Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В падежных окончаниях существительных в единственном числе




Знать: правило выбора е — и в безударных падежных окончаниях существительных.

Уметь: владеть способом действия при выборе орфограммы.

 

I. Проверка выполнения упр. 527 (по цепочке): отработка умения проговаривать способ действия при выборе е — и в безударных падежных окончаниях существительных (см. образец рассуждения в предыдущем уроке).

 

II. Учитель сообщает учащимся, что к I склонению относятся также слова на - ия (станция), ко II — на -ие, -ий (здание, планетарий).

Пятиклассники склоняют существительные станция, санаторий, здание.

Учитывая, что школьники часто неверно выделяют окончания в словах этого типа, запись склонения рекомендуется оформить следующим образом:

Им. пад. станци здани санаторий

Род. пад. станци здани санатори

и т. д.

 

III. Составление «инструкции-таблицы»[19].

Т а б л и ц а 16

В безударном положении в косвенных падежах единственного числа пишется и, если существительное:

1. 1 склонения, 2. III склонения 3. На -ия, -ие, -ий

в форме род. пад. площадьстанци

от тропинк площад предложени

планетари

в остальных случаях пишется е:

1) в существительных I склонения (кроме слов на - ия и формы род. пад.);

2) в существительных II склонения (кроме слов на -ие, -ий).

Пятиклассники должны усвоить, что:

1) падеж надо определять только тогда, когда слово I склонения

2) для слов на -ия, -ие, -ий можно не определять склонения, достаточно только их опознать;

3) в конце слов на - ия, -ие, -ий пишутся две буквы и, из которых лишь последняя является окончанием.

Необходимо добиться такого усвоения что учащиеся пользовались ею как справочным материалом для отработки способа действия, помогающего определить правильное написание.

 

IV. Запишите, объяснив написание е — и в окончаниях существительных.

 

Вдоль дороги, около оранжереи запах полыни; из поездки по Америке, Азии; первенство в соревновании быть на лекции, по тропинке к станции, книги по истории, говорить о воспитании, спустился на парашюте, в огромном здании.

 

О б р а з е ц з а п и с и:

вдоль дорог (дорога, 1 скл., род. пад.)

из поездк (поездка, 1 скл., род. пад.) по Ази (Аз ия)

запах полын (полынь, I скл.)

спустился на парашют (парашют, II скл.)

 

Домашнее задание: упр. 530, 531 (образец объяснения см. в классной работе).

 

Урок 128. Правописание гласных

В падежных окончаниях существительных

В единственном числе

(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания («по цепочке» с объяснением («проговариванием») способа действия при выборе орфограммы е — и.

II. Объяснительный диктант.

 

Помогать подруге, потолок в помещении, радоваться удаче, идти по тропинке, обрадоваться новости, ветка сирени, вершина елки, на опушке леса, участвовать в демонстрации, написать Лидии, ошибки в изложении, песня о счастье, рассказ о путешествии, книга о портфеле, ехать по магистрали, вытащить из проруби, говорить об успеваемости.

 

III. Заполнение таблицы (левая половина таблицы заполняется коллективно, правая — по мере диктовки).

Т а б л и ц а 17

и—е в окончаниях имен существительных

Имена существительные Окончание
1) I скл., род. пад. 2) на - ия, -ие, -ий 3) III скл.  
  Окончание
1) I скл., кроме форм род. пад., и слов на - ия 2) II скл., кроме слов на -ие, -ий  

 

Мечтать о профессии, трястись в телеге, быть на лекции, слышать в планетарии, изменение в расписании, отдыхать в деревне, рос у дороги, написать в альбоме, был на площади, вырос на тополе, наблюдения на местности.

 

IV. Проверочная работа с использованием перфокарт.

е — и в падежных окончаниях существительных

1. говорили о станции линии дороге

2. шли к избушке деревне чаще

3. учебники по истории литературе биологии

4. побывали в зоопарке музее планетарии

5. бежали по аллее тропинке насыпи

6. росли на березе тополе сирени

7. рассказать о книге повести случае

8. призывать к осторожности выдержке смелости

9. побывать в Карелии Сибири Киеве

 

V. Составьте словосочетания

 

На ели — на елке, на площади — на площадке, в тетради — в тетрадке.

 

(Слова записаны на доске с пропущенными окончаниями.)

В это время учитель проверяет работу.

VI. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.

 

Домашнее задание: упр. 536, 538.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...