Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13. Найди главные члены предложений. Поставь вопрос к сказуемому. Выпиши главные члены с вопросом. Выде­ли окончания сказуемых.




13. Найди главные члены предложений. Поставь вопрос к сказуемому. Выпиши главные члены с вопросом. Выде­ли окончания сказуемых.

Образец.

 

Клоуныменяются париками. От удивления я меняюсь в лице. Зачем тыменяешься с Васей ручками? С годами люди меняются. Погода часто меняется.

 

клоуны (что делают? ) меня[ют]ся

я (что делаю? )          меня[ю]сь

мы (что делаем? )      меня[ем]ся

люди (что делают? )  меня[ют]ся

погода (что делает? ) меня[ет]ся

 

13-1. Я качаюсь на качелях. Чайки качаются на волнах.

    Обезьяна качается на ветке. Поче­му мы качаемся?

    Ты слишком сильно ка­чаешься!

    Вы уже давно качаетесь!

 

13-2. В прихожей одевается Таня. Дети одевают­ся

    на прогулку. Ты одеваешься пиратом, а я

    одеваюсь медведем. Мы одеваемся мед­ленно,

    а вы одеваетесь слишком быстро.

 

13-3. Вы тихо плетётесь к дому. Кибитка по до­роге

    еле плетётся. Вечно ты плетёшься в са­мом хвосте.

    Под палящим солнцем мы пле­тёмся к речке.

    Туристы плетутся к лагерю.

 

 

13-4. Ты никогда не просишься к доске. Мы про­симся в цирк,

     а Виталик просится в кино. Я прошусь гулять, но мама

     не пускает меня. А вы лучше не проситесь! Малыши

     всё вре­мя просятся на руки.

 

13-5. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Мы с

     партнёром быстро кружимся в танце. Ты кружишься

     на одном месте. Я долго кру­жусь от радости. Она

     кружится по комнате уже полчаса! Вы кружитесь

     и кружитесь вокруг ёлки.

 

 

14. Внимательно рассмотри план действий и расскажи себе или кому-нибудь, что ты будешь делать, чтобы опреде­лить окончания глаголов.

 

План действий.

 

 1) и : Вдруг гляжу: крышка на кастрюле трясется.

 

2) : я гляжу я трясусь
    мы глядим мы трясёмся
    ты глядишь ты трясёшься
    вы глядите вы трясётесь
    он глядит он трясётся
    они глядят они трясутся

 

3) : Гляж[у|, тряс[ет]ся.

 

14-1. Мишка берёт кастрюлю и идёт с ней к пли­те.

    А на сковородке шипит и трещит масло.

 

14-2. Вдруг Феня как задрожит, как затрясётся, а у самой

     из глазёнок слёзы так и текут.

 

14-3. Серёжа мчится домой. Дома он тормошит маму и

     торопит её. Ребята стоят и смотрят на пароход,

     который гудит, входя в порт.

 

14-4. Собака ложится перед крыльцом и начина­ет

     жалобно скулить. Ветер погудит в печ­ной трубе,

     поскрипит воротами и мчится в поле, кружит

     снежные вихри.

 

14-5. Мама Ивана днём работает в библиотеке, а

     вечером учится в колледже. Иван представ­лял себе,

     как завтра придёт в школу. Ле­сенка спускается,

     но не доходит до пола — обрывается в воздухе.

 

14-6. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

     Мальчики с разбега кидаются в воду. Да­вайте

     сперва поставим чайник, а потом раз­будим бабушку.

 

14-7. Оглянешься кругом и бросишь перышко по ветру —

     куда оно полетит, туда и ты пой­дёшь. Деревья в

     лесу дрожат от холода, а солнце не светит, потому

     что его закрывает чёрная туча.

 

 

14-8. Поезд несётся по лесам, а Петька стоит у окна

     и выкрикивает свою песенку. Муся знает своё имя,

     и когда её зовут, бежит и смешно кружится, ловит

     свой хвостик. Если никто не обращает внимания на

     её танец, она сердится и кричит.

 

14-9. Кошка проносится по двору и быстро шмы­гает в

     щель сарая. Куры недовольно подни­мают головы и

       кудахчут. Говорят вам, что автобус не ходит, а вы

     всё стоите и стоите! Когда выходишь утром в поле,

     цветы кива­ют тебе головками, а ветерок шевелит

     твои волосы.

 

15. Найди в тексте все глаголы, выпиши их и выдели оконча­ния.

15-1. Гугуцэ знает, откуда берутся Деды Моро­зы. Зима

   выводит их так: рассыпает крош­ки по снегу и

   накрывает шапкой. Наутро из крошек вырастают

   маленькие Деды Мо­розы.

 

15-2. Три дня Зима держит их в доме и кормит одними

     снежинками, ждёт, пока у них от­растут белые усы и

     бороды. А потом выпус­кает во двор — сами растите!

      — и выводит новых.

 

 

15-3. Маленькие Деды Морозы гоняются друг за другом,

     катаются с гор и кидают шапками в белых медведей.

     В школу они ездят на оленятах. Там они учатся и

     растут.

 

15-4. Перед Новым годом, когда снег засыпает их дома,

    Деды Морозы суют игрушки в меш­ки и садятся верхом

    на оленей. В поле оле­ни прокладывают путь ногами,

    а волки слу­жат им вместо собак.

 

15-5. Едут Деды Морозы, едут и добираются до белой

     конюшни. Там их ждут белые кони и везут кого на

     восток, кого на запад, а кого и на юг. Только снег

     скрипит под полозья­ми саней, да метель развевает

     белые боро­ды — ими Деды Морозы погоняют лоша­дей.

 

15-6. Опустошат они свои мешки, выучат на­изусть все

     стишки, которые дети прочтут на ёлках, и вернутся

     восвояси. Дома они поют друг другу детские песенки

     и ждут не дождутся, когда же опять придёт Новый год.

     И всё это время облака в их стране дрожат от холода,

     а в небе светит лишь осколок луны да несколько звёзд.

                                                                        (С. Вангели. )

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...