Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 174. Спряжение глагола




Знать: способ определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме).

Уметь: владеть способом определения спряжения.

 

I. Запись в раздел словаря «Говори правильно».

Облегчи́т, углуби́т, упрости́т.

 

II. Прочитайте наизусть (или по книге) отрывок из главы «Леса» книги К. Паустовского «Мещерская сторона».

— Найдите метафоры в тексте. Какие сравнения использует автор? Какие цвета мы видим в этой зарисовке? Какие слышим звуки? Слова какой части речи передают их? Подберите синонимы к словам блеснет (озеро), бесшумно, необыкновенная (тишина).

— Запишите под диктовку глаголы блеснет, золотит, стоит, кричит, висит; определите их спряжение.

Образец записи: блесн (I спр.), крич (II спр.).

— Как вы определили спряжение этих глаголов? (По ударным окончаниям.)

— Вспомните, как определяется спряжение глагола, если окончание глагола безударное. (Если окончание глагола безударное, ставим глагол в начальную форму, выясняем: если он оканчивается на -ить или является глаголом-исключением, то это глагол II спряжения, если нет — I.)

«Проговаривание» способа действия по определению спряжения глаголов, имеющих безударные окончания, должно проводиться неоднократно, до полного овладения им. Постепенно рассуждение «укорачивается».

Выписываются остальные глаголы из текста, проговаривается способ определения спряжения: пылает, летают, заглядывают, тлеет и пр.

Образец записи: пыла́ пыл а́ть (не на - ить, не искл.— I спр.), во́з тсявоз и́ть ся (на - ить — II спр.).

 

III. Выпишите из предложений, взятых из книги К. Паустовского «Мещерская сторона», глаголы, определите их спряжение (с объяснением).

 

1. Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. 2. Восходит солнце. 3. Иней тает. 4. Прибрежные пески делаются темными от росы. 5. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом. 6. Трава седеет от первого утренника. 7. Все они [коты] смотрят на кукан с рыбой.

 

IV. Закрепление материала — наблюдения на с. 255.

 

Домашнее задание: § 119, упр. 681, 683.

 

Урок 175. Спряжение глагола

(продолжение темы)

I. Чтение учителем отрывка из воспоминаний писателя Юрия Бондарева о Константине Паустовском.

 

Я могу закрыть глаза и по ощущениям Паустовского вспомнить... как догорает закат в пролете осени, как ложится первый снег на проселочные дороги и подымается едкий туман, как скрипят половицы в старом, рассохшемся доме, как вечером пахнет мокрыми заборами, как ровно шумит дождь по крыше, как в осенние ночи остро блестит, переливается созвездие Ориона над темными лесами...

 

— Как вы понимаете выражение по ощущениям Паустовского могу вспомнить? (То есть так представить себе все это, как описывает в своих произведениях К. Паустовский.)

При повторном чтении учащиеся выписывают в два столбика глаголы I и I спряжения, выделяют в них окончания, ставят ударение и определяют спряжение.

О б р а з е ц з а п и с и:

I спряжение II спряжение

догора́ лож ся

— Назовите глаголы, спряжение которых вы определяли: 1) по их личным окончаниям; 2) по неопределенной форме. Расскажите как вы рассуждали.

 

II. Заполните таблицу.

Глаголы I спряжения Глаголы II спряжения
  на -ить исключения
О б р а з е ц з а п о л н е н и я: та ять стел ить (искл. — стл ать) стро ить вид еть

 

Таять, видеть, слышать, клеить, смотреть, чуять, бороться, ездить, стелить, замирать, чувствовать.

 

Учащиеся дополняют колонки своими примерами.

 

III. Вспомните, какие окончания имеют глаголы I и II спряжения.

 

IV. Объяснительный диктант.

 

Читаешь книгу, борется с ленью, стирает белье, терпишь невзгоды, строит дом, стелется туман, клеит конверты, снег растает, услышит речь, увидит корабль.

 

Домашнее задание: § 118, упр. 685, 688.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...