Технология игры-путешествия
Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию (различные области знаний, школьные предметы, направления воспитания, виды деятельности, компоненты социального опыта и т. д. ), а также с успехом использована во взаимодействии педагога с любой возрастной группой учащихся (будь то учащиеся начальной школы, подростки, старшеклассники, студенты и т. д. ). В основе технологии игры-путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по И. П. Иванову. Общая характеристика игры-путешествия. Игра-путешествие – это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов 9станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) судья-инструктор предлагает участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их выполнение. Чаще всего игры-путешествия являются тематическими, т. е. содержание заданий, вопросов всех этапов (станций) определяется единой темой-проблемой (например, охрана окружающей среды, культура поведения, театр, сказки и т. д. ). Цели игры-путешествия. Игры-путешествия прежде всего направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса. Они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов. Участники игры-путешествия. В игре участвуют команды (экипажи) численностью 5-10 человек, которые создаются на базе одного класса (отряда загородного оздоровительного лагеря). Игра-путешествие может быть проведена как в отдельном классе (отряде), так и в группе (параллели или между параллелями) классов (отрядов).
Порядок реализации технологии игры-путешествия. Реализация технологии включает следующие этапы. Первый этап. Подготовка игры. При подготовке игры ее организаторам необходимо: - проложить маршрут игры-путешествия (если игра проводится в школе, то маршрут прокладывается по рекреациям и аудиториям школьного здания; если игра проводится на природе, то протяженность маршрута составляет 1, 5 – 2 км; желательно, чтобы маршрут был кольцевым); - разделить маршрут на ряд (5-7) этапов (станций); - составить содержание (комплекс вопросов, творческих заданий) каждого этапа игры; - определить судей-инструкторов для каждого этапа игры; - определить места стоянок судей-инструкторов на маршруте игры; - разработать критерии оценки выполнения участниками игры заданий; - подготовить для каждой команды (экипажа) участников игры маршрутные листы, в которых указываются названия этапов (станций) и порядок их прохождения, судьи-инструкторы на этапах и оценки; - закодировать в виде рисунков оценки, которые будут выставлять судьи-инструкторы в маршрутный лист, например: «отлично» - солнышко, «хорошо» - цветок-ромашка, «удовлетворительно» - елочка. тучка, кораблик; - оформить транспаранты, плакаты с названиями этапов (станций) игры-путешествия (они должны быть крупными, яркими, броскими, легко читаемыми) и стрелки, указывающие направление маршрута; - подготовить награды и призы для победителей игры. Второй этап. Проведение игры. Начинается игра-путешествие с общего сбора-линейки, на котором: - участникам игры напоминают ее условия; - знакомят с порядком проведения игры; - называют этапы (станции) игры; - представляют судей-инструкторов (сразу же после представления они отправляются на свои места стоянок на маршруте игры);
- вручают маршрутные листы (закодированные в рисунках оценки не разглашают, сохраняя в тайне); - сообщают о вручении победителям игры призов. Общий сбор украсят, сделают более привлекательным для детей элементы театрализации. Например, при проведении игры-путешествия «По тропе Берендея» ее участников может приветствовать царь Берендей – владыка леса со своей свитой. На маршрут игры команды (экипажи) выходят с временным промежутком в 5 минут (удлинять промежуток не стоит, иначе игра затягивается, теряется динамизм). На каждом этапе (станции) команда находится не более 5 минут, 2-3 минуты затрачивается на переход с этапа на этап. За соблюдением временных рамок игры строго следят судьи-инструкторы. На каждом этапе судьи-инструкторы предлагают всем командам систему вопросов, творческих заданий, оценивают их выполнение в соответствии с принятыми критериями и выставляют закодированный балл в маршрутный лист. На последнем этапе судья-инструктор оставляет маршрутные листы у себя (это необходимо для своевременного, оперативного подведения итогов игры-путешествия). Третий этап. Подведение итогов. Проводится анализ игры каждым участником, фиксируется состояние развития (эмоций. чувств, сознания и т. д. ), а также определяются причины этого состояния. Судьи-инструкторы по каждому маршрутному листу подсчитывают сумму баллов, набранную командой. Определяются победители игры-путешествия – команды, занявшие 1, 2, 3-е места. На итоговом общем сборе объявляются окончательные результаты игры, называются победители, вручаются призы. Можно подготовить фотовитрину по итогам игры, рассказывающую о ее проведении, победителях. Среди критериев выполнения участниками игры предлагаемых судьями-инструкторами заданий могут быть следующие: 1) полнота и глубина знаний; 2) эрудиция; 3) сообразительность, смекалка; 4) системность знаний; 5) умение использовать знания на практике; 6) адекватность сознания и поведения; 7) развитость воображения, наблюдательности; 8) творчество в деятельности; 9) умение организовать коммуникацию между членами команды (экипажа); 10) взаимодействие всех членов команды (экипажа); 11) активность всех членов команды; 12) мотивация участия в игре, выполнения заданий членами команды; 13) проявление эмоций, чувств; 14) стремление к анализу, обобщению и другим мыслительным операциям; 15) самооценка своей деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|