Контуры тормозного привода
Ранее рассмотренный одноконтурный гидравлический тормозной привод обладал существенным недостатком: в случае нарушения какого-либо соединения давление падало во всем приводе. Для повышения надежности тормозных систем применяют двухконтурные независимые приводы тормозных механизмов передних и задних колес, устройства, автоматически отключающие поврежденные участки (разделители привода), а также многоконтурные независимые приводы, обеспечивающие работу рабочих тормозных механизмов отдельно передних и задних колес, стояночного и запасного тормозных механизмов, торможение двигателем и т. п. Двухконтурный гидравлический тормозной привод. В автомобилях ВАЗ-2101 «Жигули» и «Москвич-2140» применен
воздуха поршень 7, сжимая пружину 8, опускается вниз и открывает штоком 10 пластинчатый клапан 11. Воздух из баллона
Рис. 224. Сдвоенный главный тормозной цилиндр автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули»: а — конструкция; б — детали; / — пробка; 2 — корпус цилиндра; 3 — поршень привода задних тормозных механизмов; 4 — шайба; 5 — поршень привода передних тормозных механизмов; 6, 9 и 14 — уплотнигельные манжеты; 7 и 10 — установочные болты; 8 и // — пружины; 12 — тарелка пружины; 13 — пружина уплотнительной манжеты; 15 — распорное кольцо; А — резьбовое отверстие для штуцера трубопровода к тормозным механизмам задних колес; Б и Г—отверстия для подвода жидкости из бачка; В — резьбовое отверстие для штуцера трубопровода к тормозным механизмам передних колес; Д — рабочая полость привода тормозных механизмов передних колес;.Е — рабочая полость привода тормозных механизмов задних колес;
Ж — впускное отверстие двухконтурныи гидравлический тормозной привод. У автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули» передние и задние колеса имеют независимые гидравлические тормозные приводы от сдвоенного главного цилиндра. У автомобиля «Мо-сквич-2140» один контур воздействует при помощи малых цилиндров на все колеса, а второй — на дисковые тормоза передних колес, которые для этой цели оснащены дополнительными большими колесными тормозными цилиндрами. При выходе из строя одного из контуров другой обеспечивает работу тормозных механизмов. На этих автомобилях установлены также регуляторы изменения давления жидкости в задних колесных тормозных цилиндрах в зависимости от нагрузки, приходящейся на эти колеса. Необходимость применения таких регуляторов объясняется следующим. При торможении автомобиля, как известно, происходит перераспределение нагрузки: задняя часть кузова приподнимается, и нагрузка на задние колеса уменьшается. Это может вызвать при постоянном соотношении тормозных сил на передних и задних колесах блокировку колес заднего моста (движение юзом) и занос задней части автомобиля. У автомобиля «Москвич-2140» тормозная система оснащена вакуумным усилителем, объединенным в блоке со сдвоенным главным цилиндром. Сдвоенный (тандемный) цилиндр и регулятор давления автомобилей семейства ВАЗ «Жигули» работают следующим образом. Перемещающиеся внутри чугунного корпуса 2 цилиндра (рис. 224) поршни 3 и 5 подают жидкость соответственно к задним и передним колесным тормозным цилиндрам. В поршнях сделаны пазы для жидкости и для установочных болтов 7 и 10, ограничивающих перемещение поршней. Рис. 231. Защитные клапаны: а — двойной; о — общий вил и конструкция тройного клапана; 1 - защитный чехол; 2 и 3 - уплотнительные кольца; 4 - упорное кольцо; 5 — упорный поршень; 6 — пружина; 7 и 9 - плоские клапаны; # - центральный поршень;
10 - крышка; 11 — регулировочные шайбы; 12 — пробка с дренажным отверстием; 13 — корпус: 14 -колпак; 15, 24 и 27 -клапаны; 16, 22 и 29 - опорные диски; 17, 21 и 30 — пружины; V — заглушка; 19 — регулировочный винт; 20, 23 и 28 — мембраны; 25 и 26 — перепускные клапаны; А, Б и В — полости; /— вывод в контур вспомогательной тормозной системы; // — вывод в контур стояночной и запасной гормочных систем тягача и прицепа; ///—вывод к компрессору; IV— вывод в контур рабочих гормочных механизмов колес переднего моста и прицепа; V — вывод в контур рабочего тормозного механизма колес задней тележки и прицепа; VI — вывод в контур системы растормаживания
ния поступающего из компрессора сжатого воздуха по двум контурам и поддержания давления в одном контуре при повреждении другого. Сжатый воздух из компрессора, пройдя регулятор давления и предохранитель от замерзания, через вывод /// поступает в центральную полость. Затем он, отжав клапаны 7 и 9, через вывод / проходит в контур вспомогательной тормозной системы, а через вывод II — в контур стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа. Однако, если давление в баллонах будет достигать значения, при котором регулятор давления отключает пневмосистему от компрессора, клапаны 7 и 9 закрываются. Если в одном из контуров, допустим в правом выводе, произошла утечка воздуха, то центральный поршень 8 вместе с клапаном 7 под действием давления в левом выводе переместится вправо и прижмется к упорному поршню 5 (клапан при этом остается закрытым). Как только давление в центральной полости будет больше усилия пружины 6, клапан 7 отойдет от центрального поршня 8 и избыточный воздух выйдет в негерметичный контур. То же самое произойдет в случае повышенного расхода воздуха в одном из контуров. При повреждении одного из контуров двойной защитный клапан поддерживает в другом контуре давление 520-540 кПа. Тройной защитный клапан. Клапан (рис. 231,6) распределяет воздух, поступающий из компрессора, по трем контурам и при повреждении одного из них сохраняет давление в исправных контурах. Сжатый воздух из компрессора через вывод /// поступает в полости А и Б и при возрастании давления до 520 кПа открывает клапаны 15 и 24, преодолевая сопротивление пружин 17 и 21. Затем, прогибая мембраны, поступает через выводы IV и V соответственно в контуры рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа и колес задней тележки и прицепа. В это же время сжатый воздух открывает перепускные клапаны 25 и 26, поступает в полость В и при давлении 510 кПа, открыв клапан 27, проходит через вывод VI в контур системы растормаживания.
При разгерметизации одного из контуров давление в связанной с ним полости защитного клапана уменьшается, и под действием пружины клапан соответствующего контура закрывается. Для того чтобы открыть клапан неисправного контура, потребуется большее давление поступающего из компрессора воздуха, чем для открытия клапанов исправных контуров. Это объясняется тем, что на мембраны исправных контуров воздействует сжатый воздух из воздушных баллонов и из компрессора, а клапан неисправного контура открывается только под действием воздуха, поступающего из компрессора. В негерметичный контур, таким образом, воздух может поступить только при значительном повышении давления. В этом случае он срабатывает как предохранительный клапан, выпустив часть воздуха в атмосферу, т. е. в герметичных контурах будет поддерживаться давление не больше того, при котором открывается клапан неисправного контура (до 520 кПа). Если разгерметизируется линия, идущая от компрессора, то клапаны 15, 24 и 27 закроются под действием пружин 17, 21 и 30, и в контурах сохранится имеющееся в них давление. Двухсекционный тормозной кран. Кран (рис. 232, а) служит для управления механизмами рабочей тормозной системы автомобиля и комбинированным приводом тормозных механизмов прицепа при наличии раздельного привода к тормозным механизмам передних и задних колес. При отсутствии торможения (рис. 232, б) воздух из крана в контуры не поступает. При торможении усилие от педали тормоза передается через упругий элемент 4 крана на ступенчатый поршень 3, который, перемещаясь вниз, закрывает выпускное отверстие клапана 2, разобщая вывод // с атмосферой. При движении поршня 3 вниз обеспечивается доступ сжатому воздуху из вывода /// к выводу // и далее к тормозным камерам задних колес (рис. 232, в). Действие сжатого воздуха и пружины 6 на поршень 3 снизу уравновешивает силу нажатия на педаль.
При повышении давления в выводе // сжатый воздух через канал А проходит в полость над ускорительным поршнем 1 и, перемещая его вниз, заставляет перемещаться ступенчатый поршень 7. Поршень 7 вначале закрывает выпускное отверстие клапана 9, разобщая вывод / с атмосферой, а затем открывает этот клапан, обеспечивая поступление сжатого воздуха из вывода IV через выв о д / в тормозные камеры передних колес. При повышении давления в выводе / сжатый воздух, пройдя под поршни / и 7, вместе с пружиной 8 уравновешивает силу, действующую на поршень сверху. Следовательно, в выводе / устанавливается давление, пропорциональное усилию на рычаге тормозного крана. Таким образом, в обеих секциях крана осуществляется следящее действие в зависимости от усилия водителя, прикладываемого к педали тормоза. При повреждении контура, связанного с нижней секцией, работа верхней секции не нарушится. В этом случае при падении давления в верхней секции усилие от рычага тормозного крана через болт 5 будет передаваться непосредственно на толкатель 10 поршня 7, т. е. Рис. 233. Ручной тормозной кран управления стояночной и запасной тормозными системами: а — конструкция; 6 — схема работы при отсутствии торможения; в — схема работы при торможении; / — пружина выпускного клапана; 2 — уравновешивающая пружина; 3 и 5 — пружины штока; 4 — кулачок; 6 — направляющий колпачок; 7 —шток; # — фиксатор рукоятки; 9 — седло; 10 — выпускной клапан; // — поршень; А и Б — полости; /—вывод к энергоаккумуляторам через ускорительный клапан; // — атмосферный вывод; ///—вывод к воздушному баллону ми привода стояночной и запасной тормозных систем служит ручной тормозной кран (рис. 233). Он управляет пневматическими механизмами, работающими при выпуске сжатого воздуха. При отсутствии торможения в исходном положении (рис. 233, б) направляющий колпачок 6 (рис. 233, а) и шток 7 занимают нижнее положение. Шток 7 опускает вниз клапан 10. закрывая его внутреннее отверстие и отводит его от поршня 11. Вывод // в атмосферу, осуществляемый через внутреннее отверстие клапана 10, в этом случае закрыт, а полость А через кольцевую щель между клапаном 10 и поршнем // сообщается с полостью Б. Сжатый воздух из вывода /// через отверстие в поршне 11, полость А и полость Б поступает к выводу / и далее к ускорительному клапану, обеспечивающему подачу воздуха в цилиндры энергоаккумуляторов; пружины последних сжи-
вторая секция, управляемая механическим воздействием, сохранит работоспособность. При прекращении торможения упругий элемент 4 возвращается в исходное положение. Под действием пружины 6 ступенчатый поршень 3 поднимается, клапан 2 садится в седло, разобщая выводы III и //. Затем поршень, открывая выпускное окно в полом толкателе 10, сообщает вывод // через вывод V с атмосферой. Давление в полости / над ускорительным поршнем, сообщающейся через канал А с выводом //, падает. Под действием пружины 8 поршни 1 и 7 поднимаются вверх, а клапан 9 садится в свое гнездо и разобщает выводы IV и /. При дальнейшем подъеме поршня 7 открывается выпускное окно, и вывод / сообщается через вывод V с атмосферой. Ручной тормозной кран. Для управления пружинными энергоаккумулятора- Рие. 232. Двухсекционный тормозной кран: а — конструкция; 6 — схема работы крана при отсутствии торможения; «— схема работы крана при торможении; / — ускорительный поршень; 2 и У— клапаны; 3 и 7 — ступенчатые поршни; 4 — упругий элемент; 5 — упорный болт; 6 и 8 — пружины ступенчатых поршней; 10 — толкатель; А — канал; / и // — выводы в контур рабочих тормозных механизмов передних колес и колес задней тележки; /// и IV — выводы к воздушным баллонам; ('' — вывод в атмосферу
маются, что соответствует расторможенному состоянию тормозных механизмов задних колес. Для приведения в действие запасной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана. Вместе с рукояткой поворачивается направляющий колпачок 6 и скользит при этом по винтовой поверхности кулачков 4, вследствие чего колпачок поднимается и поднимает шток 7. Нижний торец штока отходит от клапана 10 (рис. 233, в), который под действием пружины 1 (рис. 233, а) поднимается, прижимается изнутри к дну поршня 11 и, закрывая его отверстие, разобщает вывод /// с выводом /. Так как шток, поднимаясь еще выше, открывает внутреннее отверстие клапана 10, то полость Б, а следовательно, и вывод / сообщаются с выводом //, т. е. с атмосферой. При этом ускорительный клапан соединяет полости пружинных энергоаккумуляторов с атмосферой, и последние с помощью своих пружин производят затормаживание задних колес. Для включения стояночной тормозной системы рукоятку поворачивают до отказа; в таком положении ее фиксируют стопорной защелкой. При этом положении весь воздух из вывода / выходит в атмосферу, пружины энергоак- кумуляторов срабатывают, полностью затормаживая колеса. При частичном повороте рукоятки крана (включение запасной тормозной системы) сжатый воздух из полостей энергоаккумуляторов, из управляющей линии ускорительного клапана и из вывода /// через вывод // выходит в атмосферу до тех пор, пока давление в полости А под поршнем 11 не превысит суммарное усилие уравновешивающей пружины 2 и давление на поршень в полости Б. После этого поршень 11 вместе с клапаном 10 поднимается вверх до соприкосновения клапана 10 со штоком 7, отверстие внутри клапана закрывается, и выпуск воздуха прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие. Рис. 234. Кнопочный пневматический кран и пневмоцилиндры вспомогательной тормозной системы: а — кнопочный кран; 6 — пневмоцилиндр привода заслонки в выпускном коллекторе; в — пневмоцилиндр привода рычага регулятора топливного насоса; / — толкатель; 2 — пружина толкателя; 3 — выпускной канал; 4 — впускной клапан; 5 — корпус цилиндра; 6 — поршень; 7 и 9 — возвратные пружины, 8 — шток; 10 — манжета: А —полость; /— вывод к воздушному баллону; //— вывод в атмосферу; ///— вывод к пневмопилиндрам
Рис. 235. Клапан ограничения давления: / — уравновешивающая пружина; 2 — большой поршень; 3 — ступенчатый поршень; 4 — впускной клапан; 5 — стержень клапанов; 6 — выпускной клапан; /—вывод в атмосферу; //—вывод к тормозным камерам передних колес; ///—вывод к тормозному крану При включении стояночного тормозного механизма следящего действия происходить не будет вследствие того, что клапан 10 не сможет переместиться до штока 7, так как раньше поршень 11 упрется в стакан пружины 3. Пневматический тормозной кран с кнопочным управлением. Этот кран (рис. 234, а) служит для управления вспомогательной тормозной системой. Отдельный кран такой же конструкции служит для управления контуром аварийного растормаживания стояночной тормозной системы. При нажатии на кнопку толкателя 1 впускной клапан 4 открывается, а выпускной канал 3 в толкателе закрывается, и сжатый воздух через вывод /, полость А и вывод /// поступает к исполнительным механизмам. При отпускании кнопки толкатель под действием пружины 2 возвращается в исходное положение, клапан 4 закрывается, канал 3 открывается, и воздух из механизмов через вывод III, канал 3 и вывод // выходит в атмосферу. Кроме пневматического кнопочного крана в систему вспомогательной тормозной системы входят пневмоци-линдры. На автомобиле устанавливают три таких цилиндра: два цилиндра (рис. 234, б) диаметром 35 мм — для управления дроссельными заслонками в выпускных коллекторах двигателя и один цилиндр (рис. 234, в) диаметром 30 мм — для управления рычагом регулятора топливного насоса. Устройство и работа всех цилиндров идентичны. Внутри цилиндра имеется поршень со штоком и возвратные пружины. При подаче сжатого воздуха поршень перемещается, выдвигает шток, который приводит в действие исполнительный механизм. Под действием пружины поршень возвращается в исходное положение. Клапан ограничения давления. Клапан (рис. 235) служит для уменьшения давления в тормозных камерах передних колес при неполном торможении (что очень важно для улучшения устойчивости и управляемости автомобиля на скользких дорогах), а также для увеличения давления при максимальной интенсивности торможения и для ускорения выпуска воздуха при растормажива-нии. Внутри клапана помещается большой поршень 2 с уравновешивающей пружиной 7, ступенчатый поршень 3 с пружиной, впускной 4 и выпускной б клапаны, связанные стержнем 5. Клапан имеет три вывода: /—в атмосферу; //—к тормозным камерам передних колес; III — к нижней секции двухсекционного тормозного крана управления рабочими тормозными механизмами. Сжатый воздух из нижней секции двухсекционного тормозного крана поступает к выводу III клапана ограничения давления и, воздействуя на торец ступенчатого поршня 3, перемещает его вместе с соединенными между собой клапанами 4 и 6 вниз. При этом вначале клапан б закрывает вывод /, а затем открывается клапан 4, и воздух из вывода
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|