Обонятельные и вкусовые субмодальности
Обонятельные и вкусовые субмодальности
ЧУВСТВА: КИНЕСТЕТИКА И ЭМОЦИИ Каждый рассуждает об эмоциях, но только немногие люди точно знают, что это такое. Если вы спросите «что такое эмоция? », всегда найдутся люди, которые затруднятся дать вам ответ. Но понимание того, что же на самом деле представляет собой эмоция и как она действует, может неоценимо нам помочь решить нашу проблему. ____ 148________________Использование состояний сознания Сначала мы должны понять, что такое чувство и кинестетическое ощущение. Оно подразделяется на три категории, связанных между собой: • Тактильность: чувство прикосновения к поверхности кожи (температура, текстура, влажность, физический контакт и т. д. ) • Проприоцептивность: ощущение процессов, происходящих внутри тела (внутреннее давление, напряжение, вес, чувство положения тела в пространстве и т. д. ) • Вестибулярный аппарат: чувство равновесия (положение в пространстве, чувство гравитации и т. д. ) Несомненно, что сильные эмоции включают элементы каждого из этих чувств, но, кроме того, нечто большее. Мы можем иметь одинаковые физические ощущения в разных ситуациях и называть эти ощущения по-разному. Например, подумай те о состоянии, обычно называемом «страх огня» (техническое название: общий синдром адаптации), в котором вы полностью готовы к действию. Оно включает в себя приток адреналина, повышенную чувствительность к внешним звукам и картинам и так далее. Это подготовительное состояние к опасной ситуации, в котором мы получаем необходимую для защиты энергию и обостренность чувств. Но оно возникает во множестве ситуаций. Например, данное состояние могут испытывать спортсмены перед соревнованием. Но в других ситуациях, например, в реакции на испуг, нападение, после избежания несчастного случая, у нас автоматически возникает такое же физическое состояние. Спортсмены называют такое состояние «психическим подъемом» или «броском». Обычно это в высшей степени приятное переживание. Но, однако, в других ситуациях это состояние далеко не их приятных и мы стараемся его избегать.
Состояния понимания Итак, контекст ситуации, в которой возникает данное состояние, определяет его название. И нашу реакцию. Если мы хотим находиться в этом состоянии, мы им наслаждаемся, если же нет, то мы его ненавидим. Физиология здесь одна, однако, интерпретация — разная. Эмоция представляет собой комбинацию физических (кинестетических) ощущений и определений (интерпретаций), которые мы им даем. Она основывается на контексте. Без интерпретации эмоция невозможна, в этом случае она теряет свое значение. Чтобы чувство стало эмоцией, оно должно сопровождаться сознательным логическим суждением. Воодушевление и страх легко взаимозаменяемы. Все зависит от того, как мы назовем это чувства. Именно этому посвящена наша книга. Конечно, это только один из способов определить, что такое эмоция. Долгое время между психологами продолжается спор о мыслях и чувствах, о том, что появляется в начале, что более важно и так далее. Если вам это интересно, я советую вам прочитать две прекрасные книги, вышедшие недавно. В книге «Эмоциональный рассудок» автор Джозеф Ле Дукс очень хорошо описывает самые главные теории эмоции, существующие в истории науки, включая самые новейшие (см. главы 1—3). В книге «Как работает сознание» Стефан Линкер представил по-настоящему прекрасное описание эмоций с точки зрения информационных процессов (см. глава 6, стр. 363). Оба автора — настоящие специалисты в данной области и, что случается довольно редко, их книги захватывающие и понятные одновременно.
1 Joseph LeDoux. The Emotional Brain. New York, Touchstone, 1996. Stephen Pinker. How the Mind Works. New York, Norton, 1997. Использование состояний сознания Три списка основных субмодальностей, собранные вместе, представляют собой описание главных составляющих сознания. Если вы можете соотнести их большую часть со своим настоящим состоянием, вы получите прекрасное описание вашего сознания в текущий момент. Если вы добавите сюда еще обонятельно-вкусовые субмодальности, то это будет значить примерно то же самое, если бы вы покрыли ваш пирог прекрасной глазурью. Состояние похоже на систему. Изменение одной части меняет всю систему. Так, изменяя субмодальности, вы меняете систему. Используя очень упрощенную аналогию, можно сказать, что ваш мозг похож на компьютер. Он может выполнять множество функций. Он может непрерывно обрабатывать поступающую информацию, но не может на подсознательном уровне выносить суждения. Он может накапливать информацию, изменять ее, обобщать. Он основывается на вложенных в него процессах и правилах. Другими словами, он будет изменять, стирать, обобщать информацию способом, который он знает. Но было бы хорошо обучить его подходящим способам и правилам. А затем разумно его использовать. Сравнение состояний Разумное использование вашего мозга включает в себя выбор желаемого состояния и способа действий в этом состоянии. Чем больше вы будете упражняться, тем больший контроль над вашим состоянием вы обретете. Также вы будете больше контролировать свои способности, что относится также и к способности решать проблемы. Все мы знаем, по крайней мере, на уровне интуиции, что когда мы погружены в проблему, мы находимся не в самом лучшем состоянии. Мы обеспокоены, злы, растеряны, ограничены, нам не хватает доверия и ресурсов, или мы просто душевно истощены. Это не то состояние, в котором можно быть творческим человеком, выносить суждения и совершать поступки. Фактически, в этом Состояния понимания состоянии вы убеждаетесь, что не обладаете необходимыми качествами, с помощью которых могли бы решить свою проблему (может быть, с этого она и началась). Чтобы показать вам, как соотносятся состояния, здесь представлен эксперимент, в котором вы должны посмотреть на картины «до» и «после» (звуки и чувства).
Примечание: Перед тем, как провести эксперимент прочитайте инструкцию. Эксперимент: До и после Шаг 1. Вспомните время, когда вы были способны решить конкретную проблему. Проблему, возникшую у вас или, может быть, у другого человека, существовавшую длительное время (если хотите, вы можете взять вашу текущую проблему или отличную от той, которую мы разбирали в первой части книги). Перенеситесь в то время, когда вы переживали эту проблему, полностью погрузитесь в нее. Шаг 2. Начните с того, как вы себя чувствовали перед решением проблемы (или как вы чувствуете себя сейчас, когда проблема еще не решена). Зафиксируйте данный образ в уме, дополните его звуками, чувствами, запахами и вкусами, которые вы испытывали в этот момент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|