Тема 7. Практическое значение синергетической акмеологии.
Существует семь главных видов деятельности – экономическая, политическая, педагогическая, художественная, научная, техническая и мировоззренческая (философская и религиозная), значит можно говорить о семи формах акме. Акме во всех этих случаях означает полную (максимальную) самореализацию личности. Эта самореализация состоит из самовыражения и самоутверждения. Самовыражение означает реализацию всех прагматических нормативов соответствующего идеала, т.е. воплощение идеала в форме некоторой ценности (экономической, политической, педагогической, художественной, научной, технической или мировоззренческой). Самоутверждение предполагает общественное признание этой ценности, т.е. проявление ее общезначимости (доказательство того, что результат деятельности является ценностью не только для своего создателя, творца, но и для общества, другими словами, не только для индивидуума, но и для социума). Общественное признание ценности (творческого результата) необходимо для проверки общезначимого характера созданной ценности. Общественное признание авторского труда является единственно возможной формой проверки осмысленности этого труда. Собственная оценка собственного труда не может быть действительным критерием оценки этого труда, поскольку такая оценка не может быть беспристрастной и потому объективной. Акме в самовыражении означает реализацию максимального числа прагматических нормативов соответствующего профессионального идеала (экономического, политического, педагогического, эстетического, философского и т.д.). Акме в общественной деятельности есть развитие максимального числа социальных связей, т.е. союза с такими людьми, от которых зависит общественное признание созданной ценности (творческого результата).
Как добиться достижения этих акме кратчайшим путем? Существуют ли общие методы такого достижения или для каждого вида деятельности требуется особый метод и формулировка общего метода вообще невозможна? Для достижения акме в общественной деятельности надо создать общезначимую ценность, в которой заинтересован не один индивидуум, а многие. Но тогда очевидно, что для достижения акме в профессиональной деятельности надо руководствоваться общезначимым профессиональным идеалом, притом общезначимым если не актуально, то хотя бы потенциально. В этом случае идеал, который определяет курс профессиональной деятельности творческой личности, совпадает с идеалом тех, кто оценивает результат деятельности. Поэтому ценность, созданная в ходе деятельности, будет оцениваться с позиций того же идеала и поэтому должна будет получить положительную оценку. Достижение индивидуального акме (как в сфере профессиональной, так и общественной деятельности) есть результат взаимодействия субъективного (творческий потенциал) и объективного (судьбоносное лобби) факторов. Последний фактор представляет собой совокупность случайных связей, которые выводят творческую личность на множество социально-активных личностей, могущих и желающих оказать помощь и поддержку творческой личности в реализации ее индивидуального идеала и достижении ею индивидуального акме. Синергетическая акмеология позволяет по-новому подойти к проблеме свободы и необходимости в выборе индивидуума. Основная идея синергетической философии свободы состоит в том, что грань между индивидуальным и общезначимым идеалом не абсолютна, а относительна. Это значит, что эти противоположные (в определенном смысле) образы могут переходить (превращаться) друг в друга. В истории происходит периодическая синергизация индивидуального. Только благодаря этому процессу индивидуальное начинает вносить свой вклад в мировую культуру.
Основные рекомендации синергетической акмеологии для достижения индивидуального акме состоят в следующем: 1) Взрослый (зрелый) человек со сложившимся мировоззрением должен связать свой профессиональный и социальный рост с определенной ценностной установкой (ценностным ориентиром). Это значит, что он должен выработать для себя индивидуальный идеал, определяющий смысл всей его деятельности. 2) Этот идеал должен быть приведен в соответствие с его индивидуальным творческим потенциалом (должен соответствовать его способностям). 3) Этот идеал следует привести в соответствие и с общественным фактором, т.е. в соответствие с определенным общезначимым (социальным) идеалом. 4) Так как в ходе движения к акме можно реализовать только прагматические нормативы индивидуального идеала, а их отличие от утопических нормативов заранее неизвестно, после реализации этих прагматических нормативов человек продолжает пытаться реализовать и оставшиеся утопические нормативы. В результате творческая личность теряет четкий ценностный ориентир и начинает колебаться между разными ориентирами. Для выхода из состояния духовного кризиса (из катаболе) необходимо произвести «переоценку ценностей», т.е. выработать новый индивидуальный идеал с новыми прагматическими нормативами. Реализация этого нового идеала поведет к новому акме. Из изложенного ясно, что теория движения к акме неизбежно предполагает построение и теории движения к антиподу акме, т.е. к катаболе. Другими словами, последовательная акмеология обязательно требует построения в качестве своего дополнения своеобразной катабологии. Если акмеология изучает закономерности движения к «вершине» в творческой деятельности, то катабология – закономерности движения к «низине» этой деятельности (закономерности не подъема, а упадка). Взаимоотношение акме и катаболе в разных видах деятельности таково, что нередко между акме в одной деятельности и акме в другой возникает своеобразная «дополнительность» (в смысле Н. Бора): достижение акме в политической сфере может мешать достижению того же акме в сфере экономической и т.п.
Требование гармонии утилитарного и духовного начал в развитии общества дает возможность из множества способов реализации утилитарных идеалов выбрать такой, который совместим с реализацией духовных идеалов; и наоборот, из множества способов реализации духовных идеалов выбрать такой, который совместим с реализацией утилитарных идеалов. Следовательно, требование гармонизации акме эквивалентно требованию обеспечить коэволюцию (согласованность) утилитарного и духовного развития общества. Наряду с проблемой гармонизации акме важной проблемой синергетической акмеологии является проблема преодоления катаболе (т.е. выхода из кризисных состояний, где общество оказывается в положении наибольшего упадка экономического, политического, этического, эстетического и мировоззренческого). Хаотизацию человеческой деятельности провоцирует тенденция к отрицанию деятельностью самой себя, т.е. превращение ее в антидеятельность. Поэтому более глубокий анализ предмета катабологии показывает, что катабология представляет собой своеобразную теорию антидеятельности. История движения к акме и катаболе в жизни индивидуумов показывает, что в этом процессе очень важную роль играет стереотип поведения человека вообще и стереотип бытового поведения данной личности в частности. В биографиях выдающихся людей это проявляется в особенно выразительной форме. Истории о том, как тот или иной стереотип бытового поведения способствовал или препятствовал реализации творческих планов деятелей мировой культуры, дают богатый материал для многих бестселлеров. Однако еще интереснее исследовать, в какой мере поведенческие стереотипы влияют на движение к акме и катаболе не просто отдельных индивидуумов, а целых социумов (любых социальных образований, начиная с семей и кончая государствами). Особый интерес представляет исследование такого социума как этнос. Оказывается, что синергетическая акмеология проливает свет на многие стороны жизни таких сложных социальных образований, какими являются этносы, и главное, она позволяет существенно по-новому подойти к исследованию закономерностей этногенеза (а, тем самым, и нациогенеза).
Чтобы уяснить себе сущность межэтнического взаимодействия, надо прежде всего понять, что такое этнос. Обычно под “этносом” подразумевают некоторое множество людей, обладающих общими, как говорят, “этническими” признаками. Поэтому вся трудность в определении переносится на понятие “этнический признак”. В обширной этнографической и этнологической литературе давно установлено, что этнических признаков много, и они взаимосвязаны, образуя некоторую систему. Эту систему принято называть стереотипом поведения. Основу стереотипа поведения составляет стереотип бытового поведения. Он представляет собой систему из множества компонентов (нормативов), важнейшими из которых являются: 1) пища; 2) одежда; 3) жилище (в частности, оформление интерьера); 4) гигиена (в частности, частота омовения тела - ежедневно, еженедельно и т.п.); 5) транспорт (способ передвижения); 6) язык (речь); 7) характер семейных отношений; 8) характер распределения семейного бюджета; 9) характер чередования труда и отдыха; 10) стиль общения (манеры, обычаи, нравы, привычки и т.п.). В ходе своего развития, чтобы обеспечить надежность и безопасность своего поведенческого стереотипа, этнос рано или поздно имеет тенденцию надеть на себя своеобразный защитный скафандр. Этнос, облачившийся в такой скафандр, получает почетный титул нации. В роли такого скафандра совсем не обязательно должно выступать моноэтническое государство. Такую роль может выполнить ничуть не хуже и полиэтническое государство, если оно надежно защищает права национальных меньшинств. Новый социальный идеал диктует новый стереотип поведения; но это значит, что старый стереотип есть не что иное, как результат реализации в прошлом прагматического аспекта какого-то старого идеала (как бы своеобразный след, оставленный в современной жизни “угасшим” идеалом). Новый идеал нежданно и негаданно приходит в мир старых стереотипов; при каких условиях он сможет реализовать свой прагматический аспект в этом совершенно чуждом ему мире? Реализация прагматического аспекта нового идеала (его временный триумфальный успех) в косном сообществе “заскорузлых” старых стереотипов поведения возможна только при одном условии: если среди старых стереотипов существует такой, значительная часть нормативов которого соответствует требованиям (совпадает с требованиями) реализации прагматического аспекта нового идеала (закон соответствия нормативов старого стереотипа требованиям реализации нового идеала, или закон релевантности). Другими словами, это означает, что среди старых стереотипов, далеких от жажды каких бы то ни было новшеств, обнаруживается (неожиданно для самого себя) идеологически эффективный стереотип (остальные же оказываются идеологически неэффективными или мало эффективными).
Действие закона релевантности существенно связано со степенью соответствия старого стереотипа новому идеалу (или, что то же, нового идеала одному из старых стереотипов). Здесь возможны два случая. Может оказаться, что среди множества старых стереотипов уже есть такой, который соответствует условиям реализации нового идеала. Но может оказаться, что готового стереотипа, релевантного новому идеалу, в существующем множестве старых стереотипов нет. Тем не менее, в некоторых множествах старых стереотипов (но далеко не в любых!) существует возможность приготовить такой стереотип путем взаимодействия и взаимной модификации существующих стереотипов. Именно их объединение и взаимное влияние может привести к сглаживанию, в частности бытовых различий между ними и к такой корректировке их нормативов, в результате которой появляется некий обобщенный ("усредненный") стереотип, релевантный новому идеалу. ти отражения. Закон дифференциации и интеграции идеалов в сочетании с законом релевантности приводит к следующему выводу фундаментального значения: имеется тенденция к закономерному расщеплению единых стереотипов поведения на множество субстереотипов, к превращению этих субстереотипов в самостоятельные стереотипы и к последующему столь же закономерному слиянию этих стереотипов в суперстереотипы. Этому процессу, естественно, соответствует процесс чередования дифференциации и интеграции этнических общностей (этносов). Таким образом, общая закономерность взаимоотношения социальных идеалов и этнических стереотипов состоит в том, что социальные идеалы способствуют формированию этнических стереотипов, а специфические этнические стереотипы – реализации специфических социальных идеалов. С точки зрения синергетической теории этногенеза этнос – это объективныйконструкт (продукт объективной социальной самоорганизации). Отражением закона дифференциации и интеграции поведенческих стереотипов является закон дифференциации и интеграции этнических самосознаний. Следовательно, этническая воображаемая общность всегда является своеобразным отражением этнической поведенческой общности. Возникая как отражение этнического поведения, этническое самосознание, естественно, оказывает обратное воздействие на этническое поведение; но это обстоятельство не может служить аргументом для отрицания необходимости анализа объективных оснований этнического самосознания. Синергетический подход к природе этноса приводит и к вполне определенному заключению в отношении природы наций. Нация есть государственно оформленный или осознавший потребность в таком оформлении этнос. Причем потребность в таком оформлении связана с необходимостью защиты своего поведенческого стереотипа (своего образа жизни) от ущемления его другими этносами. Отсюда ясно, что естественная потребность в государственном оформлении этноса, т.е. в превращении этноса в нацию возникает только тогда и постольку, когда и поскольку возникает несовместимость каких-то нормативов стереотипа поведения данного этноса с какими-то нормативами поведенческих стереотипов других этносов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|