Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 137. Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»




(продолжение темы)

 

I. Составьте предложение, выполнив ряд условий (предложение записывается постепенно, по мере выполнения задачи):

1) Из предложения У девочки были пушистые волосы взять имя прилагательное, согласовать его с существительным, обозначающим дополнение, из предложения Инеем покрылись кусты (пушистым инеем).

2) Добавить подлежащее предложения Февраль — вершина зимы (февраль).

3) Добавить обстоятельство предложения Осень щедро одаривает леса красотой (щедро).

4) Из предложения Леса украшают землю взять глагол, употребив его в 3-м лице ед. числа настоящего времени (украшает).

5) Из предложения За деревьями спрятался маленький домик добавить существительное, употребленное во множественном числе, поставив его в вин. пад. (деревья).

Полученное предложение — Пушистым инеем февраль щедро украшает деревья — разобрать по членам.

Сделайте вывод о синтаксической роли имени существительного.

— В каком случае существительное не является членом предложения? Приведите примеры.

— Ученые утверждают, что имя существительное — самая большая часть речи. Как вы думаете, почему в нашем языке так много существительных? Докажите.

 

II. Орфографическая диктовка.

Графически объясните орфограмму в корнях глаголов, в окончаниях существительных.

 

Изменить привычке, обвинить в жестокости, жалеть о потере, заявить об отказе от поездки, выходить из библиотеки, о посещении станции юннатов, подарить Пете, отмечать в журнале, показать преподавательнице, удивляться усидчивости Маши, выдавать группе, объявлять об экскурсии, развивать способности в ребенке, ошибиться в расчете.

 

(Проверка и анализ написанного с использованием графопроектора.)

— Почему можно не определять падеж существительных на -ия, -ие, -ий II и III склонений при выборе е — и в написании падежных окончаний? Почему необходимо определение падежа для существительных I склонения?

 

III. Заполните колонки примерами.

Часть слова о е
   
   

 

Чертежом, пальцем, шепот, шелк, шел, огурцов, черствый, улицей, борцом, со свечой, желтый, крыжовник, шорох, щелочь, капюшон, полотнищем, желудь.

 

IV. Индивидуальная работа по карточкам.

 

К а р т о ч к а № 1

 

1. Вставить пропущенные буквы.

 

Дол..теть до границ.., вспомнить о бесед.., молодеж.., с пас..бищ.., под круч..й, ключ..м, об ущель.., отдать Вер.., думать о поздравлени.., жить в Греци.., написать в журнал.., ра..казал на собрани.., под..езжали к Астрахан..

 

2. Подобрать 2—3 существительных с корнями -лаг- — -лож-.

 

К а р т о ч к а № 2

 

1. Вставить пропущенные буквы.

 

Звонить Сереж.., позн..комиться в театр.., при ни..кой температур.., дост..вать с верхней полк.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на террас.., изв..ниться за опоздани..

 

2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:

 

К а р т о ч к а № 3

 

1. Вставить пропущенные буквы.

 

Об..яснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., в..днеется в д..лин.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро ват.., зах..дить в..дани...

 

2. Подобрать 2—3 существительных с корнями -раст- — -ращ- — -рос-.

 

V. Диктант «Проверь себя».

Текст вначале читается целиком. Учащиеся должны определить, к какому типу речи он относится.

 

Осенью лес молчит. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоток.

(По В. Пескову.)

 

— Найдите в тексте слова по их грамматическим признакам: 1) существительное, одушевленное, нарицательное, жен. рода, III склонения, стоит в ед. ч., им. пад.; 2) существительное, неодушевленное, нарицательное, ср. рода, II склонения, стоит в пр. пад., ед. ч.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...