Урок 174. Спряжение глагола
Знать: способ определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме). Уметь: владеть способом определения спряжения.
I. Запись в раздел словаря «Говори правильно». Облегчи́т, углуби́т, упрости́т.
II. Прочитайте наизусть (или по книге) отрывок из главы «Леса» книги К. Паустовского «Мещерская сторона». — Найдите метафоры в тексте. Какие сравнения использует автор? Какие цвета мы видим в этой зарисовке? Какие слышим звуки? Слова какой части речи передают их? Подберите синонимы к словам блеснет (озеро), бесшумно, необыкновенная (тишина). — Запишите под диктовку глаголы блеснет, золотит, стоит, кричит, висит; определите их спряжение. Образец записи: блесн (I спр.), крич (II спр.). — Как вы определили спряжение этих глаголов? (По ударным окончаниям.) — Вспомните, как определяется спряжение глагола, если окончание глагола безударное. (Если окончание глагола безударное, ставим глагол в начальную форму, выясняем: если он оканчивается на -ить или является глаголом-исключением, то это глагол II спряжения, если нет — I.) «Проговаривание» способа действия по определению спряжения глаголов, имеющих безударные окончания, должно проводиться неоднократно, до полного овладения им. Постепенно рассуждение «укорачивается». Выписываются остальные глаголы из текста, проговаривается способ определения спряжения: пылает, летают, заглядывают, тлеет и пр. Образец записи: пыла́ — пыл а́ть (не на - ить, не искл.— I спр.), во́з тся — воз и́ть ся (на - ить — II спр.).
III. Выпишите из предложений, взятых из книги К. Паустовского «Мещерская сторона», глаголы, определите их спряжение (с объяснением).
1. Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. 2. Восходит солнце. 3. Иней тает. 4. Прибрежные пески делаются темными от росы. 5. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом. 6. Трава седеет от первого утренника. 7. Все они [коты] смотрят на кукан с рыбой.
IV. Закрепление материала — наблюдения на с. 255.
Домашнее задание: § 119, упр. 681, 683.
Урок 175. Спряжение глагола (продолжение темы) I. Чтение учителем отрывка из воспоминаний писателя Юрия Бондарева о Константине Паустовском.
Я могу закрыть глаза и по ощущениям Паустовского вспомнить... как догорает закат в пролете осени, как ложится первый снег на проселочные дороги и подымается едкий туман, как скрипят половицы в старом, рассохшемся доме, как вечером пахнет мокрыми заборами, как ровно шумит дождь по крыше, как в осенние ночи остро блестит, переливается созвездие Ориона над темными лесами...
— Как вы понимаете выражение по ощущениям Паустовского могу вспомнить? (То есть так представить себе все это, как описывает в своих произведениях К. Паустовский.) При повторном чтении учащиеся выписывают в два столбика глаголы I и I спряжения, выделяют в них окончания, ставят ударение и определяют спряжение. О б р а з е ц з а п и с и: I спряжение II спряжение догора́ лож ся — Назовите глаголы, спряжение которых вы определяли: 1) по их личным окончаниям; 2) по неопределенной форме. Расскажите как вы рассуждали.
II. Заполните таблицу.
Таять, видеть, слышать, клеить, смотреть, чуять, бороться, ездить, стелить, замирать, чувствовать.
Учащиеся дополняют колонки своими примерами.
III. Вспомните, какие окончания имеют глаголы I и II спряжения.
IV. Объяснительный диктант.
Читаешь книгу, борется с ленью, стирает белье, терпишь невзгоды, строит дом, стелется туман, клеит конверты, снег растает, услышит речь, увидит корабль.
Домашнее задание: § 118, упр. 685, 688.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|