Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сид Джекобсон. Информационные процессы




Сид Джекобсон

Использование состояний сознания

Рисунок 6. Информационные процессы

Ввод   Внутренняя обработка   Вывод во вне
Изучение   Мышление   Общение
Что мы   Понимание   Что мы пишем,
видим,   Запоминание   показываем,
слышим,       говорим,
делаем   Картины, звуки, чувства, вкус, запахи   делаем.

Информационные процессы

Рисунок 6 представляет собой классическую психологическую модель информационного процесса. В разных сферах психологии у специалистов существуют разные точки зрения насчет того, как конкретно она действует. Существуют и более лучшие модели, особенно в когнитивной психологии. Эти новые версии включают в себя идею обратного отклика и мышления (когнитив-ности) на каждой фазе процесса. Другими словами, данная модель немного сложнее той, которую я использую. Но я только лишь хочу подчеркнуть, что мы должны принимать во внимание наши сенсорные процессы: визуальные картины, звуки, слова и чувства во всех областях нашего мышления и общения, независимо от того, какую модель мы предпочтем.

Следуя нашей цели, сосредоточимся на внутренних процессах. Визуальная часть данного процесса отсылает нас к внутренним картинам, аудиальная — к внутренним звукам, кинестетическая — к чувствам, обонятель-но-вкусовая (здесь для удобства мы объединили две категории в одну) — к запахам и вкусам. Отдельное состояние сознания есть комбинация данных четырех

Состояния понимания_________________________    131

компонентов в нашем сознании в определенный момент времени.

Помните, что это всего лишь теоретическое определение состояния сознания. Оно не включает никаких физиологических характеристик (таких как кровяное давление, сердцебиение, температура, дыхание, уровень сахара в крови, расширение зрачка и т. д. ), потому что для нас это не так важно. Большинство ученых уверены, что эти физиологические показатели меняются, когда меняются внутренние компоненты нашего опыта, (вы можете в этом убедиться, используя NeuroLink, см. приложение 3) Для начала нам нужно найти удобный способ разграничения отдельных состояний; конкретный способ который мы можем применять сами. Как и в случае определения цели и результатов, это легче сделать, используя термины чувств. Мы не всегда можем узнать о наших физиологических изменениях (если только вы не используете NeuroLink), но мы всегда знаем об изменениях в нашем опыте. Мы их видим, слышим и чувствуем.

Состояние действует как система. Когда изменяется одна его часть, это немедленно отражается на других частях. Таким образом, мы переходим из одного состояния в другое. Мы можем контролировать образы, возникающие у нас в голове, наши слова, сказанные другим людям и так далее. Таким образом, мы можем изменять состояния, которые нам не нравятся на более привлекательные. Затем мы можем использовать это состояние для достижения нашей цели.

Для начала мы можем рассмотреть каждую модальность (зрение, слух, чувства) как независимую часть. Часто мы только догадываемся о нашей внутренней визуализации, картинах, возникающих у нас в сознании, и не более. То же самое можно сказать и о других чувствах. Изменение направленности нашего внимания от одного чувства к другому может изменить и наш опыт в Целом.

Другой способ изменения нашего опыта (изменения сознания) состоит в изменении содержания наших внутренних образов происходящего. Это изменит наши чув-

Использование состояний сознания

ства, сопутствующие данному событию и поможет нам совершить позитивные перемены. Например, обычное упражнение, которое дают актерам для преодоления страха сцены заключается в том, что они должны представить публику, сидящей в нижнем белье. (Или еще в какой-нибудь глупой ситуации). Если кто-то плохо с нами обошелся, мы можем представить его рассыпающимся в извинениях или признающимся в своей глупости и неправоте. Сложно бояться человека, который находится в смешном и нелепом положении. Все мы играем время от времени в подобные игры в своем воображении. Но мы не выполняем это систематически, даже если это могло нам помочь. Но мы могли бы.

Субмодальности

Существует другой, более действенный способ изменить наши переживания, не меняя содержания наших мыслей. Мы можем изменить форму. Это называется изменение субмодальностей. В каждой сенсорной модальности существуют характеристики, образовывающие форму модальности. Поэтому они называются субмодальности. Например, одна из субмодальностей визуальной модальности (внутренних картин) это яркость. Еще одна — размер. Цвет. Каждая их них может быть изменена без создания нового образа. Но форма качества образа, несомненно, будет уже иная. Такое различие повлечет за собой и другие изменения в нашем опыте: за изменением одной части последуют изменения других. Например, делая отдельную картину в нашем сознании ярче, больше или четче, мы можем почувствовать изменение нашего настроения, когда мы представляем эту картину. Это также может изменить сопровождающие ее звуки, то, что мы рассказываем о ней другим и множество других элементов. Таким образом, изменение субмодальностей — это самый легкий способ изменения нашего состояния. Правильное изменение субмодальности может немедленно изменить весь ваш опыт, даже на физиологическом уровне.

состояния понимания

Визуальные субмодальности

Подумайте о телевидении. Все мы его используем какое-то количество времени (Некоторые из нас — большую часть своего времени). С улучшением технологий, мы стали все больше контролировать качество звука и изображения в наших телевизорах. У некоторых из них есть стерео звук и эффект «звук вокруг», высокое качество видеоизображения, кабельные или спутниковые каналы для создания кристально чистого звука и изображения. У нас есть видеомагнитофоны, DVD плееры, мы можем повторять некоторые фрагменты столько раз, сколько захотим, а те, которые нам не нравятся — просто не смотреть, мы можем просматривать пленку в ускоренном и в замедленном ритме, кадр за кадром или даже перемотать ее в обратную сторону. А не интересовались ли вы тем, что все это можно применить к звукам и изображению в нашем сознании? Какие изменения это может произвести в наших возможностях ясного мышления и решения проблемы? Нижеприведенный эксперимент даст вам хорошее начало в изучении способа контролирования ваших внутренних образов, а далее — вашего состояния. Давайте начнем с исследования вашего чувства энтузиазма и воодушевления.

Эксперимент: Регулирование визуальных образов и чувств

Шаг1.

Вспомните событие вашей жизни, когда вы испытывали огромное воодушевление и энтузиазм. Представьте его так же ярко, словно вы вновь переживаете этот момент. Но помните, что эксперимент не будет иметь эффекта, если только вы не перенесетесь вновь туда, не переживете вновь этот опыт. Вот что это будет значить, Когда я буду просить вас переживать что-либо вновь.

Использование состояний сознания

Думая об этом, обратите внимание на визуальный образ, возникающий у вас в голове. Это может быть какая угодно картина: ведь мозг — очень гибкий орган. В целях нашего исследования, давайте представим, что это конкретная сцена из вашего воспоминания.

Шаг 2.

Обратите внимание, находится ли данный образ в движении, как фильм, или же он представляет собой застывшую картину, как слайд. Сосредоточьте на нем свое внутреннее зрение. Обратите внимание на качество изображения этой картины, ее размер, цвет, яркость, имеет ли она вокруг себя обрамление или что-то необычное, что вас беспокоит.

ШагЗ.

Обратите пристальное внимание на ваши физические ощущения. Какие эмоции их сопровождают? Особенно будьте внимательны к интенсивности этих чувств.

Шаг 4.

Теперь представьте, что у вас есть регулятор яркости, как в телевизоре. Представьте, что вы его медленно поворачиваете и видите, что картинка становится ярче, как в настоящем телевизоре. Сделайте данный образ как можно более ярким, не изменяя его. Не позволяйте стать ему настолько ярким, чтобы он вас раздражал или вовсе исчез.

Шаг 5.

Теперь обратите внимание на чувства, сопровождающие внутренний образ. Они изменились, когда образ стал ярче? Каким образом?

Достояния понимания

Шаг 6.

Верните яркость образа на прежнее место и снизьте ее так, чтобы образ стал тусклым. Тусклым, но все еще видимым, прежним образом

Шаг 7.

Снова прислушайтесь к своим чувствам, сопровождающим снижение яркости образа. Какие изменения вы заметили?

Шаг 8.

Верните яркость на прежний уровень и закончите эксперимент.

Большинство людей, меняя яркость образа, испытывают изменение интенсивности своих чувств. Обычно, чем ярче образ, тем более интенсивные чувства испытывает человек, и наоборот. Наверное, так произошло и с вами. Хотя это испытывает не каждый человек. Давайте обратимся к другим субмодальностям и посмотрим, что произойдет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...