Стояночная тормозная система
В барабанном тормозе стояночной тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А (рис. 209, а) к задней стенке картера коробки передач прикреплен тормозной щит 19. На нем установлены корпус 4 регулировочного механизма и корпус 7 разжимного механизма. С регулировочным механизмом соединен сухарь 3, на который опираются нижние опоры 2 тормозных колодок 17 Рис. 209. Стояночные тормозные системы автомобилей: а - ГАЗ-53А; б - ЗИЛ-130: / - вал регулировочного механизма; 2 — опора колодок; 3 — сухарь; 4 — корпус регулировочного механизма; 5 - толкатель; 6 — шарики; 7 — корпус разжимного механизма; 8 — разжимной стержень; 9 - рычаг управления; 10 — зубчатый сектор; 11 — защелка; 12 — тяга; 13 — контргайка; 14 — барабан; 15 — вилка; 16 — рычаг; 17 и 20 — тормозные колодки; 18 и 21 — стяжные пружины; 19 — тормозной щит; 22 - фрикционная накладка; 23 — кронштейн; 24 — сальник крона1тейна; 25 — малая стяжная пружина; 26 — чека оси колодок; 27 — ось колодок; 28 — гайка крепления фланца; 29 — вин г; 30 — фланец ведомого вала коробки передач; 31 — болт; 32 - шайба; 33 — колодка; 34 — большая стяжная пружина; 35 — сухарь колодки; 36 — разжимной кулак; 37 — регулировочный рычаг; 38 — тяга привода; 39 — ушко тяги ручного комбинированного тормозного крана; 40 — палец тяги; 41 — гайка; 42 — Рис. 224. Сдвоенный главный тормозной цилиндр автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули»: а — конструкция; б — детали; / — пробка; 2 — корпус цилиндра; 3 — поршень привода задних тормозных механизмов; 4 — шайба; 5 — поршень привода передних тормозных механизмов; 6, 9 и 14 — уплотнигельные манжеты; 7 и 10 — установочные болты; 8 и // — пружины; 12 — тарелка пружины; 13 — пружина уплотнительной манжеты; 15 — распорное кольцо; А — резьбовое отверстие для штуцера трубопровода
к тормозным механизмам задних колес; Б и Г—отверстия для подвода жидкости из бачка; В — резьбовое отверстие для штуцера трубопровода к тормозным механизмам передних колес; Д — рабочая полость привода тормозных механизмов передних колес;.Е — рабочая полость привода тормозных механизмов задних колес; Ж — впускное отверстие двухконтурныи гидравлический тормозной привод. У автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули» передние и задние колеса имеют независимые гидравлические тормозные приводы от сдвоенного главного цилиндра. У автомобиля «Мо-сквич-2140» один контур воздействует при помощи малых цилиндров на все колеса, а второй — на дисковые тормоза передних колес, которые для этой цели оснащены дополнительными большими колесными тормозными цилиндрами. При выходе из строя одного из контуров другой обеспечивает работу тормозных механизмов. На этих автомобилях установлены также регуляторы изменения давления жидкости в задних колесных тормозных цилиндрах в зависимости от нагрузки, приходящейся на эти колеса. Необходимость применения таких регуляторов объясняется следующим. При торможении автомобиля, как известно, происходит перераспределение нагрузки: задняя часть кузова приподнимается, и нагрузка на задние колеса уменьшается. Это может вызвать при постоянном соотношении тормозных сил на передних и задних колесах блокировку колес заднего моста (движение юзом) и занос задней части автомобиля. У автомобиля «Москвич-2140» тормозная система оснащена вакуумным усилителем, объединенным в блоке со сдвоенным главным цилиндром. Сдвоенный (тандемный) цилиндр и регулятор давления автомобилей семейства ВАЗ «Жигули» работают следующим образом. Перемещающиеся внутри чугунного корпуса 2 цилиндра (рис. 224) поршни 3 и 5 подают жидкость соответственно к задним и передним колесным тормозным цилиндрам. В поршнях сделаны пазы для жидкости и для установочных болтов 7 и 10, ограничивающих перемещение поршней
При этом впускной клапан 14 закрыт, а тормозные камеры через отверстие А и открытый выпускной клапан 77 соединены с атмосферой. Второе положение соответствует нажатию на педаль тормоза. Усилие водителя через рычаг 4, стакан 6, пружину 5 и седло 8 передается мембране 9, которая прогибается. Седло 8 садится на клапан 77, и отверстие А разобщается с атмосферой. Клапан 14 при этом остается закрытым, так как его открытию препятствует давление сжатого воздуха и пружины 12. Третье положение соответствует дальнейшему нажатию на педаль тормоза, когда открывается впускной клапан 14. Сжатый воздух из баллонов поступает через отверстие А к тормозным камерам — происходит торможение автомобиля. Под действием сжатого воздуха мембрана 9 прогибается влево; при этом сжимается пружина 5. Когда силы, действующие на мембрану, уравновесятся, она займет второе положение, при котором оба клапана закрыты, а тормозная сила будет сохраняться постоянной. Увеличение усилия на педали тормоза приводит к впуску дополнительного количества воздуха через клапан 14 и к повышению давления в тормозных камерах, так как пружина 5 будет сжата с большей силой. При растормаживании все процессы протекают в обратной последовательности: рычаг 4 перестает давить через стакан 6 на пружину 5 и седло 8, выпускной клапан 77 открывается, а впускной клапан 14 закрывается. Сжатый воздух выходит из тормозных камер через клапан 17 выпускного окна в атмосферу. В крышке 13 тормозного крана установлен датчик стоп-сигнала. Болт 18 служит для регулировки режима холостого хода. Комбинированный тормозной кран. Его устанавливают на автомобилях, предназначенных для работы с прицепами и полуприцепами. В комбинированном тормозном кране автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 220) есть две секции, из которых верхняя управляет тормозными механизмами прицепа, а нижняя — тормозными механизмами тягача. Устройство нижней секции аналогично устройству обычного тормозного крана (см. рис. 219). Правые части обеих секций однотипны. В седло 77 (рис. 220) выпускного клапана 16 под действием пружины 7 упирается шток 3, проходящий внутри направляющей втулки Я. На оси 4 штока качается большой рычаг б, который осью 7 связан с вилкой малого рычага 2.
Полости А и Е каналами и через окно 28 сообщаются с атмосферой. Полость Б связана с пневмолинией прицепа, полость Д — с тормозными камерами колес тягача. Отверстия В и Г соединяют кран с воздушными баллонами. При отпущенной педали тормоза пружина 7 верхней секции крана перемещает шток вправо, прижимает седло 77 к клапану 16 и закрывает его. В этом случае клапан 14 передвигается вправо от своего седла, и воздух из баллонов тягача поступает в пневмолинию прицепа, создавая в ней давление. Под действием повышенного давления в пнев-молинии воздухораспределитель (его работа будет описана ниже) соединяет тормозные камеры колес прицепа с атмосферой, и тормозные механизмы прицепа выключаются. Работа нижней секции аналогична работе обычного крана. При нажатии на педаль тормоза верхний конец рычага 6 переместится влево и потянет за собой через ось 4 шток 3, сжимая пружину 7. Под действием пружины 72 мембрана К) прогнется влево, увлекая за собой седло 77 клапана 16. Под действием пружины 15 клапан 14 закроется, а между клапаном 16 и его седлом появится кольцевой зазор. При этом полость 75" через седло 77 клапана, полость А и окно 28 будет сообщаться с атмосферой. Полость Б соединится с пневмолинией прицепа, поэтому давление в последней снизится, и распределитель направит сжатый воздух из баллона прицепа в тормозные камеры колес — произойдет торможение. Рычаг 6 повернется на оси 4 и нижним концом заставит переместиться вправо рычаг 2. После этого стакан 25 Рис. 220. Комбинированный тормозной кран автомобиля
ЗИЛ-130: / и 4 — оси; 2 — малый рычаг; 3 — шток; 5 — валик рычага ручного привода; 6 — большой рычаг; 7— уравновешивающая пружина секции, управляющей тормозными механизмами прицепа; 8 — направляющая втулка штока; 9 — тарелка пружины; 10 и 23 — мембраны; 11 и 24 — седла клапанов; 12, 15, 17, 21 и 26 — пружины; 13 и 18 — крышки; 14 и 19 — впускные клапаны; 16 и 20 — выпускные клапаны; 22 — корпус выключателя; 25 — стакан уравновешивающей пружины; 27 — корпус; 28 - окно; А, Б, Д и /Г—полости; В и Г— отверстия
уравновешивающей пружины переместит седло 24 и, прижав его к клапану 20, передвинет вместе с клапаном 19. Выпускной клапан 20 будет закрыт, а впускной клапан 19 — открыт. Воздух из баллонов тягача через открытый впускной клапан и полость Д поступит в тормозные камеры колес тягача, и они будут заторможены. Пружины 7, 12, 21, 26 и мембраны 10 и 23 в этом кране действуют по тому же принципу, что и в обычном тормозном кране. Если затормозить тягач стояночным тормозным механизмом, то специальная система рычагов включит пневматический тормозной привод прицепа. Рычаг повернет валик 5, кулачок которого надавит на вырез штока 3, и включит в работу секцию тормозного крана, управляющую тормозными механизмами прицепа. Свободный ход рычага б равен 1—2 мм, а рабочий ход штока 3, составляющий 5 мм, можно регулировать упорными болтами. Устойчивость автопоезда при торможении и безопасность движения обеспечены тем, что колеса прицепа тормозятся на 0,2 — 0,3 с раньше, чем колеса автомобиля-тягача. Кроме верхней секции тормозного крана в тормозную систему прицепа входят баллон / (рис. 221, а), тормозные камеры 2, тормозные механизмы колес и воздухораспределитель 3. Воздухораспределитель (рис. 221, б) тормозной системы прицепа состоит из корпуса, внутри которого есть перегородка, разделяющая корпус на две части (полости А и Б).
Рис. 221. Тормозная система прицепа автомобиля ЗИЛ-130: а — общий вид; о — схема воздухораспределителя; / — воздушный баллон; 2 — тормозная камера; 3 — воздухораспределитель; 4 — фильтр; 5 — воздухопровод; 6 — шариковый клапан; 7 и 9 — поршни; 8 и 12 — пружины; 10 — шток; // — пластинчатый клапан; А и Б — полости В центре перегородки проходит шток, на котором укреплены два поршня 7 и 9. Пружина 8, опирающаяся на перегородку, стремится отжать поршень 7, а вместе с ним и шток 10 в верхнее положение. В нижней части корпуса имеется гнездо с клапаном 11, прижимаемым пружиной 12. Полость Б через шариковый клапан 6 соединена воздухопроводом 5 с пнев-молинией, а полость А через фильтр 4 — с атмосферой и через пластинчатый клапан 11—с воздушным баллоном. При нажатии на педаль тормоза через верхнюю секцию тормозного крана пневмолиния прицепа, как было описано ранее, сообщается с атмосферой, давление в ней снижается, воздух из баллона прицепа поступает в полость Б, и шариковый клапан б закрывается. Под действием давления
Рис. 222. Предохранительный клапан пневматического тормозного привода автомобиля ЗИЛ-130: 1 — седло; 2 — корпус; 3 — шарик; 4 — пружина; 5 — контргайка; 6 — регулировочный винт; 7 — стержень воздухом. Клапан регулируют винтом 6 на давление 900 — 950 кПа, а затем 7 служит для проверки исправности кла Тормозные камеры и тормозные цилиндры. Колесные тормозные механизмы приводятся в действие камерами или тормозными цилиндрами. На рис. 223 показана тормозная камера автомобиля ЗИЛ-130. Камера болтами 9 прикреплена к кронштейну. Мембрана 2 из прорезиненной ткани по краям зажата между корпусом / и крышкой 4. Мембрана прогнута в сторону крышки 4 двумя возвратными пружинами 6 и 7, упирающимися в диск, прикрепленный Рис. 223. Тормозная камера автомобиля ЗИЛ-130: / — корпус камеры; 2 — мембрана; 3 — шток; 4 — крышка; 5 — гибкий шланг; 6 и 7 — пружины; 8 — уплотнительная шайба; 9 — болт крепления камеры; 10 — вилка штока; 11 — рычаг; 12 — червяк; 13 — фиксатор; 14 — вал; 15 — червячное колесо; 16 — вал разжимного кулака; /7—крышка
к штоку 3. Вал 16 разжимного кулака тормозных колодок рычагом 77 соединен с вилкой 10 штока, навинченной на выступающий из корпуса / камеры конец штока 3. Вилка зафиксирована на штоке контргайкой. В теле рычага 11 установлен червяк 12, а на шлицах вала 16 закреплено червячное колесо 75. При торможении сжатый воздух проходит по гибкому шлангу 5 в тормозную камеру, вследствие чего мембрана распрямляется. При этом движение через шток 3 и вилку 10 передается рычагу 77, который через червяк 72 поворачивает червячное колесо 75 и вал 16 разжимного кулака, прижимающего колодки к тормозному барабану. Фиксатор 13 удерживает вал 14 от самопроизвольного проворачивания. Конец вала имеет квадратное сечение для удобства регулирования тормозных механизмов. Наличие у автомобиля пневматической тормозной системы позволяет использовать сжатый воздух для торможения прицепов, накачивания шин, привода стеклоочистителей, дверей (в автобусах) и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|