Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

37. Рассмотри два способа, с помощью которых можно по­ставить глагол в начальную форму.




37. Рассмотри два способа, с помощью которых можно по­ставить глагол в начальную форму.

1-й способ.

 

свистишь (что делаешь? ) — что делать? — свистеть

покраснеют (что сделают? ) — что сде­лать? — покраснеть

 

2-й способ.

 

свистишь (что делаешь? ) — надо что де­лать? — надо свистеть

покраснеют (что сделают? ) — надо что сде­лать? — надо покраснеть

 

 

Выбери один из способов и устно поставь глаголы в на­чальную форму. Выпиши их в два столбика по образцу.

Образец.

 

что делать? что сделать?
свистеть покраснеть

 

37-1. Надевают, оттащил, пилю, потушишь, топаете,

     волочим, закуковала, стихает.

 

37-2. Тренькаем, падает, подтолкну, откуси, хи­хикаешь,

    погасит, стережёт, посадите.

 

37-3. Донимаешь, радует, разбухнут, дошагает, жалеем,

    прочитаю, узнаю, напечёте.

 

37-4. Пошевелю, чирикала, завертим, прогло­тишь, устаёте,

    растормошил, закопаете.

 

37-5. Зеленели, поступим, накупила, рискует, принимаете,

    уроню, стонет, доберёмся.

 

38. Определи, какой из двух глаголов каждой пары отвечает на вопрос что дела...?, а какой — на вопрос что сдела...? Подбери к ним из скобок начальную форму. Спиши слова в два столбика по образцу.

Образец.

 

что дела...? что сдела...?
запекает — запекать запечёт — запечь

 

Мигаешь, мигнёшь (мигать, мигнуть).

Доверим, доверяем (доверять, доверить).

 Брызнет, брызгает (брызгать, брызнуть).

 Хлопнешь, хлопаешь (хлопнуть, хлопать).

 Щёлкаете, щёлкнете (щёлкать, щёлкнуть).

Разбухает, разбухнет (разбухнуть, разбу­хать).

Выползет, выползает (выползти, выпол­зать).

Замедлят, замедляют (замедлить, замед­лять).

Запретим, запрещаем (запретить, запре­щать).

Выпилим, выпиливаем (выпилить, выпили­вать).

Отлавливает, отловим (отлавливать, отло­вить).

Открутят, откручивают (открутить, откру­чивать).

Похвалит, похваливает (похвалить, похва­ливать).

Ухватишь, ухватываешь (ухватывать, ух­ватить).

Выскакивает, выскочит (выскочить, выска­кивать).

Договаривает, договорит (договорить, дого­варивать).

 

 

39. Найди в предложениях глаголы и поставь их в начал ную форму. Рассмотри образец и постарайся понять, что надо обращать особое внимание.

Образец.

 

встал — что сделал? — что (надо) сделать? — (надо) встать

 

кусает — что _делает? — что (надо) _делать? — (надо) кусать

 

39-1. Поселились звери в теремке. Ежик тес месит и пироги

    стряпает. Мышка кашу варит. Лягушка бельё

    стирает. Петушок всех охраняет.

 

39-2. Катя читает стихи, а Манечка вынимает куклу и сажает

     её на колени, чтобы кукла тоже послушала. Серёжка

     заглядывает в комнату и уходит.

 

39-3. Солнце уже к лесу спускается. Муравей с дит на листке

     и думает, что вот сейчас солнце скроется, двери в

     муравейнике закроют. Дунул ветер и сорвал листок с

     ветки

 

39-4. Костя всегда выходит во двор с газете Сначала он

           прочитает её. И тут же рассказывает Кате и Мане,

            что плохие люди ломают деревья, леса не берегут, реки засоряют.

 

 

39-5. Мы с Мишкой две недели подряд не ходи­ли в кино —

     всё деньги копили. Наконец насобирали и купили

     телефон. Прибежали домой, один аппарат у меня

    поставили, а от него через форточку протянули провод

     к Мишкиному. (По В. Драгунскому. )

 

40. Рассмотри планы действий. Расскажи, как ты будешь оп­ределять безударное окончание глагола.

1-й план действий.

 

1) : Ты обнима... шь берёзу.

 

2) : ты (что дела... шь? ) обнима... шь — что надо делать? — (надо) обнимать — 1 спр.

 

3) : 1 спр. - ем, -ете, -ешь, -ут/-ют

 

4) : Ты обнима[ешь] берёзу.

 

2-й план действий.

 

1) : Он полож... т портфель.

 

2) : он (что дела... т? ) полож... т — что надо делать? — (надо) положить — 2 спр.

 

3) : 2 спр. - им, -ите, -ишь, -ат/-ят

 

4) : Он полож[ит] портфель.

 

40-1. Мы жале... м о потере. Она облада... т талан­том.

     Ты часто хвора... шь. Они потуш... т свет.

     Ты замес. шь тесто.

 

40-2. Вы добира... тесь до деревни. Они поступит хорошо.

     Мы служ... м на границе. Ты вде-ва... шь нитку.

     Они не там ищ... т.

 

40-3. Ты ищ... шь собаку. Мы посад... м цветы. Он топч... т

     грядки. Они надева... т ботинки. Ты помн... шь песню.

     Они пил... т дрова.

 

40-4. Вы леп... те зверей. Мы быстро скач... м. Ты вскоч... шь

     на стул. Они глота... т таблетки. Ты зря хвал... шься.

     Он воз... т грузы.

 

40-5. Они покаж... т кино. Ты разбуд... шь соседей.

    Ты груз... шь арбузы. Она полива... т цветы.

    Вы собира... те марки. Мы брод... м по лесу.

 

40-6. Мы весело хлопоч... м. Ты реша... шь зада­чу.

     Они налов... т рыбы. Ты мороч... шь мне голову.

     Он тащ... т мешок. Вы болта... те по­пусту.

 

40-7. Они подним... т камни. Вы запреща... те бе­гать.

    Мы круж... мся в зале. Ты поступишь в школу.

    Она кача... т головой. Они стира... т платки.

 

40-8. Мы попрос. м воды. Вы далеко заплыва... -те.

    Оно застрева... т в дверях. Мы вяж... м сети.

    Он полож... т молоток. Они круж... тся в воздухе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...