Урок 196. Анализ контрольного диктанта
⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (6 часов+2 часа развития речи)
Цикл этих уроков учитель планирует исходя из особенностей своего класса с учетом того, насколько успешно были в течение учебного года усвоены те или иные темы, с учетом пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся этого класса. Рекомендуем на одном из уроков провести итоговый тест.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
I вариант
I. Укажите звонкие согласные: 1) к; 2) д; 3) т; 4) с.
II. Какая часть слова образует форму слова? 1) Корень; 2) суффикс; 3) приставка; 4) окончание. III. Укажите суффикс глагола прошедшего времени: 1) - ал -; 2) -л -; 3) - ну -; 4) -и -.
IV. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: . 1) местность; 2) исписала; 3) безбрежный; 4) разговор. V. Укажите слово, в котором безударная гласная корня проверяется ударением: 1) расст..яние; 2) распол..гаться; 3) уд..вительный; 4) разл..жить.
VI. Найдите верный ответ: 1) скрипач — имя сущ., ж, р.; 2) написала — глагол прош. вр., ж. р.; 3) пахуч — глагол наст. вр.; 4) написать — глагол несов. в.
VII. Найдите слово, на конце которого не пишется мягкий знак: 1) дышиш..; 2) тиш..; 3) жгуч..; 4) испеч..
VIII. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме: . (Знаки препинания не проставлены.) 1. Ветер засвистел в ушах и поднялась снежная пыль. 2. Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники. 3. Вот появилось солнце и его лучи залили окрестность светом. 4. Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.
IХ. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: (Знаки препинания не проставлены.) 1. Когда я вернулся домой мама уже спала. 2. Капли дождя редко стучали и шлепали по листьям. 3. Наступила осень и птицы медленно потянулись к югу. 4. Трава появилась там где сильнее припекало солнце.
Х. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: (Знаки препинания не проставлены.) 1. Я провожу тебя и мы обсудим эти вопросы. 2. Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет. 3. Раздался страшный гром и вскоре над лесом зашумел дождь. 4. Птица взмахнула крыльями и полетела в сторону леса.
ХI. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания. 1. Сергей закричал: «Ребята лес горит!» 2. Мы знали, что скоро прилетят скворцы. 3. Тундра родина птиц. 4. Мы принесли березу из леса и посадили ее в саду.
II в а р и а н т
I. Найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков: 1) боюсь; 2) сиять; 3) вернешься; 4) польет. II. Найдите слово с ударением на втором слоге: 1) алфавит; 2) документ; 3) красивее; 4) средства. III. Какая из указанных морфем образует форму слова? 1) Корень; 2) приставка; 3) суффикс; 4) окончание.
IV. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: 1) вскипятила; 2) встретился; 3) встряхнула; 4) встрепенуться.
V. Укажите слово, в котором безударная гласная в корне проверяется ударением: 1) бл..снуть; 2 ) р..стительность; 3) р..скошный; 4) зам..реть. VI. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков слова: 1) прочитать — гл. несов. в.; 2) дышать — гл. I спр.; 3) жгуч (ветер) — гл. прош. вр., м. р.; 4) построила — гл. прош. вр., ж. р.
VII. Укажите окончания глагола II спряжения: 1) -ат; 2) -ишь; 3) -ет; 4) -ем.
VIII. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: (Знаки препинания не проставлены.)
1. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. 2. Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. 3. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. 4. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
IХ. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:
(Знаки препинания не проставлены.) 1. Ночью я вышел на улицу и меня потрясло поразительное зрелище. 2. При свете сияния я увидел темные макушки деревьев и крыши домов. 3. Стояла необычная тишина и нарушал ее лишь лай собак. 4. Лесная мышь пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
Х. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме: (Знаки препинания не проставлены.) 1. За грачами скоро прилетят скворцы покажутся на весенних проталинках первые жаворонки. 2. Лишь некоторые наблюдательные люди знают что красногрудые клесты всю зиму проводят в хвойных лесах. 3. Большая белая шапка упала с дерева и осыпала кусты снежной пылью. 4. На колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег и под тяжестью снега согнулись молодые березки.
ХI. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. 1. Сова по-прежнему сидела на жердочке и смотрела на меня своими круглыми глазами. 2. Опытные охотники говорят, что медведица с осени берет в берлогу только одного медвежонка, а другого выгоняет из своей берлоги. 3. Ежи — смирные и кроткие животные. 4. «Дедушка выходи скорее!» — крикнул в открытое окно внук.
Каждое задание теста оценивается одним баллом. Оценки выставляются: 5 — 9-11 баллов; 4 — 7-8; 3 — 5-6; 2 — менее 5 баллов.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
I в а р и а н т
Летнее утро легко поднимает с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез*. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик — гриб яркий, стройный*. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (98 слов.)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е: объяснить графически постановку знаков препинания в отмеченных знаком * предложениях.
II в а р и а н т (без грамматического задания)
Коротка летняя пора на севере тундры. В мае еще в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по ее бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения. В это время сюда возвращаются птицы. Тундра — родина этих птиц. На берегах светлых озер они строят свои гнезда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот! Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далекие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда. Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю. (118 слов.)
[1] Ученической словарь представляет собой общую тетрадь. Он состоит из разделов: «Словарь трудных слов», «Словарь корней», «Говори правильно», «Справочник». В последнем разделе словаря помещаются таблицы обобщающего характера. Словарь ведется учащимися с V по IХ класс. [2] См: Алгазина Н. А. Формирование орфографических навыков. — М., 1987. [3] Все ссылки на учебник даны по изданию: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И И. Русский язык. 5 класс.— М., 1999 и последующие издания. [4] Учитывая, что ошибки в написании безударных гласных в корнях глаголов являются частотными, работа по развитию и совершенствованию навыков правописания гласных в корнях глаголов проводится е ж е д н е в н о в течение всего учебного года. [5] Без запоминания термина. [6] Все пронумерованные таблицы записываются в раздел ученического словаря «Справочник». [7] При подготовке к урокам развития речи учитель может использовать книги: Капинос В.И., Сергеева Н.А., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. — М., 1991; Пленкин Н.А. Уроки развития речи. 5—9 классы.— М., 1995. [8] В разработке урока использованы материалы книги: Капинос В. И. Русский язык: IV кл.: Развитие связной речи.— М., 1987. [9] Без указания на часть речи.
[10] Различные виды и формы проверки по теме см.: Богданова Г. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс.— М., 2000. [11] О работе с наборным полотном при изучении синтаксиса и пунктуации см.: Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка. — М., 1996. — С. 131. [12] Работа над таблицей будет продолжена на уроке 41. [13] Варианты подобной работы см.: Богданова Г. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. — М., 1998. [14] В данной работе используются так называемые традиционные схемы сложноподчиненных предложений. Как показывает практика, учащиеся с помощью этих схем быстрее овладевают умением определять структуру предложения. Эта схема, на наш взгляд, нагляднее показывает зависимость придаточного предложения от главного. Это не исключает возможности работы с горизонтальными схемами. [15] Учитель может использовать и материалы рабочей тетради авторов Г. А. Богдановой, Г. И. Кириченко (М., 1997) на тему «Этикет». [16] Гребенкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка.— М., 1984.— С. 52. [17] Текст взят из кн.: Виноградова Л. А., Белицкая С. И., Горчак А. Н. Сборник диктантов по русскому языку (4—6 классы).— М., 1978.— С. 32. [18] Тест может быть дан на одном из последних уроков по теме. [19] См.: Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе.— М., 1992.— С. 93. [20] В разработке урока использованы материалы раздела «Проверьте знания своих учеников» (Рус. яз. в школе.— 1977.— № 2.— С. 53, 54). [21] О методике проведения уроков-зачетов см.: Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка.— М., 1989; Она же. Из опыта проведения уроков-зачетов // Рус. яз. в школе. — 1988. — № 2. [22] Вместо урока-зачета может быть дан контрольный диктант. (См. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5—9 классы. — М., 2001.) [23] Составить схему данного предложения. [24] Варианты диктантов учитель найдет в книге: Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5—9 классы.— М., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|