Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движение последователей учения живой этики




ДВИЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ

История и практика

 

Аблеев С. Р. Антропокосмическое мировоззрение в России: Живая Этика и Рериховское культурное движение // Грани эпохи. (Этико-философский веб-журнал). – 2009, № 40: http: //www. facets. ru/articles10/4008. htm

От автора: В статье рассматриваются основные этапы и проблемы становления культурного движения последователей творчества семьи Рерихов и идей Живой Этики в Советском Союзе и постсоветской России.

 

Агешин Ю. А., Дарнева И. С. Важное о важном / Интервью провела Лариса Трунина // Веб-сайт Международного центра духовной культуры. – http: //mcenterdk. ru/inform-materiali/687-vaznoe_o_vaznom

От библиографа: Беседа с руководителями созданного по инициативе Международной ассоциации «Мир через Культуру» Общественного движения «Новая Страна» об основных принципах этого движения, выработанных на базе идей учения живой этики и духовного наследия Рерихов в целом.

 

Бортолотти Ф., Браун Д., Руссо Г. Преподавание, групповое обучение и система жизни: опыт общины Живой Этики в Италии // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»: Том II. – Санкт-Петербург, Вышний Волочёк: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. – С. 600-605. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2002. pdf

От авторов: Цель нашего сообщения – рассказать, как осуществляется эксперимент воспитания и самовоспитания, который мы проводим уже более 20 лет. Речь идё т о постоянной, всё возрастающей групп-лаборатории, из опыта которой мы извлекаем ценные указания для его продолжения.

Община Живой Этики была основана в 1981 г. в Пьеве, маленьком городке в сердце Италии, как центр образовательной психологии, базирующий ся на принципах и методах психосинтеза – психологии психиатра и психотерапевта Роберто Ассаджиоли, – и на нравственных ценностях наследия Рерихов.

 

Гиндилис Л. М., Фролов В. В. Философия Живой Этики и её толкователи // Вопросы философии. – Москва, 2001, №3. – С. 85-102. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/filosofiya-zhivoy-etiki-i-eyo-tolkovateli-rerihovskoe-dvizhenie-v-rossii/viewer

От издательства: Предпосылки появления философии Живой Этики, её культурно-исторические, духовно-нравственные источники, основные положения. Анализ книги «Община» из серии книг Живой Этики. Проблемы рериховского движения в России; анализ статьи Р. Н. Лункина и С. Б. Филатова «Рериховское движение в России: восстановление связи времён».

 

Джура С. Г. Эволюционная сущность Internet // Живая Этика и наука будущего / Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2001. – Москва: Дельфис, 2001. – Веб-публикация: http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm

От библиографа: Автор даёт обзор наиболее представительных веб-ресурсов, связанных с учением живой этики, а также их востребованности по городам России и странам мира на примере веб-сайта Донецкого Рериховского Вестника «Орифламма»

 

Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Рериховское движение в России: восстановление связи времён // Вопросы философии. – Москва: 1999, № 12. – С. 63-73.

От редакции: Идеологическое, религиозное движение последователей Рерихов в современной России.

 

Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Рерихианство: синтетическое мировоззрение или новая религия? // Религия и общество: Очерки современной религиозной жизни России / Ответственный редактор и составитель С. Б. Филатов. – Москва, Санкт-Петербург: Кестонский Институт, Летний Сад, 2002. – С. 450-469. – Веб-публикация: https: //stavroskrest. ru/content/rerihianstvo-sinteticheskoe-mirovozzrenie-ili-novaya-religiya

От издательства: В статье рассматриваются различные формы проявления рериховского движения и его ответвлений в постсоветской России. Многообразие форм восприятия учения Живой Этики очевидно. Отмечается, что вырванные из контекста идеи Елены Рерих зачастую берут на вооружение члены и создатели различных сект, а экстрасенсы объясняют своим пациентам методы лечения языком Агни Йоги. Многие академики и профессора видят поддержку культуры и расширение своего кругозора именно в приобщении к Живой Этике, объединившей наконец науку и духовность.

Рериховское движение распространено по всей России, и общество Рерихов или круг интеллигентных людей, интересующихся наследием семьи Рерихов, существует в каждом крупном российском городе. Увлечение новыми религиозными движениями не является какой-то особой характерной чертой российской ситуации. Но существует одно движение, которое характерно в существе своей идеологии именно для России, и таким движением является рерихианство.

 

Симанженкова Т. К. Доктрина Рерихов и учения «Новой Эры»: реальность и перспективы развития // Актуальные проблемы философии / Сборник научных работ студентов и молодых учёных по итогам межвузовской научно-практической конференции. – Красноярск: Сибирский государственный технический университет, 2006. – С. 83-88.

 

Симанженкова Т. К. Особенности развития движения последователей Рерихов в современной России // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарная серия. – Красноярск, 2006, №3/1. – С. 158-161.

 

Смирнов М. Ю., Чернеевский А. П. Рериховское движение как квазирелигиозное явление // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. – 2017, №1. – С. 5-14. – Веб-публикация: http: //vestnik. pstu. ru/get/_res/fs/file. pdf/6389/%CC. %DE. +%D1%EC%E8%F0%ED%EE%E2%2C+%C0. %CF. +%D7%E5%F0%ED%E5%E5%E2%F1%EA%E8%E9+%D0%C5%D0%C8%D5%CE%C2%D1%CA%CE%C5+%C4%C2%C8%C6%C5%CD%C8%C5+%CA%C0%CA+%CA%C2%C0%C7%C8%D0%C5%CB%C8%C3%C8%CE%C7%CD%CE%C5+%DF%C2%CB%C5%CD%C8%C5file. pdf

От редакции: Статья содержит философско-религиоведческий анализ воззрений и деятельности приверженцев учения «Живой Этики», связанного с именами Николая и Елены Рерихов. Совокупно их сообщества образуют так называемое рериховское движение. Авторы относят данное движение к современным мировоззренческим новообразованиям, получившим название квазирелигий. В начале статьи дана авторская характеристика феномена квазирелигий, определены основные признаки идентификации с этим явлением.

Важней шим признаком названа эклектичность учения, сочетание в нём элементов религиозных и светских доктрин западного и восточного происхождения. Эта эклектика делает учение привлекательным для людей разных уровней образованности и духовных запросов – у каждого есть возможность най ти то, что соответствует его интересам и потребностям. Рассматриваются мировоззренческие и организационные аспекты рериховского движения. Приводятся оценки этого движения, содержащиеся в некоторых отечественных исследованиях. Рериховское движение сопоставляется с теософией и объединениями New Age, выявляются их общие черты и различия. Констатируется структурная аморфность движения, указано на различие в целях деятельности разных россий ских сообществ последователей учения «Живой Этики». Выявлено и общее свой ство, присущее различным сегментам рериховского движения. Этим свой ством авторы считают культовое отношение участников различных рериховских объединений к текстам «Живой Этики».

Наличие в рериховском движении существенных элементов научного и рационального характера при удержании мистических мотивов в мировосприятии позволяет рассматривать это движение как бы на границе сакрального и профанного, что является одной из характеристик религиоподобных явлений или квазирелигий.

От библиографа: Статья написана М. Ю. Смирновым, как научным руководителем А. П. Чернеевского, на основе и с использованием рабочих материалов его диссертации, но без реального привлечения в качестве соавтора. В результате, А. П. Чернеевскому пришлось делать отдельную публикацию с критикой целесообразности самого термина «квазирелигия» и в частности его применения к широкому движению последователей учения живой этики.

 

Пантелеева Г. Г. Попытка классификации рериховского движения: несостоявшийся проект. (О статье М. Ю. Смирнова, А. П. Чернеевского «Рериховское движение как квазирелигиозное явление») // Культурно-просветительный портал «Адамант». – http: //www. lomonosov. org/article/popytka_klassifikaci_rtrihovskogo_dvezhwniya_nesostoyavshijsya_proekt. htm

От библиографа: Эссе представляет собой реакцию на означенную в его названии статью с целью её полного опровержения с идеологических позиций Международного центра Рерихов, базирующихся на сочинениях его основателя и руководителя, Л. В. Шапошниковой. В начале и завершении эссе представлены заявления, осуждающие несколько фраз и формулировок из начала критикуемой статьи. Основная же часть текста представляет собой пропаганду взглядов Л. В. Шапошниковой вне анализа содержания критикуемой статьи.

 

Чернеевский А. П. Термин «квазирелигия» в современном религиоведении // Религия и общество – 14 / Сборник научных статей. – Могилёв: Могилёвский государственный университет им. А. А. Кулешова, 2020. – С. 24-26. – Веб-публикация: https: //www. msu. by/info/mrc/konf/ro14_110420. pdf

От редакции: Доклад посвящён термину «квазирелигия» и его неактуальности для современного религиоведения. Проводится сравнение с понятиями «гражданская религия» и «викарная религия».

От библиографа: Эта краткая концептуальная статья разъясняет научную позицию автора, существенно расходящуюся с позицией М. Ю. Смирнова в отношении вызвавшего дискуссию применения термина «квазирелигия» к рериховскому движению в России.

 

Фатхитдинова Я. Ю. История Рериховского движения в контексте интеллектуально-духовной культуры общества // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук / Сборник материалов Х Межрегиональной научно-практической конференции. В 2 т. – Киров: Кировский филиал Московского гуманитарно-экономического института, 2009. – Т. 2. – С. 63-70.

От библиографа: Публикация по теме диссертационного исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...