Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Социальная синергетика.




В настоящий момент необходимо выделить две основные области синергетического знания: 1)естественнонаучная синергетика; 2) социальная синергетика. В свою очередь, естественнонаучная синергетика делится на физическую и биологическую, а социальная синергетика – на прикладную и фундаментальную социальную синергетику. Данная классификация показывает, что не следует сводить проблематику синергетики к исследованию только естественнонаучного круга проблем.

Необходимо отметить следующие моменты в формировании синергетики:

1. Пригожин И. построил физическую теорию диссипативных структур, где рассматривал проблемы самоорганизации в неравновесных открытых системах.

2. Хакен Г., рассматривая теорию сложных самоорганизующихся систем в физике, исследовал совместную деятельность элементов этих систем, акцентируя внимание на кооперативных эффектах в них. Так как деятельность по-древнегречески звучала как «энергия», а совместная деятельность – как «синергия», то Г.Хакен назвал теорию самоорганизующихся систем синергетикой.

3. Эти два подхода к интерпретации теории самоорганизации систем рассматриваются как эквивалентные.

4. В настоящее время в рамках общенаучной синергетики сформировалась новая область знаний, получившая название социальной синергетики или теории социальной самоорганизации.

Самоорганизация социума.

Естественнонаучная синергетика зародилась в 60-х годах, социальная синергетика стала формироваться только в 90-х. К началу XXI в. она приняла форму концепции синергетического историзма. В этой концепции: определен полный набор фундаментальных понятий (порядок, хаос, диссипативная структура, бифуркация, конкуренция, кооперация, отбор, аттрактор и т.п.); раскрыта связь между этими понятиями; отражены объективные закономерности социальной самоорганизации. Таким образом, контуры фундаментальной социальной синергетики в настоящее время обрисовались достаточно ясно. Проблема состоит в том, чтобы применить эту концепцию к решению конкретных задач, стоящих перед общественными науками, как фундаментальными, так и прикладными.

Естественнонаучная синергетика исследует общие закономерности самоорганизации в природе. Социальная синергетика исследует общие закономерности социальной самоорганизации, т.е. взаимоотношений социального порядка и социального хаоса.

Для синергетики характерно представление о хаосе как о таком же закономерном этапе развития, что и порядок. Причем, в отличие от древних наивных представлений о рождении «космоса» (порядка) из первичного хаоса и о последующем превращении этого «космоса» снова в хаос, синергетика рассматривает процесс развития как закономерное и притом многократное чередование хаоса и порядка (так называемый детерминированный хаос).

Синергетическая концепция хаоса существенно отличается от интерпретаций этого понятия, абсолютизирующего хаос (современный деконструктивизм): если развитие есть закономерное чередование порядка и хаоса, то это значит, что хаос обладает, творческой силой – способностью рождать новый порядок. Существенно, что с синергетической точки зрения рождение нового порядка из хаоса не вынуждается какой-то внешней силой, а имеет спонтанный характер. Вот почему синергетика является теорией самоорганизации (а не организации).

Данная проблема рассматривается как концепция устойчивого развития, которая должна обеспечить выживание человечества в условиях глобализации, действия деструктивных сил и противоречивых тенденций общественного развития.

Исследование проблемы взаимоотношений порядка и хаоса не сводится к изучению их взаимопереходов. Оно предполагает и анализ более тонкого и сложного вопроса: каким образом в результате таких переходов стирается само различие между этими аспектами реальности и осуществляется их синтез.

Диссипативная система.

Простейшая форма такого синтеза – понятие диссипативной системы – концептуальный фундамент синергетики.

В отличие от равновесной структуры, диссипативная структура может существовать лишь при условии постоянного обмена со средой, веществом, энергией и информацией. Посредством этого обмена она поддерживает свою упорядоченность (говоря физическим языком, низкую энтропию) за счет усиления беспорядка во внешней среде (за счет сбрасывания избыточной энтропии во внешнюю среду). Таким образом, синтез порядка и хаоса в понятии диссипативной структуры имеет два аспекта: а) ее «порядок» существует лишь за счет «хаоса», вносимого в среду; б) благодаря своему «порядку» она приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды и этим сохранять свою устойчивость; в ее упорядоченном поведении появляются «хаотические» черты, но эти черты становятся необходимым условием ее «упорядоченного» существования.

Полный обмен веществом, энергией и информацией характерен только для очень сложных диссипативных структур, каковыми являются биологические и социальные структуры. Длительное время казалось, что в неживой природе возможно устойчивое существование только равновесных структур. Выдающимся открытием XX века было обнаружение диссипативных структур в неживой природе, существующих за счет обмена со средой веществом и энергией (гидродинамические ячейки Бенара, химические часы Белоусова и т.п.). Тем самым было найдено промежуточное звено между равновесными структурами и информационными диссипативными структурами, благодаря чему понятие диссипативной структуры приобрело общенаучный характер.

Иерархиезация и деиерархиезация.

Богатейший опыт социального развития на протяжении нескольких тысячелетий однозначно свидетельствует в пользу того, что социальная самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов – иерархизации и деиерархизации. Иерархизация представляет собой последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка; деиерархизация – последовательный распад сложных диссипативных структур на более простые. Практически это проявляется, в частности, в периодическом образовании грандиозных империй и их последующем катастрофическом распаде. Подобная картина наблюдается не только в сфере политических, но и любых других социальных институтов. В сфере политической жизни этот процесс выглядит более драматически и поэтому привлекает к себе особое внимание (рис.6).

Более углубленный анализ этих процессов показывает, что они могут протекать в разных направлениях: диссипативные структуры могут объединяться в разной последовательности и по разным правилам, в результате чего могут возникать иерархические системы разного типа. Аналогичная картина наблюдается и в случае деиерархизации: сложная диссипативная структура может распадаться на более простые разными способами, в результате чего в роли элементарных структур также могут выступать диссипативные структуры разного типа.

Бифуркация. Аттрактор.

Тем не менее, спектр направлений, в которых может протекать иерархизация или деиерархизация, не произволен: он задается природой той системы, которая претерпевает указанную эволюцию, он определяется бифуркацией – разветвлением старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально новых качеств. Это так называемая нелинейность первого рода, которая придает процессу самоорганизации с самого начала неоднозначный («стохастический») характер. Переход социальной системы от одного состояния к другому требует выбора из множества возможных новых структур какой-то одной. Поэтому на место традиционного динамического детерминизма (в духе П.Лапласа) приходит существенно новый «стохастический» или вероятностный детерминизм (цепочка бифуркаций и последовательность актов выбора).

Картина самоорганизации этим не ограничивается. Цепочка бифуркаций может не только увести самоорганизующуюся систему от исходного состояния, но и вернуть ее в это состояние. Для конкретной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует свой аттрактор – предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний. В существовании аттракторов легко убедиться, наблюдая как иерархизацию, так и деиерархизацию. Процесс иерархизации в условиях взаимодействия с внешней средой не может продолжаться бесконечно: достигнув некоторого предельного состояния («простой аттрактор»), он останавливается. То же самое происходит и с процессом деиерархизации: распад системы заканчивается, достигнув некоторого предельного состояния («странный аттрактор»).

С этой точки зрения диссипативная структура претерпевает множество бифуркаций, как бы балансируя между простыми и странными аттракторами. Если за исходную систему отсчета принять состояние, в котором реальность подвергается не иерархизации, а деиерархизации, то процесс самоорганизации примет форму чередования дифференциации и интеграции социальной реальности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...