Тормозные системы автомобиля
§ 93. Типы тормозных систем и механизмов Тормозные системы служат для снижения скорости движения и полной остановки автомобиля, а также для удержания на месте неподвижно стоящего автомобиля. Тормозная система должна быть максимально эффективной при торможении автомобиля с различной нагрузкой и на разных передачах. На автомобилях должны быть установлены: рабочая тормозная система, используемая при движении автомобиля для снижения скорости и полной остановки; стояночная тормозная система, служащая для удержания остановленного автомобиля на месте; запасная тормозная система, предназначенная для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы. Кроме этих систем на автомобилях устанавливают: вспомогательную тормозную систему в виде тормоза-замедлителя (на грузовых автомобилях большой грузоподъемности семейств МАЗ, КамАЗ, КрАЗ), используемую при длительном торможении автомобиля, например, на пологом длинном горном спуске; тормозную систему прицепа, работающего в составе автопоезда, служащую как для снижения скорости движения прицепа, так и для автоматического его торможения в случае обрыва сцепки с тягачом. Тормозная система состоит из привода и тормозных механизмов, непосредственно осуществляющих торможение вращающихся колес автомобиля или одного из валов трансмиссии. Об эффективности действия тормозных систем судят по тормозному пути автомобиля от начала нажатия на педаль тормоза до его полной остановки при движении по горизонтальному участку сухой дороги с асфальтовым покрытием. Наилучший результат достигается при одновременном торможении передних и задних колес.
В зависимости от конструкции вращающихся рабочих деталей тормозных механизмов различают барабанные и дисковые тормоза. В первых силы Рис. 202. Схема колесного тормозного механизма: / — педаль тормоза; 2 — разжимной кулак; 3 — тормозной барабан; 4 — тормозная колодка; 5 — пальцы колодок; 6 — накладка колодки; 7 — стяжная пружина
трения создаются на внутренней поверхности вращающегося цилиндра, во вторых — на боковых поверхностях вращающегося диска. Большинство отечественных автомобилей имеют рабочие тормозные системы с колодочными тормозами. Колесный тормозной механизм представляет собой пару тормозных колодок 4 (рис. 202), смонтированных внутри тормозного барабана 3, вращающегося вместе со ступицей колеса. Колодки установлены на неподвижном тормозном диске, опираются на пальцы 5 и стянуты пружиной 7. К поверхности колодок, обращенной к тормозному барабану, прикреплены фрикционные накладки 6. При нажатии на педаль 1 колодки раздвигаются кулаками 2 или поршнями гидроцилиндра до соприкосновения с тормозным барабаном 3. Трение колодок о барабан вызывает торможение колеса. После прекращения давления на педаль колодки пружиной 7 возвращаются в исходное положение. Барабанный тормоз Колодочные тормоза барабанного типа используют в качестве как колесных, так и стояночных тормозных механизмов. Простота и легкость регулирования тормозов, величина создаваемого ими тормозного момента и характер изнашивания тормозных накладок в значительной мере зависят от способа крепления колодок к опорному тормозному диску (рис. 203). Первую по направлению вращения от разжимного устройства колодку называют первичной, а следующую — вторичной. В коло- дочном тормозе с шарнирным креплением двух симметричных колодок на одной общей неподвижной опоре А (рис. 203, а) действуют следующие силы: сила Р, прижимающая колодки к барабану; реакции У\ и У2 колодок; силы трения Х\ и Х2 между колодками и барабаном.
Момент силы Х\ относительно опоры колодок действует в ту же сторону, что и момент силы Р, и увеличивает прижатие первичной колодки. Момент силы Х2 направлен в обратную сторону по отношению к моменту силы Р и, следовательно, ослабляет прижатие к барабану вторичной колодки. Автомобиль тормозят почти всегда при его движении вперед. Следовательно, первичная колодка будет постоянно находиться под действием большей силы трения и быстрее износится, чем вторичная. Поэтому для равномерного изнашивания фрикционную накладку на первичной колодке делают больших размеров, чем на вторичной. В таких тормозах невозможно индивидуальное регулирование положения нижних концов колодок. В тормозах с креплением колодок на отдельных опорах (рис. 203, б) возможна более точная регулировка. У тормозов с плавающими колодками (рис. 203, в) последние при помощи шарнирных звеньев 1 и 2 связаны нижними Рис. 203. Крепление колодок барабанного тормоза: а — шарнирное на общей неподвижной опоре; 6 — на отдельных опорах; в — плавающие колодки; г — размещение опор колодок на противоположных сторонах тормозного диска; / и 2 — шарнирные звенья; А ~- опора
Рис. 204. Тормозные механизмы автомобилей: а — ГАЗ-53А; б — ЗИЛ-130; / и 5 — тормозные колодки; 2 — колесный цилиндр; 3 — экран колесного цилиндра; 4 — стяжная пружина; 6— фрикционная накладка колодки; 7— направляющая скоба колодки; 8 — болт регулировочного эксцентрика; 9 — шайба; 10 — пружина эксцентрика; // — регулировочный эксцентрик; 12 — пластина опорных пальцев; 13 — эксцентрик опорных пальцев; 14 — пружинная шайба; 15 — опорный палец тормозной колодки; 16 — суппорт; 17— ось; 18 — опора ролика; 19 — ролик; 20 — тормозная камера; 21 — кронштейн тормозной камеры; 22 — регулировочный рычаг; 23 — разжимной кулак; 24 — тормозной барабан; 25 — вал разжимного кулака; 26 — червячное колесо; 27 — червяк; 28 — шток концами с общей опорой и автоматически устанавливаются в необходимое положение. В этих тормозах регулируют только верхние концы колодок. Такой способ крепления колодок обеспечивает более равномерное их изнашивание по сравнению с колодками тормозов, описанных выше.
При размещении опор колодок на противоположных сторонах тормозного диска (рис. 203, г) на обе колодки действуют одинаковые силы Р. Тогда моменты сил трения Х\ и А^ будут направлены в ту же сторону, что и моменты сил Р, и, следовательно, обе колодки работают как первичные. Этот тормоз не создает дополнительных нагрузок на подшипники колес, так как силы, действующие на тормозной барабан, равны по величине и уравновешены в одинаковой степени. При прочих равных условиях тормоз этого типа дает больший
тормозной момент но сравнению с моментом тормозов, выполненных по первым трем схемам. В процессе торможения при движении автомобиля задним ходом обе колодки работают как вторичные и тормозной момент заметно уменьшается. Автомобили ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 имеют барабан-но-колодочные тормоза, конструкция которых соответствует схеме, показанной на рис. 204,6. Тормозные механизмы передних и задних колес в этом случае имеют одинаковую конструкцию и отличаются только размерами деталей. У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» по такой схеме выполнены лишь задние тормозные механизмы. Тормозной диск заднего тормозного механизма прикреплен к фланцу кожуха полуоси ведущего моста, а тормозной диск переднего тормозного механизма—к фланцу поворотного кулака переднего моста. Пружина 4 (рис. 204, а) стягивает стальные тормозные колодки / и 5, свободно посаженные на опорных пальцах 15, которые закреплены в тормозном диске гайками. На наружных концах пальцев поставлены метки для регулирования и сделаны головки под ключ. В верхней части колодки опираются на эксцентрики 11, под которые поставлены фиксирующие пружины 10. Зазор между колодками и барабаном регулируют при помощи эксцентриков 11. К трущимся поверхностям колодок прикреплены имеющие различный угол охвата накладки из прессованного асбестового материала. Верхние концы колодок упираются в поршни гидравлического разжимного устройства. Экран защищает это устройство от нагревания теплотой тормозного барабана. От бокового смещения колодки удерживаются скобами 7 с пластинчатыми пружинами. Тормозной барабан прикреплен к ступице колеса так, что его можно снимать для доступа к тормозу, не снимая ступицу.
В колесном тормозе автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 204, а) на эксцентриковых осях 17 укреплены две литые чугунные колодки /. Колодки могут разжиматься кулаком 23, который приводится в движение червячным колесом 26, посаженным на шлицевую часть валика кулака. Червячное колесо поворачивается не-вращающимся в этот момент червяком, который движется вместе с рычагом 22, получающим движение через шток 28 от тормозной камеры 20. Червячная передача служит для регулировки тормоза. В тормозном механизме автомобиля КамАЗ-5320 (рис. 205, а) тормозные колодки 7 опираются на эксцентрики осей 1, закрепленные в суппорте. На тормозные колодки установлены фрикционные накладки 9. При торможении колодки раздвигаются кулаком 12 и прижимаются к внутренней поверхности барабана. Ролики 13, установленные между разжимным кулаком и колодками, улучшают эффективность торможения. Пружины 8 возвращают при растормаживании колодки в первоначальное положение. На конце вала разжимного кулака с помощью шлицев червячного колеса 18 (рис. 205, б) установлен регулировочный рычаг 14 червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры и предназначенный для поворота разжимного кулака и уменьшения зазора между колодками и тормозным барабаном. В корпусе регулировочного рычага установлен червяк 17 (рис. 205, б) с запрессованной в него осью 15, имеющей квадратный хвостовик для осуществления поворота при регулировке и лунки для фиксирующего шарика 16 с пружиной 8. При вращении оси 75 червяк поворачивает червячное колесо и через шлицевое соединение ось поворотного кулака. В процессе торможения регулировочный рычаг поворачивается штоком тормозной камеры. У тормозного механизма автомобиля МА З-5335 (рис. 205, в) регулировку зазора между накладками колодок и внутренней поверхностью барабана производят также с помощью червячной пары регулировочного рычага. Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга» выпол- нен по схеме, показанной на рис. 203, г. Обе тормозные колодки 3 (рис. 206) прижимаются к барабану при помощи отдельных колесных тормозных цилиндров 4 и имеют неподвижные опоры в виде пальцев 9. При движении автомобиля вперед обе колодки во время торможения работают как первичные. Осями качания колодок служат эксцентриковые шайбы 8. Пружины 7 отводят
колодки от тормозных барабанов при прекращении торможения. В тормозных механизмах автомобилей ГАЗ-24 «Волга» и ЗАЗ-966 «Запорожец» применены устройства для автоматического регулирования зазора между колодками и тормозными барабанами. Внутрь колесных цилиндров с натягом вставлено разрезное упорное кольцо 5. Поршень 6 имеет замок в виде
Тормозные механизмы автомобилей КамАЗ-5320 и МАЗ-5335 а — колесный тормозной механизм автомобиля КамАЗ-5320; б — регулировочный рыча] гормозного механизма автомобиля КамАЗ-5320; в — колесный тормозной механизм автомобиля МАЗ-5335; / - ось колодок; 2 — суппорт'; 3 - щиток; 4 - гайка оси; 5 — накладка оси колодок; 6 — чека оси колодки; 7 — колодка; 8 — пружина, 9 - фрикционная накладка; 10 — кронштейн разжимного кулака; // ось ролика: 12 — разжимной кулак; 13 ролик колодки; 14 — регулировочный рычаг; 15 - ось черняка; 16 - шарик фиксатора; 17 червяк; 18 — червячное колесо; 19— распорная втулка; 20- барабан 21 — тормозная камера: 22 -вилка; 23- шток. 24 мембрана
/
* Рис. 206. Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга»: / — соединительная трубка; 2 — тормозной щит; .? —колодка; 4 — колесный тормозной цилиндр; 5 — упорное кольцо; 6 — поршень; 7 — стяжная пружина; # — эксцентриковая шайба опорного пальца; 9 — опорный палец; 10 — перепускной клапан
Рис. 207. Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга»: / — эксцентрики опорных пальцев; 2 — опорный палец;3 — перепускной клапан; 4 — регулировочный эксцентрик привода рабочего тормозного механизма; 5 — маятниковый рычаг; 6 — передняя колодка; 7 — защитный колпак: Н — поршень; 9 — упорное кольцо; 10 — стяжная пружина; //— колесный тормозной цилиндр; 12 — разжимной стержень; 13 — задняя колодка; 14 — рычаг тормозного механизма заднего колеса
буртика, позволяющий поршню перемещаться относительно кольца 5 на 1,9 — 2,06 мм. Этого перемещения достаточно для нормальной работы тормозов. При увеличении в случае изнашивания зазора между тормозными накладками и барабаном поршень во время торможения увлекает за собой упорное кольцо 5 и перемещает его на величину этого зазора. При растормаживании поршень под действием стяжной пружины 7 возвращается в исходное положение, а для перемещения упорного кольца 5 силы этой пружины, равной 250 Н, недостаточно, так как для этого необходима сила в 500 — 600 Н. Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис. 207) выполнен по схеме, показанной на рис. 203, б, и имеет такое же автоматическое регулирование зазора между колодками и барабанами, как и тормозной механизм переднего колеса. Дисковый тормоз На передних колесах автомобилей ГАЗ-3102 «Волга», ВАЗ-2101 «Жигули» и «Москвич-2140» установлены дисковые тормоза. По сравнению с барабанными дисковые тормоза обладают более высокой эффективностью. Поскольку на передние колеса автомобиля при торможении приходится более значительная часть тормозных сил, оснащение передних колес дисковыми тормозами улучшает эксплуатационные качества автомобиля. На ступице 15 (рис. 208) переднего колеса укреплен чугунный тормозной диск 14. С двух сторон этого диска поме- Рис. 208. Дисковый тормоз переднего колеса автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули»: а — общий вид; 6 — суппорт с рабочими цилиндрами; / — главный тормозной цилиндр;
2— трубопровод к задним тормозным механизмам; 3— шланг подвода жидкости из бачков; 4— уравнительный шланг; 5 — бачки для тормозной жидкости; 6 — трубопроводы к передним тормозным механизмам; 7 — гибкий шланг; Л'— соединительная трубка; 9 — штуцер для подкачки тормозных механизмов; 10 и 24 — колесные тормозные цилиндры: // — колесо: 12 — колесный болт: 13 — защитный кожух; 14 — тормозной диск; 15 — ступица колеса; 16 — кронштейн суппорта; 17 — стойка передней подвески; 18 - болт; 19 -суппорт; 20 — тормозные накладки; 21 — манжета; 22 — уплотнительное кольцо; 23 — поршень
щены тормозные накладки 20, управляемые поршнями 23, перемещающимися в алюминиевых колесных тормозных цилиндрах 10 и 24, которые установлены в суппорте 19. Суппорт двумя болтами 18 прикреплен к кронштейну 16, смонтированному на стойке 17 передней подвески. При торможении поршни под действием давления жидкости движутся навстречу друг другу и накладками 20 тормозят диск 14, а следовательно, и переднее колесо //. При растормажива-нии вследствие упругости уплотнительных колец 22 поршни возвращаются в исходное положение, а накладки отжимаются диском; между диском и накладками поддерживается необходимый минимальный зазор независимо от износа последних.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|