Тема 5. Закон дифференциации и интеграции социальных идеалов.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 1. Представление об идеале в различные эпохи. 2. Какую роль играет категория идеала в мировоззренческой системе? 3. Научное представление об идеале. Роль процесса идеализации в научном познании. 4. Дать пример закона дифференциации и интеграции социальных идеалов.
Тема 6-7. Синергетическая акмеология как философия истории. Практическое значение синергетической акмеологии. 1. Представление о закономерностях социального развития в классических и неклассических философских концепциях. В чем состоит новизна синергетической акмеологии в решении вопроса смысла исторического развития? 2. Охарактеризовать различные подходы к смыслу жизни. В чем состоит решение вопроса смысла жизни с точки зрения синергетической акмеологии? 3. В чем состоят основные рекомендации синергетической акмеологии в процессе достижения наибольшего успеха в профессиональной и социальной деятельности? 4. Перечислить эмпирические закономерности взаимодействия различных народов. 5. Рассмотреть соответствие традиционного русского стереотипа требованиям реализации коммунистического идеала.Рассмотреть соответствие традиционного прусского стереотипа требованиям реализации нацистского (национал-социалистического) идеала
Тема 8. Отношение синергетической акмеологии к современным философским концепциям. 1. Рассмотреть концепцию универсального эволюционизма. Выделить ее основные достоинства и недостатки в подходе к проблеме закономерностей развития социума. Какое решение выделенных недостатков предлагает синергетическая акмеология? 2. Рассмотреть концепцию абстрактного гуманизма. Выделить ее основные достоинства и недостатки в подходе к проблеме закономерностей развития социума. Какое решение выделенных недостатков предлагает синергетическая акмеология?
Задания для самостоятельной работы 1. Дайте определения понятий: акме, деятельность, созидательная деятельность, продуктивность, самоподготовка, самореализация; аттрактор, бифуркация, порядок, хаос, диссипативная система; идеал, ценность, культура, духовность. 2. Опишите модели движения к акме и дайте их сравнительный анализ. 3. Выделите мотивы стремления человека к акме (на конкретном примере). 4. Дайте сравнительную характеристику классической, фундаментальной и прикладной акмеологии. 5. Назовите особенности синергетического подхода к акмеологии. Назовите и охарактеризуйте основные факторы социального отбора. 7. Опишите разницу между социальным конформизмом и трансформизмом (на конкретных примерах). 8. На примере конкретного социального идеала выделите его прагматический и утопический аспекты. 9. Опишите взаимоотношение идеологии и науки, идеологии и религии. 10.Дайте сравнительный анализ основных подходов к проблеме смысла исторического развития. 11.Назовите и охарактеризуйте основные подходы к смыслу жизни человека. 12.Назовите примеры антинаучной, антихудожественной деятельности (обоснуйте свой выбор).
Вопросы для самоконтроля. 1. Как назывались в Древнекитайской философии светлое и темное начало? 2. В чем сущность состояния нирваны в буддизме? 3. В чем состоит высшее счастье человека по Аристотелю? 4. Когда и кем было введено в научный оборот понятие «акмеология»? 5. Какова последовательность наук, изучающих фазы жизни человека как индивида по Б.Г.Ананьеву? 6. Что такое продуктивная деятельность? 7. В чем состоит самоподготовка и самоорганизация индивидуума? 8. Каковы отличительные особенности диссипативной системы? 9. Что представляет собой развитие с точки зрения синергетики?
10.Как называется последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка? 11.Что такое бифуркация? 12.Чем отличается отбор от суперотбора? 13.В чем заключается критерий совершенства с точки зрения социальной синергетики? 14.Что такое идеал с научной точки зрения? 15.Что представляет собой социальный идеал с практической точки зрения? 16.Каково соотношение понятий «идеал» и «истина»? 17.Что можно назвать критерием идеала? 18.Каково соотношение идеала и ценности? 19.В чем состоит особенность тоталитарных социальных идеалов? 20.В чем состоит смысл существования экстремистских социальных идеалов? 21.Что есть духовность с позиции синергетической акмеологии? 22.Что является результатом реализации идеала? 23.Что такое культура? 24.Существует ли предел развития социальной системы? 25.В чем заключается смысл смены поколений с точки зрения синергетической акмеологии? 26.Какова роль общезначимой ценности в процессе достижения индивидуумом акме? 27.Какую роль играет творчество в процессе достижения человеком акме? 28.Каким должен быть выбор человека, чтобы быть свободным? 29.В чем состоит требование гармонизации акме? 30.Каковы эмпирические закономерности взаимодействия разных народов (этносов)? 31.В чем различие этноса и нации? Словарь основных терминов Акме – высший для каждого человека уровень развития его физического здоровья, ума, чувства, воли, взаимодействующих таким образом, что он добивается наибольшего результата, проявляя себя как индивид, как личность и как субъект деятельности. Акмеологическая зрелость – относительно полная готовность человека к решению определенных жизненных задач, соответствующих возрасту, социальному и профессиональному положению и намерениям этого человека…результат воспитания, обучения и развития человека, наблюдаемый в широком возрастном диапазоне, что зависит как от социальной ситуации развития, так и от свойств данного человека. Акмеологическое моделирование – воспроизведение с помощью логических и математических моделей процесса становления сущностных сил человека, соотнесенного с его возможностями и определенного значимой для человека целью восхождения его к акме. Существуют два типа акмеологического моделирования…Моделирование по первому типу имеет дело с характеристиками потенциала человека как личности. Моделирование по второму типу оперирует характеристиками потенциала человека как индивидуальности.
Акмеология – наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, содействующих или препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, воплощаемой в социально-значимых продуктах культуры, искусства, литературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке. достижение максимального совершенства в профессиональной деятельности (предел профессионального роста) и максимального совершенства в области общественной деятельности (предел социального роста)…результат взаимодействия субъективного (творческий потенциал)и объективного (судьбоносное лобби) факторов. Бифуркация – разветвление старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально новых качеств. Вершины – высшие уровни продуктивного решения зрелыми людьми социально значимых созидательных задач (в искусстве, литературе, науке, технике, образовании), проверяемые современностью и историей развития общества. Геронтология – [от греч. Geronton – старик+логия, букв. наука о старцах] – совокупность медико-биологических и психологических наук, изучающих явления старения человека. Деиерархизация – последовательный распад сложных диссипативных структур на более простые. Детектор – внутреннее взаимодействие между элементами системы. Деятельность – решение (интуитивное, сознательное, сверхсознательное) бесчисленного ряда репродуктивных и творческих задач. Диссипативна система – система, в которой существование поддерживается постоянным обменом со средой, веществом или энергией или тем и другим одновременно.
Диссипация – рассеяние вещества и энергии. Идеал – предельное представление, содержанием которого оказывается явление, совпадающее с сущностью в авторской интерпретации. Иерархизация – последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка. Карьера – достижение максимального совершенства в профессиональной деятельности (предел профессионального роста) и максимального совершенства в области общественной деятельности (предел социального роста) и результат взаимодействия субъективного (творческий потенциал)и объективного (судьбоносное лобби) факторов. Нация – защитный механизм поведенческого стереотипа этноса. Негэнтропия – те или иные формы упорядоченности (при определенных условиях) в открытых системах. Педология – [от греч. Pais (paidos)– дитя+логия, букв. наука о детях] – совокупность психологических, биологических, социологических, педагогических концепций развития ребенка. Порядок – множество элементов любой природы, между которыми существуют устойчивые ("регулярные") отношения, повторяющиеся в пространстве пли во времени, или в том и другом. Потенциал – совокупность средств, скрытых возможностей, сил, могущих проявиться при определенных условиях. В педагогической акмеологии понятие потенциал используется для анализа возможностей индивида, личности, индивидуальности, потенциала, здоровья и т.д. Простой аттрактор – предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний, к которому тяготеет ("стремится") порядок. Профессионализм – совокупность устойчивых свойств в личности, деятельности, индивидуальности специалиста, удовлетворяющих требованиям профессии. Профессионализм, как устойчивое свойство личности и деятельности специалиста, формируется в процессе профессионального образования, в отличие от мастерства. Мастерством овладевают в процессе индивидуального опыта. Развитие (с синергетической точки зрения) – рост степени синтеза порядка и хаоса, обусловленный стремлением к максимальной устойчивости. Самоорганизация – качественное и притом структурное изменение некоторой объективной реальности. Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику регулирующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Селектор – руководящее правило, на основании которого делается выбор.
Созидательная деятельность – деятельность, завершающаяся созданием продукта, имеющим социально значимую ценность. Осуществляется она зрелыми людьми, имеющими общее и профессиональное образование. Предварительная подготовка предполагает освоение правил ее осуществления. Странный аттрактор – предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний, к которому тяготеет хаос. Суператтрактор – глобальный аттрактор социальной системы, результат реализации общечеловеческого социального идеала. Тезаурус – буквально означает «сокровищница», множество вариантов для отбора. Чем богаче множество, тем больше шансов найти что-нибудь действительно ценное (с точки зрения того, кто выбирает). Устойчивость – достижение такого состояния, при котором переходы между состояниями системы прекращаются. Флуктация – реализация одной из бифуркационных структур. Хаос – множество элементов, между которыми нет устойчивых (повторяющихся) отношений. Энтропия – максимально неупорядоченное состояние (хаос) в замкнутых (изолированных от внешних взаимодействий) системах. Этнические признаки (стереотип поведения) – последовательности таких операций, которые являются характерными (“типичными”) для определенного множества людей. Этнос – некоторое множество людей, обладающих общими “этническими” признаками. Список литературы Основная 1. Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: “Мысль”, 1991. 2. Акмеология. Учебник для вузов. М., 2002 3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998 4. Бранский В.П. Искусство и философия. – Калининград, 1999 5. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб, 2002 6. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000 7. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб, 2002 8. Хозяинов Г.И. Основы акмеологии. М., 2002 9. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Составители П.В.Алексеев, А.В. Панин. М., 2002 10.Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие: в 3-х частях. М., 2001
Дополнительная 1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. СПб.: Питер, 2001 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001 3. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. СПб, 2000 4. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб, 1999 5. Горбачев М.С. Размышления о прошлом и будущем. М., 1998 6. Гумилев Л.. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993 7. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.1, СПб., 2000 8. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.2, СПб., 2001 9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990 10.Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985 11.Синергетика: Человек, общество. - М.: Изд-во РАГС, 2000 12.Синергетическая парадигма. Под ред. В.С. Степина, В.И. Аршинова, В.Э. Войцеховича. М., 2000. 13.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|