Анатомическое строение артикуляторного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении: а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы); б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.); в) челюсти; г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный); д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель); е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка); ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой). СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ 1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию): - поднять брови вверх («удивиться»); - нахмурить брови («рассердиться»); - прищурить глаза; - надуть щеки («толстячок»); - втянуть щеки («худышка»); - отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок. 2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию): а) губы - «улыбка», «трубочка»; б) язык - широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»; в) мягкое небо - широко открыть рот и зевнуть. а) наличие или отсутствие движений; б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение); в) объем движений (полный, неполный); г) способность к переключению от одного движения к другому; д) замены движений; е) добавочные и лишние движения (синкинезии); ж) наличие тремора, гаперсаливации, отклонений кончика языка. СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ (с 3 лет) 1. Дыхание: а) тип неречевого и речевого дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и др.); б) объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный); в) частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);
г) продолжительность речевого выдоха (в норме, укороченный). 2. Характеристика голоса: а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий); б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.); в) атака голоса (твердая, мягкая); г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности). ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (при наличии фразовой речи) 1. Темп (нормальный, быстрый, медленный). 2. Ритм (нормальный или аритмия). 3. Паузация (правильная, нарушенная -деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки). 4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной). III. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (с 3 лет) 1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом: стол - стул косы - козы папа - баба корка - горка точка - дочка миска - мишка 2. Произнести как собака, когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков). IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ 1. Пассивный словарь: а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) (выбрать предметы или картинки по темам в) понимание действий: - показать на картинках, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п.; -выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.). 2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи). 3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.). 4. Понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет): (показать палочкой карандаш, карандашом палочку, палочкой машину). 5. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).
V. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ 1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь). 2. Активный словарь: а) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», б) глагольный словарь (назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет, в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества 3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи): а) употребление форм единственного и множественного числа существительных в стол - столы мяч - мячи кукла - куклы рука - руки шар - шары глаз - глаза б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже Это хвост кого? (лисы) Это сумка кого? (мамы) Это машинка кого? (мальчика) Это уши кого? (зайца) г) согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными красный шар синий карандаш красная машина синяя чашка д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД, е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. стол - столик нос -... дом -... ложка -... кукла -... кровать -...
VI. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (обследуется при наличии фразовой речи) Логопедическое заключение: Дата Логопед
ЛОР Невропатолог. Психоневролог КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА (заполняется два раза в год: в январе и в июне)
КАРТА обследования детей от 2,5 до 4 лет с задержкой психомоторного и речевого развития (Составитель Л.Г. Богданова) Данная карта обследования предназначена для обследования детей младшего дошкольного возраста с задержкой психомоторного развития и речевого развития коррекционным педагогом специализированных дошкольных учреждений. Карта предусматривает задания различного уровня сложности в зависимости от возраста ребенка. В процессе исследования коррекционный педагог использует различные методы, изучение медицинской и педагогической документации, наблюдение, беседу, совместную игровую деятельность с ребенком, игровые упражнения. Для обследования детей используются предметы (различной величины, формы, цвета), игрушки, музыкальные инструменты, картинки, речевой материал. Время обследования ребенка специалистом составляет не более 15-20 минут ежедневно. Анализ полученных результатов обследования позволяет установить этиологию нарушений, уточнить симптоматику, а также механизмы нарушений психических и речевых функций. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________ Дата рождения, возраст________________________________________________________ Домашний адрес______________________________________________________________ Из какого ДОУ поступил_______________________ (№ ДОУ, район) Решение медико-педагогической комиссии от____ Протокол №___________________ принят на срок_ Диагноз медико-педагогической комиссии________ Дата заполнения карты ____________________________________________ Коррекционный педагог ____________________________________________ Решением РМПК от_________________ продлен срок пребывания в группе Члены РМПК______________________________________________________ Решением РМПК от___________________________________________________________ выпускается с________________________________________________________________ в ___________________________________________________________ (тип школы, ДОУ) Ответственный за выпуск______________________________________________________ Члены РМПК АНАМНЕЗ Мать______________________________________________ возраст при рождении ребенка Отец______________________________________________ возраст при рождении ребенка
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у Данные о нарушениях у родителей и родственников________________________________ От какой беременности ребенок_________________________________________________ Протекание беременности (токсикоз 1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы, Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)_______________ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) Когда закричал ребенок________________________________________________________ Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)________________________________________ Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус- Вес и рост при рождении ______________________________________________________ Вскармливание (когда принесли кормить)________________________________________ как взял грудь________________________ как сосал __________________________ ■ наблюдалось ли срыгивание, поперхивание______________________________________ Грудное вскармливание до ____________________________________________________ Выписались из роддома______________ если задержались, то почему
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|