10. Рассмотри план действий и расскажи себе или другим, как определить окончания прилагательных.
10. Рассмотри план действий и расскажи себе или другим, как определить окончания прилагательных. План действий.
1) и : По тормозному пути можно определить скорость автомобиля.
2) : он какой? тормозной она тормозная оно какое? тормозное они какие? тормозные
3) : по тормозн[ому] пути
10-1. На голубом небе оставил след реактивный самолёт. В прозрачных окнах отражалось солнце. Надя везла коляску с плюшевым мишкой.
10-2. Кочки поросли болотной травой. Зверёк высунул остренькую мордочку. Два сливовых глаза глядели на меня. Дед шёл впереди твёрдыми шагами. Сзади послышался грузный топот.
10-3. Была у зайца избушка лубяная. Над утренней землёй поднимался прозрачный туман. Петербург называют северной столицей России. Про доброе дело говори смело. По крыше застучали редкие капли.
10-4. Этот Пачкуля Пёстренький ходил обычно в серых штанах и серенькой курточке, а на голове была круглая тюбетейка с разными узорами. Его весёлое и задорное лицо было покрыто грязными пятнышками. (По Н. Носову. )
10-5. Поэт Цветик рассказывал, что самое большое для него удовольствие — это забраться в проливной дождь на чердак, улечься на сухих листьях и слушать, как дождевые капли стучат по черепичной крыше. (По Н. Носову. )
10-6. На старичке был длинный халат из красивой тёмно-синей материи с вышитыми золотыми звёздами и серебряными полумесяцами. Голова покрыта чёрной шапкой, на ногах красные туфли с
загнутыми острыми носками. (По Н. Носову. )
10-7. На пароходной палубе находились пассажиры. Одни дремали в мягких креслах с откидными спинками, другие прохаживались по ковровым дорожкам, третьи беседовали возле высоких бортов. Чёрную трубу парохода украшала широкая красная полоса.
11. Рассмотри план действий и постарайся понять, как надо выполнять это упражнение. Расскажи себе или кому-нибудь, что надо делать, чтобы определить окончание прилагательного.
План действий.
1) : Любит крот сырое подземелье.
2) : Любиткрот сырое подземелье.
3) : любит (кого? что? ) подземелье подземелье (какое? ) сырое
4) : он о сыр ое, он сыр ой, он а сыр ая, он и сыр ые
5) : сыр[ое] подземелье
11- 1. Фокусник взмахнул зажжённым факелом. Щенок радостно замахал коротким хвостиком. На гладкой поверхности появилась трещина. На тёплой кочке грелся лягушонок. Звонок разбудил спящего котёнка.
11- 2. Володя работает на железной дороге. Однажды Петя возвращался из детского сада. Мы попросили у тёти Наташи толстую верёвку. Нитка не пролезала в игольное ушко. На мокром асфальте блестели лужи.
11- 3. Толстяк держал в руках пушистых зайчат. Снежинки тают на тёплых руках. В людных местах легко потеряться. Люди проложили в пустынях караванные пути. На полке стоял мёд в глиняных горшочках.
11- 4. Гости сидели за накрытым столом и ждали обещанный сюрприз. Вошла бабушка с большим блюдом и поставила его на самую середину стола. На блюде лежал именинный пирог, а на нём горели разноцветные свечи.
12. Выпиши из предложений главные члены. Поставь вопрос к сказуемому. Выдели его окончание. Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь выполнять задание.
План действий.
1) и : Козляталежат на травке. Мылежим на пляже. На ветках лежитснег. Ты тихо лежишь в тенёчке. Ялежу на диване, а вылежите на кровати.
2) :
12-1. Таня надевает платье. Дети надевают пальто. Ты надеваешь костюм пирата, а я надеваю костюм медведя. Мы надеваем кепки, а вы надеваете панамки.
12-2. Мама подметает пол. Вы подметаете двор, а мы подметаем в доме. Ты подметаешь не очень чисто! По утрам дворники подметают улицы, и я тоже подметаю комнату по утрам.
12-3. Я леплю бегемота, а Саша лепит танк. Ребята лепят снежную бабу. Мы лепим пирожки. Зачем вы лепите куличики? Ты лепишь куклу для Оли?
12-4. Мальчик машет флажками. Кому ты машешь? Вы слабо машете, надо сильней. Провожающие машут нам руками, и мы машем им в ответ. Я машу платком.
12-5. Зачем он копает яму? Огородники копают грядки. Мы копаем червяков для рыбалки. Вы копаете не там, где надо! Я копаю канаву. Ты копаешь слишком медленно.
12-6. Шофёр меняет колёса автомобиля. Я меняю жвачку на точилку. Весной змеи меняют свою кожу. Мы меняем старую мебель на новую. Вы меняете монеты на жетоны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|