Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описательный ярлык. Описание содержание. Визуальные субмодальности. Слуховые субмодальности




ШагЗ.

Сейчас внимательно посмотрите, какие внутренние визуальные образы возникают у вас в уме в этом состоянии. Заполните раздел ВИЗУАЛЬНЫХ субмодальностей.

Шаг 4.

Прислушайтесь к звукам, раздающимся у вас в уме, особенно к своему голосу, который говорит о решении проблемы. Вы можете вспомнить особый разговор, происходивший в то время. Когда вы сможете ясно услышать эти голоса, заполните раздел СЛУХОВЫХ субмодальностей.

Проектирование состояний

рабочий лист проектирования состояния

 

Описательный ярлык

 

 

 

Описание содержание

[

 

 

 

 

 

 

Визуальные субмодальности

Яркость                               Фокус

Расстояние

Слайд

Размер

Изображение в движении

Очертания

Движение/Скорость

Расположение

Ассоциативность

Направление Контраст

Дисассоциативность Трехмерное изображение/ Плоскость

Ясность Цвет

Рамка/ее отсутствие Другое?

Слуховые субмодальности

Звуки                                   Тембр

Слова

Внутренние

Расположение

Внешнее

Высота

Направление

Тональность

Темп

Голос (Кто? )

Громкость

Расстояние

Длительность

Ритм

Другое?

Кинестетические субмодальности

 

Проприоцеп-

 
Внутренние

 

 
Внешние

Очертания

 
Расположение

Температура

 
Вес

Движение

 
Длительность

Интенсивность

 
Размер

Влажность

 
Давление

Текстура

 
Частота

Ритм

 
Тактильность

Равновесие

 
Эмоции? Обонятельные ивкусо!

Другое? »ые субмодальности

 
Сладкий

Острота

 
Кислый

Интенсивность

 
 

Расположение

 

Горький Особые вкусы

Аромат

 

Особые запахи

 
Описание якоря

 

 
       

Я провел вас через множество экспериментов, имеющих примерно одинаковую структуру. Чем больше вы будете делать эти упражнения, тем естественнее для вас станет их выполнение. Чем естественнее они станут для вас, тем автоматичнее вы будете их выполнять. Это и есть автоматический процесс. Все мы полагаемся на нашу память, когда хотим вспомнить старую информацию, ресурсы, способности и идеи. Но чаще мы надеемся, что это произойдет само собой, а не выполняем это целенаправленно. Такая модель решения проблем меняет «может быть» на «целенаправленность». Именно это имеют в виду, когда говорят о возможности руководить своей

Проектирование состояний

судьбой. Я еще раз должен напомнить, что существует множество подходов в выборе нужного вам состояния. Если вы поэкспериментируете, то найдете наиболее приемлемый для вас метод достижения такого состояния. Некоторые люди достигают состояния, которое помогает им решить любые проблемы. Очень хорошо, если и вы достигнете его. Другие одаренные в области моделирования люди непрерывно заимствуют необходимые им возможности. Это может быть действенно. Некоторым людям, чтобы развить свою гибкость, нравится достигать каждый раз нового состояния.

Состояния решения проблем очень ценны и все они находятся у вас под контролем. Все, чего вы достигли, выполняя приведенные упражнения, было разработано для определенных целей. У каждого упражнения был РАБОЧИЙ ЛИСТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ, с помощью которого вы могли зафиксировать свои воспоминания. Следующая глава продемонстрирует вам, как легко и быстро вернуть нужное вам состояние в настоящий момент. Позже мы узнаем способы активизации состояний, проверки и улучшения решений и достижения желаемых вами результатов.

 

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

КОНТРОЛИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОСТОЯНИЙ

Сейчас настало время изучить ваши состояния для решения проблем. Это включает:

1. Вход в нужное состояние.

2. Нахождение в нем.

3. Разработку решений, пока вы находитесь в этом состоянии.

4. Сохранение состояния для будущего использования. Эти процессы очень просты. Но сначала мы должны

понять основной, естественно возникающий процесс, называемый якорем. Он лежит в основе всех этих процессов и делает их легкими в использовании.

Воссоздание состояний

Подумайте о памяти. В трех предыдущих главах я просил вас использовать свою память различными способами. Вы точно знаете, как вы это делали? Когда вы вспоминаете какое-то событие или случай, как на самом деле это у вас получается? Какие причины помогают воскреснуть прошлым звукам и образам? Какой механизм заставляет вас реагировать — действием, мыслями, чувствами — на что-либо? Как вы можете проверить истинность своих чувств в момент вспоминания образа или звуков? Обычно мы считаем такие психологические процессы чем-то самим собой разумеющимся, но «может быть» не то же самое, что «должно быть». Всем нам случалось прогуливаться по улице, вспоминая наши (или чьи-то) дела, и вдруг остановиться, пораженным внезапным воспоминанием. Иногда связанным с нашими дела-

Контролирование и использование состояний_______207

ли, иногда и нет. Часто, если мы внимательно приглядимся к окружающей обстановке, мы можем определить объект, звук или запах, явившийся причиной нашего воспоминания. Это может оказаться чем угодно. Выражение лица случайного прохожего, даже его походка может напомнить знакомого нам человека. У нас есть воспоминание, в котором участвует этот человек и сопутствующие ему случайные запахи, звуки и чувства. При этом мы словно переносимся из действительности в уже, может быть, забытое, прошлое. В уме мы снова находимся рядом с тем человеком, мы все переживаем заново в прошлом времени и месте.

Вам это знакомо? Конечно. Содержание наших воспоминаний и то, что пускает их в ход, делает нас неповторимыми личностями. Но процесс припоминания един для всех. Определенное выражение лица, звук или ощущение могут только активизировать его. А воспоминание всецело принадлежит вам. Но все мы иногда испытываем действие определенного выражения лица, звуков или ощущений. Этот опыт общий для всех людей.

Такой особый вид отношений можно наблюдать и у простейших одноклеточных организмов. Но у человека все обстоит гораздо сложнее. Более того, в силу многогранности нашего опыта, мы можем использовать этот естественный процесс для достижения наших целей, сделать нашу жизнь богаче и интереснее.

Все мы знаем, что некоторые воспоминания появляются внезапно и спонтанно, а что бы произошло, если бы мы могли выбирать любое воспоминание в любой нужный нам момент? К несчастью, большинство из нас являются жертвами, а не хозяевами описанного механизма. У нас есть преимущественно печальные или грустные воспоминания, и создается впечатление, что наш мозг ведет с нами бессмысленную игру. У нас есть проблема, но мы беспомощны, мы не можем вспомнить случай, когда эффективно и творчески решили подобную проблему. Но мы забыли, что наш мозг всего лишь делает то, чему мы и другие его научили. Но мы можем эффективно перепрограммировать его для выполнения бо-

Использование состояний сознания

лее полезных действий. Это означает, что вместо пребывания в состоянии проблемы, мы можем войти в состояние для ее немедленного решения.

Такой способ вначале может показаться немного загадочным, но на самом деле он достаточно прост. Всем общеизвестным феноменам можно найти простое объяснение в нашем опыте. Первым это объяснил Павлов, почти сто лет назад. В своем изучении рефлексов животных он обратился к собакам и их реакции на пищу. Каждый, у кого есть собака, видел, как у нее начинают течь слюни, когда ей приносят еду (я делаю то же самое, когда вижу пиццу). Это называется реакцией слюноотделения. Это естественно для всех животных со сходной системой переваривания пищи. Такая психологическая реакция помогает собакам (и нам) начать процесс переваривания. Павлов хотел узнать, может ли он как-то повлиять на этот естественный процесс и как-то контролировать его извне. Он решил кое-что добавить к состоянию собаки, увидевшей еду. Каждый раз, когда перед собакой появлялась еда, звучал звонок. Он проделывал это множество раз, чтобы у собаки появилась «ассоциация» еды со звуком звонка. Затем раздавался только звук звонка. У собаки появлялось слюноотделение, хотя она не видела пищу. Каждый раз, когда собака слышала звонок, у нее начиналось слюноотделение. Это продолжалось некоторое время до тех пор, пока собака не «узнавала», что звук звонка не означает появление пищи (другими словами, собака научилась ассоциировать звонок с отсутствием пищи).

Павлов назвал этот процесс «условным рефлексом», так как он был построен на использовании особых условий. Это стало основой особого направления в психологии. Присутствие еды было для собаки безусловным, то есть естественным стимулом, на который собака реагировала слюноотделением. Звук звонка был условным (созданным) стимулом, реагировать на который собака «научилась».

Важно то, что когда безусловный стимул (пища) был совмещен с условным (звонок), собака на самом деле оп-

209

ределенным образом изменилась. Мы не знаем, что думает собака (или думает ли она вообще в нашем понимании этого слова). Мы знаем, что собака изменилась. Она «научилась» реагировать психологически на неважный до этого фактор: звук звонка.

Рисунок 9. 1. Условные рефлексы по Павлову

Это       объясняет механизм работы наших воспо-

минаний. Выражение лица, которое вызывает определенные воспоминания, то же самое, что звонок Павлова. Это условный стимул, сигнал, вызывающий ответную реакцию. Многие люди считают, что большинство наших реакций повторяют эксперимент, проведенный Павловым. Правда это или нет, к нам это неприменимо. Зная об этом процессе и его действии, мы можем с его помощью оказывать на себя влияние так же, как это Делал Павлов, другими словами, использовать его. Но у нас есть преимущество. Чтобы представить стимулы, мы

Использование состояний сознания

можем просто использовать наше воображение. Нацри_ мер, мы можем представить, как в последний раз заказали свое любимое блюдо в нашем любимом ресторане. И вот — пожалуйста — слюноотделение!

Тот же процесс может быть использован, в немного меньшей степени, и для других реакций. Например, когда я попросил вас вспомнить определенное время, что вы сделали? Наверняка в своей памяти вы произвели поиск воспоминания, который мысленно определили как «проблемный файл», что бы это ни значило. Более конкретно, вы проходили через ряд внутренних образов, в то время, когда чувствовали, что застряли в своей проблеме? Вы просматривали эти образы поочередно? Они выглядели как фильм? Или просто вы произнесли слово «проблема» и затем ее почувствовали? Какое ощущение и какая субмодальность играет для вас решающую роль, когда вы вспоминаете определенную ситуацию? Проведите следующий эксперимент.

Эксперимент: вызов воспоминаний

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...