Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экстернализация




Шаг1.

Вспомните проект состояния, разработанный вами в предыдущей главе специально для того типа проблемы, которая сейчас есть у вас. Возможно, для этого вы избрали несколько подходящих состояний, в таком случае выберите одно из них. Взгляните на соответствующий РАБОЧИЙ ЛИСТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ.

Шаг 2.

Войдите на короткое время в это состояние, вспоминая создавший его первоначальный опыт. Снова обратите внимание на сопутствующие ему образы, звуки и чувства. Используйте РАБОЧИЙ ЛИСТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ для вспоминания особенностей данного состояния.

Контролирование и использование состояний

ШагЗ.

После того, как вы войдете в нужное состояние, поднимитесь и походите, это поможет вам войти в ваше нормальное состояние, выйти из проектируемого состояния. Это называется «нарушением состояния».

Шаг 4.

Теперь присядьте и воссоздайте только визуальные образы предыдущего состояния. Отрегулируйте субмодальности таким образом, чтобы они соответствовали своему описанию в РАБОЧЕМ ЛИСТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ.

Посмотрите, вернулось ли к вам прежнее целостное состояние с присущими ему звуками и чувствами.

Если это так, то снова походите несколько минут, войдя в свое обычное состояние, нарушив запроектированное состояние.

Шаг 5.

Присядьте и воссоздайте только аудиальные субмодальности. Затем вновь отрегулируйте эти субмодальности таким образом, чтобы они соответствовали своему описанию в РАБОЧЕМ ЛИСТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ.

Посмотрите, вернулось ли к вам прежнее целостное состояние с присущими ему визуальными образами и чувствами.

Если это так, то снова походите несколько минут, войдя в свое обычное состояние, нарушив запроектированное состояние.

Это основной эксперимент, с помощью которого вы Можете определить, что вас «стимулирует» в данном состоянии. Теперь задайте себе вопрос, как вы раньше вошли в это состояние. Другими словами, если вы вошли в состояние, когда у вас появился визуальный образ, это

212________________Использование состояний сознани я

является вашим стимулом для реагирования. То же са-мое относится и к звукам. Все это является частью опыта состояния, поэтому вызов одной части может привести к появлению всего состояния. Чаще всего так и случается.

В НЛП эти стимулы называются естественными якорями. Это то же самое, что и безусловные стимулы. Ими может быть все что угодно. Для некоторых людей это визуальные образы, для других звуки и чувства. Некоторым людям для реакции нужно всего лишь ощутить нужный вкус или запах. Важно определить, какой якорь действует для вашего состояния. Их может быть и несколько.

После того, как вы определите естественный для вашего состояния якорь, поработайте с ним несколько минут. Часто действие якоря усиливается при длительном использовании. У нас есть якоря для любого нашего опыта. Некоторые являются для нас желательными, как, например, те, которые мы используем для получения нужного состояния. Другие якоря для нас нежелательны — те, которые привязывают нас к проблеме. Якорь — чрезвычайно мощный инструмент. Но они становятся таким инструментом, только если вы их контролируете. Ваши естественные якоря созданы таким же образом, как и естественная реакция слюноотделения у собаки. Собака, вырастая, учится вырабатывать слюну при виде пищи. Каждый раз, когда она видит пищу, первым шагом в процессе переваривания становится слюноотделение. Также и ваши естественные якоря появились из-за того, что вы научились ассоциировать определенные образы, звуки, мысли и чувства с каким-то прошлым опытом. В некотором смысле они являются частью прошлого первоначального опыта, который сейчас они воссоздают. Причины, по которым они появились, теперь не важны. Важно то, что сейчас эти якоря работают. Но собака и не мечтает о том, чтобы использовать эти процессы сознательно, для переваривания пищи. Она не может мечтать ни о чем подобном даже в будущем. До этого момента вы не думали об использова-

Контролирование и использование состояний

нии звуков или образов для создания определенного состояния. Сейчас вы можете это сделать.

Также вы искусственно можете создавать другие якоря для входа в состояние решения проблемы или в другие выбранные вами состояния. Звонок для собаки — искусственный стимул, тем не менее, он эффективен. Для нас все гораздо проще. Первым шагом должна быть практика создания собственных якорей. Помните, что якорем может быть все, что угодно. Я так говорю, потому что в предыдущей главе мы уже создали несколько якорей, хотя вы это еще и не осознали: помните эти листы со строчкой ПАМЯТЬ наверху.

Эксперимент: Написанные якоря

Шаг1.

Выберите один из понравившихся вам проектов состояния.

Шаг 2.

Взгляните на заполненный вами для этого состояния РАБОЧИЙ ЛИСТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ с кратким описанием визуальных, аудиальных и кинестетических состояний.

ШагЗ.

Прочитайте описание ПАМЯТИ.

Шаг 4.

Сейчас обратите внимание на воспоминания об этом опыте, на то, как они возвращаются в ваше сознание. Проверьте субмодальности и посмотрите, нет ли в них такой, которая восстанавливает весь прошлый опыт от одного ее прочтения.

Использование состояний сознания

Громкое прочтение ее вслух или просто звучание этого слова в уме можете сделать ее для вас более реальной. Если какая-то из субмодальностей не согласуется с прошлым опытом или он не кажется вам таким реальным, как раньше, измените каждую субмодальность до первоначального уровня. Для этого вы делали записи.

Я думаю, теперь вы узнали, почему мы провели так много времени с РАБОЧИМ ЛИСТОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ. Он стал якорем для состояния решения проблемы. Вы можете вернуться к нему, когда вам понадобится и выбрать тот лист, который поможет вам в решении определенного вида проблемы. Вы легко можете создать якорь и использовать его в любой нужный момент, даже без этих листов (Вы также можете это для любых состояний, а не только для тех, которые требуются для решения проблемы). Якорем может быть любое из пяти чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Он может быть вне и внутри нас. Мы сконцентрировались на внутренних якорях только потому, что так было удобно для процедур, которые я здесь предложил. На самом деле в НЛП мы начинаем обучать людей создавать якорь, используя ощущение прикосновения. Прикосновение достаточно специфическое и в то же время очень простое действие, чтобы мы его могли точно повторить. Проделайте следующий эксперимент.

Эксперимент: якорь прикосновения

Шаг1.

Начните с возвращения к такому же, как и в предыдущем эксперименте, проекту состояния, используя РАБОЧИЙ ЛИСТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ.

Шаг 2.

Когда вы полностью войдете в это состояние, сожмите большой и указательный палец на левой руке. Давление должно быть мягким, но достаточно сильным.

Контролирование и использование состояний_______215

Я прошу вас прямо ассоциировать данное прикосновение с этим состоянием. Если вы это сделаете так, как я попросил, это прикосновение станет такой же частью опыта данного состояния (или якорем), как и звуки, визуальные образы, чувства.

ШагЗ.

Поднимитесь и пройдитесь. Это вернет вас в более или менее нейтральное состояние, так же как раньше.

Шаг 4.

Сейчас сядьте и внезапно сожмите большой и указательный палец, точно так, как раньше. Убедитесь, что вы точно повторяете прикосновение, его давление и т. д.

Шаг 5.

Обратите внимание на чувства образы и звуки, возникающие у вас в голове. Вернулось ли к вам полностью прежнее состояние? Возможно, в некоторой степени вернулось. Так вы можете проверить свой якорь и увидеть, как он работает.

Шаг 6.

Повторите этот процесс полностью несколько раз, пока ваше проектируемое состояние не станет таким же сильным от «запуска якоря» (соприкосновения указательного и большого пальца), как от первоначальных воспоминаний и использования ранее заполненных листов. Помните, чем более живыми и «реальными» будут ваши внутренние воспоминания, тем легче будет применять к ним якорь.

Шаг 7.

Сейчас заполните нижние строки листа, названные «описание якоря». Напишите: «ощущение от сжатия ука-

216________________Использование состояний сознаниц

зательного и большого пальца на левой руке» или что-либо другое, с помощью чего вы можете точно вспомнить, как делать это снова. Позже вам это понадобится.

Нужно выделить важность дублирования прикосновения. Когда Павлов использовал звонок, позже он добавил еще один эксперимент для изучения этого феномена. Он попытался использовать звонки разной высоты и тона, чтобы понять, реагируют ли собаки на любой звонок или только на тот, звук которого появлялся вместе с едой. Выяснилось, что существует прямая взаимосвязь между звонком и интенсивностью слюноотделения у собаки. Например, немного более высокий или низкий звонок вызывал незначительную реакцию у собаки. Если звонок был выше или ниже на целую октаву, реакция вообще не наблюдалась. В НЛП мы проводили эксперименты с якорем на многих людях и в различных вариациях. Выясняется, что расположение и давление в прикосновении может играть для некоторых людей решающую роль. Даже незначительное отклонение у некоторых людей может уничтожить эффективность якоря. Важно также подчеркнуть, что выбранное вами прикосновение не должно использоваться вами обычно. Если вы много раз прикасались большим пальцем к указательному, тогда в качестве якоря вам лучше выбрать другое прикосновение, может быть, большого пальца к мизинцу. Причина этого действия ясна. Если бы Павлов попытался вызвать ассоциации звонка с едой у собаки, живущей на фабрике звонков, как бы собака уловила связь между ними? Звонки у нее бы ассоциировались со всем и в то же время, ни с чем. Выясняется, что ассоциативный процесс бессознателен. Он происходит на одном из нейрологических уровней человека и часто более примитивен, чем обычные сознательные процессы. Так можно понять эффективность этого процесса у простейших животных. Фактически у животных, которых успешно исследовали психологи — рыб, червей, бактерий вообще нет никакой нейрологической системы.

Я предполагаю, что все это звучит очень скучно. Часто, когда люди в первый раз узнают об этих концепциях,

Контролирование и использование состояний_______217

они отмечают, что им не очень нравится сравнение с существами, которых они избегают, уничтожают или по которым ходят. Мне это тоже не нравится. Но это мало отражается на эффективности нашей техники. Она действует, непосредственно и просто. Павловское или классическое учение об условных рефлексах является частью нашей жизни. Оно верно, по крайней мере, в некоторой степени, для людей, так же как и для простейших организмов. Наша уникальность заключается в богатстве нашего опыта и в нашей способности контролировать процесс, а не находится под контролем у него. Также механические структуры, подобные этой, чрезвычайно полезны в изучении и обучении определенным процедурам. Если вы будете практиковаться и узнавать больше о том, как это действует в вашем личном опыте, вы можете намного улучшить свою стилистическую адаптацию.

Усиление состояний

Также я должен отметить, что хотя эта техника работает преимущественно на бессознательном уровне, вы не должны быть «бессознательным», используя ее. Еще одна особенность человека состоит в уникальной взаимосвязи между бессознательными и сознательными процессами. На этом основывается НЛП и все подходы в контролировании человеческого поведения. В этом заключается наше главное отличие от простейших животных. Мы можем сознательно совмещать якоря разных типов для усиления эффекта. Это может принять форму самогипноза, прибавленного к якорям. Таким образом, мы можем сделать наш якорь, в том числе тот, который у вас есть для одного из запроектированного состояния, более мощным и полезным. Не вдаваясь в подробное объяснение этого процесса, я приведу здесь конкретный эксперимент. Для этого вы создадите хорошую основу, которая будет сопутствовать созданному вами только что якорю.

Использование состояний сознания

Эксперимент: вербальные якоря.

Шаг1.

Приведите в действие якорь для вашего первого спроектированного состояния, то есть, как и раньше, прикоснитесь большим пальцем к указательному, одновременно говоря себе: «когда я таким образом прикасаюсь большим пальцем к указательному, я полностью вспомню, когда я был способен решить свою личную проблему». Это хорошее гипнотическое внушение, оно особенно эффективно в данном случае. Не имеет значения, как громко вы это произнесете. Данное самовнушение станет частью вашего опыта. Если хотите, вы можете заменить описание состояния, которое вы написали на строках, относящихся к ПАМЯТИ для «прежнего времени».

Шаг 2.

Нарушьте это состояние: встаньте и прогуляйтесь, пока не вернетесь в свое нормальное состояние.

ШагЗ.

Приведите в действие якорь и снова произнесите предложение. Стала ли ваша реакция сильнее, чем раньше?

Шаг 4.

Запишите предложение точно так, как вы его произнесли в РАБОЧИЙ ЛИСТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ. Если вы запишите его после описания якоря, это может помочь вам лучше вспомнить нужное состояние.

Выясняется, что совмещение якорей часто создает дополнительный эффект в их действии. Например, часто, если у вас есть два отдельных якоря для одного и

Контролирование и использование состояний_______219

того же чувства, и если вы их приведете в действие одновременно, то таким образом создадите очень интенсивное переживание этого чувства, намного сильнее, чем это могло бы быть при использовании одного якоря. Я употребил в этом случае слово «часто», потому что для этого существуют определенные условия. Вы должны быть уверенны, что данный якорь действует эффективно. Когда люди в первый раз обучаются данной методике, они часто бывают небрежны к выполнению процедур. Чаще всего они используют данную технику для нескольких предвидимых и знакомых им внешних явлений. Результаты получаются довольно странными.

Когда я начал обучение этому процессу, у меня было много подобных случаев. Так же, как и вас, я проинструктировал группу людей о якорной технике. Я попросил их мысленно вернутся во время, когда они чувствовали себя приятно и расслабленно. Затем я увидел, что некоторые из них закрыли глаза, отвернулись и заплакали. Первые несколько раз я должен был сначала хорошенько подумать, и лишь потом задать им вопросы.

Я обнаружил, что каждый человек, реагировавший таким образом, делал одно из двух. Часто они обращались к воспоминанию, которое было не приятным, а очень болезненным. К плохому воспоминанию. Достаточно простому. Им нужно было другое воспоминание. Другая возможность — они обращались к очень приятному, расслабляющему воспоминанию. Затем они про себя его комментировали, и толковали его как прекрасное состояние, которого у них никогда больше не было и не будет. Это довольно угнетающая мысль. Настолько угнетающая, что она переполняла людей негативными чувствами быстрее, чем они успевали почувствовать удовольствие и расслабление. Возможное решение: для этого нужно было другое воспоминание (существуют другие способы поведения в этой ситуации, но мы не будем в них сейчас вдаваться).

220________________Использование состояний сознания

ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ

Часто возникающая у людей проблема, особенно это относится к решению проблем — внутреннее перенапряжение. Человек чувствует, что не способен больше контролировать большой поток информации, которая часто бывает неясной и конфликтной. Информация, необходимость выбора, фрустрация, страх переполняют нас.

Хороший способ справиться со всем этим состоит в том, чтобы экстернализировать это внутреннее неустройство. Это означает, что вы должны вывести его наружу из нашего сознания, потому что там оно приносит нам больше вреда, чем пользы. Для этого существует множество способов. Вспомните детективные рассказы или фильмы. Один умный полицейский или группа сыщиков рисуют на доске схему совершения преступления. Или же они вывешивают по всей стене картинки, объясняющие случившееся. Иногда мы видим, как один из сыщиков что-то рисует на листке бумаги, объединяя разные идеи в общий план. Таков пример экстернализации информации, так ее можно должным образом организовать и контролировать.

Неправильных способов для этого не существует. Все, что может помочь нам перенести все «данные» из нашей головы на бумагу или куда угодно еще, станет полезным. Некоторым нравится «строить карту» с размещением центральной идеи посередине листа бумаги и окружать ее относящимся к ней элементам, которые представляют собой разного рода ответвления. Другие люди (в том числе и я) предпочитают писать все на отдельных листках, или на экране компьютера. Некоторые любят делать карточки, которые они могут составлять и переставлять до тех пор, пока не найдут искомый результат. ______________________________

Контролирование и использование состояний_______221

Некоторые люди даже любят записывать себя на магнитофон. Когда они слышат свой голос, рассказывающий о проблемах, словно перенесшихся теперь во вне, для них возникает новая перспектива.

Другой метод, разработанный Диснеем и регулярно применяющийся в киноиндустрии — «табло рассказа». Вам нужно нарисовать картинки, представляющие собой некоторые «сценки» и создать из них сценарий. Это может помочь в решении проблем, особенно когда нам не хватает до сих пор не найденного элемента головоломки. Наличие внешних образов, или ряда образов, может в этом помочь.

Цель этого процесса — облегчение внутреннего стресса, возникшего от информационной перенасыщенности. Каждый раз, выполняя это, мы будем входить в лучшее для творческого решения проблем состояние. Контролируя таким образом важную для нас информацию, мы даже можем прийти к решению нашей проблемы.

Каждый из этих примеров представляет собой вид реакций, называемых полярными. Полярная реакция может дать вам полярную противоположность всего, что вы хотите. У всех нас есть опыт общения с людьми, которые всегда делают абсолютно противоположное тому, о чем мы их просим. Специалисты в этом — двухлетние дети. У людей, не захотевших выйти из двухлетнего возраста, часто в жизни бывают проблемы во взаимоотношениях с другими людьми. Если им повезет, они становятся антрепренерами, если нет, то работают на должностях, где доводят нас до сумасшествия (или заставляют нас проектировать состояния для общения с трудными людьми). В реальности все мы, конечно, реагируем полярно на многие вещи. Но наша задача заключается в том, чтобы оставаться сознательными к тому, как и в каких обстоятельствах, мы реагируем на ситуацию и совершаем выбор.

222________________Использование состояний сознания

И, что более для нас важно, применив якорную технику к проектируемым состояниям, вы всегда будете знать о своих чувствах и ответной реакции. Я встречал людей, которые думали, что два имеющихся у них якоря создают одинаковые чувства, но они не уделили этому нужное внимание. На самом деле они создали якоря для двух совершенно разных состояний. Затем они одновременно привели их в действие, надеясь, что эффект будет очень сильным. Но получили совершенно другую реакцию, которая представляла собой комбинацию реакции каждого якоря. Если они противоположны друг другу, если полярная реакция совмещается с желаемой реакцией, результата не получается — якоря отменяют друг друга.

Чтобы быть уверенным в том, что вы совмещаете сходные якоря, проверьте субмодальности. Если вы хотите совместить несколько состояний для решения проблемы, как я вам предложил, убедитесь, что субмодальности сходны, насколько это возможно. Другими словами, если первый образ яркий, большой и ясный, убедитесь, что другой образ обладает сходными характеристиками. То же самое относится к звукам и чувствам.

Другой способ усиления состояний очень простой. Вы можете осторожно отрегулировать субмодальности таким образом, чтобы переживание стало более мощным и реальным. Может быть, что при усилении определенных чувств, вам будет проще прийти к творческому решению проблемы. Если это так, попробуйте сделать образ ярче или расширить его. Или увеличьте громкость или чистоту голосов, звучащих у вас в уме. Это может придать вашим чувствам желаемую интенсивность. Однако я советую сначала осторожно испробовать этот способ на одной субмодальности. Иногда одновременное изменение сразу нескольких субмодальностей вызывает чувство замешательства, либо ваш образ может показаться вам нереальным или неестественным. Это не принесет вам большой пользы.

Я надеюсь, вы поняли, что для использования этого феномена вы обладаете многими полезными способами,

Контролирование и использование состояний________223

число которых почти неограниченно. Если вы обратитесь к своему воображению, вы обнаружите множество того, что можете изменить, множество состояний, которые вы можете использовать, что сделает вашу жизнь более богатой и приятной.

Я привел здесь короткий список указаний (некоторые из них мы уже упомянули), которые помогут вам более эффективно использовать якорную технику.

1. Сделайте каждый ваш якорь отличным от всего, что вы обычно делаете, иначе при его активизации на него будут негативно влиять другие состояния. Другими словами, если у вас есть привычка соединять большой и указательный палец, тогда выберите другой якорь. В обратном случае вы будете постоянно приводить его в действие до тех пор, пока он не «ослабеет» и не исчезнет.

2. Убедитесь, что вы на самом деле находитесь в том состоянии, к которому хотите применить якорную технику, а не просто думаете о нем. Вы приведете якорь в действие в любом состоянии, в котором находитесь — в желаемом или нет, для якоря это не имеет значения.

3. Когда якоря установлены, следует проверить их эффективность. Убедитесь, что вы создали якорь для нужного состояния; нарушьте это состояние, затем приведите якорь в действие, чтобы убедиться в том, что плодотворное состояние возвращается. Причина, по которой мы должны нарушить состояние, заключается в том, что когда мы полностью в него погружены, мы не можем судить об эффективности якоря.

4. Возможно, для возбуждения якоря вам понадобится несколько попыток. Это особенно относится к стадии изучения, когда вы еще не выбрали подходящее время и место. Будьте терпеливы, позвольте себе сделать определенное количество попыток,             если вас беспокоит какой-то тип якоря (прикосновение, слова и т. д. ), выберите другой якорь.

Использование состояний сознания

Якорь может «накладываться». Это означает, что его сила и качество могут усиливаться, если вы используете один и тот же якорь для нескольких похожих состояний. Якоря могут разрушать друг друга, отменяя свою эффективность. В этом заключается метод избавления от нежелательных якорей (это не относится к целям нашей книги, для получения большей информации см. библиографию).

Якоря действуют в любой репрезентативной системе (сенсорной модальности). Практикуйте использование прикосновений, жесты, мимику, модуляции голоса. Якоря находятся вокруг нас и внутри наших мыслительных процессов. Их нельзя избежать, но их можно контролировать. Помните: ЯКОРЯ ДЕЙСТВУЮТ, поэтому используйте их разумно.

Чем большим внутренним знанием и острыми чувствами вы обладаете, тем проще вам будет добиться успеха. Вы тот час узнаете, находитесь ли вы в желаемом состоянии или нет. Внутреннее знание и острота чувств очень помогает в работе с людьми (что также не входит в цели нашей книги).

Разработка решений с помощью якорей

Сейчас вы довольно просто можете войти в спроектированное вами состояние для решения проблем. Вы должны всего лишь использовать якорь, который вы установили для данного состояния и, находясь в этом состоянии, разработать правильное решение. Помните, «зависшие» состояния мешают нам решить многие проблемы, отделяют нас от ресурсов, необходимых для творчества. Якорь станет ключом, который поможет вам выйти из такого состояния и перейти к более продуктивной стадии.

Контролирование и использование состояний_______225

Эксперимент: использование якоря для разработки решений

Шаг 1.

Приведите в действие якорь для запроектированного состояния, которое поможет решить вашу настоящую проблему. Прикоснитесь указательным пальцем к большому, если это ваш якорь. Произнесите слова, которые вы использовали для усиления состояния.

Шаг 2.

Проверьте себя по РАБОЧЕМУ ЛИСТУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ, чтобы убедиться в том, что вы на самом деле находитесь в нужном состоянии. Отрегулируйте визуальные образы и звуки до такой степени, чтобы испытываемые вами чувства были приятными и сильными.

ШагЗ.

Вернитесь к желаемому для решения данной проблемы результату. При необходимости просмотрите свои прежние записи.

Шаг 4.

Выполняя все описанное, держите якорь для сохранения нужного состояния.

Подумайте о своей проблеме. Подумайте о желаемом результате, который вы ранее разработали, чтобы освежить свои знания и сконцентрироваться, посмотрите на свои прежние записи.

Шаг 5.

Пока вы находитесь в таком плодотворном состоянии, представьте, что вы можете сделать для решения проблемы и достижения желаемого результата.

У Сид Джекобсон

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...