Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Рассмотри план действий и расскажи себе или другим, как определить окончания прилагательных.




10. Рассмотри план действий и расскажи себе или другим, как определить окончания прилагательных.

План действий.

 

1) и : По тормозному пути можно опреде­лить скорость автомобиля.

 

2) : он какой? тормозной

     она              тормозная

     оно какое? тормозное

     они какие? тормозные

 

3) : по тормозн[ому] пути

 

10-1. На голубом небе оставил след реактивный самолёт.

     В прозрачных окнах отражалось солнце. Надя

     везла коляску с плюшевым мишкой.

 

10-2. Кочки поросли болотной травой. Зверёк

     вы­сунул остренькую мордочку. Два сливовых

     глаза глядели на меня. Дед шёл впереди

     твёрдыми шагами. Сзади послышался груз­ный топот.

 

10-3. Была у зайца избушка лубяная. Над утрен­ней

      землёй поднимался прозрачный туман.

    Петербург называют северной столицей Рос­сии.

    Про доброе дело говори смело. По кры­ше

    застучали редкие капли.

 

 

 

10-4. Этот Пачкуля Пёстренький ходил обычно в серых

     штанах и серенькой курточке, а на голове была

     круглая тюбетейка с разными узорами. Его весёлое

     и задорное лицо было покрыто грязными

     пятнышками. (По Н. Но­сову. )

 

10-5. Поэт Цветик рассказывал, что самое боль­шое для

     него удовольствие — это забраться в проливной дождь

    на чердак, улечься на сухих листьях и слушать,

    как дождевые кап­ли стучат по черепичной крыше.

                                                             (По Н. Но­сову. )

 

10-6. На старичке был длинный халат из краси­вой

     тёмно-синей материи с вышитыми зо­лотыми звёздами

     и серебряными полуме­сяцами. Голова покрыта

     чёрной шапкой, на ногах красные туфли с

     загнутыми острыми носками. (По Н. Носову. )

 

10-7. На пароходной палубе находились пассажи­ры.

     Одни дремали в мягких креслах с от­кидными

     спинками, другие прохаживались по ковровым

     дорожкам, третьи беседовали возле высоких

     бортов. Чёрную трубу паро­хода украшала

     широкая красная полоса.

 

 

11. Рассмотри план действий и постарайся понять, как надо выполнять это упражнение. Расскажи себе или кому-ни­будь, что надо делать, чтобы определить окончание при­лагательного.

 

План действий.

 

1) : Любит крот сырое подземелье.

 

2) : Любиткрот сырое подземелье.

 

3) : любит (кого? что? ) подземелье

подземелье (какое? ) сырое

 

4) : он о сыр ое, он сыр ой, он а сыр ая, он и сыр ые

 

5) : сыр[ое] подземелье

 

11- 1. Фокусник взмахнул зажжённым факелом.

     Щенок радостно замахал коротким хвости­ком.

     На гладкой поверхности появилась тре­щина. На

     тёплой кочке грелся лягушонок. Звонок разбудил

     спящего котёнка.

 

11- 2. Володя работает на железной дороге. Од­нажды

    Петя возвращался из детского сада. Мы попросили

    у тёти Наташи толстую ве­рёвку. Нитка не пролезала

    в игольное ушко. На мокром асфальте блестели лужи.

 

11- 3. Толстяк держал в руках пушистых зайчат. Снежинки

     тают на тёплых руках. В людных местах

     легко потеряться. Люди проло­жили в

     пустынях караванные пути. На пол­ке стоял мёд

     в глиняных горшочках.

 

 

11- 4. Гости сидели за накрытым столом и ждали

     обещанный сюрприз. Вошла бабушка с боль­шим

     блюдом и поставила его на самую се­редину стола.

     На блюде лежал именинный пирог, а на нём

     горели разноцветные све­чи.

 

 

12. Выпиши из предложений главные члены. Поставь воп­рос к сказуемому. Выдели его окончание. Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь вы­полнять задание.

 

План действий.

 

1) и : Козляталежат на травке. Мыле­жим на пляже. На ветках лежитснег. Ты тихо лежишь в тенёчке. Ялежу на диване, а вылежите на кровати.

 

2) :

 

козлята (что делают? ) Леж[ат]
мы (что делаем? )    Леж[им]
снег (что делает? )   леж [ит]
ты (что делаешь? )  Леж[ишь]  
я (что делаю? )         Леж[у]  
вы (что делаете? )    леж[им]

 

12-1. Таня надевает платье. Дети надевают паль­то.

    Ты надеваешь костюм пирата, а я наде­ваю

    костюм медведя. Мы надеваем кепки, а вы

    надеваете панамки.

 

12-2. Мама подметает пол. Вы подметаете двор,

    а мы подметаем в доме. Ты подметаешь не

   очень чисто! По утрам дворники подмета­ют улицы,

   и я тоже подметаю комнату по утрам.

 

12-3. Я леплю бегемота, а Саша лепит танк. Ре­бята

     лепят снежную бабу. Мы лепим пирожки. Зачем

     вы лепите куличики? Ты ле­пишь куклу для Оли?

 

12-4. Мальчик машет флажками. Кому ты ма­шешь?

     Вы слабо машете, надо сильней. Про­вожающие

     машут нам руками, и мы ма­шем им в ответ.

    Я машу платком.

 

12-5. Зачем он копает яму? Огородники копают грядки.

    Мы копаем червяков для рыбалки. Вы копаете не там,

    где надо! Я копаю кана­ву. Ты копаешь

    слишком медленно.

 

12-6. Шофёр меняет колёса автомобиля. Я меняю жвачку

    на точилку. Весной змеи меняют свою кожу. Мы

    меняем старую мебель на новую. Вы меняете монеты

    на жетоны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...