Описание стимульного материала для диагностического обследования
1. Игрушка «зайчик» с подвижными частями тела. Специалист предлагает ребенку показать части тела на игрушке и на себе: с 1 года просят показать хотя бы одну часть (на себе и на игрушке), с 1 года 6 месяцев -две части, с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет - 3-4 части, старше 2,5 лет - 5 частей, назвать хотя бы одну часть). С 1 года ребенок проявляет интерес к игрушке, исследует ее, подражает действиям взрослого, манипулирующего с игрушкой (Например: «Зайка спит» - укладывает игрушку на бочок, «Зайка прыгает» - имитирует прыжки зайки и т.п.). С 1 года 10 месяцев с помощью игрушки специалист начинает взаимодействовать с ребенком, помогая ему быстрее адаптироваться: игрушка сначала «здоровается» с родителями, а затем с самим ребенком, приносит ему игры и поощряет ребенка принимать в них участие. Для установления контакта с детьми старше трех лет чаще используется мягкая игрушка - зайчик, который надевается на руку. 2. «Кубикоброс» и «Шарикоброс» (две банки, одна с круглым, другая с квадратным С 1 года до 1 года 6 месяцев игры предлагаются по отдельности, с 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - одновременно. С помощью этих игр проверяется моторное развитие ребенка, умения различать предметы по форме (шарик - кубик) и соотносить их, ориентируясь на форму отверстия (с 1 года 6 месяцев ребенок выбирает предметы по названию и вкладывает их без подбора). 3. Объемный пазл с двумя отверстиями круглой и квадратной формы с соответству Этот диагностический материал, как и предыдущий, используется для проверки умения ребенка различать предметы по форме и соотносить их. Кроме того, при помощи этой игры с 1 года 6 месяцев можно проверять кратковременную непроизвольную память ребенка (задание типа: «Найди, где спряталась уточка (зайчик)») и сформированность представления о константности объекта.
4. Рамки Монтессори с вкладышами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоуголь Детям в возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет данный диагностический материал предлагается по тройкам: сначала рамки с кругом, квадратом, треугольником; затем следующая тройка: с овалом, прямоугольником, звездочкой (все рамки в каждой тройке располагаются в ряд). Начиная с 3 лет ребенку предлагается сразу шесть рамок, размещенных горизонтально и так, чтобы похожие формы лежали рядом (Например, в такой последовательности: прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник, звездочка). Игра позволяет оценить координацию, ловкость движений, сформированность «пин-цетного захвата», т.е. когда ребенок берет и удерживает предмет указательным и большим пальцами (до 2 лет возможно присоединение третьего, среднего, пальца), а также умение соотносить предметы по форме (с 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок вкладывает геометрические фигуры методом проб и ошибок, с 2 лет сразу, ориентируясь на форму отверстия), умение выбирать формы по названию и называть их (требуется, чтобы ребенок с 2 лет выбирал по названию круг, с 2 с половиной лет - квадрат, а к 3 годам - треугольник). С 3 лет ребенок может уже назвать основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник). 5. Набор геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников основных цветов 21) Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Если у него возникло затруднение, то специалист может предложить выбрать «полянку» определенного цвета из пары (например, красную из желтой и красной, желтую из желтой и синей, синюю из зеленой и синей). Если ребенок не знает цвета, взрослый сам раскладывает «полянки» на столе. Затем следует задание рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую «четверку» сортирует взрослый, остальные по образцу - ребенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество «полянок» уменьшается (в карте отмечается на сколько цветов сортирует ребенок).
Ребенок с 1 года 10 месяцев может сортировать геометрические фигуры на два цвета с небольшой помощью взрослого (предлагаются пары: красный - желтый либо синий - желтый), с 2 лет - сортировать на 2 цвета самостоятельно, с 2 с половиной - на 3-4 цвета. К 3 годам ребенок должен знать 4 основных цвета (выбирать цвет по названию и называть его). После сортировки геометрических фигур ребенка повторно просят показать «полянки» определенного цвета (выбор цвета по названию) и назвать, какого цвета выбираемая «полянка». В конце игры, убирая диагностический материал, взрослый оставляет три геометрические фигуры одного и того же цвета (круг, квадрат, треугольник), просит ребенка выбрать по названию фигуру и дать ее маме (тете, зайке-игрушке). В зависимости от возраста количество выбираемых фигур разное: в 2 года надо выбрать только круг, с 2 с половиной лет - круг и квадрат. Ребенка просят назвать, какую фигуру он выбрал. С помощью данной игры исследуется знание ребенком основных цветов, умение сортировать по цвету, знание основных геометрических форм по названию, устойчивость и объем внимания. 6. «Полянки с липучками». Первая «полянка» (№ 1) с контурным изображением че Вторая «полянка» (№ 2) с четырьмя секторами желтого, красного, синего и зеленого цветов. На каждом секторе - «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм, ко второй - круги основных цветов, кусок ковролина, на который прикрепляются эти фигурки (на одну сторону - геометрические фигуры, на другую сторону - круги).
Ребенку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию (круг, квадрат, треугольник), а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» № 1, совместив их по контуру (т.е. проверяется знание ребенком основных форм и умение подбирать их по контуру). Аналогично проводится игра с «полянкой» № 2 и кругами. Ребенка просят показать круг определенного цвета, а потом прикрепить его на соответствующий сектор (т.е. проверяется знание ребенком основных цветов и умение сортировать по цвету). Эта игра предлагается детям с 2 с половиной лет взамен набора геометрических фигур с полянками. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» № 2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный цвета. 7. Игра «Шары». В набор входят круги и полоски разных цветов (желтого, красного, синего, зеленого, оранжевого, фиолетового). Используется для исследования представлений о цвете у детей 3 лет и старше. Обследование проводится в три этапа. Сначала ребенок подбирает к разложенным кругам соответствующие им по цвету полоски (Инструкция: «Подбери к шарикам такие же по цвету ниточки»). Затем предлагается выбрать тот или иной цвет («Покажи красный шарик», «Дай синий круг» и т.д.). После этого взрослый просит назвать цвет показанной фигуры («Этот шар какого цвета?», «А этот?»). 8. Игра «Подбери пару». В комплект входят карточки (3 штуки), на которых нарисовано по пять разных геомет- рических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разного цвета, и отдельные геометрические фигуры такого же цвета и такой же формы, как на карточках. Ребенку предлагают одну карточку, просят показать фигуру определенного цвета, выбрать такую же из предложенного набора и наложить ее на образец. Проверяется умение выбирать предмет по двум признакам. Игра предлагается после 3 лет. 9. Игра-планшет «Сортировка по двум признакам». В игру входит: планшет с расчерченной таблицей (в верхнем ряду располагаются фигуры: круг, квадрат, треугольник; в левом столбце - основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый), отдельные фигуры основных цветов (всего 12 штук).
Ребенку предлагается разложить в клетках таблицы фигуры так. чтобы месторасположение совпало с цветом и формой положенной фигуры. Цель игры: проверить умение ребенка сортировать предметы по двум признакам (цвету и форме). Игра предлагается детям с 3 с половиной лет. 10 Пирамиды (большая и маленькие). С 1 года до 1 года 6 месяцев вниманию ребенка предлагается большая пирамида с шестью кольцами с широкими отверстиями, три из которых прозрачные с шариками внутри и три - цветные: пирамида при покачивании издает мелодичный звук. Проверяется развитие моторики и адекватность действий с кольцами. С 1 года 6 месяцев, кроме большой пирамиды, используются две маленькие пирамидки желтого и красного цветов с четырьмя колечками каждая. Вниманию ребенка предлагается каждая пирамидка отдельно. На них проверяется различение ребенком цветов. Для диагностики детей с 1 года 10 месяцев до 3 с половиной лет используется пирамидка с тремя маленькими и четырьмя большими кольцами. Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. При сборке взрослый подает по два кольца (большое и маленькое) и просит ребенка выбрать только большое. Порядок расположения колец в руках специалиста произвольный и не предполагает закономерного чередования. Таким образом, ребенок выбирает все большие кольца. Оставшиеся маленькие собираются на пирамидку либо ребенком, либо специалистом. Этот вариант игры предлагается детям до 2 с половиной лет и на нем проверяется понимание ребенком значения слов «большой» и «маленький» и умение выбирать предмет по размеру. Такая пирамидка используется для проверки умения детей в возрасте 3 лет чередовать предметы по размеру (только 2-шаговое чередование). Взрослый показывает образец, одевая кольца на стержень: «Большое кольцо - маленькое - снова большое - маленькое, а затем какое по размеру?» Ребенку дают выбрать кольцо из двух: большого и маленького* Затем снова показывают, в какой последовательности расположены кольца у пирамидки, и предлагают ребенку выбрать из оставшихся колец нужное по размеру. При необходимости игру можно повторить. 11 Матрешка трехсоставная С 1 года предлагается разобрать, а потом собрать односоставную матрешку (с помощью взрослого). С 1 года 6 месяцев ребенку предоставляется возможность самостоятельно исследовать игрушку и разобрать ее. Собирает же ребенок двухсоставную матрешку при помощи словесных пошаговых инструкций взрослого (например: «Открой лялю». «Спрячь лялю» и т.д.)
С 1 года 10 месяцев ребенку предлагается разобрать и собрать трехсоставную матрешку по инструкции взрослого. При этом взрослый просит показать большую и маленькую матрешки (среднюю - методом исключения). С 3 лет ребенку предлагается разобрать и собрать матрешку, называя, какого размера каждая матрешка. На этой игре исследуется сформированность понятия «величина предмета», понимание инструкций и цели задания. Шесть баночек. В набор входят 6 баночек с легко открывающимися крышками. Баночки отличаются по цвету и по величине. В собранном виде они вкладываются одна в другую, как матрешка. Эта игра аналогична предыдущей. Также ее можно использовать для построения башни по образцу. Игра используется для проверки знания ребенком размера (большой - маленький), отношений (больше - меньше), хорошо показывает уровень исследовательской активности ребенка, а также развитие мелкой моторики. Рекомендуется для детей от 1 года до 1 года 10 мес. 13. Уточки. В набор входят резиновые игрушки, отличающиеся по величине (большая и маленькая уточки). Могут использоваться другие пары игрушек, отличающиеся по размеру. Игра предназначена для проверки сформированное™ понятия «величина» и выполнения отдельных поручений («Найди уточку (утю)», «Принеси уточку (утю)», «Отдай тете (маме)», «Положи на место» и др.). С 1 года 6 месяцев ребенок ориентируется в двух контрастных величинах: по просьбе показывает большой и маленький предметы (игрушки). 14. Четыре пары картинок с изображенными на них предметами, отличающимися Картинки предлагаются ребенку попарно, каждая пара по отдельности. Цель этого задания: • для ребенка в возрасте от 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - проверить его умение ориентироваться в двух контрастных величинах с разницей в 3 см. («Покажи большую киску. Покажи, где маленькая киска»); • с 1 года 10 месяцев ребенок не только показывает большой и маленький предмет по названию, но и называет, какой это предмет по размеру; • ребенок с 2 с половиной лет начинает понимать значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Покажи, где кукла, а где куколка» («пирамида -пирамидка»)) и знает названия животных и их детенышей («Покажи, где медведь, а где медвежонок» («кошка - котенок»)). 1 5. Картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга по высоте (вы Ребенку предлагается показать: высокий (низкий) домик, длинный (короткий) ремешок, широкую (узкую) вазу, толстый (тонкий) карандаш. Картинки используются для тестирования детей с 2 с половиной лет. С 3 лет ребенку предлагается дополнительно назвать характеристику предмета по высоте, длине, ширине и толщине (например: «Какой это домик по высоте?» - «Высокий» и т.п.). 16. Сортировка предметов по размеру. Игра «Угости заек морковками» (сортировка на два размера). В набор входят три картинки, на которых нарисованы зайчики, одинаковые по форме и цвету, но отличающиеся по величине (большой, маленький и средний), морковки двух размеров (большие и маленькие). Ребенку предлагается показать большого, маленького и среднего по величине зайчика (чтобы ребенок не путал с месторасположением, среднего по величине зайку желательно положить сбоку, а не в центре); затем убрать среднего зайчика, а оставшимся «раздать» морковки, учитывая размеры (большему по величине - «большие», маленькому - «маленькие»). Игра предлагается детям с 2 с половиной лет. Игра «Раздай листики лисичкам» (сортировка на три размера). В игру входят три картинки с изображением лисичек, одинаковых по форме и цвету, но отличающихся по размеру (большая, средняя, маленькая) и комплект листиков, по три каждого размера. Предлагается «раздать» листики лисичкам, учитывая размеры (бо2лыией по величине лисичке - «большие», маленькой - «маленькие», средней - «средние»). Первую «тройку» листиков взрослый сортирует сам. Остальные по образцу - ребенок. 17. Пазл «Рыбки» (доска с проделанными пазами в виде рыбок трех размеров и Задание: Надо вставить в пазы-«домики» рыбок соответствующего размера. Предлагается детям с 2 с половиной лет взамен пирамидки. Проверяется умение ориентироваться в трех контрастных величинах (большой, маленький и средний) 18. «Парные картинки» (четыре пары одинаковых картинок: мячи, пирамиды, миш Ребенку до 1 года 6 месяцев предлагаются только две пары картинок (мишки и зайчики), старше - все четыре пары; при этом перед малышом выкладываются не все картинки сразу, а по одной из каждой пары. Взрослый просит показать (назвать), кто нарисован на картинках, а потом подает ребенку картинку, называя изображенный предмет, и просит найти такого же зайку (мишку, мячик, пирамидку) (с 1 года 6 месяцев). Дети в возрасте до 1 года 10 месяцев должны узнавать предметы, изображенные на картинке. Игра используется для проверки умения ребенка узнавать на картинке знакомые предметы и находить среди них одинаковые (по названию). Дополнительно малышу дают задание найти среди игрушек, с которыми он уже играл, изображенный на картинке предмет («Найди еще зайку (пирамидку, мячик)»), чтобы проверить наличие у ребенка умения обобщать («Это все зайки»), 19. Лото «Парные картинки» (лист с картинками на разные лексические темы и Ребенка просят показать знакомые картинки и назвать их («Кто это?», «Кого ты видишь?»), предлагают показать картинку по названию («Покажи мишку, лошадку, корову, кубики и т.п.»), С 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок находит пару к картинке с помощью взрослого, ориентируясь на названный объект («Покажи такого же мишку, лошадку и т.п.»). Дети с 2 лет подбирают парные картинки самостоятельно без опоры на слово, обозначающее нарисованный предмет (инструкция: «Найди такую же картинку»). С 1 года 10 месяцев предлагается лото с шестью картинками, с 2 с половиной лет - с восемью. Кроме того, эта игра используется для проверки зрительной памяти ребенка. Для малышей до 2 с половиной лет из игры берут две картинки (остальные убираются), для детей старше этого возраста - три картинки (предпочтительнее брать картинки с изображением животных и только тех, кого можно озвучить звукоподражанием (например. «Мишка говорит: "Бу-бу-бу"», «Корова: "Му-му-му"». И т.п.). Перед ребенком выкладываются картинки, он называет, кто изображен на них. Затем картинки переворачиваются, а малыш говорит, где кто спрятался («Где спрятался зайка (мишка)?» И т.п.) и кто спрятался на этом месте («Кто здесь спрятался?»). Если ребенок затрудняется ответить на поставленный вопрос, то можно его переформулировать: «Здесь спрятался мишка или зайка?». С 3 лет для исследования кратковременной зрительной памяти используются пять картинок. Для детей старше 3 лет взамен вышеописанной игры предлагается лото из 4 картинок с изображением похожих предметов, связанных с одной лексической темой (например, на всех картинках цветы одного цвета, но разные по форме). Ребенку предлагается найти одинаковые картинки. Проверяется сформированность понятия «такой же» на близких (похожих) картинках. 20. «Мозаика». Для обследования детей до 1 года 10 месяцев в набор входят фишки-«грибочки» большого размера (диаметр шляпки равен 2 см, длина ножки - 1,5 см) желтого и красного цветов, баночки соответствующих цветов, в крышках которых проделаны отверстия для «посадки» грибочков. Данная игра предлагается только в том случае, если малыш перестал обследовать предметы ртом. Проверяется развитие мелкой моторики и восприятие цвета (ребенку до 1 года 6 месяцев дается задание «собирать» грибочки в баночки по одному без ориентира на цвет; старше - вставлять («сажать») в отверстия на крышках, ориентируясь по цвету с помощью взрослого). Для детей старше 1 года 10 месяцев используется мозаика с двумя цветными «полянками» желтого и красного цвета и по 5 разновеликих фишек-«грибков» соответствующих цветов. Размеры «грибков»: шляпка - 2 см (у больших), ножка - 1,5 см; шляпка - 1 см, ножка - 1,5 см (у маленьких). В «полянках» есть отверстия для «посадки» «грибков». Первые две фишки, желтую и красную, сажает взрослый, а затем предлагает ребенку рассортировать по образцу оставшиеся «грибки», подавая их по-одному и обращая внимание малыша на их цвет. («Посмотри на "грибок". Найди такого же цвета "полянку". Посади».) В конце игры взрослый просит показать определенного цвета «грибки» и назвать, какого цвета «полянки». На этой игре проверяется умение сортировать предметы по цвету и знание названий основных цветов. Кроме того, исследуется мелкая моторика (координация и захват), а также внимание и способность к подражательной деятельности. Игра «Мозаика» используется при диагностике детей до 2 с половиной лет. Детям старше этого возраста предлагается игра «Шахматы». Отличие этих игр заключается только в размере используемых фишек-«грибков» (размер шляпки равен 5 мм, ножки - 5 мм) и в цвете поля (в игре «Шахматы» сортируются «грибки» на два цвета: черный и белый). 21. Кукла из пластмассовой бутылки с открытым ртом (диаметр отверстия рта 1.5 Для детей старше 2 лет берутся более мелкие предметы (пшено, горох, рис - не более четырех каждого вида). Помимо этого малышу предлагается показать части лица куклы (глаза, нос, рот), назвать их и затем «покормить» куклу. Игрушка используется для проверки знания ребенком частей лица и развитие мелкой моторики, в том числе сформированность вращательного движения при откручивании шапки-колпачка. При игре с детьми старше 2 с половиной лет кукла заменяется на пластмассовую рыбку (диаметр отверстия рта равен 0,8 см). С 3 лет используется пластмассовая собачка (диаметр отверстия рта 0,5 см). 22. Кубики деревянные 4x4x4 см (3 штуки). • в 1 год стучит кубик о кубик: • в 1 год и 6 месяцев строит башню из трех кубиков. 23. Мяч резиновый диаметром 20 см. Ребенку дают поиграть в мяч (пнуть его ногой, бросить руками, подкатить маме; догнать, поднять мяч). В год и 6 месяцев ребенок пинает мяч стоя без поддержки, бросает вниз (по направлению к полу), катит и ловит медленно катящийся мяч с помощью взрослого. Проверяется развитие моторики: координация движений, ловкость. 24. Юла на подставке с прозрачным корпусом и движущимися внутри игрушками (зай Ребенку дают возможность обследовать игрушку, просят нажать на юлу так, чтобы игрушки стали двигаться по кругу (при необходимости взрослый показывает, как надо делать). Проверяется моторное развитие, отмечается наличие исследовательского интереса, реакция на звук и длительность игры (от 2 и более минут). 25. Кукольная мебель (стол, стул и кроватка с постельными принадлежностями (про Ребенку предлагается проиграть знакомые бытовые действия с игрушками по просьбе, либо, если ребенок затрудняется, - повторить выполняемые действия за взрослым по образцу (например, «Положи куклу ("лялю", Катю) спать», «Покачай куклу», «Посади...», «Покорми...» и т.п.). При этом отмечается характер игровой деятельности, адекватность действий с предметами, понимание словесных просьб и выполнение действий по образцу. 26. Пазл «Девочка» -доска с пазами для составления картинки из 6 частей (голова, Ребенок с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет должен вложить хотя бы одну часть самостоятельно, старше - 3 части. У ребенка проверяется знание частей тела, развитие мелкой моторики и пространственное восприятие. 27. Картинки «Один - много» с изображением одного и нескольких одинаковых пред Все картинки предлагаются детям с 2 с половиной лет. Проверяется умение различать у существительных формы единственного и множественного числа с ориентиром на окончание («Покажи, где мяч, где мячи (чашка - чашки, стол - столы)»), с ориентиром на слово, обозначающее количество («Покажи, где один шар - два шара»). Дополнительно ребенку предлагается посчитать шары: «Один, два» (по образцу), с 3 лет - счет до трех. Кроме того, для диагностики детей с 3 лет используется картинка с зайчиками, держащими шарики (два - у одного, семь - у другого). Проверяется сформированность понятий «много», «мало» («Покажи, у какого зайки много (мало) шариков»). 28. Сюжетные картинки (например сюжеты: «Тетя моет пол». «Бабушка сидит и шьет Используются для тестирования детей с 1 года 10 месяцев. Ребенку предлагают назвать, кто нарисован на картинке, что он делает, ответить на вопросы косвенных падежей: «Кого кормит девочка?». «Чем тетя моет пол?», «Что шьет бабушка?». «Кому шьет бабушка?» и т.п. Если ребенок затрудняется ответить на заданный вопрос, можно предложить показать («Покажи, кого кормит девочка» и т.п.). Дополнительно (с 2 с половиной лет) предлагается показать на картинке мальчика (девочку). Ребенку старше 3 лет предлагают рассказать, что он видит на картинке, в случае затруднений взрослый помогает ребенку вопросами: «Кто нарисован на картинке?». «Что он делает?». Задает косвенные вопросы («Кого?», «Чем?», «Где?» и т.д.). Определяется уровень развития речи (активной и пассивной). 29. Большая машина с водителями и грузом (открывающимися и закрывающими Используется для организации свободной деятельности ребенка и наблюдения за ним. С 3 лет эта игрушка также используется для исследования понимания ребенком пред-ложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, малышу даются задания, например: «Посади водителя (дядю) в кабину», «Поставь на машину», «Положи под машину», «Спрячь за машиной». 30. Игра «Укрась мостик» (картинка с шариками (у шариков только контур), располо Ребенку предлагается чередовать овалы по цвету (только 2-шаговое чередование), выкладывая их на контур шариков (инструкция: «Давай украсим мостик и сделаем шарики цветными. Выложим так...»). Взрослый показывает образец: «Красный шарик - желтый -снова красный - желтый, а потом шарик какого цвета?». Проверяется умение чередовать предметы по цвету. Игра используется для тестирования детей с 3 лет. 31. Размерный ряд. Доска с пазами для вкладывания «собачек», отличающихся лишь по величине (размерный ряд из пяти элементов), 5 вкладышей-«собачек». Ребенку предлагается последовательно заполнить ряд, начиная с самой большой (маленькой) собачки, выбирая из 3 предложенных взрослым. При повторной игре малышу предлагается самостоятельно собрать пазл. В случае необходимости можно вернуться к игре по инструкции. Дети с 3 до 3 с половиной лет выполняют задание с небольшой помощью, старше -допускают не более одной ошибки при самостоятельной сборке пазла. 32. Игра «Дополни картинку». В набор входят 4 карточки. Каждая карточка разделена на две части, в левой части изображен предмет, состоящий из двух элементов, например: кружка - прямоугольник и ручка (дуга), шарик- кружок и ниточка, флажок - треугольник и палочка, жук-овал и шесть ножек; на правой изображен только один элемент: ручка, ниточка, палочка и т.д. Кроме этого, в наборе предлагаются геометрические фигурки, соответствующие изображенным элементам (овал, круг, прямоугольник и треугольник). Ребенок должен выбрать необходимую фигурку из предложенных, чтобы на правой части карточки получился такой же предмет, как и на левой. Игра позволяет исследовать аналитическое мышление ребенка. 33. Игра «Разрезные картинки». Знакомые ребенку изображения предметов разрезаны на четыре части. Ребенку предлагается составить картинку. В качестве помощи можно расположить части четырехсос-тавной картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соединить их. В случае ошибочного выполнения задания малышу можно предложить двухсоставные картинки (одна картинка разрезана по горизонтали, другая - по вертикали). Используется для проверки у ребенка пространственного восприятия (отношения «целое» - «часть», «верх» - «низ»). 34 Картинки с изображением пространственно-временных отношений и логических связей. Для проверки у малыша умения дифференцировать время суток используются две карточки с изображением дня и ночи. Ребенку предлагается показать, на какой картинке -день, а на какой - ночь (картинки предъявляются одновременно), и назвать, что изображено на них («Это день или ночь?»). С 3 с половиной лет ребенка просят показать на двух картинках, связанных единым сюжетом, что делается сначала, а что потом («Что сначала мальчик (девочка) делает: моет руки или вытирает? Надевает пальто или гуляет?»). Для лроверки сформированное™ пространственных представлений малышу предлагается картинка с тремя бабочками, изображенными на разной высоте. Ребенка просят показать бабочку, которая «летает выше (ниже) всех»; поднять (опустить) руки вверх (вниз). Показ взрослым этих движений в данном случае исключается. Для исследования мышления ребенка просят выбрать из двух предложенных картинок одну к заданному вопросу («Чем чистят зубы?» - зубная щетка и расческа), назвать, что делают оставшимся предметом. Таким образом рассматривают четыре пары картинок («Чем пишем?» - ручка и утюг, «Чем режем?» - ложка и нож, «Чем открываем дверь?» -ключ и молоток; «Что делаем утюгом, ложкой, молотком, расческой?»). Кроме вышеперечисленного, ребенку предлагают выбрать: «Что ест корова?» (траву или торт). «Что несет курочка7» (яичко или молоко), «Кто ест рыбу?» (белка или кошка). РЕЧЕВАЯ КАРТА обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) (Составители Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова) АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Фамилия, имя ребенка Из какого ДОУ поступил_______________________ (№ДОУ. район) Протокол №___________________ принят на срок_ Диагноз медико-педагогической комиссии_______ Дата заполнения речевой карты Решением РМПК от____________________ продлен срок пребывания в речевой группе Решением РМПК от___________________________________________________________ выпускается с ________________________________________________ (состояние речи) в ___________________________________________________________ (тип школы, ДОУ) Ответственный за выпуск______________________________________________________ Члены РМПК_________________________________________________________________ АНАМНЕЗ Мать______________________________________________ возраст при рождении ребенка Отец__________________________________ _^_________ возраст при рождении ребенка Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников________________________ От какой беременности ребенок_________________________________________________ Протекание беременности (токсикоз 1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы, Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)_______________ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) Когда закричал ребенок
2-: Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)________________________________________ Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость несовместимость резус- Вес и рост при рождении ______________________________________________________ Вскармливание (когда принесли кормить)________________________________________ как взял грудь_____________________ как сосал наблюдалось ли срыгивание. поперхивание____ Грудное вскармливание до __________________ Выписались из роддома__________ если задержались, то почему
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|