятся | |||
ся преимуще- | пилась» (заце- | артикуляци- | правильно | |||
ственно по- | пилась), «лину- | онно близких | ||||
сле существи- | лись» (огляну- | звуков | ||||
тельных. | лись) | |||||
Множествен- | ||||||
ное число - | • | |||||
только в име- | ||||||
нительном | ||||||
падеже |
7 | ||||||
Развивается | Появляются сложно- | Усвоены «главенст- | Усваиваются все | |||
строй сложного | подчиненные предло- | вующие» падежные | формы возвратных | |||
I | предложения | жения, усваиваются служебные слова. Остается не усвоенной категория рода. К трем годам усвоен в основ- | окончания формы множественного числа существительных: ов, -ами, -ах. Начинается влияние скон- | глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок употребляются другие: | ||
л | ных чертах граммати- | чания существитель- | «искрасил» (вы- | |||
к | ческий строй родного | ных II склонения -ов | красил), «растем- | |||
языка. Дальнейший | на окончания сущест- | нело» (потемне- | ||||
со 2 со | темп его формирования | вительных других | ло); унификация | |||
га g о см | замедляется | склонений: «ламповзз. Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а (рога), -я (стулья); суффиксы увеличи-тельности, принадлежности | приставок | |||
Развитие строя | Разграничение одно- | Продолжается влия- | Часто нарушается | |||
сложносочинен- | значных морфологиче- | ние окончания суще- | чередование зву- | |||
ного и сложно- | ских элементов по ти- | ствительных II скло- | ков в основах: | |||
еской | о с; о | подчиненного | пам его склонения и | нения -ов на оконча- | «ачисту» (почищу). | |
|
|
|
|
предложения спряжения, например: ния существительных Частицы не опус- з- га X -ов, -ев, -ей, нулевая других склонений. каются. Неологиз- га п X ю флексия. Собственные Иногда сохраняется мы с использова- 2 -я i словоформы, слово- неподвижное ударе- нием приставок: га § а. 5 Ss с; творчество («ежинята» ние при словоизме- «намокрил» (намо- эение Г| систе о ш X х - ежата, «мамонтенок» нении («на KOiHe»); чил), «искомочил»
- маленький мамонт, ошибки в чередова- (смял в комок)
о «водопадит» - сильно ниях звуков и в по- ш и ш о течет вода) становке ударений. > > При словоизменении сохраняется основа: «пени» (пни), «левы» (львы)
Таблица 5 (продолжение)
С трех лет ус- | Отмечаются сме- | Правильное | Нарушаются ред- | Согласные | Заканчи- | Нет |
танавливается | шения рода у ме- | употребле- | ко, главным обра- | ч, ш, ж, щ. | вается | |
согласование | стоимений: «мая | ние простых | зом в малознако- | твердый ц | усвоение | |
прилагатель- | папа» (мой папа), | предлогов и | мых словах | групп со- | ||
ных с сущест- | он, она, (о яблоке, | многих сою- | гласных | |||
вительными в | свинье) | зов: чтобы, | ||||
косвенных па- | если, пото- | |||||
дежах. Появ- | му что и др. | |||||
ляются крат- | ||||||
кие причастия | ||||||
Имеет место | Усваивается | Предлоги по, | Звуковая | После трех | ||
нарушение со- | сравнительная | до, вместо, | сторона | лет оценка | ||
гласования | степень наречий | после. Сою- | речи ус- | чужого и | ||
существитель- | зы что, ку- | воена | своего | |||
ных среднего | да, сколько, | (верхняя | произно- | |||
рода с прила- | столько. | граница | шения. | |||
гательными. | Частица бы | нормы) | Вопросы о | |||
Усваивается | в условном | значении | ||||
сравнительная | наклонении | слов | ||||
степень прила- | ||||||
гательных | i | ' |
|
|