Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тормозные системы автомобиля




§ 93. Типы тормозных систем и механизмов

Тормозные системы служат для сни­жения скорости движения и полной остановки автомобиля, а также для удержания на месте неподвижно стоя­щего автомобиля. Тормозная система должна быть максимально эффективной при торможении автомобиля с различ­ной нагрузкой и на разных передачах.

На автомобилях должны быть уста­новлены:

рабочая тормозная система, исполь­зуемая при движении автомобиля для снижения скорости и полной остановки;

стояночная тормозная система, слу­жащая для удержания остановленного автомобиля на месте;

запасная тормозная система, пред­назначенная для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Кроме этих систем на автомобилях устанавливают:

вспомогательную тормозную систему


в виде тормоза-замедлителя (на гру­зовых автомобилях большой грузо­подъемности семейств МАЗ, КамАЗ, КрАЗ), используемую при длительном торможении автомобиля, например, на пологом длинном горном спуске;

тормозную систему прицепа, рабо­тающего в составе автопоезда, служа­щую как для снижения скорости движе­ния прицепа, так и для автоматического его торможения в случае обрыва сцепки с тягачом.

Тормозная система состоит из приво­да и тормозных механизмов, непосред­ственно осуществляющих торможение вращающихся колес автомобиля или одного из валов трансмиссии.

Об эффективности действия тор­мозных систем судят по тормозному пути автомобиля от начала нажатия на педаль тормоза до его полной останов­ки при движении по горизонтальному участку сухой дороги с асфальтовым покрытием. Наилучший результат до­стигается при одновременном торможе­нии передних и задних колес.

В зависимости от конструкции вра­щающихся рабочих деталей тормозных механизмов различают барабанные и дисковые тормоза. В первых силы

Рис. 202.

Схема колесного тормозного механизма: / — педаль тормоза; 2 — разжимной кулак; 3 — тормозной барабан; 4 — тормозная колодка; 5 — пальцы колодок; 6 — накладка колодки;

7 — стяжная пружина


 

трения создаются на внутренней поверх­ности вращающегося цилиндра, во вторых — на боковых поверхностях вра­щающегося диска. Большинство отече­ственных автомобилей имеют рабочие тормозные системы с колодочными тормозами.

Колесный тормозной механизм пред­ставляет собой пару тормозных коло­док 4 (рис. 202), смонтированных вну­три тормозного барабана 3, вращающе­гося вместе со ступицей колеса. Колод­ки установлены на неподвижном тор­мозном диске, опираются на пальцы 5 и стянуты пружиной 7. К поверхности колодок, обращенной к тормозному ба­рабану, прикреплены фрикционные на­кладки 6. При нажатии на педаль 1 ко­лодки раздвигаются кулаками 2 или поршнями гидроцилиндра до соприкос­новения с тормозным барабаном 3. Тре­ние колодок о барабан вызывает тормо­жение колеса. После прекращения да­вления на педаль колодки пружиной 7 возвращаются в исходное положение.

Барабанный тормоз

Колодочные тормоза барабанного ти­па используют в качестве как колесных, так и стояночных тормозных механиз­мов. Простота и легкость регулирова­ния тормозов, величина создаваемого ими тормозного момента и характер из­нашивания тормозных накладок в зна­чительной мере зависят от способа кре­пления колодок к опорному тормозно­му диску (рис. 203). Первую по напра­влению вращения от разжимного устройства колодку называют первич­ной, а следующую — вторичной. В коло-


дочном тормозе с шарнирным крепле­нием двух симметричных колодок на одной общей неподвижной опоре А (рис. 203, а) действуют следующие силы: сила Р, прижимающая колодки к барабану; реакции У\ и У2 колодок; силы трения Х\ и Х2 между колодками и барабаном.

Момент силы Х\ относительно опоры колодок действует в ту же сторону, что и момент силы Р, и увеличивает прижа­тие первичной колодки. Момент силы Х2 направлен в обратную сторону по отношению к моменту силы Р и, следо­вательно, ослабляет прижатие к бараба­ну вторичной колодки. Автомобиль тормозят почти всегда при его движе­нии вперед. Следовательно, первичная колодка будет постоянно находиться под действием большей силы трения и быстрее износится, чем вторичная. Поэтому для равномерного изнашива­ния фрикционную накладку на первич­ной колодке делают больших размеров, чем на вторичной. В таких тормозах не­возможно индивидуальное регулирова­ние положения нижних концов колодок.

В тормозах с креплением колодок на отдельных опорах (рис. 203, б) возмож­на более точная регулировка. У тор­мозов с плавающими колодками (рис. 203, в) последние при помощи шар­нирных звеньев 1 и 2 связаны нижними

Рис. 203.


Крепление колодок барабанного тормоза: а — шарнирное на общей неподвижной опоре; 6 — на отдельных опорах; в — плавающие колодки; г — размещение опор колодок на противоположных сторонах тормозного диска; / и 2 — шарнирные звенья; А ~- опора



 


Рис. 204.

Тормозные механизмы автомобилей: а — ГАЗ-53А; б — ЗИЛ-130; / и 5 — тормозные колодки; 2 — колесный цилиндр; 3 — экран колесного цилиндра; 4 — стяжная пружина;

6— фрикционная накладка колодки;

7— направляющая скоба колодки; 8 — болт регулировочного эксцентрика; 9 — шайба;

10 — пружина эксцентрика; // — регулировочный эксцентрик; 12 — пластина опорных пальцев; 13 — эксцентрик опорных пальцев; 14 — пружинная шайба; 15 — опорный палец тормозной колодки; 16 — суппорт; 17— ось; 18 — опора ролика; 19 — ролик; 20 — тормозная камера;

21 — кронштейн тормозной камеры;

22 — регулировочный рычаг; 23 — разжимной кулак; 24 — тормозной барабан; 25 — вал разжимного кулака; 26 — червячное колесо; 27 — червяк; 28 — шток

концами с общей опорой и автоматиче­ски устанавливаются в необходимое по­ложение. В этих тормозах регулируют


только верхние концы колодок. Такой способ крепления колодок обеспечивает более равномерное их изнашивание по сравнению с колодками тормозов, опи­санных выше.

При размещении опор колодок на противоположных сторонах тормозного диска (рис. 203, г) на обе колодки дей­ствуют одинаковые силы Р. Тогда мо­менты сил трения Х\ и А^ будут напра­влены в ту же сторону, что и моменты сил Р, и, следовательно, обе колодки работают как первичные. Этот тормоз не создает дополнительных нагрузок на подшипники колес, так как силы, дей­ствующие на тормозной барабан, равны по величине и уравновешены в одинако­вой степени. При прочих равных усло­виях тормоз этого типа дает больший


 


 

 


 

 

тормозной момент но сравнению с мо­ментом тормозов, выполненных по первым трем схемам. В процессе тормо­жения при движении автомобиля за­дним ходом обе колодки работают как вторичные и тормозной момент замет­но уменьшается.

Автомобили ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 имеют барабан-но-колодочные тормоза, конструкция которых соответствует схеме, показан­ной на рис. 204,6. Тормозные меха­низмы передних и задних колес в этом случае имеют одинаковую конструкцию и отличаются только размерами дета­лей. У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» по такой схеме выполнены лишь задние тормозные механизмы.

Тормозной диск заднего тормозного механизма прикреплен к фланцу кожуха полуоси ведущего моста, а тормозной диск переднего тормозного механиз­ма—к фланцу поворотного кулака переднего моста. Пружина 4 (рис. 204, а) стягивает стальные тормозные колодки / и 5, свободно посаженные на опорных пальцах 15, которые закреплены в тор­мозном диске гайками. На наружных концах пальцев поставлены метки для регулирования и сделаны головки под ключ. В верхней части колодки опи­раются на эксцентрики 11, под которые поставлены фиксирующие пружины 10. Зазор между колодками и барабаном регулируют при помощи эксцентриков 11. К трущимся поверхностям колодок прикреплены имеющие различный угол охвата накладки из прессованного асбе­стового материала.

Верхние концы колодок упираются в поршни гидравлического разжимного устройства. Экран защищает это устройство от нагревания теплотой тор­мозного барабана. От бокового смеще­ния колодки удерживаются скобами 7 с пластинчатыми пружинами. Тормоз­ной барабан прикреплен к ступице коле­са так, что его можно снимать для до­ступа к тормозу, не снимая ступицу.

В колесном тормозе автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 204, а) на эксцентриковых осях 17 укреплены две литые чугунные колодки /. Колодки могут разжиматься

кулаком 23, который приводится в дви­жение червячным колесом 26, посажен­ным на шлицевую часть валика кулака. Червячное колесо поворачивается не-вращающимся в этот момент червяком, который движется вместе с рычагом 22, получающим движение через шток 28 от тормозной камеры 20. Червячная передача служит для регулировки тор­моза.

В тормозном механизме автомобиля КамАЗ-5320 (рис. 205, а) тормозные колодки 7 опираются на эксцентрики осей 1, закрепленные в суппорте. На тормозные колодки установлены фрик­ционные накладки 9. При торможении колодки раздвигаются кулаком 12 и прижимаются к внутренней поверхности барабана. Ролики 13, установленные между разжимным кулаком и колод­ками, улучшают эффективность тормо­жения. Пружины 8 возвращают при растормаживании колодки в первона­чальное положение.

На конце вала разжимного кулака с помощью шлицев червячного колеса 18 (рис. 205, б) установлен регулиро­вочный рычаг 14 червячного типа, со­единенный со штоком тормозной ка­меры и предназначенный для поворота разжимного кулака и уменьшения зазо­ра между колодками и тормозным ба­рабаном.

В корпусе регулировочного рычага установлен червяк 17 (рис. 205, б) с за­прессованной в него осью 15, имеющей квадратный хвостовик для осуществле­ния поворота при регулировке и лунки для фиксирующего шарика 16 с пружи­ной 8. При вращении оси 75 червяк по­ворачивает червячное колесо и через шлицевое соединение ось поворотного кулака. В процессе торможения регули­ровочный рычаг поворачивается што­ком тормозной камеры.

У тормозного механизма автомобиля МА З-5335 (рис. 205, в) регулировку зазо­ра между накладками колодок и внут­ренней поверхностью барабана произво­дят также с помощью червячной пары регулировочного рычага.

Тормозной механизм переднего коле­са автомобиля ГАЗ-24 «Волга» выпол-

нен по схеме, показанной на рис. 203, г. Обе тормозные колодки 3 (рис. 206) прижимаются к барабану при помощи отдельных колесных тормозных цилин­дров 4 и имеют неподвижные опоры в виде пальцев 9. При движении авто­мобиля вперед обе колодки во время торможения работают как первичные. Осями качания колодок служат эксцен­триковые шайбы 8. Пружины 7 отводят


колодки от тормозных барабанов при прекращении торможения.

В тормозных механизмах автомоби­лей ГАЗ-24 «Волга» и ЗАЗ-966 «Запоро­жец» применены устройства для авто­матического регулирования зазора меж­ду колодками и тормозными барабана­ми. Внутрь колесных цилиндров с натя­гом вставлено разрезное упорное коль­цо 5. Поршень 6 имеет замок в виде



 


 


 

Тормозные механизмы автомобилей

КамАЗ-5320 и МАЗ-5335

а — колесный тормозной механизм

автомобиля КамАЗ-5320;

б — регулировочный рыча]

гормозного механизма автомобиля

КамАЗ-5320; в — колесный

тормозной механизм автомобиля

МАЗ-5335; / - ось колодок;

2 — суппорт'; 3 - щиток; 4 - гайка

оси; 5 — накладка оси колодок;

6 — чека оси колодки; 7 — колодка;

8 — пружина, 9 - фрикционная

накладка; 10 — кронштейн

разжимного кулака; // ось ролика:

12 — разжимной кулак; 13 ролик

колодки; 14 — регулировочный

рычаг; 15 - ось черняка; 16 - шарик

фиксатора; 17 червяк;

18 — червячное колесо;

19— распорная втулка; 20- барабан

21 — тормозная камера: 22 -вилка;

23- шток. 24 мембрана

 

 

/


 


*


Рис. 206.

Тормозной механизм переднего колеса автомобиля

ГАЗ-24 «Волга»:

/ — соединительная трубка; 2 — тормозной щит;


.? —колодка; 4 — колесный тормозной цилиндр; 5 — упорное кольцо; 6 — поршень; 7 — стяжная пружина; # — эксцентриковая шайба опорного пальца; 9 — опорный палец; 10 — перепускной клапан


 



,3 А-А

9 10 11 12 13 14

 


 


Рис. 207.

Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга»:

/ — эксцентрики опорных пальцев; 2 — опорный палец;3 — перепускной клапан; 4 — регулировочный эксцентрик привода рабочего тормозного


механизма; 5 — маятниковый рычаг; 6 — передняя

колодка; 7 — защитный колпак: Н — поршень;

9 — упорное кольцо; 10 — стяжная пружина;

//— колесный тормозной цилиндр;

12 — разжимной стержень; 13 — задняя колодка;

14 — рычаг тормозного механизма заднего колеса


 

буртика, позволяющий поршню переме­щаться относительно кольца 5 на 1,9 — 2,06 мм. Этого перемещения доста­точно для нормальной работы тормо­зов.

При увеличении в случае изнашива­ния зазора между тормозными наклад­ками и барабаном поршень во время торможения увлекает за собой упорное кольцо 5 и перемещает его на величину этого зазора. При растормаживании поршень под действием стяжной пру­жины 7 возвращается в исходное поло­жение, а для перемещения упорного кольца 5 силы этой пружины, равной 250 Н, недостаточно, так как для этого необходима сила в 500 — 600 Н.


Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис. 207) выполнен по схеме, показанной на рис. 203, б, и имеет такое же автомати­ческое регулирование зазора между ко­лодками и барабанами, как и тормоз­ной механизм переднего колеса.


Дисковый тормоз

На передних колесах автомобилей ГАЗ-3102 «Волга», ВАЗ-2101 «Жигули» и «Москвич-2140» установлены ди­сковые тормоза. По сравнению с бара­банными дисковые тормоза обладают более высокой эффективностью. По­скольку на передние колеса автомобиля при торможении приходится более зна­чительная часть тормозных сил, осна­щение передних колес дисковыми тор­мозами улучшает эксплуатационные ка­чества автомобиля.

На ступице 15 (рис. 208) переднего ко­леса укреплен чугунный тормозной диск 14. С двух сторон этого диска поме-

Рис. 208.

Дисковый тормоз переднего колеса автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули»: а — общий вид; 6 — суппорт с рабочими цилиндрами; / — главный тормозной цилиндр;

10 11

2— трубопровод к задним тормозным механизмам;

3— шланг подвода жидкости из бачков;

4— уравнительный шланг; 5 — бачки для тормозной жидкости; 6 — трубопроводы к передним тормозным механизмам; 7 — гибкий шланг; Л'— соединительная трубка; 9 — штуцер для подкачки тормозных механизмов; 10 и 24 — колесные тормозные цилиндры: // — колесо: 12 — колесный болт: 13 — защитный кожух; 14 — тормозной диск; 15 — ступица колеса; 16 — кронштейн суппорта; 17 — стойка передней подвески; 18 - болт; 19 -суппорт; 20 — тормозные накладки; 21 — манжета; 22 — уплотнительное кольцо; 23 — поршень

 

щены тормозные накладки 20, управ­ляемые поршнями 23, перемещающими­ся в алюминиевых колесных тормозных цилиндрах 10 и 24, которые устано­влены в суппорте 19. Суппорт двумя болтами 18 прикреплен к кронштейну 16, смонтированному на стойке 17 пере­дней подвески.

При торможении поршни под дей­ствием давления жидкости движутся навстречу друг другу и накладками 20 тормозят диск 14, а следовательно, и переднее колесо //. При растормажива-нии вследствие упругости уплотнительных колец 22 поршни возвращаются в исходное положение, а накладки от­жимаются диском; между диском и накладками поддерживается необходи­мый минимальный зазор независимо от износа последних.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...