Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Отношение синергетической акмеологии к современным философским концепциям.




Синергетическая акмеология показывает наглядно, в чем заключается принципиальная новизна возникшей (как уже отмечалось) в конце 90-х годов XXв. концепции синергетического историзма.

Синергетическая акмеология и универсальный эволюционизм.

В середине XX в. на смену классической диалектической концепции развития (Гегель, Маркс, Спенсер и др.) пришел т.н. универсальный эволюционизм (В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул и др.). Новизна последнего состояла в том, что он соединил идею внутреннего взаимодействия элементов развивающейся системы (т.н. системный подход) с идеей отбора, в результате чего отбор приобрел универсальный характер как «движущая сила» развития не только биологических (как это было в дарвинизме), но и любых природных и социальных систем. В применении к развитию общества это привело к заключению о постепенном приближении человечества к такой глобальной организации, при которой вся деятельность членов этой организации протекает по строго рациональным законам. Другими словами, это означает полное господство «коллективного разума» во всех общественных и личных делах («ноосфера»). Всякий беспорядок, связанный с возникновением в обществе неконтролируемых и непредсказуемых чувств, исключается благодаря строгой рационализации всех сторон жизни и строгой регламентации всякой деятельности. Не случайно академик Н.Н.Моисеев назвал один из своих главных трудов, посвященных универсальному эволюционизму, «Восхождение к Разуму» (1993). Под этим выражением последователи «ноосферного мышления» обычно подразумевают рациональную глобализацию социальной жизни. Именно к ней в свое время призывал академик В.И.Вернадский.

После возникновения общенаучной теории самоорганизации (Пригожин, Хакен, Курдюмов и др.), обнаружилась одна серьезная трудность, с которой неизбежно сталкивается концепция универсального эволюционизма: эта трудность заключается в парадоксальном сочетании в общественном развитии двух взаимоисключающих тенденций: 1) рост всеобщей взаимозависимости всех членов общества друг от друга и усиление регламентации их деятельности (тенденция к формированию идеально запрограммированного человеческого сообщества); 2) рост влияния на состояние глобальной системы человеческой индивидуальности, являющейся источником непредсказуемых случайных пертурбаций во всей глобальной системе (тенденция к нарушению взаимозависимости и регламентированности индивидуальных действий). Как показывает синергетическая акмеология, решение этого парадокса возможно только в рамках концепции синергетического историзма. Концепция универсального эволюционизма оказывается не в состоянии решить указанный парадокс. Причиной этого является то, что концепция универсального эволюционизма ограничивается понятием отбора в качестве фундаментальной «движущей силы» развития, тогда как концепция синергетического историзма обобщает обычное понятие отбора до понятия суперотбора. Это сразу приводит к понятию суператтрактора, которое дает сравнительно простое и в то же время очень изящное решение указанного парадокса: на смену ноосферному мышлению приходит эстетосферное мышление, или, другими словами, на смену ноосферной стратегии устойчивого развития человечества является эстетосферная стратегия такого развития. В отличие от ноосферного мышления, которое строится исключительно на основе философии науки, эстетосферное мышление опирается на глубокий синтез философии науки и философии искусства.

Синергетическая акмеология и абстрактный гуманизм.

Для того чтобы в полной мере почувствовать и оценить новизну и глубину концепции синергетического историзма в подходе к фундаментальным социальным проблемам, надо сравнить также эту концепцию с концепцией абстрактного гуманизма.

Абстрактный гуманизм приобрел широкую популярность в последней четверти ХХ века, с одной стороны, как определенная программа решения глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество, а с другой – как реакция на крушение тоталитарных режимов, противопоставлявших этому гуманизму свой классовый или расовый гуманизм. Хотя абстрактный гуманизм имеет многовековую историю, но в ХХ веке его стали обозначать новыми терминами («новый» гуманизм, «глобальный» гуманизм и т.п.). Суть абстрактного гуманизма ХХ века заключается в трех главных принципах:

1) Приоритет глобальных проблем перед всеми другими социальными проблемами, поскольку их решение является условием выживания человечества.

2) Приоритет общечеловеческих ценностей перед частночеловеческими ценностями.

3) Полный отказ от насильственных методов решения любых социальных проблем.

Гуманизм (еще с эпохи Возрождения в XV-XVI веках) означает не что иное как любовь к человеку. Ему противостоит антигуманизм – ненависть к человеку. Но чем определяется эта любовь и эта ненависть? Как показывает история человечества на протяжении многих веков, любовь человека к человеку, в конечном счете, связана с совпадением системы ценностей, которых придерживаются оба партнера; соответственно, ненависть – с противоположным характером системы ценностей. Поэтому в общем случае «любовь к ближнему» обязательно сочетается с «ненавистью к дальнему». Абстрактный гуманизм потому и называется абстрактным, что он абстрагируется от этого очень сурового, но, к сожалению, крайне «упрямого» факта.

Следствием столь одностороннего подхода к реальному гуманизму являются три фундаментальных противоречия, в которых запутывается абстрактный гуманизм: 1) глобализации противостоит автономизация; 2) общечеловеческим ценностям – частночеловеческие ценности; 3) ненасильственным методам – насильственные. Если теперь мы посмотрим на указанные выше противоречия с позиций концепции синергетической акмеологии, то их загадочность исчезает. Оказывается, что все трудности абстрактного гуманизма связаны с неправильным решением вопроса о соотношении ценностей и идеалов. Абстрактный гуманизм или зачисляет идеал в число ценностей, или же ставит ценности впереди идеала, то есть считает их чем-то более фундаментальным, чем идеал. Однако с точки зрения синергетической акмеологии идеал не ценность, а критерий ценности. Необходимо развитие синергетического гуманизма, который в отличие от абстрактного гуманизма предполагает любовь не ко всякому, а только к так называемому «синергийному» человеку, то есть к человеку, стремящемуся к гармонии троякого рода: а) между свободой (хаосом) и ответственностью (порядком) в утилитарной сфере (в области экономики и политики); б) между свободой и ответственностью в духовной сфере (в области этики, эстетики и мировоззрения); в) к такой согласованности (коэволюции) утилитарной и духовной сфер, которая исключает как приоритет утилитарной сферы по отношению к духовной, так и духовной по отношению к утилитарной.


Темы семинарских занятий

Тема 1. Предпосылки возникновения акмеологии.

1. Представление о вершине человеческой деятельности в древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческой философии.

2. Представление эпохи Возрождения о человеке. Понятие личности и автора в Возрождении.

3. Созерцающий субъект познания в философии Нового времени.

4. Предпосылки возникновения акмеологии в психологии.

 

Тема 2-3. Предмет и задачи, основные понятия акмеологии. Социальная синергетика.

1. Предмет акмеологии (проанализировать предтавление о предмете акмеологии в работах А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Н.В.Кузьминой)

2. Дать определения понятий: акме, деятельность, созидательная деятельность, продуктивность, самоподготовка, самореализация; аттрактор, бифуркация, порядок, хаос, диссипативная система; идеал, ценность, культура, духовность.

3. Что входит в задачи акмеологии?

4. Дать определение социальной синергетики. Чем она отличается от физической синергетики?

5. Что нового вносит социальная синергетика в понятие социального развития?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...