13. Найди главные члены предложений. Поставь вопрос к сказуемому. Выпиши главные члены с вопросом. Выдели окончания сказуемых.
13. Найди главные члены предложений. Поставь вопрос к сказуемому. Выпиши главные члены с вопросом. Выдели окончания сказуемых. Образец.
Клоуныменяются париками. От удивления я меняюсь в лице. Зачем тыменяешься с Васей ручками? С годами люди меняются. Погода часто меняется.
клоуны (что делают? ) меня[ют]ся я (что делаю? ) меня[ю]сь мы (что делаем? ) меня[ем]ся люди (что делают? ) меня[ют]ся погода (что делает? ) меня[ет]ся
13-1. Я качаюсь на качелях. Чайки качаются на волнах. Обезьяна качается на ветке. Почему мы качаемся? Ты слишком сильно качаешься! Вы уже давно качаетесь!
13-2. В прихожей одевается Таня. Дети одеваются на прогулку. Ты одеваешься пиратом, а я одеваюсь медведем. Мы одеваемся медленно, а вы одеваетесь слишком быстро.
13-3. Вы тихо плетётесь к дому. Кибитка по дороге еле плетётся. Вечно ты плетёшься в самом хвосте. Под палящим солнцем мы плетёмся к речке. Туристы плетутся к лагерю.
13-4. Ты никогда не просишься к доске. Мы просимся в цирк, а Виталик просится в кино. Я прошусь гулять, но мама не пускает меня. А вы лучше не проситесь! Малыши всё время просятся на руки.
13-5. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Мы с партнёром быстро кружимся в танце. Ты кружишься на одном месте. Я долго кружусь от радости. Она кружится по комнате уже полчаса! Вы кружитесь и кружитесь вокруг ёлки.
14. Внимательно рассмотри план действий и расскажи себе или кому-нибудь, что ты будешь делать, чтобы определить окончания глаголов.
План действий.
1) и : Вдруг гляжу: крышка на кастрюле трясется.
3) : Гляж[у|, тряс[ет]ся.
14-1. Мишка берёт кастрюлю и идёт с ней к плите. А на сковородке шипит и трещит масло.
14-2. Вдруг Феня как задрожит, как затрясётся, а у самой из глазёнок слёзы так и текут.
14-3. Серёжа мчится домой. Дома он тормошит маму и торопит её. Ребята стоят и смотрят на пароход, который гудит, входя в порт.
14-4. Собака ложится перед крыльцом и начинает жалобно скулить. Ветер погудит в печной трубе, поскрипит воротами и мчится в поле, кружит снежные вихри.
14-5. Мама Ивана днём работает в библиотеке, а вечером учится в колледже. Иван представлял себе, как завтра придёт в школу. Лесенка спускается, но не доходит до пола — обрывается в воздухе.
14-6. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Мальчики с разбега кидаются в воду. Давайте сперва поставим чайник, а потом разбудим бабушку.
14-7. Оглянешься кругом и бросишь перышко по ветру — куда оно полетит, туда и ты пойдёшь. Деревья в лесу дрожат от холода, а солнце не светит, потому что его закрывает чёрная туча.
14-8. Поезд несётся по лесам, а Петька стоит у окна и выкрикивает свою песенку. Муся знает своё имя, и когда её зовут, бежит и смешно кружится, ловит свой хвостик. Если никто не обращает внимания на её танец, она сердится и кричит.
14-9. Кошка проносится по двору и быстро шмыгает в щель сарая. Куры недовольно поднимают головы и кудахчут. Говорят вам, что автобус не ходит, а вы всё стоите и стоите! Когда выходишь утром в поле,
цветы кивают тебе головками, а ветерок шевелит твои волосы.
15. Найди в тексте все глаголы, выпиши их и выдели окончания. 15-1. Гугуцэ знает, откуда берутся Деды Морозы. Зима выводит их так: рассыпает крошки по снегу и накрывает шапкой. Наутро из крошек вырастают маленькие Деды Морозы.
15-2. Три дня Зима держит их в доме и кормит одними снежинками, ждёт, пока у них отрастут белые усы и бороды. А потом выпускает во двор — сами растите! — и выводит новых.
15-3. Маленькие Деды Морозы гоняются друг за другом, катаются с гор и кидают шапками в белых медведей. В школу они ездят на оленятах. Там они учатся и растут.
15-4. Перед Новым годом, когда снег засыпает их дома, Деды Морозы суют игрушки в мешки и садятся верхом на оленей. В поле олени прокладывают путь ногами, а волки служат им вместо собак.
15-5. Едут Деды Морозы, едут и добираются до белой конюшни. Там их ждут белые кони и везут кого на восток, кого на запад, а кого и на юг. Только снег скрипит под полозьями саней, да метель развевает белые бороды — ими Деды Морозы погоняют лошадей.
15-6. Опустошат они свои мешки, выучат наизусть все стишки, которые дети прочтут на ёлках, и вернутся восвояси. Дома они поют друг другу детские песенки и ждут не дождутся, когда же опять придёт Новый год. И всё это время облака в их стране дрожат от холода, а в небе светит лишь осколок луны да несколько звёзд. (С. Вангели. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|