Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контуры тормозного привода




Ранее рассмотренный одноконтурный гидравлический тормозной привод обладал существенным недостатком: в случае нарушения какого-либо соеди­нения давление падало во всем приводе.

Для повышения надежности тор­мозных систем применяют двухконтурные независимые приводы тор­мозных механизмов передних и задних колес, устройства, автоматически от­ключающие поврежденные участки (раз­делители привода), а также многокон­турные независимые приводы, обеспечи­вающие работу рабочих тормозных ме­ханизмов отдельно передних и задних колес, стояночного и запасного тор­мозных механизмов, торможение двига­телем и т. п.

Двухконтурный гидравлический тор­мозной привод. В автомобилях ВАЗ-2101 «Жигули» и «Москвич-2140» применен


 

воздуха пор­шень 7, сжимая пружину 8, опускается вниз и открывает штоком 10 пластин­чатый клапан 11. Воздух из баллона



1 А 2 Б 3

I и

 


 


Рис. 224.

Сдвоенный главный тормозной цилиндр

автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули»:

а — конструкция; б — детали; / — пробка;

2 — корпус цилиндра; 3 — поршень привода задних

тормозных механизмов; 4 — шайба; 5 — поршень

привода передних тормозных механизмов; 6, 9 и

14 — уплотнигельные манжеты; 7 и

10 — установочные болты; 8 и // — пружины;

12 — тарелка пружины; 13 — пружина

уплотнительной манжеты; 15 — распорное кольцо;

А — резьбовое отверстие для штуцера трубопровода

к тормозным механизмам задних колес; Б и

Г—отверстия для подвода жидкости из бачка;

В — резьбовое отверстие для штуцера трубопровода

к тормозным механизмам передних колес;

Д — рабочая полость привода тормозных

механизмов передних колес;.Е — рабочая полость

привода тормозных механизмов задних колес;

Ж — впускное отверстие

двухконтурныи гидравлический тормоз­ной привод. У автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули» передние и задние колеса имеют независимые гидравлические тормозные приводы от сдвоенного главного цилиндра. У автомобиля «Мо-сквич-2140» один контур воздействует при помощи малых цилиндров на все колеса, а второй — на дисковые тормоза передних колес, которые для этой цели оснащены дополнительными большими колесными тормозными цилиндрами. При выходе из строя одного из конту­ров другой обеспечивает работу тор­мозных механизмов.

На этих автомобилях установлены также регуляторы изменения давления жидкости в задних колесных тормозных цилиндрах в зависимости от нагрузки, приходящейся на эти колеса. Необходи­мость применения таких регуляторов объясняется следующим. При торможе­нии автомобиля, как известно, происхо­дит перераспределение нагрузки: задняя часть кузова приподнимается, и нагруз­ка на задние колеса уменьшается. Это может вызвать при постоянном соотно­шении тормозных сил на передних и задних колесах блокировку колес задне­го моста (движение юзом) и занос за­дней части автомобиля.

У автомобиля «Москвич-2140» тор­мозная система оснащена вакуумным усилителем, объединенным в блоке со сдвоенным главным цилиндром.

Сдвоенный (тандемный) цилиндр и регулятор давления автомобилей се­мейства ВАЗ «Жигули» работают сле­дующим образом. Перемещающиеся внутри чугунного корпуса 2 цилиндра (рис. 224) поршни 3 и 5 подают жид­кость соответственно к задним и перед­ним колесным тормозным цилиндрам. В поршнях сделаны пазы для жидкости и для установочных болтов 7 и 10, огра­ничивающих перемещение поршней.

Рис. 231.

Защитные клапаны:

а — двойной; о — общий вил и конструкция тройного клапана; 1 - защитный чехол; 2 и 3 - уплотнительные кольца; 4 - упорное кольцо; 5 — упорный поршень; 6 — пружина; 7 и

9 - плоские клапаны; # - центральный поршень;

10 - крышка; 11 — регулировочные шайбы;

12 — пробка с дренажным отверстием; 13 — корпус: 14 -колпак; 15, 24 и 27 -клапаны; 16, 22 и 29 - опорные диски; 17, 21 и 30 — пружины;

V — заглушка; 19 — регулировочный винт; 20, 23 и 28 — мембраны; 25 и 26 — перепускные клапаны; А, Б и В — полости; /— вывод в контур вспомогательной тормозной системы; // — вывод в контур стояночной и запасной гормочных систем тягача и прицепа; ///—вывод к компрессору; IV— вывод в контур рабочих гормочных механизмов колес переднего моста и прицепа; V — вывод в контур рабочего тормозного механизма колес задней тележки и прицепа; VI — вывод в контур системы растормаживания



 


ния поступающего из компрессора сжа­того воздуха по двум контурам и поддержания давления в одном конту­ре при повреждении другого.

Сжатый воздух из компрессора, пройдя регулятор давления и предохрани­тель от замерзания, через вывод /// по­ступает в центральную полость. Затем он, отжав клапаны 7 и 9, через вывод / проходит в контур вспомогательной

тормозной системы, а через вывод II — в контур стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа. Однако, если давление в баллонах будет достигать значения, при котором регу­лятор давления отключает пневмосистему от компрессора, клапаны 7 и 9 закрываются.

Если в одном из контуров, допустим в правом выводе, произошла утечка воздуха, то центральный поршень 8 вместе с клапаном 7 под действием давления в левом выводе переместится вправо и прижмется к упорному порш­ню 5 (клапан при этом остается закры­тым). Как только давление в централь­ной полости будет больше усилия пру­жины 6, клапан 7 отойдет от централь­ного поршня 8 и избыточный воздух выйдет в негерметичный контур. То же самое произойдет в случае повышенно­го расхода воздуха в одном из конту­ров.

При повреждении одного из контуров двойной защитный клапан поддержи­вает в другом контуре давление 520-540 кПа.

Тройной защитный клапан. Клапан (рис. 231,6) распределяет воздух, посту­пающий из компрессора, по трем конту­рам и при повреждении одного из них сохраняет давление в исправных конту­рах.

Сжатый воздух из компрессора через вывод /// поступает в полости А и Б и при возрастании давления до 520 кПа открывает клапаны 15 и 24, преодолевая сопротивление пружин 17 и 21. Затем, прогибая мембраны, поступает через выводы IV и V соответственно в кон­туры рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа и ко­лес задней тележки и прицепа. В это же время сжатый воздух открывает пере­пускные клапаны 25 и 26, поступает в полость В и при давлении 510 кПа, открыв клапан 27, проходит через вы­вод VI в контур системы растормаживания.

При разгерметизации одного из кон­туров давление в связанной с ним поло­сти защитного клапана уменьшается, и под действием пружины клапан соответствующего контура закрывается. Для того чтобы открыть клапан неис­правного контура, потребуется большее давление поступающего из компрессора воздуха, чем для открытия клапанов ис­правных контуров. Это объясняется тем, что на мембраны исправных конту­ров воздействует сжатый воздух из воз­душных баллонов и из компрессора, а клапан неисправного контура откры­вается только под действием воздуха, поступающего из компрессора. В негер­метичный контур, таким образом, воз­дух может поступить только при значи­тельном повышении давления. В этом случае он срабатывает как предохрани­тельный клапан, выпустив часть воздуха в атмосферу, т. е. в герметичных конту­рах будет поддерживаться давление не больше того, при котором открывается клапан неисправного контура (до 520 кПа).

Если разгерметизируется линия, иду­щая от компрессора, то клапаны 15, 24 и 27 закроются под действием пружин 17, 21 и 30, и в контурах сохранится имеющееся в них давление.

Двухсекционный тормозной кран. Кран (рис. 232, а) служит для управления ме­ханизмами рабочей тормозной системы автомобиля и комбинированным приво­дом тормозных механизмов прицепа при наличии раздельного привода к тормозным механизмам передних и задних колес. При отсутствии тормо­жения (рис. 232, б) воздух из крана в контуры не поступает.

При торможении усилие от педали тормоза передается через упругий эле­мент 4 крана на ступенчатый поршень 3, который, перемещаясь вниз, закры­вает выпускное отверстие клапана 2, разобщая вывод // с атмосферой. При движении поршня 3 вниз обеспечивается доступ сжатому воздуху из вывода /// к выводу // и далее к тормозным каме­рам задних колес (рис. 232, в). Действие сжатого воздуха и пружины 6 на пор­шень 3 снизу уравновешивает силу на­жатия на педаль.

При повышении давления в выводе // сжатый воздух через канал А проходит в полость над ускорительным поршнем

1 и, перемещая его вниз, заставляет перемещаться ступенчатый поршень 7. Поршень 7 вначале закрывает выпуск­ное отверстие клапана 9, разобщая вы­вод / с атмосферой, а затем открывает этот клапан, обеспечивая поступление сжатого воздуха из вывода IV через вы­в


о


д / в тормозные камеры передних колес.

При повышении давления в выводе / сжатый воздух, пройдя под поршни / и 7, вместе с пружиной 8 уравновеши­вает силу, действующую на поршень сверху. Следовательно, в выводе / уста­навливается давление, пропорциональ­ное усилию на рычаге тормозного кра­на. Таким образом, в обеих секциях крана осуществляется следящее дей­ствие в зависимости от усилия водите­ля, прикладываемого к педали тормоза.

При повреждении контура, связанно­го с нижней секцией, работа верхней секции не нарушится. В этом случае при падении давления в верхней секции уси­лие от рычага тормозного крана через болт 5 будет передаваться непосред­ственно на толкатель 10 поршня 7, т. е.

Рис. 233.

Ручной тормозной кран управления стояночной

и запасной тормозными системами:

а — конструкция; 6 — схема работы при отсутствии

торможения; в — схема работы при торможении;

/ — пружина выпускного клапана;

2 — уравновешивающая пружина; 3 и 5 — пружины

штока; 4 — кулачок; 6 — направляющий колпачок;

7 —шток; # — фиксатор рукоятки; 9 — седло;

10 — выпускной клапан; // — поршень; А и

Б — полости; /—вывод к энергоаккумуляторам

через ускорительный клапан; // — атмосферный

вывод; ///—вывод к воздушному баллону

ми привода стояночной и запасной тор­мозных систем служит ручной тормоз­ной кран (рис. 233). Он управляет пнев­матическими механизмами, работающи­ми при выпуске сжатого воздуха.


При отсутствии торможения в исход­ном положении (рис. 233, б) направляю­щий колпачок 6 (рис. 233, а) и шток 7 занимают нижнее положение. Шток 7 опускает вниз клапан 10. закрывая его внутреннее отверстие и отводит его от поршня 11. Вывод // в атмосферу, осуществляемый через внутреннее от­верстие клапана 10, в этом случае за­крыт, а полость А через кольцевую щель между клапаном 10 и поршнем // сообщается с полостью Б. Сжатый воз­дух из вывода /// через отверстие в поршне 11, полость А и полость Б по­ступает к выводу / и далее к ускори­тельному клапану, обеспечивающему подачу воздуха в цилиндры энергоакку­муляторов; пружины последних сжи-


вторая секция, управляемая механиче­ским воздействием, сохранит работос­пособность.

При прекращении торможения упру­гий элемент 4 возвращается в исходное положение. Под действием пружины 6 ступенчатый поршень 3 поднимается, клапан 2 садится в седло, разобщая вы­воды III и //. Затем поршень, открывая выпускное окно в полом толкателе 10, сообщает вывод // через вывод V с ат­мосферой. Давление в полости / над ускорительным поршнем, сообщаю­щейся через канал А с выводом //, па­дает. Под действием пружины 8 поршни 1 и 7 поднимаются вверх, а клапан 9 са­дится в свое гнездо и разобщает вы­воды IV и /. При дальнейшем подъеме поршня 7 открывается выпускное окно, и вывод / сообщается через вывод V с атмосферой.

Ручной тормозной кран. Для управле­ния пружинными энергоаккумулятора-

Рие. 232.

Двухсекционный тормозной кран:

а — конструкция; 6 — схема работы крана при

отсутствии торможения; «— схема работы крана

при торможении; / — ускорительный поршень;

2 и У— клапаны; 3 и 7 — ступенчатые поршни;

4 — упругий элемент; 5 — упорный болт; 6 и

8 — пружины ступенчатых поршней;

10 — толкатель; А — канал; / и // — выводы в

контур рабочих тормозных механизмов передних

колес и колес задней тележки; /// и IV — выводы

к воздушным баллонам; ('' — вывод в атмосферу




 

 

маются, что соответствует растормо­женному состоянию тормозных меха­низмов задних колес.

Для приведения в действие запасной тормозной системы необходимо повер­нуть рукоятку крана. Вместе с рукоят­кой поворачивается направляющий кол­пачок 6 и скользит при этом по винтовой поверхности кулачков 4, вследствие чего колпачок поднимается и поднимает шток 7. Нижний торец штока отходит от клапана 10 (рис. 233, в), который под действием пружины 1 (рис. 233, а) поднимается, прижимается изнутри к дну поршня 11 и, закрывая его отверстие, разобщает вывод /// с выводом /. Так как шток, поднимаясь еще выше, открывает внут­реннее отверстие клапана 10, то полость Б, а следовательно, и вывод / сооб­щаются с выводом //, т. е. с атмосфе­рой. При этом ускорительный клапан соединяет полости пружинных энергоак­кумуляторов с атмосферой, и последние с помощью своих пружин производят затормаживание задних колес.

Для включения стояночной тормоз­ной системы рукоятку поворачивают до отказа; в таком положении ее фикси­руют стопорной защелкой. При этом положении весь воздух из вывода / вы­ходит в атмосферу, пружины энергоак-


кумуляторов срабатывают, полностью затормаживая колеса.

При частичном повороте рукоятки крана (включение запасной тормозной системы) сжатый воздух из полостей энергоаккумуляторов, из управляющей линии ускорительного клапана и из вы­вода /// через вывод // выходит в ат­мосферу до тех пор, пока давление в по­лости А под поршнем 11 не превысит суммарное усилие уравновешивающей пружины 2 и давление на поршень в по­лости Б. После этого поршень 11 вме­сте с клапаном 10 поднимается вверх до соприкосновения клапана 10 со штоком 7, отверстие внутри клапана закрывает­ся, и выпуск воздуха прекращается. Та­ким образом осуществляется следящее действие.

Рис. 234.

Кнопочный пневматический кран и пневмоцилиндры вспомогательной тормозной системы:

а — кнопочный кран; 6 — пневмоцилиндр привода заслонки в выпускном коллекторе; в — пневмоцилиндр привода рычага регулятора топливного насоса; / — толкатель; 2 — пружина толкателя; 3 — выпускной канал; 4 — впускной клапан; 5 — корпус цилиндра; 6 — поршень; 7 и 9 — возвратные пружины, 8 — шток; 10 — манжета: А —полость; /— вывод к воздушному баллону; //— вывод в атмосферу; ///— вывод к пневмопилиндрам




 

 

Рис. 235.

Клапан ограничения давления:

/ — уравновешивающая пружина; 2 — большой поршень; 3 — ступенчатый поршень; 4 — впускной клапан; 5 — стержень клапанов; 6 — выпускной клапан; /—вывод в атмосферу; //—вывод к тормозным камерам передних колес; ///—вывод к тормозному крану

При включении стояночного тормоз­ного механизма следящего действия происходить не будет вследствие того, что клапан 10 не сможет переместиться до штока 7, так как раньше поршень 11 упрется в стакан пружины 3.

Пневматический тормозной кран с кно­почным управлением. Этот кран (рис. 234, а) служит для управления вспо­могательной тормозной системой. От­дельный кран такой же конструкции служит для управления контуром ава­рийного растормаживания стояночной тормозной системы.

При нажатии на кнопку толкателя 1 впускной клапан 4 открывается, а вы­пускной канал 3 в толкателе закрывает­ся, и сжатый воздух через вывод /, по­лость А и вывод /// поступает к исполнительным механизмам. При от­пускании кнопки толкатель под дей­ствием пружины 2 возвращается в ис­ходное положение, клапан 4 закрывает­ся, канал 3 открывается, и воздух из


механизмов через вывод III, канал 3 и вывод // выходит в атмосферу.

Кроме пневматического кнопочного крана в систему вспомогательной тор­мозной системы входят пневмоци-линдры. На автомобиле устанавливают три таких цилиндра: два цилиндра (рис. 234, б) диаметром 35 мм — для управления дроссельными заслонками в выпускных коллекторах двигателя и один цилиндр (рис. 234, в) диаметром 30 мм — для управления рычагом регу­лятора топливного насоса.

Устройство и работа всех цилиндров идентичны. Внутри цилиндра имеется поршень со штоком и возвратные пру­жины. При подаче сжатого воздуха пор­шень перемещается, выдвигает шток, который приводит в действие исполни­тельный механизм. Под действием пру­жины поршень возвращается в исходное положение.

Клапан ограничения давления. Клапан (рис. 235) служит для уменьшения дав­ления в тормозных камерах передних колес при неполном торможении (что очень важно для улучшения устойчиво­сти и управляемости автомобиля на скользких дорогах), а также для увели­чения давления при максимальной ин­тенсивности торможения и для ускоре­ния выпуска воздуха при растормажива-нии.

Внутри клапана помещается большой поршень 2 с уравновешивающей пружи­ной 7, ступенчатый поршень 3 с пружи­ной, впускной 4 и выпускной б клапаны, связанные стержнем 5.

Клапан имеет три вывода: /—в ат­мосферу; //—к тормозным камерам передних колес; III — к нижней секции двухсекционного тормозного крана управления рабочими тормозными ме­ханизмами.

Сжатый воздух из нижней секции двухсекционного тормозного крана по­ступает к выводу III клапана ограниче­ния давления и, воздействуя на торец ступенчатого поршня 3, перемещает его вместе с соединенными между собой клапанами 4 и 6 вниз. При этом вначале клапан б закрывает вывод /, а затем от­крывается клапан 4, и воздух из вывода

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...