Четырехступенчатые коробки передач
Коробка передач автомобиля ГАЗ-3102 «Волга». Ведущий вал 3 (рис. 127) четырехступенчатой коробки передач автомобиля ГАЗ-3102 «Волга» зубчатым колесом постоянного зацепления связан с блоком 30 зубчатых колес промежуточного вала. Остальные зубчатые колеса этого блока находятся в постоянном зацеплении с косозубыми зубчатыми колесами 11, 12 и 16 соответственно третьей, второй и первой передач ведомого вала 22. Включение всех четырех передач переднего хода выполняют соединением скользящих муфт 9 и 13 синхронизаторов со шлицевыми венцами соответствующих зубчатых колес. При включении первой передачи крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается через ведущий вал 3 блоку 30 зубчатых колес промежуточного вала, а затем через зубчатое колесо 16, муфту 13 и ступицу 75-синхрони-затора первой и второй передач к ведомому валу 22. При включенной второй передаче крутящий момент передается через ведущий вал 3, блок 30 зубчатых колес промежуточного вала, зубчатое колесо 12, муфту 13 и ступицу 15 синхронизатора первой и второй передач к ведомому валу. Если включена третья передача, то крутящий момент передается через зубчатое колесо 11, муфту 9 и ступицу 10 синхронизатора третьей и четвертой передач. При включении четвертой передачи (прямой) синхронизатор третьей и четвертой передач непосредственно соединяет ведущий и ведомый валы. Для включения передачи заднего хода прямозубое зубчатое колесо 29 вводят в зацепление с зубчатым колесом 32 блока 30 зубчатых колес промежуточного вала и с зубчатым венцом муфты 13 синхронизатора первой и второй передач. Ось 28 от провертывания и осевых
Коробка передач автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12. Ведущий вал 1 (рис. 128, а) изготовлен как одно целое с зубчатым колесом 3 со спиральными зубьями, которое находится в постоянном зацеплении с колесом 17 промежуточного вала. На заднем конце ведущего вала имеется зубчатый венец с прямыми зубьями, который может входить в зацепление с зубьями синхронизатора 4. От осевого перемещения назад ведущий вал удерживается упорным шарикоподшипником, а от перемещения вперед — крышкой 19. Зубчатое колесо 7 первой передачи установлено на шлицах ведомого вала 10. Зубчатое колесо 6 второй передачи свободно сидит на бронзовой втулке, надетой на ведомый вал, так же как и зубчатое колесо 5 третьей передачи, имеющее кроме зубьев конус для включения синхронизатора.
Опорами ведомого вала служат роликоподшипник, установленный в выточке ведущего вала, и шарикоподшипник, Рис. 128. Четырехступенчатая коробка передач автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12: а — конструкция; б — муфта включения коробки передач автомобиля ГАЗ-53-12; / — ведущий вал; 2 и 8 — подшипники; 3 и /7 —зубчатые колеса постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 4 — синхронизатор третьей ч четвертой передач; 5 и 15 — зубчатые колеса третьей передачи; 6 и 14 — зубчатые колеса второй ередачи; 7 и 12 — зубчатые колеса первой 1ередачи; 9 и // — червячная пара привода шдометра; 10 — ведомый вал; 13 — блок зубчатых лес передачи заднего хода; 16 — картер коробки передач; 18 — блок зубчатых колес промежуточного ■ла; 19 — крышка подшипника ведущего вала
помещенный в задней стенке картера коробки передач. Ролики переднего подшипника фиксируются специальной плоской шайбой и буртиком ведущего вала. На заднем конце ведомого вала гайкой укреплен червяк привода спидометра и фланец карданного шарнира. На шлицах переднего конца ведомого вала посажена ступица синхронизатора 4. Блок 18 зубчатых колес промежуточного вала, вращающийся на двух подшипниках, состоит из зубчатого колеса 12 первой передачи, зубчатого колеса 14 второй передачи, зубчатого колеса 15 третьей передачи и зубчатого колеса 17 постоянного зацепления с ведущим валом. От осевых перемещений промежуточный вал фиксируется крышкой и гайкой крепления заднего подшипника. Блок 13 зубчатых колес передачи заднего хода вращается на оси на бронзовой
втулке. На рис. 128 его положение показано условно, так как в действительности блок 13 расположен сбоку, между ведомым и промежуточным валами. Чтобы ось зубчатых колес передачи заднего хода не проворачивалась, ее стопорят краем прилива на задней крышке промежуточного вала и специальной стопорной пластиной, прикрепленной болтом.
В кольцевую канавку блока зубчатых колес передачи заднего хода входит вилка переключения. Зубчатые колеса 5 и б соответственно третьей и второй передач, установленные на ведомом валу, находятся в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами 15 и 14 промежуточного вала, а зубчатое колесо 7 первой передачи при перемещении назад входит в зацепление с зубчатым колесом 12. Зубчатые колеса показаны в нейтральном положении, когда крутящий момент от коленчатого вала двигателя не передается к ведущим колесам автомобиля. При включении трех высших передач используются зубчатые колеса 3, 17, 5, 15, 6 т 14 со спиральными зубьями, что обеспечивает плавную и бесшумную работу коробки передач и снижает износ зубчатых колес. Для первой передачи и передачи заднего хода (они используются сравнительно редко) применены прямозубые зубчатые колеса. Первая передача включается при введении в зацепление зубчатых колес 7 и 12. Крутящий момент передается от ведущего вала / через зубчатые колеса 3 и 17 на блок 18 зубчатых колес промежуточного вала, а затем через колеса 12 и 7 на ведомый вал 10. При включении второй передачи зубчатое колесо 7 перемещается вперед и внутренние шлицы его входят в зацепление с зубчатым колесом 6. Крутящий момент от ведущего вала 1 через зубчатые колеса 3, 17, 14, 6, внутреннее шлицевое соединение колес б и 7 передается ведомому валу 10. Третья передача включается при передвижении синхронизатора 4 назад. При этом крутящий момент от промежуточного вала на ведомый передается через зубчатые колеса 15 и 5 и синхронизатор 4. Для включения четвертой передачи (прямой) перемещают вперед синхронизатор 4, который соединяет ведущий и ведомый валы в одно целое. Передача заднего хода включается при смещении вперед блока 13 зубчатых колес, из которых большее колесо входит в зацепление с колесом 12, а меньшее — с колесом 7. При этом крутящий момент передается через колеса 3, 17, 12, блок 13 зубчатых колес и колесо 7.
Механизм коробки передач смонтирован в литом чугунном картере 16, который болтами прикреплен к картеру сцепления. Справа (по ходу автомобиля) в картере есть люк, закрытый крышкой с паронитовой прокладкой. Этот люк может быть использован для присоединения коробки отбора мощности. С левой стороны внутри в нижней части картера установлен грязеуловитель. Заливают масло и контролируют его уровень через отверстие с пробкой на левой стенке картера. Отверстие для слива масла находится внизу на задней стенке. На внутренних поверхностям передней и задней крышек картера нарезаны маслосгонные канавки, а в задней крышке, кроме того, установлен сальник. На внутренней стороне передней I крышки имеется канал для отвода мае- I ла в картер коробки передач. В коробке передач автомобиля ГАЗ-53-12 вместо синхронизаторе*;'! третьей и четвертой передач используют муфту включения (рис. 128,6). § 61. Пятиступенчатые коробки передач Промежуточный вал 33 опирается на шарикоподшипник 22 и роликоподшипник На задний конец этого вала надеты червяк привода спидометра и шлицевая втулка с фланцем 19 карданного шарнира, закрепленная гайкой с шайбой. Крышка шарикоподшипника 17 одновременно служит кронштейном стояночного тормозного механизма. 35. Зубчатое колесо 25 изготовлено как одно целое с промежуточным валом, а зубчатые колеса 26, 28, 29, 31 и 34 установлены на валу на шпонках. Наружные кольца шарикоподшипников 17, 22 и роликоподшипника 35 фиксируются стопорными кольцами. Зубчатые колеса 4 и 34, соединяющие ведущий и промежуточный валы, зубчатые колеса 7 и 31 четвертой, 8 к 29 третьей, 14, 26 второй передач имеют косые зубья и находятся в постоянном зацеплении. Зубчатые колеса 7,8 и 14 свободно вращаются на ведомом валу, на котором имеются также синхронизаторы 5 и 13, а на шлицах установлено зубчатое колесо 16 первой передачи и передачи заднего хода. Первая передача включается при перемещении зубчатого колеса 16 вперед до зацепления его с колесом 25 на промежуточном валу; при этом вращение через зубчатые колеса 25 и 16 передается ведомому валу. Вторая и третья передачи включаются при перемещении синхронизатора 13 соответственно назад и вперед. Для включения четвертой и пятой передач перемещают назад или вперед синхронизатор 5. При включении пятой передачи (прямой) между собой соединяются ведущий и ведомый валы. В передачу заднего хода входит зубчатое колесо 28, установленное на промежуточном валу. При движении зубчатого колеса 16 назад и его зацеплении с малым зубчатым колесом блока 41 включается задний ход. В этом случае крутящий момент от коленчатого вала двигателя через зубчатые колеса 4, 34 и 28, блок 41, зубчатое колесо 16 передается ведомому валу, который будет вращаться в обратную сторону по сравнению с направлением его вращения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|