Коробка передач автомобиля
МАЗ-5335. В пятиступенчатых коробках передач пятую передачу часто делают повышающей с передаточным числом, меньшим единицы. Наличие такой передачи улучшает топливную экономичность автомобиля и уменьшает износ деталей двигателя, так как появляется возможность снизить частоту вращения коленчатого вала при той же скорости движения автомобиля. В пятиступенчатой коробке передач с повышающей передачей автомобиля МАЗ-5335 (рис. 130) для улучшения смазывания ее деталей установлен специальный масляный насос 25. В рассмотренных ранее конструкциях коробок передач все трущиеся детали смазывались маслом, захватываемым вращающимися зубчатыми колесами из масляной ванны. В коробке передач автомобиля МАЗ-5335 вращение от переднего торца промежуточного вала 17 передается зубчатым колесам масляного насоса 25, забирающего масло из поддона и нагнетающего его по каналам передней стенки картера, передней крышки, ведущего и ведомого валов к переднему подшипнику ведомого вала и к подшипникам косозубых зубчатых колес постоянного зацепления, установленных на этом валу. Ведущий вал через зубчатые колеса 3 к 24 передает вращение колесам промежуточного вала 17. На ведомом валу имеются два синхронизатора 10 и 4 для включения второй, третьей, четвертой и пятой передач. При перемещении синхронизатора 4 вперед обеспечивается четвертая передача соединением ведущего и ведомого валов между собой, а пятая передача включается при перемещении синхронизатора 4 назад. При этом вращение на ведомый вал передается синхронизатором через зубчатые колеса 22 и 8. Смещением синхронизатора 10 вперед через зубчатые колеса 21
Рис. 130. Пятиступенчатая коробка передач автомобиля МАЗ-5335: / — ведущий вал; 2 — крышка подшипника ведущего вала; 3 — зубчатое колесо ведущего вала; 4 — синхронизатор четвертой и пятой передач: 5 — рычаг переключения передач; 6 — вал рычага переключения; 7 — шарик фиксатора с пружиной;
8— зубчатое колесо пятой передачи ведомого вала; 9— зубчатое колесо третьей передачи ведомого вала;110 — синхронизатор второй и третьей передач; 11 — зубчатое колесо второй передачи ведомого вала; 12 — зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода ведомого вала; 13 — верхняя крышка коробки передач со штоком и вилками; 14 — ведомый вал; 15 — червячное колесо привода спидометра; 16 — фланец крепления карданного вала к коробке передач; 17 — промежуточный вал с зубчатым венцом первой передачи и передачи заднего хода; 18 — картер коробки передач; 19 — зубчатое колесо второй передачи промежуточного вала; 20 — заборник масляного насоса с магнитом; \21 — зубчатое колесо третьей передачи промежуточного вала; 22 — зубчатое колесо пятой передачи промежуточного вала; 23— зубчатое колесо отбора мощности; 24 — зубчатое колесо привода промежуточного вала; 25 — масляный насос; 26 — ось блока зубчатых колес передачи заднего хода; 27 — блок зубчатых колес передачи заднего хода
и 9 осуществляется третья передача, перемещением
синхронизатора 10 назад через зубчатые колеса 19 и 11 — вторая передача. Первая передача получается при перемещении зубчатого колеса 12 вперед и соединения его с зубчатым венцом промежуточного вала 17. При смещении колеса 12 назад оно входит в зацепление с блоком зубчатых колес передачи заднего хода. При этом второе колесо блока зубчатых колес передачи заднего хода находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом промежуточного вала. Коробка передач автомобилей семейства КамАЗ. На автомобилях семейства КамАЗ, предназначенных для работы без прицепа, установлена пятиступенчатая коробка передач. Для автомобилей-тягачей, работающих с прицепами, к основной пятиступенчатой коробке доба-
передний редуктор — делитель (рис. 131), удваивающий число передач. Зубчатое колесо ведущего вала коробки передач, выполненное вместе с валом, находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 22 привода промежуточного вала. Зубчатое колесо ведущего вала имеет конусную часть для соединения с фрикционным кольцом синхронизатора, а также внутренний зубчатый венец, предназначенный для соединения с зубчатым венцом синхронизатора. Передней опорой ведомого вала служит роликоподшипник, установленный в гнезде ведущего вала, а задней — шарикоподшипник, размещенный в гнезде стенки картера. На переднем конце ведомого вала нарезано три зубчатых венца, предназначенных для установки синхронизатора 5 четвертой и пятой передач. На цилиндрической шейке вала при помощи втулок и роликоподшипников устанавливают зубчатые колеса 6, 7 и 9 соответственно четвертой, третьей и второй передач. Зубчатые колеса 7 и 9 имеют конусы и зубчатые венцы для работы с синхронизатором 8, размещенным между ними на шлицевой части вала, состоящей из трех зубчатых венцов. Крайние венцы имеют меньшую толщину зуба по сравнению со средним венцом, что предотвращает самопроизвольное выключение передач. Втулка зубчатого колеса 13 первой передачи, соединяющаяся шлицами с валом, имеет наружную часть, выполненную по двум диаметрам. По шлицам цилиндрической части большего диаметра перемещается муфта 12 включения передачи заднего хода и первой передачи, на цилиндрической шейке меньшего диаметра установлен подшипник зубчатого колеса первой передачи. Все зубчатые колеса находятся в постоянном зацеплении с соответствующими зубчатыми колесами и зубчатыми венцами промежуточного вала, а колесо 10 передачи заднего хода — с малым венцом блока 11 зубчатых колес передачи заднего хода. Зубчатые колеса первой передачи и передачи заднего хода прямозубые, а остальные — косозубые. Промежуточный вал 21 передним
в гнезде переднего торца картера, а задним — на сферический роликоподшипник, размещенный в стакане гнезда заднего торца картера. Для соединения с промежуточным валом делителя передний конец промежуточного вала коробки передач имеет шлицы. Зубчатые колеса третьей и четвертой передач, а также зубчатое колесо 22 привода промежуточного вала напрессованы на вал и зафиксированы сегментными шпонками. Зубчатые колеса передачи заднего хода, первой и второй передач изготовлены вместе с валом. Блок 11 зубчатых колес передачи заднего хода, имеющий два прямозубых зубчатых венца, установлен на двух роликоподшипниках на оси, зафиксированной стопорной планкой. Венец большего диаметра находится в постоянном зацеплении с венцом 17 промежуточного вала 21. Делитель механического типа, удваивающий число передач, состоит из ведущего 1 и промежуточного 25 валов, одной пары зубчатых колес 2 и 23, синхронизатора 4 и механизма переключения передач. Передний шарикоподшипник ведущего вала 1 делителя расположен в расточке коленчатого вала, а задний — в гнезде перегородки картера 24 делителя, выполненного как одно целое с картером муфты сцепления. Косозубое колесо 2, находящееся в постоянном зацеплении с колесом 23 привода промежуточного вала 25 делителя, свободно вращается на ведущем валу на роликоподшипниках. Зубчатое колесо 2 имеет конус и зубчатый венец для взаимодействия с синхронизатором делителя. Передний конец промежуточного вала делителя установлен в шарикоподшипнике, помещенном в гнезде перегородки картера делителя, а задний — в роликоподшипнике, укрепленном в гнезде задней стенки картера. Промежуточные валы делителя и коробки передач имеют шлицевое соединение. Зубчатое колесо 23 напрессовано на промежу- точный вал 25 делителя и зафиксировано сегментной шпонкой. Делитель обеспечивает две передачи: прямую, при которой синхронизатор делителя перемещен вправо и соединяет между собой ведущие валы делителя и коробки передач, и повышающую, при которой синхронизатор перемещен влево и соединяет ведущий вал делителя с зубчатым колесом 2 (далее вращение через зубчатое колесо 23 передается на промежуточные валы делителя и коробки передач).
При прямой передаче делителя коробка передач работает как обычная пятиступенчатая. При перемещении муфты 12 вперед или назад происходит включение соответственно передачи заднего хода или первой передачи. При первой передаче вращение с ведущего вала через зубчатое колесо 23 передается на промежуточный вал, а затем через зубчатый венец 75, зубчатое колесо 13 и муфту 12 на ведомый вал. При заднем ходе (муфта включения смещена вперед) вращение с промежуточного вала передается на ведомый вал через зубчатый венец 17, большой венец блока 11 зубчатых колес передачи заднего хода, малый венец, зубчатое колесо 10 и муфту 12. Вторую передачу включают перемещением синхронизатора 8 второй и третьей передач назад, соединяя с ведомым валом зубчатое колесо 9 второй передачи, находящееся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом 18. Смещением синхронизатора вперед соединяют ведомый вал с зубчатым колесом 7 третьей передачи, находящимся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 19 промежуточного вала. Четвертую и пятую передачи включают перемещением синхронизатора 5 соответственно назад или вперед. При четвертой передаче вращение на ведомый вал передают зубчатые колеса, а при пятой передаче при помощи синхронизатора соединяются ведущий и ведомый валы (прямая передача). При повышающих передачах промежуточный вал коробки передач получает вращение через зубчатые колеса 2 и 23 делителя в результате смещения синхронизатора 4 делителя вперед. Дальнейшее включение четырех повышающих передач происходит аналогично включению четырех понижающих передач. При пятой повышающей передаче вращение с промежуточного вала коробки передач передается через зубчатое колесо 22 постоянного зацепления на ведущий вал коробки передач и далее на ведомый вал через смещенный вперед синхронизатор 5. § 62. Синхронизаторы Переключение передач сопровождается ударами между зубьями зубчатых колес, что приводит к их изнашиванию. Для уменьшения износа зубчатых колес и шума, возникающих вследствие удара зубьев при переключении передач, служат синхронизаторы, которые выравнивают угловвцр скорости включаемых зубчатых кож:с. Синхронизаторами обычно снабжают зубчатые колеса передач, переключаемых наиболее часто. Зубчатые колеса передач заднего хода у всех автомобилей, как правило, не имеют синхронизаторов, так как этими передачами пользуются сравнительно редко.
На автомобиле ГАЗ-53А синхронизаторы имеют третья и четвертая передачи, а на автомобилях ЗИЛ-130, МАЗ-5335 и КамАЗ — вторая, третья, четвертая и пятая передачи. У легковых автомобилей в настоящее время синхронизаторами снабжают все передачи переднего хода. Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-53А. На шлицах ведомого вала неподвижно закреплена ступица 8 синхронизатора (рис. 132). На поверхности ступицы 8 нарезаны зубья и сделаны три продольных паза 9, в которые установлены сухари 7, имеющие в средней части наружные выступы. На зубья ступицы надета муфта 3, перемещающаяся по ступице в продольном направлении. Сухари наружными выступами входят в кольцевую выточку на внутренней стороне муфты. К внутренней поверхности муфты сухари прижаты двумя пружинами 5. С обеих сторон ступицы синхронизатора установлены латунные конусные блокирующие кольца 2, торцы которых имеют по три прямоугольных паза под сухари. На внутренней конической поверхности блокирующих колец нарезана резьба с мелким шагом для увеличения трения между конусами блокирующих колец и наружной конической поверхностью зубчатых колес 1 и 6. На наружных поверхностях блокирующих колец и на ступицах зубчатых колес 1 и 6 нарезаны зубья. Торцы зубьев зубчатых колес и блокирующих колец имеют скосы, что облегчает введение их в зацепление. При нейтральном положении синхронизатора его зубчатая муфта и блокирующие кольца не работают. При Рис. 132. Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-53А: (/ — конструкция; б — детали; / — зубчатое колесо ведущего вала; 2 — конусное блокирующее кольцо; 3 — муфта; 4 — вилка; 5 — пружина; б - зубчатое колесо третьей передачи; 7 — сухарь; 5 — ступица; 9 — продольные пазы в ступице
В результате этого постепенно выравниваются частота вращения блокирующего кольца (а следовательно, и ведомого
Рис. 133. Синхронизаторы коробок передач автомобилей: а - г - ЗИЛ-130; д-з- КрАЗ-257 и МАЗ-5335; / — муфта синхронизатора; 2 — конусное кольцо;.? — блокирующий палец; 4 — пружина; 5 — палец фиксатора; 6 — зубчатый венец муфты; 7 — зубчатое колесо; 8 — внутренний зубчатый венец зубчатого колеса; 9 — обойма вилки переключения; 10 — прорези корпуса; 11 — корпус; 12 — штифт; 13 — выступ муфты; 14 — фиксатор Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-130. Синхронизатор представляет собой передвижную муфту / (рис. 133, а) с диском, на который воздействует вилка переключения, и с зубчатыми венцами 6. Муфта / установле- на на шлицах ведомого вала. Диск муфты имеет по три отверстия для пальцев 5 фиксаторов, соединяющих его с двумя сблокированными конусными кольцами 2, и для блокирующих пальцев 5, жестко связывающих конусные кольца. Между двумя половинками пальца 5 фиксатора расположены две пружины 4. В нейтральном положении (рис. 133,6) корпус синхронизатора расположен посередине между зубчатыми колесами. При включении передачи муфта синхронизатора, перемещая пальцы 5 фиксаторов, прижимает конусное кольцо 2 к конусу зубчатого колеса 7. Муфта, соединенная с ведомым валом, и зубчатое колесо, связанное с промежуточным валом, имеют разные частоты вращения. Вследствие наличия трения между коническими поверхностями кольцо 2 повертывается относительно диска муфты до соприкосновения блокирующих конусных фасок диска с блокирующими пальцами, после чего происходит блокировка колец и муфты (рис. 133, в). При выравнивании частот вращения зубчатого колеса и ведомого вала муфта перемещается дальше, а ее зубья бесшумно входят в зацепление с зубчатым венцом зубчатого колеса | 7 (рис. 133, г). Синхронизатор коробки передач автомобиля МАЗ-5335. Синхронизатор состоит из кольцевого корпуса 11 (рис. 133, д), на внутренней поверхности которого с обеих сторон запрессованы конические бронзовые кольца, имеющие зубчатую насечку. Внутри корпуса установлена муфта 1 синхронизатора с зубчатыми венцами 6. В фасонные прорези 10 корпуса 11 входят выступы 13 муфты. Штифты 12 муфты входят во внутренний кольцевой паз обоймы 9, имеющей на наружной поверхности выточку для вилки переключения передач. Фиксаторы 14, состоящие из шариков и пружин, удерживают обойму вилки переключения на корпусе 11 синхронизатора, предохраняя ее от самопроизвольного перемещения. Шарики фиксаторов прижимаются изнутри к корпусу 11 синхронизатора. Для фиксации центрального положения шариков на внутренней поверхности корпуса в его средней части для них есть выемки. Зубчатые колеса всех передач, которые включаются синхронизаторами, имеют наружные конусные поверхности и внутренние зубья, соответствующие зубьям венца 6. При включении передач вилкой переключения по направлению к включаемому зубчатому колесу из нейтрального положения (рис. 133, е) перемещаются обойма 9 и муфта 1, а вместе с последней и весь корпус 11 (рис. 133, ж1). Внутренним конусом кольцо 2 прижимается к конусной поверхности зубчатого колеса. От возникающего трения между поверхностями корпус 11 повернется на некоторый угол, и выступы 13 муфты синхронизатора упрутся в края фасонных прорезей 10; продольное движение муфты / относительно корпуса синхронизатора при таком положении невозможно. Когда частоты вращения муфты и зубчатого колеса станут равными, муфта может быть передвинута дальше. При этом шарики фиксаторов отожмутся внутрь выступов 13, а зубчатый венец 6 муфты войдет в зацепление с внутренними зубьями зубчатого колеса включаемой передачи (рис. 133,з).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|