Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные технико-экономические показатели деятельности

Количество и качество выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг) определяется потребностями рынка, производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.

Реализуя продукцию, предприятие возмещает затраты на ее изготовление и сбыт и получает прибыль, служащую источником технического и социального развития. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только производителю, но и предприятиям-потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности.

Анализ динамики объема производства в натуральном выражении за 2008 и 2009 годы показал, что произошло его снижение на18%, что объясняется падением спроса на продукцию и жесткой конкуренцией. В то же время снижение товарной продукции составило 9,5%, объема продаж – 5,7%, что объясняется падением спроса и ростом цен на 10,3% (табл. 1.2.1.).

 

Табл. 1.2.1 Динамика производства и реализации продукции ОАО «Тамбовский жировой комбинат» за 2008 - 2009 гг.

Показатели  2008 г.  2009 г. 2009 г. в % к 2008г.
1. Выпуск продукции в натуральном выражении, тыс. т 97,588 80,038 82,0
2. Товарная продукция, тыс. руб. 1448 1311 90,5
3. Реализованная продукция, тыс. руб. 1450 1368 94,3
4. Средняя цена 1 тонны выпущенной продукции, тыс. руб. 14,841 16,374 110,3
5. Реализованная продукция (объем ее продаж) к товарной продукции 100,1 104,4

 

Различие в темпах роста реализованной продукции и товарной продукции объясняется изменением остатков нереализованной продукции на складе и отгруженной, но неоплаченной покупателем в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом.

Следует отметить, что продукция ОАО «Тамбовский жировой комбинат» имеет высокое качество, цены ниже, чем у конкурентов; что делает ее конкурентоспособной.

За годы работы в условиях перехода к рыночным отношениям комбинат освоил целый ряд новых видов продукции, пользующейся повышенным спросом (новые виды майонеза, кулинарных жиров, хлебобулочные изделия, кетчуп, горчица), стремясь к улучшению своего финансового состояния.

За последние годы зарубежные и отечественные конкуренты потеснили ОАО «Тамбовский жировой комбинат» на его рынке в г. Тамбове

Они поставляют в Тамбов огромное количество разнообразных видов в различной расфасовке масложировой продукции (масло растительное расфасованное, дезодорированное, рафинированное, нерафинированное, майонез в большом ассортименте, маргарин и т.д.).

В этих условиях, учитывая положительный имидж ОАО «Тамбовский жировой комбинат», необходимо уделять больше внимания маркетингу (изучение спроса, вкусов потребителей, анкетирование, реклама достоинств продукции – отсутствие вредных добавок, соответствие ГОСТу, наличие сертификата качества и т.д.).

За анализируемый период ухудшилось использование производственной мощности ОАО «Тамбовский жировой комбинат» с 47% до 38%. Уровень использования мощности довольно низкий, что объясняется падением спроса на продукцию, конкуренцией и низкой платежеспособностью потребителей.

Лучше всего использовались производственные мощности по маргариновой продукции, хотя и наметилось снижение коэффициентов использования с 0,6777 в 2008 г. до 0,6574 – в 2009 г. По майонезу и расфасованному маслу произошло заметное ухудшение использования производственных мощностей: на 32 и 26% соответственно.

Основными причинами недоиспользования производственных мощностей являются: рост цен на закупаемое растительное масло и соответственно себестоимости продукции и цен на нее и перенасыщенность рынка масложировой продукцией в Тамбовской области. В торговую сеть стали поступать товары конкурентов - крупных производителей из других городов (Москвы, Саратова, Белгорода, Краснодара и др.). В результате реализация продукции снизилась, и комбинату пришлось снизить объем производства майонеза на 31,6%. масла – на 25,8%, маргариновой продукции – на 3%.

В 2009 г. на 43% возросли цены на закупаемое растительное масло, которое в себестоимости продукции занимает наибольший удельный вес. Так, в себестоимости майонеза удельный вес стоимости растительного масла составляет около 50%, маргарина – до 70%, жиров – более 80%. За 9 мес. 2009 г. цены на готовую продукцию возросли на 14% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Все это привело к падению спроса на продукцию комбината и ухудшению использования его технического потенциала на 18%.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 11%. При этом фондоотдача (по товарной продукции) снизилась на 19%, а по реализованной продукции – на 15.

В 2009 г. был получена прибыль от реализации продукции в расчете на 1 рубль основных производственных фондов (ОПФ) в размере 21 коп., в то время как в 2008 г. была получена прибыль 75 коп. на 1 руб. ОПФ (табл. 1.2.2.).

Табл. 1.2.2 Показатели, характеризующие использование производственно-технической базы ОАО «Тамбовский жировой комбинат» за 2008 и 2009 г.

Показатели  2008 г.  2009 г. 2009 г. в % к 2008г.
1. Производственная мощность, тыс. т 209 209 100
2. Выпуск продукции в натуральном выражении, тыс. т 97,588 80,038 82
3. Коэффициент использования производственной мощности 0,47 0,38 82
4. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 274725 305325 111
5. Среднегодовая стоимость ОПФ в расчете на 1000 т производственной мощности, тыс. руб. 1314 1461 111
6. Товарная продукция, млн. руб. 1448,35 1310,60 90
7. Выручка от продаж продукции, млн. руб. 1450,15 1367,75 94
8. Прибыль от продаж, тыс. руб. 98263 30506 31
9. Прибыль отчетного периода, тыс. руб. 70745 -30755 -44
10. В расчете на 1 руб. стоимости ОПФ, руб.: · товарная продукция · выручка от продаж продукции · прибыль от продаж · прибыль (убыток) отчетного периода   5,267 5,273 0,357 0,257   4,297 4,484 0,100 -0,102   81 85 28 -40

 

Резко упала фондоотдача, рассчитанная по прибыли отчетного периода, с 25,7 коп. в 2008г. до минус 10,2 коп. в 2009г.. Отрицательную роль сыграло падение прибыли от продаж в 3,57 раза, рост прочих операционных расходов почти в 4 раза, прочих внереализационных расходов - в 2раза, процентов к уплате - на 3%.

Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала в 2009г. составила 1052 человека, что ниже уровня предыдущего года на 6 человек или на 0,57% (табл. 1.2.3.).

 

Табл. 1.2.3. Показатели, характеризующие производительность труда и его оплату в ОАО «Тамбовский жировой комбинат» за 2008 - 2009 гг.

Показатели  2008 г.  2009 г. 2009 г. в % к 2008 г.
1. Численность ППП, чел. 1058 1052 99,43
2. Выпуск продукции в натуральном выражении, тыс.т 97588 80038 82,02
3. Товарная продукция, млн. руб. 1448,35 1310,60 90,49
4. Выручка от реализации продукции, млн. руб. 1450,15 1367,75 94,31
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. 98263 30506 31
6. Прибыль отчетного периода, тыс. руб. 70745 -30755 -44
7. В расчете на одного работающего: - выпуск продукции, тыс. т - товарная продукция, тыс. руб. - выручка от продаж продукции, тыс. руб. - прибыль от продаж, тыс. руб. - прибыль отчетного периода, тыс. руб.     92 1369 1371 93 67     76 1246 1300 29 -29     92,0 91 94,8 31,2 - 43,3
8. Направлено на оплату труда, тыс. руб. 146049 138412 94,77
9. Среднемесячная оплата труда, тыс. руб. 11,5 11,0 95,65
10. В расчете на один рубль оплаты труда, руб.: - товарная продукция - выручка от продаж продукции - прибыль от продаж - прибыль (убыток) отчетного периода     9,92 9,93 0,67 0,48     9,5 9,9 0,21 -0,21     95,8 99,7 31 -43,8

 

Производительность труда, рассчитанная по выпуску продукции в натуральном выражении, снизилась на 8%, а в стоимостном выражении по товарной продукции – на 5,2%, по реализованной – на 31,2%.

В расчете на одного работающего в 2009 г. был получен убыток отчетного периода в размере 29 тыс.руб., а за 2008 г. – прибыль в размере 67 тыс. руб. Несмотря на падение производительности труда и убытки, на оплату труда было направлено меньше средств, чем в предыдущем году всего на 5,23%. Среднемесячная оплата труда снизилась незначительно с 11,5 тыс. руб. до 11 тыс. руб. или на 4,35%. Это говорит о том, что оплата труда не выполняет свои функции.

В расчете на 1 рубль оплаты труда было выработано за 2009 г. товарной продукции на сумму 9,53 руб., реализованной продукции на сумму - 9,9 руб.

В расчете на 1 рубль оплаты труда в 2009 г. был получен убыток в размере 21 коп. вместо прибыли 48 коп. – в 2008 г.

За анализируемый период затраты на 1 рубль реализованной продукции снизились на 4%. В 2009 г. на 43% возросли цены на закупаемое растительное масло, которое в себестоимости продукции занимает наибольший удельный вес. Так, в себестоимости майонеза удельный вес стоимости растительного масла составляет около 50%, в себестоимости маргарина – до 70%, жиров – более 80%. За 9 мес. 2009 г. цены на готовую продукцию возросли на 14% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Кроме того, жесткая конкуренция со стороны ряда крупнейших производителей из других городов (Москвы, Саратова, Белгорода, Краснодара и др.) привела к падению спроса на продукцию Тамбовского жирового комбината.

Тамбовский жировой комбинат через дилерскую сеть ориентировался в основном на потребности кондитерской и хлебопекарной промышленности, т. е. на промышленную переработку, выпуская жиры и масла с заданными потребителями параметрами качества под конкретные заказы. Тем самым он обеспечивал себе гарантированный сбыт продукции надежным партнерам, постепенно расширяя круг потенциальных клиентов.

Основные конкуренты комбината ориентируются на недорогие сорта маргарина и отечественное жировое сырье. Основной потребитель их продукции – население, хотя последнее время они стали активно внедряться на рынок промышленной переработки масложировой продукции.

Все эти причины привели к росту затрат на производство и реализацию продукции, цен на выпускаемую продукцию, падению объема продаж.

В результате в 2009 г. был получен убыток отчетного периода в сумме 30,8 млн. руб., в то время как в 2008 г. была получена прибыль в размере 70,7 млн. руб. (табл. 1.2.4.).

 

Табл. 1.2.4. Показатели, характеризующие затраты и результаты хозяйственной деятельности ОАО «Тамбовский жировой комбинат» за 2008 - 2009 гг.

Показатели  2008 г.  2009 г. 2009 г. в % к 2008 г.
1.Выручка от продаж продукции, млн. руб. 1450 1368 94,3
2. Полная себестоимость товарной продукции, млн. руб. 1352 1337 98,9
3. Затраты на один рубль реализованной продукции, коп. 99,86 95,83 96,0
4. Прибыль от продаж, млн. руб. 98,3 30,5 31,0
5. Прибыль отчетного периода, млн. руб. 70,7 -30,8 -43,5
6. Прибыль от продаж к прибыли отчетного периода, % 139 -101 -
7. Рентабельность продукции, % 7,5 2,5 -5 пунктов

Следует отметить, что прибыль отчетного периода 2008 г. была почти в 3 раза ниже прибыли от реализации продукции, что говорит о наличии больших внереализационных убытков и прочих операционных расходов. Производственная деятельность комбината как источник получения прибыли играет доминирующую роль, а коммерческая деятельность приносит убытки.

В 2009 г. убыток отчетного периода составил 30,8 млн. руб. Эти данные говорят о значительном ухудшении финансового состояния ОАО «Тамбовский жировой комбинат».

Резко снизилась рентабельность продукции – на 4,9 пункта и составила в 2009 г. всего 2,3%.

Результаты анализа основных технико-экономических показателей ОАО «Тамбовский жировой комбинат» за 2008 - 2009 гг. представлены в таблице 1.2.5.

Обобщая анализ производственно-хозяйственной деятельности комбината, можно сказать, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. резко ухудшилась эффективность его деятельности. Выпуск продукции в натуральном выражении снизился на 18%. Объем продаж в стоимостном выражении снизился на 5,7%. Это отрицательно повлияло на эффективность использования технического потенциала, на изменение производительности труда и фондоотдачи. Затраты на 1 рубль продаж снизились на 4%, получены убытки в размере 30,8 млн. руб., рентабельность продукции упала почти на 4,9 пункта.

Причинами такого положения явились падение спроса на выпускаемую продукцию из-за жесткой конкуренции на рынке г Тамбова и других регионах, рост цен на закупаемое растительное масло, недооценка роли маркетинга руководством комбината и многие другие причины.


Табл. 1.2.5. Основные технико-экономические показатели ОАО «Тамбовский жировой комбинат» за 2008- 2009 гг.

Показатели  2008 г.  2009 г. 2009 г. в % к 2008 г.
1. Производственная мощность – всего, тыс. т 209 209 100,0
в том числе саломас маргпродукция майонез расфасованное масло   65,7 37,6 73,3 21,1   65,7 37,6 73,3 21,1   100,0 100,0 73,3 100,0
2. Выпуск продукции в натуральном выражении – всего, тыс. т 97,588 80,040 82,0
в том числе саломас маргпродукция майонез расфасованное масло   19,456 25,482 41,837 8,041   18,956 24,717 28,619 5,967   97,4 97 68,4 74,2
3. Коэффициент использования производственной мощности – всего 0,47 0,38 82,0
в том числе саломас маргпродукция майонез расфасованное масло   0,30 0,68 0,57 0,38   0,29 0,66 0,39 0,28   97,4 97,0 68,4 74,2
4. Товарная продукция, млн. руб. 1448 1311 90,5
5. Выручка от продаж продукции, млн. руб. 1450 1368 94,3
6. Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб. 275 305 111,1
7. Фондоотдача, руб. 5,27 4,49 85,2
8. Численность работающих, чел. 1058 1052 99,4
9. Реализованная продукция в расчете на одного работающего, тыс. руб. 1370 1300 94,9
10. Фонд оплаты труда, млн. руб. 146,0 138,4 94,8
11. Среднемесячная оплата труда, тыс. руб. 11,5 11,0 95,7
12.Полная себестоимость товарной продукции, млн. руб. 1312 1215 92,6
13. Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. 90,61 92,75 102,4
14. Прибыль от продаж, млн. руб. 98,3 30,5 31,0
15. Прибыль отчетного периода, млн. руб. 70,7 - 30,8 - 43,5
16. Рентабельность продукции, % 7,2 2,3 - 4,9пункта

Планом на 2003 г. предусмотрено увеличить выпуск маргариновой продукции по сравнению с 2009г. на 5%, майонеза – на 5,9%, саломаса – на 6,4%, масла растительного – на 10,5%. Прирост выручки от продаж товаров и услуг должен составить 8,9%. Прибыль от продаж увеличится в 3,25 раза., а прибыль отчетного периода планируется в 2,8 раза меньше прибыли от продаж. Комбинат рассчитывает получить прибыль от продаж в сумме 99,1 млн. руб., что выше уровня 2008г. на 0,85%, а прибыль отчетного периода – почти в 2 раза ниже, чем в 2008г. Это говорит о том, что комбинат попрежнему ориентируется на производственную деятельность и не планирует радикального изменения своей коммерческой деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...