Урок 164. Контрольный диктант
В ЛЕСУ
Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес[23]. Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев. Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек! (99 слов.) (По Г. Скребицкому)
Урок 165. Виды глагола Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению. Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола.
I. Чтение зарисовки «Апрель», запись под диктовку.
Апрель настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед. (Д. Зуев.)
— Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? (Глаголы.) — Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:
что сделали? что делают? Оформляется запись: заиграли трогаются — Какой из глаголов обозначает законченность действия? (Заиграли — уже сделали, совершили действие.) — Незаконченность? (Трогаются — еще только трогаются, действие не доведено до конца.) После этого под глаголами подписывается: совершенный вид — несовершенный вид. (Учащимся в определении вида глагола помогает такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что с д е л а т ь? что с д е л а е т?) — глагол совершенного вида.)
— Укажите в тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.
II. Закрепление материала — наблюдения на с. 241. 1. Упр. 645 (устно). 2. Запись глаголов в два столбика. В первый — те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй — те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго? Запись в тетрадях: ч т о с д е л а т ь? | ч т о д е л а т ь?
1. Свистеть — свистнуть, крикнуть — кричать, махнуть — махать, стучать — стукнуть.
(Выделяется суффикс глагола -ну - в первом столбике, и учащимся сообщается, что он обозначает мгновенность, законченность действия. Этот суффикс указывает на то, что глагол совершенного вида.)
2. Писать — написать, жечь — сжечь, нести — унести.
III. Прослушайте текст, составленный по зарисовке Д. Зуева «Мелодия весны». Определите его основную мысль, озаглавьте.
У каждого времени года своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки. Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
— Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? Какие слова употреблены в переносном значении? — Определите вид глаголов. Найдите глагол, строение которого соответствует схеме:
Домашнее задание: § 111, упр. 648.
Урок 166. Виды глагола Знать: способы образования видовых пар глаголов. Уметь: распознавать виды глаголов.
I. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся называют грамматические основы предложений и определяют вид глаголов второго предложения.
1. Апрель — первый месяц вешнего тепла. 2. На лесных проталинка проснулись ящерицы и греются на пнях на солнышке.
II. Запись в раздел словаря «Говори правильно». Класть, клал, кладу.
III. Закрепление материала. 1. Упр. 649 (устно). 2. Образуйте от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида. Обозначьте морфемы, с помощью которых образованы видовые пары (работа выполняется коллективно).
Косить — скосить, делать, сыпать, держать; завершать — завершить, объединять, заявлять; мелькать — мелькнуть, чихать, глотать, зевать.
3. Прослушайте и озаглавьте текст (у автора зарисовки Д. Зуева он называется «Вешние воды»).
Отзвенели с крыш капели. С пригорков побежали шумные потоки. Помутнели чистые снеговые воды. Умылись дождем тополя, осины и орешник, украсились сережками ветвистые вершины деревьев. Дрогнули орошенные вешним дождем непочатые сугробы. Под снегом бежит водица, а под корой берез и кленов тайно двинулся сок. Выпрямляются и свиваются в узорчатую вязь развесистые ветви.
— Укажите слова, употребленные в переносном значении. — Перескажите текст. При повторном чтении по предложениям учащиеся выписывают глаголы, определяют их вид, разбирают по составу слова дрогнули, украсились. Два последних предложения записываются и разбираются синтаксически.
Домашнее задание: § 111, упр. 652.
Урок 167. Буквы Е и И в корнях с чередованием Знать: о чередовании гласных е — и в корнях; способы действия при выборе орфограммы е — и.
I. Контрольный словарный диктант. В глаголах учащиеся выделяют окончания и указывают вид.
Выращивать цветы, помогать маме, располагаться возле станции, желтый крыжовник рассчитывать на помощь, почуять запах гари, сделаться черствым, оказаться в растерянности, роскошные растения, провиниться перед отцом, сопровождать в экскурсии по городу, наслаждаться игрой на рояле.
II. Наблюдения на с. 244. Графическое обозначение орфограммы 24 (с. 245). — Можно ли написание гласных е—и в этих корнях проверять ударением? Упр. 653 (устно).
III. Запись под диктовку с графическим объяснением выбора ор ф ограмм.
Блестеть — блистать, вытереть — вытирать, запереть — запирать, расстелить — расстелю, раздирать — раздеру, замереть — замирать.
IV. Объяснительный диктант.
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
Учащиеся разбирают по составу слово расстилается; определяют вид глаголов, составляют схему второго предложения.
Домашнее задание: § 112, упр. 654.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|